Форум » БОЛЬШОЙ ЗАЛ » Быть хорошим или святым? » Ответить

Быть хорошим или святым?

Ольга: Тема для обсуждения [quote]Многие считают, что гораздо важнее быть хорошим человеком, чем регулярно ходить в церковь.[/quote] [quote]Что такое быть хорошим человеком? Это настолько относительное понятие, все люди хорошие. Бог создал все свое творение хорошим, и человек есть венец творения, самая совершенная его часть. Человек может быть подобен Богу, он есть образ Божий – каждый человек! Независимо от того, знает он об этом или не знает, пытается ли он найти в себе этот образ Божий и осуществить его, приблизиться к Богу, стать похожим на Него, стать Ему родным. Этого Господь ждет от нас – чтобы мы уподобились Ему. А в этом смысле – каждый человек хорош, и не просто хорош, каждый человек прекрасен, человек – это совершенство. Но в обыденном смысле хороший человек, говорят еще “порядочный человек”, – это очень относительная вещь, все мы для кого-то хороши, а для кого-то не очень хороши. Можно быть, скажем, замечательным врачом и скверным семьянином, невыносимым в личных отношениях. Можно быть готовым на самопожертвование ради своей Родины, и в то же время, жестоким, беспощадным и не иметь милосердия к врагу. Это хороший человек? Для кого хороший? Церковь не призывает нас быть хорошими, более того, желание «быть хорошим» – это очень опасно. Желание быть с каждым человеком хорошим – это не любовь к человеку, а человекоугодие и лицемерие. Об этом говорит сам Господь в Евангелии: «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо». Человек приспосабливается к другому, чтобы произвести на него впечатление, таким образом вызвать о себе доброе мнение, на это затрачивается очень много душевных усилий, и это страшная вещь. Христос в Евангелии таких людей называет унылыми лицемерами. Мы призваны не к тому, чтобы быть хорошими, а мы призваны быть святыми, это совсем другое измерение человеческого духа. Паскаль, французский философ и ученый, говорит, что условно можно разделить всех людей на праведников и грешников. Праведники, говорит Паскаль – это те, кто считает себя грешниками, а истинные грешники – это те, кто считает себя праведниками, чувствуют себя хорошими людьми. Именно поэтому они не видят своих недостатков, не чувствуют, как далеки они от Бога, от любви. Потому что любви всегда должно быть мало, должна быть великая жажда. Любовь – это когда я всегда во всем ищу собственную вину, в каких-то обстоятельствах, в общении с людьми, в семейных, в профессиональных отношениях. Я чувствую, что у меня всегда не хватает любви. Мы призваны – «Будьте святы, как Я свят». И в этом смысле хороший – это тот, кто постоянно чувствует себя, условно говоря, плохим, недостаточным, чувствует свои недостатки – недостаток веры, надежды, и конечно, любви, недостаток благочестия, молитвенности. В общем-то, это в любом творческом деле так – как только человек начинает удовлетворяться, возникает самодовольство, которое ограничивает его творческие импульсы, и человек замирает, остывает, его творческий огонь не освещает больше его жизнь. Это как раз очень страшная мысль и очень обывательское представление, что достаточно быть хорошим человеком. Но, слава Богу, Господь помогает нам почувствовать эту свою недостаточность через какие-то обстоятельства, когда мы видим, что у нас нет любви к людям, что мы не можем устоять перед какими-то соблазнами, падаем,– это тоже милость Божья, таким образом самый главный грех обнаруживается – это самодовольство, это себялюбие. Оно противоположно любви. Любовь – это недовольство собой, это сознание собственной ничтожности, малости, и святые – это люди, которые всю жизнь живут в сознании собственной малости, именно поэтому им становится доступно величие Божие. Церковь не призывает нас быть хорошими, это глубочайшее заблуждение. Церковь помогает человеку почувствовать как раз свою греховность, почувствовать глубокую нарушенность личности, глубокую болезнь личности. И Церковь, одновременно обнаруживая эту болезнь, ее и исцеляет.[/quote] Сайт "Православие и мир" http ://www.pravmir.ru

Ответов - 20

Катерина: А и то и другое - никак нельзя совмещать?

Ольга: Катя! Если я правильно поняла то, что тут написано: все люди хорошие, но не все люди святые. И что не нужно стремиться быть хорошим (зачем стремиться? все и так хорошие), а нужно стремится к святости (к стяжанию Духа Святого). В этом смысле я увидела то, что отвечает моим представлениям, обрадовалась, вот и разместила здесь этот фрагмент для обсуждения. Я в самом деле уверена: все люди хорошие, так как все мы созданы Богом. По образу Бога. Сомневаться в том, что все люди хорошие - это сомневаться, что мы созданы по образу Бога. Как меня вовремя поправила мама Наташа: все, кроме Иисуса Христа, так как мы-то люди, а Он Богочеловек. Он рожден, но не сотворен.

САРОМ: Полностью не согласен что все люди хорошие потому что созданы по образу и подобию Божему. А как же раценивать Гитлера Чикатилу Салтыху и прочх.Ведь внешни они не отличались от нас


Ольга: САРОМ пишет: Полностью не согласен что все люди хорошие потому что созданы по образу и подобию Божему. Созданы по образу, а "уподобиться" образу - это нужны воля и стремление самого человека. Это мое мнение (беру ответственность за такое понимание на себя). Сергей, спасибо, что поддержал тему. Но я из-за своей "установки", что все люди хорошие "нарываюсь" на неприятности, которые оказываются "неожиданными" для меня.

Ольга: "Быть хорошим" - это этическая категория. "Быть святым" - христианская категория. "Святой" и "хороший" - это не синонимы. Например, материнство - "святое" понятие. Но из этого не следует, что каждая мать - "святая". Материнство - "хорошее" понятие. Но из этого не следует, что каждая мать - "хорошая".

SAYDON: Да бог один он свят а Религий много

Ольга: Святые не раздражаются ни на кого. А вот если мы раздражаемся, то или мы больные или грешники - вот я о чем размышляю и не могу пока что это понять.

САРОМ: Мы грешники вот и раздражение--вспомним МАТРОНУ Московскую -- она была очень больна но благодаря своей святостьи не впадала В ГРЕХИ РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТИ И ЗЛОБЫ!

Ольга: САРОМ пишет: она была очень больна Сергей! По-твоему, все святые - безгрешны? Я не хочу "разбирать" конкретно поведение ни одного святого. Я о другом. Если раздражительность - это однозначно "грех", то, может быть, и пустырник, и другие успокоительные лекарства не пить, а вместо этого заняться бичеванием грехов?

Ольга: Помощь больнице, работа в сестричестве - это работа с людьми и среди людей. При каждом добром деле возникают искушения. Особенно въедливая страсть, которая мешает людям трудиться вместе и так часто отравляет нашу жизнь, - это раздражительность. Поговорим о том, как бороться с этим врагом. Прот. Аркадий Шатов Как победить раздражительность Как лихорадка в человеке имеет разные причины, но можно сказать, что главная из них - это некая неустроенность тела, так и раздражительность имеет разные причины, но главная - это неустроенность души. Святые отцы говорили еще прямее: "Раздражительность есть невоздержанность нрава и безобразие души" (преподобный Иоанн Лествичник). Почему, работая в больнице, люди так часто побеждаются раздражительностью? Это случается не только в больнице, но и в любых экстремальных условиях. Когда мы сыты, когда мы выспались и нам не нужно трудиться сверх силы, когда мы находимся в каком-то приятном месте, где все радует глаз и нас окружают люди, которые от нас ничего не требуют, а наоборот, ухаживают за нами, - тут причин для раздражительности меньше (хотя бывает, что человек раздражается и в этих условиях, потому что раздражительность коренится в его душе). Но если мы устали, если вокруг нас люди, которые не только не помогают нам, но сами требуют помощи, если эти люди относятся к нам без должного уважения и сами раздражаются - а больные люди очень часто бывают раздражительны, с них нельзя требовать мирного устроения, - то, конечно, раздражительность в нас является в большей степени. В повседневной жизни мы часто носим маску добродушия, бесстрастия, вежливости (хотя не все и это умеют). Мы умеем себя сдержать, если нужно, хотя при этом внутри нас может бушевать буря, которую мы и не пытаемся усмирить. Когда же мы оказываемся в больнице, то здесь проявляется наше истинное устроение. В больнице человек наконец может понять, что же он собой представляет. Потому что вне экстремальных условий, которые требуют, чтобы человек стал самим собой, он не может познать себя. Познать, чтобы исправить и закалить свою душу. Поэтому удивляться появлению раздражительности не нужно. Нужно просто с ней бороться. Для начала, как говорит прп. Иоанн Лествичник, нужно научиться молчанию уст при возмущении сердца. Человек должен как бы затворить внешние выходы раздражительности и гнева. Он должен научиться говорить спокойно, не ругаться, чтобы раздражительность не проявлялась ни во взоре, ни в словах, ни в движениях. Нужно учиться сдерживаться не для того, чтобы показаться хорошим в глазах других, а потому, что если не победить в себе эту страсть, невозможно спастись. Тогда это будет не лицемерием, а первой степенью борьбы с грехом. Вторая, средняя степень - "молчание помыслов при тонком смущении души; а конец - непоколебимая тишина при дыхании нечистых ветров", т.е. когда молчит уже и сердце, когда оно не раздражается и не возмущается. Как этого достичь? Для того, чтобы победить раздражительность, нужно победить другие страсти. Раздражительностью дает о себе знать страсть гнева, а гнев - проявление гордыни. Поэтому самым главным будет приобретение смирения, борьба с гордостью, с тщеславием. Святые отцы говорят, что гневливость и раздражительность имеют в основании страсть сластолюбия: сластолюбивый человек не может не быть раздражительным. Поэтому, чтобы победить гнев, нужно бороться с чревоугодием, с плотской страстью. "Говорит нам гнев: "Матерей у меня много, и отец не один. Матери мои суть: тщеславие, сребролюбие, объядение, а иногда и блудная страсть. А отец мой называется надмением". (Прп. Иоанн Лествичник) Помогает бороться с раздражительностью сознание себя грешным, сознание, что другие люди лучше, чем я, что я хуже всех. Как говорил св. Варсануфий Великий, есть три условия, которые если кто соблюдет, то может жить и с людьми, и в пустынях, и куда ни пойдет, а именно: укорять себя, оставить свою волю и почитать себя ниже всех. Помогает бороться с раздражительностью понимание того, что другие люди не являются твоими врагами, что у нас общий враг - дьявол, который время от времени возмущает нас и заставляет гневаться и раздражаться друг на друга. Если кто-то хочет поссорить двух друзей, он передает одному другу обидное слово, которое якобы сказал про него его друг. Так и дьявол увеличивает наши промахи, наше невнимание друг к другу, выставляет нас друг перед другом в неприятном виде и этим возбуждает между людьми вражду и раздражительность, которые приводят в конце концов к раздорам. "Все усилия дьявола устремлены на то, чтобы разлучить нас друг от друга, ибо он ясно видит, что на нас сбывается слово Писания: брат от брата помогаем, яко град тверд и огражден (Притч. 18, 10). Да не даст ему Господь исполнить в нас волю свою, но да сокрушит его, по неложному слову Писания, под ноги наши вскоре (Рим. 16, 20)". (Св. Варсануфий Великий) Мы должны понимать, что любой другой человек, который, скажем, возмущается против нас, - такой же несчастный, болеющий страстью гнева, как и мы. И источником болезни является не сам человек, а злая сила. Сам человек может иметь доброе сердце и стремиться к добру, но у него это не получается, как это не получается и у нас. Такая вера в другого человека помогает бороться с раздражительностью. Вот как об этом говорит авва Дорофей, который и сам трудился в монастырской больнице: "Можешь, когда огорчится на тебя брат твой, оказать ему милость, потерпев во время его смущения, видя его искушаемым от общего врага, и вместо того, чтобы сказать ему одно слово и тем более смутить его, ты можешь промолчать. Этим окажешь ему милость, избавляя душу его от врага". В больнице человек должен помнить, зачем он туда пришел. Он пришел туда, чтобы служить другим. Что такое больница? Это не просто грязь, не просто какое-то казенное учреждение, где нет комфорта и уюта. Больница - это место, где собраны люди, нуждающиеся в помощи. И мы приходим туда именно к этим людям, приходим ради них. Болезнь, неустроенность души и жизни в больнице вызывает у пациентов недовольство, раздражительность. Нужно быть готовым к этому и понимать, что если эти люди не обращают внимания на то доброе, что мы делаем для них, то это не из человеческой неблагодарности, а потому, что больные, несчастные люди иногда не могут выразить своей благодарности сейчас, в данный момент. Нельзя от них этого требовать. Мы идем в больницу, чтобы научиться смирению, целомудрию, милосердию. А, по слову аввы Дорофея, "кто имеет такую цель, тот, что бы ни случилось с ним - скорбь ли извне или сам больной помалодушествует против него, - без смущения переносит все это, помня свою цель и зная, что более больной благотворит ему, нежели он больному". И конечно, еще нужно помнить, что дьявол, который является нашим врагом, видя, что мы встаем на путь спасения, тут же восстает на нас и изнутри и снаружи пытается нас сбить с толку, лишить нас уравновешенности, мира, покоя душевного, и толкает нас на раздражительность и гнев. Бояться этого не нужно, а нужно помнить, что это именно его действие, и сопротивляться ему. "Если тебя несправедливо уничижат, то не печалься. Диавол завидует благому и, желая пресечь его, возбуждает других на оскорбление тебя; но после это проходит, и Бог ведет это дело к славе". (Св. Иоанн Пророк) Случается, что у работающих в больнице раздражение вызывают не больные, а те, кто трудится рядом. Начальники обычно раздражаются на своих бестолковых подчиненных, а подчиненные, конечно же, раздражаются на начальников, потому что начальники не могут организовать все как нужно. Мы забываем, что люди, которым мы отдаем приказания - такие же несовершенные, как и мы - они могут что-то недослышать, что-то неправильно понять. Забываем, что человек - это не автомат или инструмент, а живое существо. Не только правильно понять "с лету", но и слушаться умеет далеко не каждый, и приходится это всегда учитывать. Конечно, руководитель не должен потакать слабостям своих подчиненных, должен уметь с них спрашивать, сохраняя к ним христианскую любовь. Это очень трудно. Начальники - такие же люди, которые ошибаются, а не какой- нибудь совершенный компьютер, который может просчитать тысячу вариантов и выбрать наилучший. Поэтому нужно себя удерживать от раздражения. Просто начальнику нужно быть более собранным и уметь руководить людьми, показывая им пример, а подчиненным - как можно больше слушаться. "Если ты бываешь в послушании, то никогда не верь своему сердцу, потому что оно ослепляется пристрастиями ветхого человека. Ни в чем не следуй своему суждению, и сам ничего не назначай себе без спроса и совета. Не думай и не предполагай, что ты лучше и праведнее твоего наставника, и не исследуй дел его, иначе ты часто можешь обмануться и впасть в искушение. Это есть обольщение лукавого, который желает воспрепятствовать совершенному по вере послушанию и лишить нас твердого спасения". (Авва Дорофей) И конечно, православный христианин должен помнить, что заповеди Христовы он должен применять к себе, а не к другим. Многие, вольно или невольно, переворачивают это с ног на голову: дескать, раз вы все братья, все христиане, давайте все работайте по- христиански, чего-то у вас любви не хватает в вашей церкви... Как будто в Евангелии сказано каждому из нас, что вот тебя будут любить, тебя будут жалеть, утешать. Там сказано, что тебя будут гнать, что тебя будут преследовать, а ты должен любить. Каждый человек должен честно выполнять свое дело, стараясь быть во всем христианином, и не быть излишне требовательным по отношению к другим, а действовать по закону христианской любви. Как говорит об этом авва Дорофей: "Во имя Иисуса Христа, брат мой, не будем ничего иметь против ближнего, ибо мы должны побеждать и покрывать это любовью. Никто не говорит ближнему своему: "Зачем ты не любишь меня?" Но сам, делая достойное любви, привлекает и ближнего к любви".

Ольга: Может быть, святая Матрона (если ты, Сергей, об этом точно знаешь) и верила в других людей, а себя считала "ниже и хуже всех" - не знаю. Но, как я сказала, "разбирать" поведение разных святых людей мне бы не хотелось, поэтому я и скопировала статью про христианское понимание раздражительности. Больница - это место, где собраны люди, нуждающиеся в помощи. Если бы только в больнице были такие люди. А вот это хорошо сказано: если эти люди не обращают внимания на то доброе, что мы делаем для них, то это не из человеческой неблагодарности, а потому, что больные, несчастные люди иногда не могут выразить своей благодарности сейчас, в данный момент. Нельзя от них этого требовать. И про зависть хорошо сказано. А то я помню, как один священник разгневался на меня за вопрос: "Как правильно относиться к тем, кто завидует". "Если тебя несправедливо уничижат, то не печалься. Диавол завидует благому и, желая пресечь его, возбуждает других на оскорбление тебя; но после это проходит, и Бог ведет это дело к славе". (Св. Иоанн Пророк)

САРОМ: Оля статя замечательная

Ольга: САРОМ пишет: Оля статя замечательная На мой взгляд, "примечательная", так как в ней есть обычные "перекосы". Можно подумать, что только неинва-христиане "настоящие" христиане. Можно подумать, будто бы человек с инвалидностью "непоноценный христианин". Из-за чего мне с нашим замечательным "православием" и контактировать-то не хочется. Они нас, инвалидов, "за людей не считают". В чем я лично, Сергей, вижу не "замечательную", но "примечательную" вещь. И в больницу христианские неинва-волонтеры ходят как в зоопарк (могу и ошибаться).

Ольга: У меня есть виртуальная подруга Дина, которая живет в городе Сарове. С ее разрешения я публикую фрагмент нашего интернет-общения, который, по-моему, подходит к этой теме: Дина, мы будем бороться. Не для того живем, чтобы "поддаваться" всякой ерунде и несправедливости.Ольга, это да, вот интересно через что еще пройти придется, а то чет одни испытания, и никакого поощрения за стойкость. Хоть бы малюсенькое..Дина, про поощрения даже не знаю... Наверное, дружба и любовь тех, кто неравнодушен к нам.Ольга, хотя конечно награды есть,это взгляд сиящих глаз в твою сторону,голос и тепло руки человека которого ты любишь,и пусть это не так часто,может быть поэтому это так дорого и ты ценишь эти минуты проведённые вместе.

Ольга: САРОМ пишет: А как же раценивать Гитлера Чикатилу Салтыху и прочх.Ведь внешни они не отличались от нас Сергей! В каком смысле "внешне"?.. Про Чикатило я даже говорить не хочу, а кто такая "Салтыха"?

САРОМ: СалтыЧиха

SAYDON: Да верно бог отдельно а священослужители отдельно

Ольга: САРОМ пишет: СалтыЧиха И чем "внешне" Салтычиха "не отличается от нас"?

Ольга: SAYDON пишет: Да верно бог отдельно а священослужители отдельно Когда как, Саша. Люди разные. А священники - они ведь тоже люди.

КолянПлатков: Ольга пишет: "Быть хорошим" - это этическая категория. "Быть святым" - христианская категория. "Святой" и "хороший" - это не синонимы. Хороший - это субъективное понятие. Для каждого человека свои понятия что такое хорошо, что такое плохо. Святой - объективное понятие. Критерии святости прописаны в религиозном учении. Святым признает специальная комиссия опираясь исключительно на объективные данные такие как исторические документы.



полная версия страницы