Форум » Зеркальная комната » Элита в литературе » Ответить

Элита в литературе

Яблонька: В этой теме я хочу объяснить не всем понятный якобы "перескок" от последних двух тем к роману Кафки "Замок". Сейчас попробую отследить ход моих размышлений...

Ответов - 6

Яблонька: В июле прошла встреча Литстудии по теме "Человек толпы". Мы отталкивались в наших размышлениях от того понятия "массового человека", которое ввел Ортега-и-Гассет в своей программной работе "Восстание масс". Чтобы закрепить это понятие и чтобы была возможность вернуться к нашим размышлениям, я создала тему на форуме: Быть ли как все? Потому что "человек толпы" в своем самопонимании хотел бы прежде всего "быть как все", совершенно при этом как-то и не учитывая, что вообще-то "все по-разному" В связи с чем была создана еще одна тема: Стереотипы - благо или зло? После отпуска в августе мы встретились на Литстудии в сентябре, продолжив наши размышления обсуждением еще одного фрагмента из работы Ортеги-и-Гассета - на сей раз "о человеке элиты". И вот тут уже начались "непонятки". Конечно, какие-то "непонятки" были уже и на первой встрече, когда мы пытались разобраться, кто такой "человек толпы" в нашем понимании и в понимании Ортеги. В основном мы, конечно, рассматривали минусы этого условного "человека". А поскольку на обсуждении "чьих-то" минусов в принципе проще обрести единодушие, чем при обсуждении плюсов, особых разногласий на июльской встрече у нас не возникло. Из литературных источников мы в тот раз обсудили только песню "Любо, братцы, любо" и ее варианты. Из плюсов отметили, что "быть как все" в военное время, пожалуй, все-таки плюс, а не минус.

Яблонька: *PRIVAT*

Яблонька: Но есть и такая точка зрения: если на первой встрече мы говорили о "человеке толпы" (он же, условно говоря, "маленький человек"), а на второй встрече - о "человеке элиты" (он же, условно говоря, "великий" или "большой человек"), то на третьей встрече неплохо было бы соотнести, как происходит взаимодействие между "большими" и "маленькими" людьми в обществе (на примере литературной элиты). И вот тут оказывается такое "поле", такой простор для беседы, что мы можем и не уложиться в одну встречу И хотя я решила ограничить рамки нашей беседы темой "Элита в литературе" ( и пока что отойди в сторону от работы Гассета "Восстание масс"), все-таки даже в рамках этой темы я пока что не очень нашла, как построить беседу. И ограничимся ли мы одной встречей на эту тему? Надо подумать... Для начала попробуем обсудить "Замок" Франца Кафки, а там - как дальше пойдет


Яблонька: Итак, что же в первую очередь можно сказать об отличии "великого человека" от "человека толпы"? Пожалуй, то, что он "не как все", он - "личность". Но, мб, каждый из нас - личность, каждый "не как все"? Во всяком случае, - писатель. И вот тут опять возможны разные точки зрения. Для кого "должен" писать писатель: для "всех" или для "избранных"?.. И как вообще - в жизни - каким "должен" быть писатель? Как он "должен" вести себя, с кем общаться - с такими же "великими" людьми, как он, или и с "маленькими" людьми тоже? А если писатель - "маленький человек", то тоже - с кем?... С точки зрения Владимира Набокова (вряд ли кто будет спорить, что и Кафка, и Набоков - элитные писатели) - а ни с кем "не надо" общаться "великому" писателю. Как бы. Или якобы ...возьмем писателя, охваченного тревогой и интересом. Выглнет ли он из раковины, чтобы разузнать о погоде? О спросе на вождей? Стоит ли - и надо ли быть пообщительней? пишет Набоков в своей статье "Искусство литературы и здравый смысл". Ну, прям-таки не писатель, а какая-то элитная еда получается (устрица) Распространено мнение об "элитном" (или элитарном?) писателе как проживающем "в башне из слоновой кости". Мнение, надо сказать, в чем-то даже насмешливое (или юмористическое). Хотя "раковина" - это ведь примерно то же самое - ракушка, улитка, черепаха... ну, скворец в скоречнике, собака в будке... Или это уже другое?

Яблонька: Башня из слоновой кости Из стихотворения французского критика и поэта Шарля Огюстена Сент-Бёва (1804-1869), которое вошло в его сборник "Августовские мысли" (1837). В этом стихотворении, написанном в форме послания, Сент-Бёв создает портреты таких французских литераторов, как Ламартин, Гюго и А. де Виньи. В характеристике последнего и встречается это выражение: там говорится о "таинственном Виньи, который до наступления полудня уже возвращается в свою башню из слоновой кости". Обычно это выражение употребляется в устойчивых словосочетаниях - "удалиться в башню из слоновой кости", "запереться в башне из слоновой кости" и т. п. - и применяется к людям творческих профессий. Сам же образ "башни из слоновой кости" бытовал и раньше. Так, в старинной католической молитве ей уподобляется Дева Мария (имеется в виду ее чистота и неприступность для всякого соблазна). Молитва читалась по-латыни, поэтому иногда выражение употребляется и в оригинале: Turris eburnea [туррис эбурнэа]. Иносказательно: мир высоких чувств и творческих устремлений, далеких от приземленного, суетного мира, мира практических расчетов и житейских забот (ирон.). click here Башня из слоновой кости символизирует неприступность и, кроме того, женский принцип. В христианстве она означает Деву Марию, чистоту, неподкупность и моральную силу (целомудрие). Является атрибутом Благовещения и непорочного зачатия Девы Марии.Из Словаря символов Дворцы из слоновой кости упоминаются в 3 Цар. 22: 39; Пс. 44:9; Ам. 3:15. Из Песни Песней: ...4 Sicut turris David collum tuum, quae aedificata est cum propugnaculis: ... gemelli capreae, 5 collum tuum sicut turris eburnea. Oculi tui sicut piscinae in Hesebon...Башня символизирует высокий общественного статуса в архитектуре замков.

Яблонька: Я не стану утверждать, что замок в романе Кафки "Замок" - "из слоновой кости", но все же ассоциация возникает... А вот что пишет Владимир Набоков по поводу пресловутой "башни из слоновой кости": В защиту регулярного слияния с толпой сказать можно многое - и какой писатель, кроме совсем уж глупого и близорукого, откажется от сокровищ, обретаемых благодаря зоркости, жалости, юмору в тесном общении с ближним. Да и кое-каким сбитым с толку литераторам, мечтающих о темах поболезненнее, пошло бы на пользу возвращение в волшебную нормальность родного городка или беседа на прибауточном диалекте с дюжим сыном полей, если таковой есть в природе. Но при всем при этом я все же рекомендую писателю - не как темницу, а просто как постоянный адрес - пресловутую башню из слоновой кости. при наличии, разумеется, телефона и лифта - вдруг захочется выскочить за вечерней газетой или позвать приятеля на шахматную партию, мысль о которой навевают и абрис, и материал резной обители. Итак, перед нами жилище приятное,тихое, с грандиозной круговой панорамой, уймой книг и полезных домашних устройств... У меня фраза про "регулярное слияние с толпой" вызвала ассоциацию с фрагментом работы Гассета: Быть как все?



полная версия страницы