Форум » Зеркальная комната » "Песенка плагиатора" Стихотворение Владимира Высоцкого » Ответить

"Песенка плагиатора" Стихотворение Владимира Высоцкого

Яблонька: Предлагаю участникам форума обсудить это стихотворение. Юля, помести, пожалуйста, канонический текст, а то боюсь напутать.

Ответов - 51, стр: 1 2 3 All

ЧерныйЛис: в первые слышу это название

Julia: Помещаю здесь (по просьбе Ольги-Яблоньки) фрагмент из моего исследования о В. Высоцком. "В "Посещении Музы, или Песенке Плагиатора" 1969г. Высоцкий использует строфу из стихотворения Пушкина. Я щас взорвусь, как триста тонн тротила, - Во мне заряд нетворческого зла: Меня сегодня Муза посетила - Немного посидела и ушла! У ней имелись веские причины, - Я не имею права на нытьё, - Представьте: Муза... ночью... у мужчины! – Бог весть что люди скажут про неё. И все же мне досадно, одиноко: Ведь эта Муза - люди подтвердят! - Засиживалась сутками у Блока, У Пушкина жила, не выходя. Я бросился к столу - весь нетерпенье, Но, - господи, помилуй и спаси, - Она ушла, - исчезло вдохновенье И три рубля - должно быть, на такси. Я в бешенстве мечусь, как зверь, по дому. Но Бог с ней, с Музой, - я её простил. Она ушла к кому-нибудь другому: Я, видно, её плохо угостил. Огромный торт, утыканный свечами, Засох от горя, да и я иссяк. С соседями я допил, сволочами, Для Музы предназначенный коньяк. ...Ушли года, как люди в черном списке, - Всё в прошлом, я зеваю от тоски. Она ушла - безмолвно, по-английски, Но от неё остались две строки. Вот две строки - я гений, прочь сомненья, Даёшь восторги, лавры и цветы: "Я помню это чудное мгновенье, Когда передо мной явилась ты"! Стихотворение это явно перекликается со стихотворением А. А. Фета "Муза" ("Пришла и села. Счастлив и тревожен..."). Но здесь Муза посещает не поэта, а мещанина-обывателя, который воспринимает её не как богиню, а как женщину лёгкого поведения. Высоцкий очень точно описывает психологию современного мещанина, его мировосприятие, уродливость и низкокультурность сознания, детали быта и даже особенности речи. И для того, чтобы показать, как страшно в искусстве такое явление, как плагиат, он берёт строки пушкинского стихотворения. Для Высоцкого самое страшное преступление - поднять руку на творение Пушкина, равно как и на самого поэта. Как чуть позже, в середине 70-х, он написал: Я не успел произнести: "К барьеру!" – А я за залп в Дантеса всё отдам... /"Я не успел", 1973/". О моем отношении к плагиату я писала в теме "Плагиат" (если кому интересно)

Кенга: Юля, а как ты понимаешь строки Высоцкого Растащили меня, но я счастлив, что львиную долю Получили лишь те, кому я б ее отдал и так. ?


Яблонька: Julia пишет: Во мне заряд нетворческого зла: Хотелось бы узнать, кто как понимает это словосочетание - "нетворческое зло"? Юля, спасибо за публикацию фрагмента из твоего диплома!

Julia: Кенга пишет: Юля, а как ты понимаешь строки Высоцкого Растащили меня, но я счастлив, что львиную долю Получили лишь те, кому я б ее отдал и так. ? Я так понимаю, что эти строки из "Я из дела ушел" к стихотворению "Посещение Музы, или Песенка Плагиатора" не относятся. Но если хочешь, можно обсудить эти стихи на форуме, посвященном В. Высоцкому. Яблонька пишет: кто как понимает это словосочетание - "нетворческое зло"? Озлобленность на всё и вся (кстати, это одна из черт характера российского обывателя).

Кенга: Julia пишет: Я так понимаю, что эти строки к стихотворению "Посещение Музы, или Песенка Плагиатора" не относятся. Спасибо за интересный ответ настоящего высоцковеда

Яблонька: Julia пишет: Но если хочешь, можно обсудить эти стихи на форуме, посвященном В. Высоцкому. По-моему, и у нас на форуме тоже можно Julia пишет: эти строки из "Я из дела ушел" к стихотворению "Посещение Музы, или Песенка Плагиатора" не относятся. А по-моему, относится Julia пишет: цитата: кто как понимает это словосочетание - "нетворческое зло"? Озлобленность на всё и вся (кстати, это одна из черт характера российского обывателя). Ой, нет, Юля... С твоей точкой зрения (не про стихотворение Высоцкого, а просто с твоей точкой зрения на обывателя) не могу согласиться. А про свой вопрос думала-думала... Вопрос возник потому, что если есть "нетворческое зло", то неужели бывает "творческое зло"? Теперь, похоже, нашла ответ на свой вопрос сама - Высоцкий пишет, что нетворческое и злое настроение у лирического героя его стихотворения - ни до песен ему и не до стихов - обыватель обижен (злится) на Музу. Потому что она его покинула: Меня сегодня Муза посетила - Немного посидела и ушла! Лирический герой честно признается, что он злится и настроен нетворчески (и виновата в этом Муза). Это и у поэтов бывает - когда они жалуются, мол, "не пишется". "нет вlохновения", "муза меня покинула". По-моему, Высоцкий обыгрывает в этом стихотворении эту поговорку - "Муза меня покинула". но на самом деле этот обыватель (лирический герой Высоцкого) не такой уж злой. Он пытается оправдать Музу: У ней имелись веские причины, - Я не имею права на нытьё, - Представьте: Муза... ночью... у мужчины! – Бог весть что люди скажут про неё.

Кенга: Озлобленность на всё и вся (кстати, это одна из черт характера российского обывателя). А я здесь не вижу озлобленности. Герою обидно, что Муза ушла, в нем же полно вдохновения, а она...эх!... Но он искренне считает, что "Я помню это чудное мгновение" написал именно им Такой чуднОй дядечка)

Julia: Это стихотворение - сатира, причем, злая. Здесь о "лирическом" герое говорить не приходится, это герой сатирический. Нетворческое зло = желание разрушать и развенчивать. О таком значении тоже стоит вспомнить. Творческого зла не бывает (и это радует), потому что, если нетворческое зло способно на воровство чужих стихов, то представьте себе, на что способно творческое зло!? Кончно, в чувствах героя есть и обида, ведь он не отличает Музу от шлюхи. А ведь, скорее всего, именно шлюха была у него в гостях (зачем Музе 3 рубля на такси?). У него в голове все перепутано: Муза должна быть доступна, как шлюха, а шлюха должна быть еще и Музой. Жалко его. И в то же время страшно: таких людей очень много.

oleg: юля яблонька и кенга.я вообщем согласен со всеми вами что в.с. высоцкий изобразил в песне плагиатор обывателя хотя сам вкладываю в это понятие другой смысл и не нахожу в нем ничего плохого.просто я слышал запись высоцкого где он предваряя песню говорит что плагиаторы те же воры только интелегентно одетые. а вот насчет того добрый это обыватель или злой-надо подумать.

Julia: oleg пишет: слышал запись высоцкого где он предваряя песню говорит что плагиаторы те же воры только интелегентно одетые. Тысячу раз прав Владимир Семенович. Именно - воры. Преступники. И нет им оправдания.

Яблонька: Согласно словарю Ожегова - обыватель - это синоним мещанина. 1. В царской России: городской житель (купец, мещанин, ремесленник), а также вообще житель, относящийся к податным сословиям. Городской о. Сельский о. 2. Человек, лишенный общественного кругозора, живущий только мелкими личными интересами, мещанин (во 2 знач). Превратиться в обывателя. || ж. обывательница, -ы. || прил. обывательский, -ая, -ое. Обывательские лошади (не почтовые, наемные; устар.). Обывательские настроения. Юля, если можно, уточни, пожалуйста, особенности российского обывателя - какими они тебе представляются. Правда, мне больше нравится толкование из словаря Ушакова: ОБЫВАТЕЛЬ, обывателя, м. 1. Постоянный житель какой-н. местности (устар.). Обыватели ведут сонную, пьяную жизнь и вообще живут впроголодь. Чехов. Сельские обыватели (крестьяне; дореволюц.). Быстро пошел вниз по улице, чувствуя насмешливые улыбки встречных обывателей. Максим Горький. 2. перен. человек, лишенный общественного кругозора, с косными, мещанскими взглядами; человек, уклонившийся от классовых позиций пролетариата (презрит.). Избиратели, народ должны требовать от своих депутатов, чтобы они оставались на высоте своих задач, чтобы они в своей работе не спускались до уровня политических обывателей, чтобы они оставались на посту

oleg: мне тут подумалось что хотя высоцкий относится к своему анти герою резко отрицательно он порою жалеет его как жалел н.в.гоголь своих самых омерзительных персонажей.

oleg: объяснение слова обыватель в приведенных словарях было при думано народовольцами и близкими к ним кругами и заимствовано потом большевиками. мне же ближе слова героя а.и.солженицина-говорят что самовар-символ мещанства.так вот-я за мещанство.-а жлобство шкурничество непорядочность осуждались во всех сословиях.

Яблонька: oleg пишет: так вот-я за мещанство Олег, поясни, пожалуйста, свою мысль. Как это так ты за мещанство? Если за мещанство, то против кого? oleg пишет: объяснение слова обыватель в приведенных словарях было при думано народовольцами и близкими к ним кругами Олег, если ты в курсе "истории вопроса", напиши об этом поподробнее, пожалуйста. Или, мб, ты к майской встрече Литтсудии подготовишь доклад на тему "Кто такие обыватели?"? oleg пишет: заимствовано потом большевиками Я об этом догадалась, читая словарь... Но я ведь выросла при советской власти (Высоцкий тоже). На меня повлияло советское понимание образа обывателя. Советская действительность могла и на Высоцкого повлиять - на его отношение к обывателям и мещанам (или это одно и тоже?) Почему бы нет? Мб, Высоцкий как раз отрицательно к обывателям относился - в отличие от тебя и Солженицына?

Яблонька: oleg пишет: жлобство шкурничество непорядочность осуждались во всех сословиях. Замечанием, что обыватель - это сословие (или это не сословие?) - ты, Олег, внес ценную коррекцию в нашу беседу, а то это, наверное, "очень по-советски" - приравнивать обывателя к "плохому" или к "нехорошему" человеку. Ой, расскажу чуть не в тему про себя, какая я была "замороченная" Я, когда в МГУ поступила, у нас еще продолжалось на 1 курсе изучение "истории КПСС" или, как мы, студенты, называли этот предмет - "капээсня". Так вот - я тупо и честно пыталась "во всем этом" разобраться, но в результате "заморачивалась" еще больше. Пока мне в руки не попала какая-то книга (или статья) Николая Бердяева. Точно процитировать не берусь, но общий смысл я запомнила так, что типа давайте договоримся, что рабочие и крестьяне - хорошие, а буржуи - плохие. И на этом основании построим всю нашу теорию. Все мои "заморочки" (и попытки "понять историю КПСС") на этом сразу закончились Но в шоке пребываю до сих пор

Яблонька: Julia пишет: И все же мне досадно, одиноко: Ведь эта Муза - люди подтвердят! - Засиживалась сутками у Блока, У Пушкина жила, не выходя. Я тоже "людь", но я не подтвеждаю! Ведь Муза, блин, у каждого - своя! А сколько "муз" на свете - я не знаю. Быть может, для кого-то - это я! А может, есть одна на свете Муза Ведь стаями летать не норовят... Но Муза - однозначно не обуза! И однозначно вреден плагиат.

Кенга: Яблонька пишет: Но Муза - однозначно не обуза! И однозначно вреден плагиат. Браво, Олечка!

oleg: в моем понимании обыватель или мещанин человек ставящий во главу угла общечеловеческие ценности домашний очаг верующий религию без фанатизма.он также законпослушен если закон справедлив.он честен с достоинством выполняет свое дело.если он идет на митинг то против конкретной неспра ведливости.обыватель антипод демагога и фанатика. в польском языке обыватель означает гражданин.

Яблонька: Олег, ты начал с того, что обыватель - это сословие, а закончил тем, что обыватель - это гражданин. Отсылка к польскому языку неубедительна. По-польски и урода - это красота. Вот цитата, которая мне, пожалуй, близка: 6.6. "Гражданин или обыватель?" Честь есть не что иное, как хорошее мнение о нас других людей. Б. Мандевиль "Аристотель утверждал: "Все должны обладать добродетелями хорошего гражданина — только в этом случае государство может быть совершенным.” В каждом из нас соединяются черты и качества истинно гражданские (чувство Родины, готовность ее защищать, стремление сделать жизнь более справедливой и т.п.), так и обычные — "обывательские" (лень, пассивность, желание уйти от ответственности). Это естественно. Все зависит от сочетания этих качеств. Давайте попробуем разобраться в себе! Ответьте на предлагаемые вопросы : а) Какие признаки Гражданина я нахожу в себе? б) Какие черты обывателя я вижу в себе? http://nkozlov.ru/library/psychology/d2386/print/?resultpage=12 Давай исходить из русского языка. Обыватель, то есть обычный человек - в отличие от необычного, например, от поэта. Наверное, так. Разве нет? Еще ты начал с народовольцев, но потом почему-то отказался пояснить, как и почему представление в России о гражданине и обывателе оказалось связано с народовольцами. Расскажи, пожалуйста! Я думаю, это будет интересно не только мне. Давай лучше все-таки про российского обывателя, а не про польского гражданина. Да и Юля почему-то молчит, не поясняет, чем российские обыватели такие особенные - не такие, как во всем мире. А мне интересно было бы узнать! И вот что еще мне интересно народовольцы были уже после Пушкина. Неужели понятие о гражданине и об обывателе Пушкину было еще незнакомо, а Высоцкому - уже незнакомо? Или гражданин в песенке Высоцкого вообще ни при чем - тут противопоставляется поэт и обыватель? Что-то я заблудилась... в трех соснах (поэт - обыватель - гражданин).



полная версия страницы