Форум » БОЛЬШОЙ ЗАЛ » Левша блоху подковал » Ответить

Левша блоху подковал

Ольга: [quote]Статистика свидетельствует, что 90—91% всего человечества — правши и лишь 3—5% — левши, остальные — амбидекстры, т. е. люди одинаково владеющие обеими руками. Таким образом, леворукость — редкое проявление морфофункциональной асимметрии человека, или, как говорят ученые, инвертности в системе моторного анализатора мозга. Специально проведенные массовые обследования населения (А. П. Чуприков и соавт.) показали, что распространенность леворуких ... больше среди мужчин. Среди различных национальных групп они распределены неравномерно. Рождаются левши преимущественно во второй половине года, наиболее редко — весной. Небезынтересно, что леворукие явно тяготеют к некоторым профессиям. Так, зарубежные ученые неоднократно отмечали устойчивое накопление леворуких среди студентов архитектурного факультета, причем успеваемость их в среднем была выше, чем у праворуких. Нередко левши встречаются среди скульпторов, художников, артистов. В ряде случаев они имеют преимущество и в спорте. По утверждениям некоторых специалистов, их реакция на раздражитель на несколько тысячных секунды быстрее, чем у праворуких. К примеру, сильнейшие теннисисты США, 4 чемпиона по фехтованию, некоторые сильнейшие боксеры нашей страны из числа выступавших на Московской Олимпиаде - левши. Леворукость порождает определенные социальные проблемы. Ведь все, начиная от бытовых товаров и заканчивая станками, расположением приборов и рычагов в кабине самолета, рассчитано на праворуких. Вот почему работа у быстродвижущегося конвейера таит для леворукого серьезные опасности. Утомившись при выполнении однообразных операций, он может начать действовать левой рукой. В результате — нарушение техники безопасности и производственный травматизм. С леворукостью связан ряд проблем и сугубо медицинского характера. Так, при поражении верхнемедиального отдела височной доли в левом полушарии мозга у праворуких или в правом у некоторых леворуких больные не понимают обращенную к ним речь, не могут рассказать о своем состоянии, сообщить о возможной леворукости, т. е. возникает так называемая сенсорная афазия. В ряде случаев такое состояние вызвано опухолью мозга или абсцессом. При этом требуется неотложная операция, включающая трепанацию соответствующего отдела черепа с удалением пораженного патологическим процессом участка. Нетрудно представить, какая разыграется трагедия, если нейрохирург заранее не выяснит, что больной — левша, т. е. нейрохирургическому вмешательству может подвергаться совсем не та область и будет нанесена ненужная травма и потеряно время. Изложенное делает очевидным необходимость заблаговременного выявления леворукости. Возможно, в дальнейшем латеральную структурно - функциональную характеристику человека будут, как и группы крови, отмечать в паспорте. Следует также отметить, что у леворуких несколько чаще, чем у праворуких, могут отмечаться различные аномалии строения и расположения внутренних органов. Об этом должны помнить хирурги и терапевты. Важно также подчеркнуть, что у левшей бывает своеобразной клиника многих нервно-психических заболеваний. Так, эпилепсия у них зачастую протекает в виде акинезии и двусторонних двигательных реакций (кивание, раскачивание корпусом, 'сжимание и разжимание кистей, выстукивание руками определенного ритма, похлопывание по телу и т. д.). Данные проявления зачастую сопровождаются разнообразными вегетативными расстройствами. Это, видимо, отражает сравнительно неглубокую утрату сознания и очаговый характер приступа. Галлюцинации, феномены дереализации, деперсонализации при эпилепсии у левшей значительно отличаются от аналогичных проявлений у правшей. Небезынтересно, что и шизофрения у левшей может протекать своеобразно, например с акцентированием и усилением эмоциональных нарушений, приступообразностью течения, психопатоподобным поведением (А. П. Чуприков). Следует также отметить, что многие практически здоровые левши отличаются большим размахом и цикличностью эмоциональных колебаний. У некоторых из них отмечаются определенная эмоционально-волевая неустойчивость, колебания настроения от ощущения счастья до угнетенно-дисфорического эффекта. Им также свойствен определенный психический инфантилизм: чрезмерная игра воображения, детскость и поверхностность суждений. Все это может сочетаться с такими чертами характера, как чрезмерная настойчивость, стремление добиваться своего. Иногда врачам-педиатрам и психиатрам приходится сталкиваться с невротическими состояниями у леворуких детей в возрасте 6—8 лет. Какова их причина? Сравнительно редко возникают такого рода состояния, как реакции на насмешки сверстников, которые подчас с большой настойчивостью преследуют своих леворуких товарищей. Некоторые дети-левши остро переживают свою необычность, замыкаются, избегают контактов с товарищами. Однако гораздо чаще и тяжелее ребенок-левша реагирует на переобучение — на необходимость писать правой рукой. Во многих школах педагоги младших классов настойчиво переобучают леворуких школьников. Следует подчеркнуть, что нет и никогда не было директивного документа, который обязывал бы их к этому. Делается же это из лучших побуждений — зачем ребенку выделяться и подвергаться насмешкам? К этому процессу подключаются и родители, иногда они прибегают к «дедовскому» способу — во время подготовки письменных заданий привязывают левую руку ребенка к туловищу. К чему это приводит? У многих леворуких детей такое насильственное переобучение способствует усилению раздражительности, вспыльчивости, несдержанности; кроме того, ухудшается засыпание, появляются ночные страхи: внезапно среди ночи во сне ребенок вскакивает, кричит, плачет, зовет мать. В отдельных случаях может появиться заикание. В школе такой ребенок отстает от сверстников в выполнении письменных заданий — пишет медленнее, с пропусками букв и слогов, необычайно коряво и с наклоном влево. Отсутствие успехов приводит к тому, что у школьника — левши пропадает желание учиться, о письме он думает с отвращением, по утрам при мысли о необходимости идти в школу у него снижается настроение. У одного наблюдаемого нами леворуковго мальчика перед уходом в школу возникала упорная рвота. У других мы наблюдали в этот период обострение нейродермита, экземы, бронхиальной астмы или других заболеваний. Большинство переобучаемых детей через полгода — год постепенно овладевают навыками писать правой рукой, и острота невротических переживаний постепенно, обычно к 3-му классу, значительно сглаживается, однако эти переживания не проходят бесследно. В письме правой рукой дети-левши никогда не достигают того совершенства, которое было бы свойственно им при письме левой рукой, при этом они совершают ошибки, типичные для переобученных левшей. По мнению некоторых ученых, в характере и поведении таких детей фиксируются некоторые нежелательные перемены. Таким образом, насмешки товарищей по своим последствиям для леворуких детей — меньшее зло, чем их насильственное переобучение. Родители и педагоги не учитывают того, что изменять нейрофизиологические межцентральные связи мозга, заложенные самой природой, опасно. Многие переобученные левши всю жизнь дублируют те автоматизированные программы, которые лежат в основе письма — сначала эта программа проигрывается в правом, доминантном полушарии мозга, затем переносится в левое полушарие, координирующее движения правой руки, т. е. необходимый навык осуществляется неэкономно, с излишними затратами. Долг всех медицинских работников — разъяснение населению лозунга «Берегите левшей!» В проведении, такой работы должны участвовать все. И далеко не последнюю роль здесь призваны сыграть фельдшера и акушерки, которые тесно связаны с населением, проводят большую санитарно-просветительную работу, и подчас именно с ними население советуется в первую очередь. Достаточно прост и в то же время запутан вопрос о диагностике леворукости. Запутан в силу распространенности среди врачей заблуждения, что леворукость можно определить путем выполнения обследуемым по левому типу таких несложных тестов, как переплетение пальцев рук, перекрест рук на груди, проба на доминантный глаз. Определяемые в ходе таких проб признаки мы называем латеральными функциональными признаками, которые важны для оценки индивидуального профиля латеральной функциональной активности организма. Но если пытаться по ним определять леворуких, то число последних, необычайно возрастет — до 30—40% населения, что будет ошибочно.[/quote]

Ответов - 20

Ольга: Детские психологи установили, что, например, в возрасте 2—5 лет заболевания и травмы мозга могут и не привести к тяжелым последствиям. Мозг ребенка обладает чрезвычайно высокой пластичностью и способностью к поиску обходных путей развития. Часто бывает так, что правой половинке детского мозга настолько успешно удается компенсировать дефект, что поражения левого полушария, которые приводят у взрослых к речевым нарушениям, на состоянии речи ребенка почти не отражаются. Вообще леворукие дети — совершенно особая тема для разговора. Несмотря на то что сейчас отношение и методы работы с ними в детских садах и школах изменились, родители «левшат» задаются одними и теми же, схожими вопросами. Самый частый из них — переучивать ребенка или нет. Для того чтобы этот вопрос решить, необходимо выяснить причину леворукости. Часто бывает, что левшество является способом преодоления мозгом ребенка последствий какой-либо родовой травмы. Например, если при рождении левое полушарие пострадало, то правое берет на себя часть его функций и ребенок становится «вынужденным левшой». Так же часто леворукость носит наследственный, «семейный» характер. В случаях, когда один из родителей или его родственники левши или скрытые левши, вероятность появления в семье такого малыша очень высока. В этих случаях переучивать ребенка не стоит. Его мозг уже имеет сложившийся стиль работы, отличный от «среднестатистического». Насильственное переучивание, а заметьте, что дети инстинктивно очень сильно сопротивляются ему, может сломать отлаженные механизмы и привести к заиканию, дефектам письма и чтения, эмоциональным нарушениям вплоть до неврозов. А вот это, возможно, про меня: Ребенку, появившемуся на свет без особых проблем, до 1—1,5 лет все равно, в какую руку брать предметы. Поэтому если родители настойчиво вкладывают ему ложку или игрушку в правую руку, то малыш благополучно превращается в правшу. Если же родители не обращают внимания, какую руку предпочитает их ребенок, то он может стать или остаться левшой. Специфика работы мозга левши отражается на его психических особенностях. Детские психологи отмечают, что дети-левши более эмоциональны, неуравновешенны, чувствительны к мнению близких, чем праворукие. Они имеют ярко выраженные интересы и склонности, пристрастия к какому-нибудь хобби. У левшей позже развивается связная речь. В школе дети-левши, как правило, тугодумы. Детские психологи и учителя считают, что у них нет стойких понятий о том, где правая, а где левая сторона. В представлении таких детей буквы и цифры можно написать или прочитать не только в зеркальном, но и в горизонтальном, и вертикальном направлениях. Соответственно есть трудности овладения письмом и чтением. Особенных усилий от ребенка требует счет, в частности счет в уме. Зная все это можно предположить, что школьник-левша обязательно станет двоечником. Однако такого, как правило, не происходит. Дело в том, что, видя свои ошибки, левша упорно пытается приспособиться к «правостороннему» миру. Это требует от него огромных усилий, ведь то, что у «нормального» ребенка формируется естественным путем, левше надо освоить с помощью пути обходного. Мудрая Природа предусмотрительно наградила маленьких левшей огромной фантазией и колоссальным произвольным самоконтролем. Тем не менее взрослые могут помочь ребенку-левше справиться с трудностями при помощи комплекса специальных упражнений, игр и занятий, разработанных детскими нейропсихологами. Эти игры-упражнения направлены на освоение содружественной работы рук и ног, разворачивание деятельности во времени и пространстве, развитие точности и меткости, закрепление представлений о правом и левом и многое другое.

Кролик: Оля, спасибо, очень интересно! А меня переучивали в детстве.

Ольга: Кролик пишет: А меня переучивали в детстве. Надо бы узнать еще про кого-нибудь из клуба "Крылья".


Кролик: Узнать, кого переучивали? А почему ты про это думаешь?

Ольга: Кролик пишет: Узнать, кого переучивали? Необязательно. Может быть, и непереученные есть. Я вот думаю, сколько у нас в клубе левшей и правшей. Мб, у нас больше левшей.

Кролик: Оля, ну а почему ты этим заинтересовалась?

Ольга: Олег мне давно говорил, что он левша. И что это очень важно. И вот я задумалась: как может повлиять на жизнь человека то, что он левша. Олег сказал, что если переучить левшу, то необратимо нарушается способность к координации. У меня есть нарушения координации, вот я и задумалась, может быть, я левша переученная. И как мне теперь жить дальше. В общем, я перепугалась (хотя Олег не хотел меня пугать, но так получилось). Вот я и хотела посоветоваться, как же теперь быть. Может быть, я не одна левша. Может быть, нас таких в Клубе много. И как у кого с координацией.

Кролик: А в чем твое нарушение координации проявляется? Может от этого, а может и не от этого. У меня бывает нарушение координации, но никогда не думала, что из-за этого. И уже привыкла, что заносит в разные стороны и не впечатываюсь в дверной проем, только жалко бывает если что-то испорчу. Часами вот ударилась и стекло разбилось... Часы жалко. А тесты ты проверяла? Я про левшество и переучивание много слышала только в плане речевых проблем. А все остальное было для меня очень ново прочитать и интересно!

Ольга: Таня, у меня сейчас просто идет "обострение комплексов", вот я и пытаюсь повысить свой "профессионализм". Мы в театре "Крылья" как-то не очень развивали работу по сценическому движению. Точнее, я не задумывалась о последствиях. В общем, я как та сороконожка, которая задумалась, как же она ходит (и разучилась ходить). Вот как я буду учить сценическому движению, если у меня у самой нарушения координации (могу налить кипяток мимо кружки... причем, я думала, что это "от зрения", я же удивляюсь, что мимо льется, я же "вижу", куда лью). А главное - как я буду учить актеров, если у них нарушение координации? Актер сядет мимо стула, сломает кобчик, а я буду виновата, так как я "не профессионал". Вот почему я и создала тему, чтобы мы все вместе поизучали про координацию. И неужели это так уж "непоправимо" и так опасно нам изучать сценическое движение? Вот даже незрячие в театре занимаются. Мы надеемся туда во вторник, 30 окт, поехать (если Директор ДК ВОС разрешит представителям театра "Крылья" присутствовать на занятиях). Про какие тесты речь? Кролик пишет: не впечатываюсь в дверной проем Я вот сколько уже народу передавила. Даже Валера уже научился от меня увиливать. Кролик пишет: Я про левшество и переучивание много слышала только в плане речевых проблем. Еще и это? А как же отражается? Кролик пишет: Часами вот ударилась и стекло разбилось... Часы жалко. Хорошо, что не поранилась. А стекло заменить можно. Вот я на Космофесте Ванин бокал разбила. Приезжаю домой - а сын разбил мой любимый бокал (красный с черной кошкой). Стараюсь не расстраиваться.

Кролик: Ольга пишет: Про какие тесты речь? Там в статье немножко упоминалось про тесты. Это, например, соединить обе руки в замок. И какой большой палец какой руки будет сверху - та рука ведущая. Второе. Перекрестить руки на груди. Тоже - какая рука сверху - та ведущая. Еще также ноги проверяются: как человеку удобнее сидеть "нога на ногу" - какая нога сверху. И глаз ведущий как-то проверяется, но не помню как. Ольга пишет: Еще и это? А как же отражается? Про это же тоже много в статье написано, которые ты дала. Но я только слышала насчет возникновения логоневроза в основном. Ольга пишет: Хорошо, что не поранилась. А стекло заменить можно. Стекло просто треснуло. И так и хожу с треснувшим. Да, когда-нибудь собирусь и заменю. Ольга пишет: Вот я на Космофесте Ванин бокал разбила. Приезжаю домой - а сын разбил мой любимый бокал (красный с черной кошкой). Стараюсь не расстраиваться Да, помню, это я свидетель была когда ты разбила. Очень жалко мне было. И сын одновременно твой бокал разбил? Да, бывает... Молодец, что стараешься не расстраиваться, правильно! А работать над сценическими движениями конечно, полезно очень всем! И координацию тренировать.

Ольга: Кролик пишет: какой большой палец какой руки будет сверху - та рука ведущая. Левый. Мне неудобно, чтобы правый. Так даже больно делать. Кролик пишет: Второе. Перекрестить руки на груди. Тоже - какая рука сверху - та ведущая. Так ничего не больно. Но я начинаю нервничать, когда правая сверху. А когда левая - начинаю успокаиваться. А... вот теперь ясно, как мне успокоиться! Кролик пишет: И глаз ведущий как-то проверяется, но не помню как. Левый у меня ведущий вдаль, а правым читаю. Кролик пишет: Про это же тоже много в статье написано, которые ты дала. Значит, буду повнимательнее перечитывать. Кролик пишет: А работать над сценическими движениями конечно, полезно очень всем! И координацию тренировать. Да вот теперь боюсь. Мб, у всех у нас координация нарушена. И все начнут падать и кости себе ломать. И я буду виновата... В общем, у меня обострение страхов. Таня, а ты левша по тестам? Вот если левша "блоху подковал", то или это был какой-то необычный левша, или у него было все в порядке с координацией, или его не переучивали на правшу. Кролик пишет: И сын одновременно твой бокал разбил? Получается так. Так ведь я "не ощущаю" себя в пространстве, я не смогла рассчитать и предвидеть, что бокал упадет.

Кролик: Ольга пишет: Так ведь я "не ощущаю" себя в пространстве, я не смогла рассчитать и предвидеть, что бокал упадет Я поняла... Ольга пишет: Таня, а ты левша по тестам? У меня да, по тестам рук - левша. А ногам и глазам я не придавала значения. Потому что ведь если там уже есть свои проблемы, то такие тесты непоказательны будут. Ольга пишет: Да вот теперь боюсь. Мб, у всех у нас координация нарушена. И все начнут падать и кости себе ломать. Думаю, не стоит бояться.

Ольга: Кролик пишет: Думаю, не стоит бояться. Таня, ты неодинока в такой точке зрения. Я сегодня на Танцах спросила (правда, не у всех). Один член Клуба даже слегка удивился: Говоришь, что если человек левша, то у него проблемы с координацией... Странно... Ты мне лучше скажи, у кого нет проблем с координацией. И кому не нужны занятия по улучшению координации. Ну, да, я в основном-то переживаю насчет проблем с координацией, а не про то, кто у нас левша... И действительно, по логике получилось, что если кто-то в Клубе правша, то у него нет проблем с координацией. Не нужны, наверное, тем, кто боится, что упадет во время занятия. Или пусть падает?

Ольга: Но вообще-то есть и сидя упражнения. Положите левую руку на живот и гладьте его по часовой стрелке. В то же время правой рукой постукивайте себя по голове. Или человек все равно упадет и что-то себе сломает? А... это было не упражнение. Это был тест: хорошая ли у вас координация? Я вот только удивляюсь: зачем по голове-то стучать? можно и по столу. А вот это уже не тест, а упражнение: Возьмите в обе руки по яблоку, по очереди подкиньте их и, главное, поймайте. Чтобы усложнить задачу, подбросьте оба яблока одновременно, поймав каждое сначала той же рукой, которая кидала, а потом накрест.

Кролик: Конечно, много хороших упражнений можно придумать!

Ольга: Таня, поняла! Я поняла, что не нужно мне так сильно расстраиваться. Нужно просто придумывать и выполнять разные упражнения для улучшения координации (у нас на репетициях).

Julia: Ольга пишет: Олег сказал, что если переучить левшу, то необратимо нарушается способность к координации. Наверное, это у кого как. Моя бабушка была переученной левшой, и у нее не было нарушения координации. А я - правша, но вынуждена пользоваться больше левой рукой, потому что она лучше работает. Но пишу, рисую, ем и режу хлеб, мясо, овощи и пр. правой рукой - не умею левой. А координация движений у меня нарушена из-за травмы мозжечка (родовая травма). Ольга пишет: Актер сядет мимо стула, сломает кобчик, а я буду виновата, так как я "не профессионал". Актер может оглядеться, чтобы посмотреть, где находится стул, подойти к нему, взять и поставить, как ему удобно, и потом сесть. Не обязательно пятиться к стулу задом.

Ольга: при поражении верхнемедиального отдела височной доли в левом полушарии мозга у праворуких или в правом у некоторых леворуких больные не понимают обращенную к ним речь, не могут рассказать о своем состоянии, сообщить о возможной леворукости, т. е. возникает так называемая сенсорная афазия. Вот это все-таки непонятно. Получается, что разные стороны мозга отвечают за развитие речи.

Ольга: Julia пишет: Не обязательно пятиться к стулу задом. Проверила. Сегодня на занятии никто не пятился (правша или левша Александр - я не проверила, так как в этот момент его не было). Кролик пишет: Думаю, не стоит бояться. Я попробовала преодлеть свои страхи. Сегодняшнее занятие по ориентации в пространстве прошло нормально!

Ольга: Lerika пишет: Право и лево - это понятия относительные :) Смотря куда лицом стоять :)



полная версия страницы