Форум » Зеркальная комната » О "Цыганах" А.С. Пушкина » Ответить

О "Цыганах" А.С. Пушкина

Яблонька: Когда мы с Валерией были в День города на Книжной ярмарке, я купила чудесную книгу замечательного литературоведа Дмитрия Петровича Святополка-Мирского "История русской литературы". В этой теме я предлагаю поговорить о поэме А. С. Пушкина "Цыганы", опираясь на мнение этого уважаемого автора (или отталкиваясь от него).

Ответов - 1

Яблонька: Цыганы - одно из величайших произведений Пушкина. Здесь, как и в Онегине, его гений впервые выразился в полной мере, и впервые обозначилась постепенная эволюция от свободного, сладкозвучного и ласкающего стиля его юности к суровой красоте последних вещей. Рамка поэмы условная, и бессарабские цыганы показаны не реалистично, а как идеальные представители естественного состояния общества. Сюжет - трагическая неспособность сложного, цивилизованного человека отбросить привычные чувства и страсти, в особенности чувство собственника по отношению к своей избраннице. На первый взгляд, поэма является решительным утверждением свободы женщины по отношению к мужчине - и решительным осуждением неестественного зла - мщения и наказания. Это явное и очевидное оправдание анархизма, и в этом смысле о поэме говорили Достоевский (в знаменитой Пушкинской речи) и Вячеслав Иванов. Как ни странно весь этот анархизм выглядит по сравнению со всеми позднейшими сочинениями Пушкина, нельзя сделать вид, будто его нет, и его приходится принимать как существенный ингредиент его философии. Но классическая вера в Трагический Рок, в Немезиду, действующую с непреложностью законов природы, нигде не выражена яснее, чем в Цыганах. Это был первый пушкинский опыт в трагедии и один из величайших. Слишком легко философствовать по поводу Цыган - самой соблазнительно-универсальной поэмы на русском языке. Труднее оценить по достоинству ее поэтическую красоту; говоря о ней, слишком легко забывается главный урок Пушкина - сдержанность. Стих, менее сладострастный и плавный, чем в Пленнике и в Фонтане, тут крепче, полнее, более пронизан сложной выразительностью. Такие места, как рассказ старого цыгана об Овидии, конец поэмы (с речью старика об убийстве, совершенном Алеко) и в особенности эпилог, - есть недостижимые вершины поэзии. Можно только быть глубоко благодарным судьбе за то, что нам дано так много. Святополк-Мирский пишет, что Пушкин в Цыганах использовал "байроническую повествовательную форму", но от влияния Байрона в Цыганах не осталось ничего, кроме желания "написать повесть в стихах с лирической окраской и резкими переходами от эпизода к эпизоду".



полная версия страницы