Форум » Зеркальная комната » Песня "Виноград" » Ответить

Песня "Виноград"

Ольга: [quote]Ой, Масленица, кривошейка Кривошейка, кривошейка, кривошейка Сустрекали* мы тебя хорошенько Хорошенько, хорошенько, хорошенько Виноград расцветает, виноград расцветает А ягода, ягода наливает, а ягода, ягода наливает Ой, Масленица, я к тебе иду Потеряла алу ленту, теперь не найду Ой, ребята идут, да всё рягочут** За собою алу ленту да и волочут Виноград расцветает, виноград расцветает А ягода, ягода наливает, а ягода, ягода наливает Ой, Масленица, ты бряхуха*** Ты бряхуха, ты бряхуха, ты бряхуха Провожать будем ещё лучше Ещё лучше, ещё лучше, ещё лучше Виноград расцветает, виноград расцветает А ягода, ягода наливает, а ягода, ягода наливает Виноград белый-спелый, виноград белый-спелый А ягода, ягода чёрно-зелёный А ягода, ягода чёрно-зелёный *сустрекали - встречали **рягочут - хохохчут ***бряхуха - обманщица[/quote] Из альбома "Кострома" группы "Иван купала"

Ответов - 6

Ольга: Мало кто сегодня знает, что за праздник Масленица, откуда пошла традиция приготовления блинов в эти дни, почему принято сооружать соломенное чучело и сжигать его в конце недели. Масленица — исконно русский праздник, известный еще с языческих времен. Это своеобразный гимн солнцу, символом которого выступают как раз блины. От блина, круглого и масляного, и образовалось название праздника. Масленица символизирует проводы зимы и встречу долгожданной весны. Приходится она на восьмую неделю, если отсчитывать от Пасхи назад, к Новому году. Неделя называется "сырной": в преддверии поста уже запрещалось есть мясо, но разрешалось — сыр, творог, молоко, сметану, масло, яйца и, конечно, блины. Масленица также персонаж славянской мифологии, воплощающий собой Плодородие, Зиму и Смерть. Само название праздника еще в древние времена было перенесено на реальный образ, который в самом начале торжеств встречали песнопениями. Имя Масленицы носит и чучело из соломы, обряженное в женскую одежду. С ним весело проводили время всю масленичную неделю: разъезжали на тройках, а в конце праздника сжигали. Ярко пылающий костер должен был установить контакт с восходящим солнцем и придать ему силу. Ритуальные похороны Масленицы всегда сопровождались процессиями ряженых, карнавалами, громким смехом, призывами Весны и демонстративными поношениями Масленицы. В песнях Масленицу обзывают (в связи с тем, что пришла она лишь на одну неделю) обманщицей, объедалой, блиноедой, кривошейкой и другими обидными прозвищами. В эти дни звенели колокольчики: люди катались на тройках в упряжках и просто с гор на санях, качались на качелях. Любимыми развлечениями были также кулачные бои и взятие снежного городка. К празднику приурочивались и ярмарки. В городах на площадях разворачивались балаганы с различными представлениями. Блины продавались и на ярмарке, и на базарах, и просто на улицах. Заканчивалась Масленица Прощеным воскресеньем, когда было принято друг у друга просить прощения.

Ольга: Из инета с одного из форумов... для мам): ...я поняла так, что люди были так по доброму обижены на масленицу, за то, что она коротенькая и после нее сразу начинался строгий пост...ну вообщем в этих обзывательствах такое доброе подтрунивание. Масленица, кривошейка, Скати ты нас под гору хорошенько. Ух Масленица, задержися, Ты за дуб, за березу зацепися. Уух Масленица, все у нас поела, А теперь вдруг уйти захотела. Ух Масленица-обманяха, Отдадим мы тебя за монаха. Ух Масленица, кривошейка, Скати ты нас под гору хорошенько. Ух

Ольга: Не исключено, что в дохристианскую пору празднование Масленицы было приурочено к весеннему равноденствию, которое у многих народов является началом нового года. В данном случае к обрядам начала нового годового цикла относится сожжение мусора и чучела Масленицы как уничтожение всего старого, обветшавшего, дряхлого и освобождение места для нового, молодого, лучшего. С воспоминаниями о создании «нового мира» может быть связана и обрядовая борьба (кулачные бои, взятие снежного городка), направленная на преодоление инертности первобытного хаоса. В это время проводят Зиму и начинают встречать Весну. Ожидание Весны достигает своего пика позже, во время Веснянок, когда, по народным представлениям, Весна уже действительно приходила и вступала в свои права. С символикой возрождения мира непосредственно связана и функция стимуляции плодородия земли и плодовитости людей и скота. Главной героиней праздника была, естественно, Масленица, воплощённая в чучеле. Масленица сама по себе божеством не является, однако представляет собой архаичный этап развития умирающего и воскресающего божества. Чучело Масленицы представлялось средоточием плодородия и плодовитости, и ритуалы его проводов должны были сообщить это плодородие земле: как известно, пепел от чучела, или само растерзанное чучело, раскидывали по полям. Для крестьянина плодородие земли было крайне важно, поэтому он пытался на него воздействовать таким образом. Многие обряды Масленицы, такие как «целовник», смотры молодожёнов («столбы»), их гостевания, катания с гор и на упряжках, шуточные преследования холостых, — связаны с молодожёнами и неженатой молодёжью. Этим общество показывало исключительную важность брака для воспроизводства населения, а потому чествовало молодых людей репродуктивного возраста. Плодовитость людей в народном сознании была неразрывно связана с плодородием земли и плодовитостью скота. Со стимуляцией плодородия связана третья сторона Масленицы — поминальная. Ушедшие предки, по представлениям крестьян, находились одновременно и в ином мире, и в земле, а значит, могли влиять на её плодородие. Поэтому крайне важным было не гневить предков и почтить их своим вниманием. Для этого в Масленице существует широкий пласт поминальной обрядности: элементы тризны (кулачные бои, скачки и т. д.), иногда — посещение кладбищ, всегда — обильные трапезы (изначально, видимо, поминальные), обязательно включавшие блины — главный атрибут Масленицы.Вопреки широко распространённому мнению, блины не являются и никогда не являлись символом солнца у славянских народов.


Ольга: Из инета. Почему Масленица "кривошейка"? Где-то читала, что такое название масленицы связано с тем, что чучело, которое сжигали на праздник, делали с каким-нибудь изъяном (в знак символического прощания со всем старым и несовершенным).

Ольга: Валя предлагала "жмурки". Вот игра на масленицу: ЯША И МАША Все становятся в круг. "Яше" завязывают глаза и раскручивают посреди круга. Задача "Маши" уворачиваться от "Яши", как в жмурках, но периодически подавать голос. Если "Яша" ее поймает, он с завязанными глазами должен определить, кто перед ним. Определит - целует. Не определит - "Маша" возвращается в круг, и "Яша" так и не узнает, кто с ним играл. Круг, двигаясь в хороводе: Яша, Яша, Где ты, где ты? Маша, Маша... (останавливается) "Маша" (тонким голосочком): Тута... тута... Меня с детства интересовало, почему "под ореховым кустом" сидит именно Яша. Оказывается, это Ящер. ИГРЫ Игра - Ящер Ящер - Участники становятся в круг, в середине которого сидит игрок (юноша), изображающий ящера (владыку подземного мира). Глаза «ящера» закрыты повязкой. Вокруг «ящера» начинают водить хоровод, припевая: Хор: Сидит ящер, Орехи лущит Под ореховым кустом Чок-чок, пятачок, Сидит ящер - дурачок. Ящер: Жениться хочу! Хор: Возьми себе девку Девку молодую. Ящер: Кто она такая, Как её зовут И откуда привезут? Хор: Вот она! Ящер, не снимая с глаз повязки, указывает на очередную «жертву». Если «жертвой» оказывается юноша, то он занимает место «ящера». Если девушка, то «ящер» несёт «топить» её к ближайшей речке. По пути к воде девушка может откупиться, например, поцелуем, или же подождать, пока «ящер» обессилит и сам отпустит «жертву». Всё зависит от желания «жертвы». Игра - Моргалочки Моргалочки - Участники становятся в круг попарно (юноша - девушка) так, чтобы один человек стоял впереди другого. Один участник пары не имеет. Его цель - переманить к себе кого-нибудь из стоящих во внутреннем круге, незаметно подмигнув ему (ей). Задача игроков, стоящих во внешнем круге заметить это и вовремя удержать свою «половину». Тот, кто не удержал - водит. Игра - Коняшки Коняшки - Игроки разделяются на два «войска». Каждое «войско» делится на «всадников» и «коней». Всадницами обычно выступают девушки. Задача игроков - вывести из равновесия другую пару. Выигрывает тот, кто дольше всех устоит на ногах. Христиане, насмотревшись из-за кустов за подобными игрищами, насочиняли затем страшные сказки о «скачущих ведьмах», загоняющих людей до смерти. Игра - Взятие городка Взятие городка - На вершине холма строится потешное укрепление из брёвен, сучьев, а зимой из снега (городок). Женщины и девушки, защитницы городка, находятся внутри «крепости». Мужчины, разделившись на «всадников» и «коней» (в середине века кони были настоящие), начинают приступ. Их задача разрушить укрепления и, пробившись сквозь строй защитниц, захватить знамя. При этом необходимо удержаться на «коне». Если «всадник» падает с «коня» или же его стаскивают, то он больше участия в игре не принимает. Задача женщин - не дать захватить знамя. Для этого они используют средства весьма внушительные: палки, обмотанные шкурами, набитые соломой мешки, а зимой ещё и снежки. Игра продолжается до тех пор, пока мужчины не захватят городок, или не откажутся от мысли это сделать. Как правило, игра затягивается надолго, ведь идущих на приступ ожидает награда: тот «всадник», который сумеет завладеть знаменем, имеет полное право перецеловать всех защитниц.

Ольга: Цвет в славянской мифологии: Желтый — это свет солнца, интеллект, интуиция, вера, мёд. Зеленый — это весна, воспроизведение, радость, уверенность. Красный цвет на Руси — синоним красоты. Красный цвет это кровь — символ жизни, но одновременно и символ смерти. Белый цвет — это солнце, воздух, прозрение, чистота, невинность, непорочность, святость, священность, спасение, духовная власть. Зима. Этот цвет обозначает светлое время суток. Время труда и благих дел. Белый цвет — абсолютная свобода от всех препятствий, свобода для всех возможностей. Белый — также разрешение проблем, новое начало.



полная версия страницы