Форум » Зеркальная комната » Тезисы и Аннотация » Ответить

Тезисы и Аннотация

Ольга: Для тех, кто пишет и заявляется с докладами на Конференции, важно понимать, что это такое.

Ответов - 2

Ольга: На Конференциях к докладам обычно требуют написать тезисы. Те́зис: др.-греч. ἡ θέσις (thésis) — положение, утверждение, выставляемое и потом доказываемое в каком-нибудь рассуждении. Тезисы (англ.) — кратко сформулированные основные положения, главные мысли научного труда, статьи, доклада, курсовой или дипломной работы и т. д. Аннотация от лат. annotatio - замечание Краткая характеристика книги, статьи или рукописи, их содержания, назначения, ценности и т.д.Перед текстом аннотации присутствуют выходные данные (автор, название, место и время издания) в номинативной форме. Аннотация содержит основную тему статьи или книги, кроме этого она может перечислять (называть) основные положения описываемого источника. Аннотация может не упоминать субъект действия (предполагая, что он известен из контекста), и содержать пассивные конструкции — глагольные и причастные.

Ольга: Аннотация — это рекламное объявление для вашей книги. Покажите, что именно вы продаете и для кого предназначается ваш товар, а также дайте гарантии качества. "Скелет" аннотации выглядит примерно так: • Декорации: где и когда происходит действие? • Представляем героя: кто он такой? Почему его судьба должна заботить читателя? • Показываем проблему, с которой сталкивается герой. Что герой теряет или может потерять? Это "что-то" должно быть крайне важным для него. • Задаем вопрос (сумеет или не сумеет герой решить проблему?), дразним читателя или приводим решение. Писатель Карен С. Уизнер предлагает и такую схему написания аннотации: Кто? Что? Почему? Почему нет? *** хочет добиться ***, т.к. ему нужно ***, но он сталкивается с ***. Вы также можете заполнить пробелы в следующей схеме: ____________ хочет ____________, потому что ___________, но он (она) сталкивается с (имя героя) (цель) (мотивация) ___________________________. (препятствие на пути к счастью) Создав подобный черновик аннотации, вы решите первую задачу: опишете, что за книгу вы хотите опубликовать. Теперь нужно переработать текст так, чтобы он соответствовал потребностям вашей целевой аудитории. Если ваши читатели — люди с неразвитым литературным вкусом, то предложения в аннотации должны быть краткими, без украшательств. Акцент делается на нечто сенсационное, вызывающее или полезное. Читателю обещаются простые удовольствия — смех, страх, удовлетворение любопытства. Если целевая аудитория — интеллигенция, то упор надо делать на эстетическом удовольствии от книги и высоком качестве информации. В данном случае приземленная аннотация может убить книгу. Одно дело написать: "Роман рассказывает о педофиле, который сожительствовал с ребенком" и совсем другое: "Перед вами роман о трогательной, мучительной любви зрелого мужчины к 12-летней девочке". Обе аннотации верно описывают набоковскую "Лолиту", но если на обложку поместить первый вариант, то книгу купит охранник из пивного ларька, а образованная барышня даже не найдет этот роман: ведь в магазине на основании аннотации его поставят на полку "Секс и эротика". Советы • Не забывайте, что аннотация для издательства и для читателей — это разные вещи. В некоторых случаях они совпадают, в некоторых нет. Редакторами работают люди с высшим образованием и определенной начитанностью, и живут они, как правило, в городах. А целевой аудиторией книги могут быть совсем иные граждане. • Не выдавайте желаемое за действительное. Если на бульварном романе будет написано "Новый Довлатов" — это отпугнет и эстетов, и неэстетов. Людям попроще не нравится классика. А тех, кому нравится, не обманешь аннотацией. * Если вам нужно написать аннотацию на сборник рассказов, опишите один из них, а ниже укажите, что речь идет о сборнике. Принципы построения зажигательного рекламного текста Американские авторы Чип и Дэн Хэт в книге "Made to Stick" утверждают, что текст, привлекающий внимание людей, обладает следующими качествами: Простота Текст аннотации должен сводиться к одной ключевой идее и отвечать на вопрос: О чем эта книга? Как бы ни было жаль всех остальных красот, их нужно оставить за бортом. Простота — это ключевой момент к пониманию аннотации. Неожиданность В аннотации должен присутствовать намек на нетривиальность: необычная идея, необычная фраза или хорошая шутка. Если описание книги полностью совпадает с информацией, которой мы уже владеем, нашему вниманию не за что зацепиться. Если же появляется какая-нибудь новая и даже противоречивая идея, подсознание говорит нам: "Стоп! А это что еще такое?!" Но необычность — штука тонкая. Главный секрет: на первый взгляд идея должна казаться странной, из ряда вон выходящей, и лишь через секунду-две человек понимает, что речь идет о логичном явлении или здравом высказывании. Кстати, этот прием можно использовать не только в аннотациях, но и в любых текстах и визуальных изображениях. На нем строятся значительная часть анекдотов, шуток, прикольных фотографий, ярких дизайнерских решений и т.п. Но с необычностью очень легко переборщить. Распознавание должно быть чуть замедленным: если этого не будет, идея покажется банальной (слишком быстрое распознавание) или глупой (слишком медленное). Нехватка знаний Когда человеку интересна какая-то тема, ему хочется подробностей. На этом принципе построены все детективы (Кто убийца?), триллеры (Как ему удастся выбраться из ловушки?) и многие из любовных романов (Как они смогут преодолеть все препятствия и в конце концов пожениться?). Интерес может возникнуть и тогда, когда читатель обнаруживает белое пятно в привычном и логичном. Не стоит ждать, что читатель сам задастся нужными вопросами. Автор должен подвести к этому: дать вводную и показать, что для полноты картины не хватает какого-то звена. Конкретика Абстрактные рассуждения о качестве литературы никого не трогают. Подобного романа еще не было на белом свете — такая информация воспринимается как информационный шум. Аннотация должна описывать конкретные действия, задевать конкретные эмоции и описывать конкретные проблемы. Даже если ваша книга посвящена абстракциям, им надо придать земную, реальную форму. Как? Делать аналогии по той же схеме, которая употребляется в пословицах. Абстрактная идея "Не следует гнаться за призрачным счастьем, надо уметь ценить то, что есть" отлично трансформируется в "Лучше синица в руке, чем журавль в небе". Убедительность и правдоподобие Очень важно, чтобы читатель расценил вашу книгу как достойную прочтения. Самый простой способ — вставить в текст аннотации яркие, запоминающиеся детали, о которых может знать только эксперт. То же самое касается красивого слога: если вы хотите убедить потенциального покупателя, что книга написана изысканным языком, пишите аннотацию в выбранном вами ключе. Эмоциональность Аппелируйте к эмоциям, рассказывайте не о героях вообще, а о конкретном персонаже. Людям гораздо проще сопереживать не десяткам шахтерам, которых завалило в тоннеле под землей, а шахтеру дяде Васе, у которого есть маленькая дочка и любимая жена. Наличие истории К аннотации следует относиться как к крошечному рассказу с главным героем и конфликтом. История — это то, что люди запоминают. История конкретна, она может быть эмоциональной и в нее легко вписать элемент неожиданности. Если она проста и написана так, что в нее хочется верить, то вы получите то, что надо: блестящую аннотацию. Истории, которые заставляют биться сердца, бывают трех типов: 1) вызов — когда человек сталкивается с трудностями и преодолевает их; 2) соединение несоединимого — например, толстая деревенская тетка выходит на сцену и начинает петь как оперная дива; 3) изобретательность — когда человек придумывает необычное и/или остроумное решение для проблемы. Типичные ошибки Пустые слова (нехватка конкретики) Это очень смешная книга! Вам смешно, когда вы читаете такое в аннотациях? Если вы хотите убедить читателя, что книга забавная, вставьте в ее описание шутку. То же самое касается нежнейшей лирики, оригинальной философии, богатого языка и прочих достоинств. Не рассказывайте, а показывайте на деле, что вы владеете своим искусством: пишите аннотацию в том же ключе, что и основной текст. Не верю! (не хватает достоверности) Вася Пупкин — открытие в мире литературы последних лет. Он один из самых неординарных писателей сегодняшней России. В его сильной, жесткой прозе сочетается черный юмор и мастерство настоящего прозаика. Таких аннотаций — пруд-пруди и ни одна из них не кажется убедительной. Что это было? (отсутствие истории) Звери, проникающие в деревню, на рассвете... Девушка в черном платье... Странный сюжет, основанный на реальном политическом скандале! Интересно? Просто раскройте книгу. И вы не оторветесь от нее до самой последней страницы. Вопрос: о чем книга? Банальность (нечему удивляться) Известный писатель Вася Пупкин с одному ему присущими глубиной и сопереживанием рассказывает удивительные истории о любви и ненависти, об изменах и разочарованиях, о терпении и надеждах, о том, как чувства украшают или уродуют человеческую жизнь. Сухость (полное отсутствие эмоций) Мужчина и женщина встречаются и расходятся. А потом вновь встречаются через двадцать лет. Кем они могли бы стать, если бы не расстались тогда? Это роман о любви. О стереотипах и о проклятьях, которые навлекаем мы сами на себя. Полный набор всех ошибок В сборник вошли лучшие фантастические произведения русскоязычных авторов из разных стран мира. Работы тщательно отбирались наиболее авторитетными представителями российской фантастики. Имена, которые вы найдете в этой книге, вряд ли встречались вам раньше, но они, без сомнения, внесут значительный вклад в развитие своего направления. Неэмоционально, неубедительно, никакой конкретики, никакой истории, никакого сюрприза. Примеры аннотаций Эльвира Барякина "Женщина с большой буквы Ж" № абзаца Текст аннотации Пояснения 1. В СССР Маргарита Теньшова работала в газете техником третьей категории и целовалась с юным сторожем Димой Кегельбаном. Но после эмиграции в Америку и Дима, и вся ее прежняя жизнь отслаиваются, как старые обои. Даже имя Маргариты становится другим: Мардж Тенш. Ответ на вопрос: "Кто?" 2. Она открывает литературное агентство в Голливуде. Клиенты считают ее ангелом и дарят ей на день рождения арфу. Она дарит им мешок асфальта — делать взлетно-посадочную полосу для Музы. Описаны декорации. Из этого абзаца также понятно, что роман юмористический. 3. Мардж бунтует против войны в Ираке, снимается в кино про марсиан, пересказывает новейшую историю и ищет любовь: не только к себе, но и к кому-нибудь еще — неглупому и смешливому. декорации + проблема В книге всегда доминирует какая-то составляющая: либо новая необычная тема, либо отношения между героями. В вышеописанном примере тема стара как мир, а вот герои весьма колоритны — поэтому начинаем с героев. Если же главное — тема, тогда надо начинать именно с нее: Эльвира Барякина "Белый Шанхай" № абзаца Текст аннотации Пояснения 1. 1922 год. Богатый, полуколониальный Шанхай охвачен паникой: к гавани подошла военная эскадра — последний отряд разгромленной большевиками Белой армии. Две тысячи русских просят разрешения сойти на берег. Декорации 2. У Клима Рогова не осталось иного богатства, кроме остроумия и блестящего таланта к журналистике. Нина, жена, тайком сбегает от него в город. Ей требуется другой тип зубоскала: чтоб показывал клыки, а не смеялся. Мужчина с арифмометром в голове и валютой под стельками ботинок. Герой и его проблема 3. "Лукавая девочка, ты не знаешь Шанхая. Если Господь позволяет ему стоять, он должен извиниться за Содом и Гоморру. Здесь процветает дикий расизм, здесь самое выгодное дело — торговля опиумом, здесь большевики готовят новую пролетарскую революцию". декорации + проблема



полная версия страницы