Форум » Зеркальная комната » Цветаева, Маяковский и Пастернак » Ответить

Цветаева, Маяковский и Пастернак

Ольга: Летом 2009 года я подготовила для нашей Литературной студии доклад "Дождь и Париж", учитывая интерес Алевтины - участницы нашего Литературного проекта - к творчеству Маяковского. Поскольку не все тогда смогли принять участие в обсуждении, летом 2010 я еще раз читала этот доклад на встрече Литературной студии - на сей раз на Ярославке (первая встреча на эту тему проходила в Марьиной роще). Но если первая встреча была с акцентом на творчество Маяковского (правда, Алевтина, к сожалению, не смогла придти ни на одну из этих двух встреч), на второй встрече акцент был на отношение Цветаевой к творчеству Пастернака. Потому что на нашей второй встрече у нас была очень приятная для нас гостья - Екатерина Зотова, автор монографии "Цветаева, Рильке, Пастернак". Катерина - участница нашего интернет-проекта. Надеюсь, Катя и в этой теме скажет нам что-то важное и интересное. Предлагаю продолжить наши размышления, отталкиваясь от моего доклада. Темы «Париж» и «дождь»в творчестве Владимира Маяковского и Бориса Пастернака Как возникла эта тема? У нас в Литстудии есть поэтесса – Алевтина Чернобровкина. Правда, в последние года два мы ее, к сожалению, редко у нас видим. Алевтина попросила меня подготовить встречу Литстудии, посвященную творчеству Маяковского. А потом вдруг мне в руки попала книга статей Марины Цветаевой – «Световой ливень» - само название книги уже, наверное, подспудно навеяло мне тему дождя. Потом как-то так сложилось, что мы с Алевтиной выбрали для обсуждения на встрече цикл стихотворений Маяковского – «Париж». А я, читая статью Цветаевой о Маяковском и Пастернаке, решила остановиться на теме дождя у Пастернака, поскольку в книге Марины Цветаевой столько всего… Статья очень глубокая, многогранная… Мы просто не успеем обсудить всю статью! Кому интересно, может потом эту книгу – почитать. Затем я задумалась: а как же тогда с темой дождя у Маяковского? И как с темой Парижа у Пастернака? Но поскольку Цветаева долгое время жила в Париже, в эмиграции, то постепенно «части загадочного пазла» стали складываться в одну картинку. Марина Ивановна, с которой Пастернак долгие годы вел переписку – близкая, родная ему душа – в Париже, но читает его между строк, кажется обо всем она догадывается лучше всех, он пишет ей о том, что происходит на Родине, она просит его приехать. Маяковский в 1922-1929 годах совершил в общей сложности девять заграничных путешествий. В Париж он уехал с выступлениями осенью 1925 года. Затем, в том же году побывал в Америке и в Мексике. Марина Цветаева в статье «Эпос и лирика в современной России» пишет: [quote]...когда мы говорим о поэте — дай нам Бог помнить о веке. Второе и обратное: говоря о данном поэте, Маяковском, придется помнить не только о веке, нам непрестанно придется помнить на век вперед. Эта вакансия: первого в мире поэта масс — так скоро-то не заполнится. И оборачиваться на Маяковского нам, а может быть, и нашим внукам, придется не назад, а вперед. Когда я на каком-нибудь французском литературном собрании слышу все имена, кроме Пруста, и на свое невинное удивление: “Et Proust?” — “Mais Proust est mort, nous parlons des vivants” [“А Пруст?” — “Но Пруст ведь умер, а мы говорим о живых” (фр.).], — я каждый раз точно с неба падаю; по какому же признаку устанавливают живость и умершесть писателя? Неужели X. жив, современен и действенен потому, что он может прийти на это собрание, а Марсель Пруст потому, что никуда уже ногами не придет, — мертв? Так судить можно только о скороходах. И в ответ такое добродушное, такое спокойное: — Где ж найду Такого, как я, быстроногого? Этими своими быстрыми ногами Маяковский ушагал далеко за нашу современность и где-то за каким-то поворотом долго еще нас будет ждать. [/quote] (...) Доклад большой, буду его публиковать по частям (второй фрагмент доклада - в 1-м посте той темы). [more]К тому же мне нужно увидеть, отзовется ли кто-то... Интересна ли кому-то эта тема? [/more]

Ответов - 2

Ольга: Цитирует при этом Цветаева Маяковского явно по памяти. Это строки из стихотворения «Город» - второе стихотворение цикла «Париж» (1925). Вином любви каким и кто мою взбудоражит жизнь? Может, критики знают лучше. Может, их и слушать надо. Но кому я, к черту, попутчик! Ни души не шагает рядом. Как раньше, свой раскачивай горб впереди поэтовых арб - неси, один, и радость, и скорбь, и прочий людской скарб. Мне скучно здесь одному впереди,- поэту не надо многого,- пусть только время скорей родит такого, как я, быстроногого. Мы рядом пойдем дорожной пыльцой. Одно желанье пучит: мне скучно - желаю видеть в лицо, кому это я попутчик?! Это то самое знаменитое «парижское» стихотворение, которое завершают строки: Площадь красивей и тысяч дам-болонок. Эта площадь оправдала б каждый город. Если б был я Вандомская колонна, я б женился на Place la concorde. Но хотелось бы обратить внимание и на другие строчки из этого стихотворения: Может, критики знают лучше. Может, их и слушать надо.

Ольга: Марина Цветаева пишет: непрестанно придется помнить на век вперед. За окном - 21 век. Актуально ли сейчас творчество Владимира Маяковского? Не ошиблась ли Марина Ивановна Цветаева в своей оценке? 20 октября в Марьиной роще (на сей раз - в библиотеке) прозвучат стихи Маяковского - новая актриса театра-студии "Крылья" - Светлана Терехова - ангажирована на это выступление. Сотрудничество с ЦСО "Марьина роща"



полная версия страницы