Форум » Зеркальная комната » Издательство "Журавль" » Ответить

Издательство "Журавль"

Ольга: Предлагаю задуматься: зачем создается какое-то новое издательство? Из статьи Аллы Повилихиной [quote]Гуро и Матюшин на имеющиеся у них скромные средства основали на своей квартире издательство под названием «Журавль». Датой его основания следует считать 1909 год, так как Матюшин, перечисляя издания «Журавля», называл и сборник рассказов Гуро о городе «Шарманка», вышедший в Петербурге в 1909 году еще без названия издательства. Но главная деятельность «Журавля» разворачивалась на Песочной. Книги, издаваемые футуристами, были необычны: небольшие по размерам, часто небрежно сброшюрованные, на простой и дешевой бумаге, со «странными» рисунками и не менее странными стихами и прозой, они являлись полной противоположностью книгам, издававшимся символистами и мирискусниками, изысканно оформленным и отпечатанным в лучших типографиях города. Футуристы создали новый тип издания — книгу, отпечатанную литографическим способом, — «самописьмо», как они его называли. Высоко ценя «немой голос почерка», его образную выразительность, Хлебников писал: «Почерк писателя настраивает душу читателя на одно и то же число колебаний». Филонов, иллюстрируя «Деревянных идолов» Хлебникова, рисовал текст, превращая буквы в орнамент из цветов и зверей, а слово — в знак. В апреле 1910 года издательство «Журавль» выпустило первый сборник поэтов-будетлян «Садок Судей». Как вызов привычным эстетическим нормам сборник был отпечатан на обоях трех видов. Название было предложено Хлебниковым. Портреты шести участников — Хлебникова, Каменского, Гуро, Николая и Давида Бурлюков, Сергея Мясоедова — выполнил Владимир Бурлюк. О том, какое значение придавали сборнику сами авторы, свидетельствует Матюшин: «Эта книжка упала, как бомба, в собрании «мистиков» у Вячеслава Иванова. Бурлюки проникли к ним очень благочестиво, и Вячеслав Иванов их радушно принял. Затем эти негодяи, уходя от него, насовали всем присутствующим в пальто и шинели в каждый карман по «Садку». Так получили книгу Ремизов, Блок, Кузмин, Городецкий и все другие, бывшие с ними. Несмотря на то, что эффект этой бомбы неожидан, «мистики» обрадовались «детской шалости» и приняли ее за обыкновенную хлопушку». Всего издательством «Журавль» было выпущено около двадцати книг и брошюр, а также партитуры музыкальных произведений Матюшина «Победа над Солнцем», «Осенний сон», «Дон Кихот». «Журавль» просуществовал до 1918 года. На последних книгах — «Несчастный ангел» Рюрика Ивнева (1917), «Зажженная свеча» Иннокентия Оксенова (1917), «Невыпитое сердце» Ады Владимировой (1918) — название издательства звучало уже по-другому: «Дом на Песочной».[/quote] Статья полностью

Ответов - 1

Ольга: Издательство располагалось в Петербурге на ул. Песочная, д.10. В настоящее время это улица Профессора Попова. Ближайшая станция метро - "Петроградская". В этом доме теперь находится музей петербургского авангарада. Называется музей - "Дом М.В. Матюшина". Сайт музея "Дом Матюшина" У этого дома очень интересная история: Дом-музей М. В. Матюшина расположен на улице Профессора Попова, называвшейся ранее Песочная. Деревянный дом был построен в 1840–1850-е годы на территории сада, перешедшего во второй половине ХIХ века во владение «Общества пособия нуждающимся литераторам и ученым» («Литературного фонда»). Впоследствии дом неоднократно перестраивался. В 1891–1899 годах он принадлежал литератору и журналисту В. О. Михневичу. В 1904 году дом был приобретен Литературным фондом у вдовы Михневича. В 1912 году в квартире № 12 поселился один из зачинателей русского авангарда – художник, автор теории «расширенного смотрения», музыкант, педагог, издатель Михаил Васильевич Матюшин (1861–1934) с Еленой Генриховной Гуро (1877–1913), известной художницей и писательницей. На протяжении нескольких десятилетий дом М. В. Матюшина был одним из центров культурной жизни Петербурга–Петрограда–Ленинграда, объединявшим художников, музыкантов, литераторов. В 1910–1920-е годы здесь часто бывали К. С. Малевич, П. Н. Филонов, А. Е. Крученых, В. В. Маяковский, В. В. Хлебников, В. В. Каменский, братья Бурлюки; ученики Матюшина: братья и сестры Эндеры, В. Э. Делакроа, Н. И. Костров, Е. С. Хмелевская, Е. М. Магарил, О. П. Ваулина, И. В. Вальтер, Е. Я. Астафьева, В. П. Бесперстова. В годы Великой Отечественной войны в этом доме часто собирались писатели А. А. Фадеев, Н. С. Тихонов, В. М. Инбер, М. А. Дудин, А. А. Крон. В квартире вдовы Матюшина Ольги Константиновны с августа 1942 по ноябрь 1944 года жил писатель В. В. Вишневский. В годы блокады дом Матюшина как историко-культурный памятник по решению Областного комитета партии не был разобран на дрова в отличие от многих деревянных построек и сохранил своей довоенный облик. О. К. Матюшина прожила в этом доме до 1975 года, сохранив в неприкосновенности мемориальную обстановку квартиры, личные вещи, живописные и графические работы М. В. Матюшина и Е. Г. Гуро, которые впоследствии приобрел у нее Музей истории Ленинграда. 6 июня 1977 года было принято Решение Ленгорисполкома № 413 «О передаче Государственному музею истории Ленинграда дома № 10 по улице Профессора Попова». В июле 1979 года дом был окончательно расселен и передан музею. В 1987 году вследствие неудовлетворительного состояния дом был разобран. Восстановленный впоследствии сруб сильно пострадал в результате пожара летом 1990 года. В 1993–1995 годах был изготовлен новый сруб, который простоял без отделки в течение почти четырех лет из-за отсутствия финансирования. С конца 1999 года в здании велись восстановительные работы. В декабре 2006 года музей был открыт для посетителей.



полная версия страницы