Форум » Актуальные вопросы » Социокультурный подход » Ответить

Социокультурный подход

Ольга: Эта тема посвящена термину "социокультурный подход", который имеет прямое отношение к нашему Клубу. [quote]Термин "социокультурный" несет смысл паритетности культуры и социальности, их несводимости и невыводимости друг из друга. Культура – способ реализации субъективных представлений, мыслей, способностей, интенций индивидов, а социальное отражает объективные условия, рамки, границы, структуру в целом. Темницкий А.Л. [/quote][quote]В последние годы в России повышается статус самого понятия культура. Чем дальше наше общество заходило в тупик, тем яснее становилось, насколько успехи и неудачи общества зависят от нашей социальной деятельности. Само понятие «социокультурный» появилось не так давно – на рубеже 19-20 вв. Тогда социокультурное осознавалось лишь как следствие исторического развития общества, как его продукт. Человек выступает как творец культурного мира, но не как его продукт, не как результат самой культуры. Но со 2-й половины 20 в активная роль культуры начинает все более фиксироваться общественным сознанием. Чем выше развита культура в обществе, тем больше среди нас добрых, культурных людей. Стремление к добру, к самосовершенствованию свойственно человеку потому, что в этом стремлении выражается, раскрывается и создается человечность как таковая. Доброта, культура, человечность – вот коренное условие подлинно человеческого существования. Стремление к культуре заложено не в генетической, а в социальной памяти человечества. Ориентируясь на идеалы добра и красоты, люди растут, становятся кем-то лучшим, чем просто биологическое существо, которое только ест, пьет и размножается. Исторически сначала появилась практика добра, затем система запретов и только потом – индивидуальные этические ценности, которые и определили начало цивилизации. Когда человек осознает себя как личность, он начинает понимать, что такое индивидуальность, что такое социальные группы, какие отношения в социуме между личностями и группами. Одно из центральных социокультурных понятий – менталитет.[/quote]

Ответов - 18

Ольга: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ Для бизнеса это параметры внешней среды, описывающие, в первую очередь, отношение различных слоев общества на данный момент времени к товаром и услугам, производимым на рынке различными фирмами в сфере деятельности этого бизнеса. Думаю (по аналогии), для Клуба - это параметры внешней среды, описывающие, в первую очередь, отношение различных слоев общества на данный момент времени к тем занятиям, явлениям и достижениям, которые имеют отношение к тому или иному проекту Клуба. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ НОРМАТИВ В психологии - это уровень и способ выполнения определенной деятельности, который считается в данном обществе приемлемым. На основе этого норматива формулируются КЛЮЧИ к тестам СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ и ДОСТИЖЕНИЙ. В частном случае социокультурный норматив задает требования к минимально допустимой величине ТЕСТОВОГО БАЛЛА. Социокультурный норматив является базой для принятия так называемых "НОРМАТИВНЫХ РЕШЕНИЙ". click here СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИСТЕМА - термин, используемый в социальной антропологии и культурологии в качестве альтернативы терминам "социальная система" и "культурная система". Использование этого понятия помогает обеспечить многофакторный подход к изучению социокультурной реальности и избежать социол. (Дюркгейм и франц. социол. школа), технологич. (К. Маркс, У. Огборн, Т. Веблен) и культурного (Л. Уайт, А. Кардинер, М. Мид) детерминизма. Применение данного термина предполагает невозможность строгого и методологически адекватного разграничения социальных и культурных аспектов единой социокультурной реальности. В "интегральной социологии" П. Сорокина различаются С.с. разных уровней, в т.ч. социокультурные суперсистемы, закономерности смены к-рых управляют истор. развитием об-в на больших отрезках времени. Суперсистемы организуются вокруг мировоззрений (фундаментальных идей относительно природы реальности и методов ее постижения). Сорокин выделил три суперсистемы: чувственную, идеациональную и идеалистическую. Каждое об-во в своем истор. развитии подчиняется закону последоват. циклич. чередования этих трех суперсистем; социальные и культурные системы низших уровней в той или иной степени соответствуют доминирующей в данном об-ве в данный момент суперсистеме. Переход от одного типа мировоззрения к другому (от одной суперсистемы к другой) вызывает трансформацию социальных структур и культурных образцов. В. Г. Николаев С. Левит. Культурология. XX век. Энциклопедия., 1998 г.

Ольга: Социокультурный подход Основателем социокультурного подхода в психологии является Лев Выготский, хотя сам Выготский термина “социокультурный” не использовал. Современный американский культурный психолог Джеймс Верч пишет: Я использую термин “социокультурный”, когда хочу понять, как осуществляются ментальные действия в культурном, историческом... контексте. Более точно было бы говорить о социо-историческо-культуральном подходе, но такой термин, очевидно, слишком громоздок. Речь идет о ментальности, точнее, о социокультурном подходе к сознанию. Именно такой подход к сознанию человека помогает объяснить, как человеческая деятельность обусловливается историческими и культурными факторами. Такой подход помогает увидеть, что нет чисто культурного, или чисто исторического или чисто социального контекста человеческой деятельности. Любой контекст имеет все три аспекта, три измерения. Сознание человека (ментальность) не может быть связана с историческим контекстом, но при этом находиться вне связи с социальным или же культурным контекстом, так как эти контексты взаимосвязаны между собой. Многие психологи рассматривают ментальные процессы как внеисторические и универсальные. Социокультурный же подход связан с культурной психологией, сформированной трудами М. Коула, Р. Шведера и других. Джеймс Верч расссматривает культурную психологию в качестве предтечи социокультурного подхода. Однако, по мнению Верча, акцент на социокультурной ситуативности не означает, , что универсалии отрицаются полностью. Универсалии существуют, они играют важную роль. Но универсалистский и социокультурный подходы фокусируются на различных теоретических конструктах, поэтому представителям обоих подходов трудно говорить друг с другом. В своем социокультурном подходе Джеймс Верч использует термины “голос” и "диалог", заимствованные им у М. Бахтина. При этом Верч ментальную деятельность рассматривает как социальную. Даже когда ментальные действия выполняются индивидом в совершенной изоляции, они в известном смысле социальны. Для социокультурного подхода близка работа К. Бурка шестидесятых годов. Бурк применяет анализ действия, который называет “драматическим”. Действие является драматическим, потому что оно включает конфликт, цель, рефлексию и выбор. Бурк описывает свое понятие драматического действия в качестве “драматической пентагмы”, а именно: там, где есть акт, там должен быть деятель, там должна быть сцена, на которой деятель действует. Чтобы действовать на этой сцене действия, деятель должен использовать некоторые средства и иметь определенную цель (то есть, если деятель оступается и падает, то такое движение со стороны деятеля есть не акт, а инцидент). Исходя из этого взгляда, действие всегда открыто для интерпретации, потому что сущетсвуют неопределенности, которые возникают из диалектического взаимодейтсвия элементов. Принятие человеческого действия за единицу анализа для социокультурного подхода означает, что оно служит в качестве фундаментального объекта, который и должен быть итерпретирован. Примат действия не является новым в философии или психологии. Достаточно вспомнить американский прагматизм. Когнитивная наука известна ее интересом к схемам и моделям действия. Эти научные направления исходят из того, что невозможно понять ментальную деятельность, рассматривая изолированно индивида или его внешнее окружение. Есть действия и взаимодействия, а ментальная деятельность производна от них. Дж. Верч останавливает свое внимание на анализе типологии действия Хабермеса. Ю. Хабермас выделил ряд категорий действий, основанных на отношении между агентом действия (актором) и окружением. Типы окружений, выделенные Хабермасом, сопряжены с теорией трех миров К.Поппера. Поппер различал следующие три мира: мир физических объектов или физических состояний; мир состояний сознания или ментальных состояний; мир объективных содержаний мышления. Рассматривая отношения между актором и миром физических объектов, Хабермас замечает, что центральным моментом является выбор среди альтернативных действий. Актор достигает цели, избирая адекватные средства и используя их подходящим образом. Второй тип действий, по Хабермасу, замыкается на отношения актора с миром ментальных состояний. Здесь появляется понятие “драматургического действия”. Этим типом действий актор создает в своем окружении определенный образ себя, в большей или меньшей степени целенаправленно скрывая субъективность такого образа. Центральное понятие здесь – самопрезентация, исключающее спонтанное экспрессивное поведение. Третий тип действий назван Хабермасом нормативно управляемыми действиями и связан с действиями членов социальной группы, ориентирующей свое поведение на общие ценности. Нормы выражают достигнутые социальной группой соглашения. Все члены группы, уважающие существующие нормы, ожидают друг от друга определенных действий. Центральное понятие здесь – подчинение норме. В дополнение к вышеназванным типам действий Хабермас предложил четвертый тип: коммуникативное действие, относящееся к взаимодействию, по крайней мере, двух субъектов, установивших межперсональные отношения (вербальным и невербальным способом). Акторы стремятся достичь понимания ситуации и планов действий, чтобы скоординировать свои действия путем согласия. Здесь центральное понятие – интерпретация. В противовес первым трем типам действий, каждый из которых замыкается на один из трех предложенных Поппером миров, коммуникативное действие одновременно замыкается на все три. Оно рассматривается в соответствии с критерием достижения взаимопонимания. Производство значимых действий в действительности требует “понимание” между всеми участниками взаимодействия в том, что из себя представляет ситуация, в которой им предстоит действовать. Действия и опосредующие средства связаны между собой настолько фундаментальны, что уместнее говорить об индивидах, действующих при помощи опосредующих средств, чем просто об индивидах. Вот этим самым опосредующим средством и выступает культура. Когда индивид включается (интегрируется) в культурный процессе, происходит формирования действия и взаимодействия, которое и приближает акторов к достижению взаимопонимания. Культура нужна не по причине облегчения деятельности, обращение к культуре происходит в ответ на множество запросов, которые в процессе реализации приводят к трансформации менталитета индивида. click here

Ольга: click here Темницкий А.Л. проанализировал 16 статей из журнала «Социологические исследования» (1994- 2004 гг.), в названии которых фигурировал термин «социокультурное». Отдельно следует сказать о статьях, где термин "социокультурный" фигурировал только в названии научной работы. К примеру, в статье «Кинотеатр как социокультурный полигон досуга» предлагается читателю самому додуматься: почему кинотеатр – социокультурный полигон. Можно, конечно предположить, что кино рассматривается как элемент культуры, а зрители как социальная группа. Темницкий пишет: Выявление смысла, вкладываемого авторами в термин «социокультурное», позволяет утверждать о существовании, по крайней мере, шести различающихся трактовок. Вначале укажем интерпретации социокультурного, не вполне адекватные, нанаш взгляд, его природе. 1. Интерпретация, сводящая социокультурное к другим не менее фундаментальным понятиям Под таковыми понимаются: ментальность, культурные традиции, генотипы. Употребление понятия социокультурного в таком случае часто связывается с желанием подчеркнуть укорененность, неизменчивость того или иного социального явления или процесса. Тогда, в широком смысле слова социокультурное отождествляется с глубоко укорененными в обществе культурными традициями, в основе которых лежат универсальные базовые ценности, определяющие целостность нации, отдельных групп общества, их «социокультурные коды» [6]. Например, в логике такого подхода в ходу утверждения, что сила социокультурных обусловленностей трудовой деятельности заключается в том, что «с устранением их современных проявлений: коллективизма, патернализма оживают, выходят на поверхность более фундаментальные и архаичные уровни (общинность, артельность)» . При подобной интерпретации «социокультурность» теряет качества, пусть и фундаментальной, но все же переменной, приобретает черты константы, постоянно действующего универсального фактора. 2. Интерпретация социокультурного на основе Веберовской теории Последователи М. Вебера видят эвристический потенциал этой категории в ее способности преодолевать влияние экономического детерминизма. Согласно такому подходу социокультурным считается все, что связано не с непосредственной экономической деятельностью, а с ее духовными аспектами: «ценностными, мотивационными, идейными факторами…» Применительно к сфере труда в этом случае социокультурным следует называть все то, что связано не с самим трудом, а с внешним по отношению к нему контекстом или смыслами, которыми человек объясняет свое поведение, используя не характеристики самой ситуации, а культурные нормы и ценности. При всей значимости положений М. Вебера о роли внешних по отношению к непосредственной хозяйственной деятельности факторов, прежде всего, религиозных норм и ценностей, содержание категории «социокультурность» при данном подходе существенно обедняется, т.к. слабо учитываются противоречия и согласования между реальными социальными практиками и культурными факторами. Добросовестное использование веберовской методологии при разработке инструментария исследования несомненно уводит от экономического детерминизма, но может привести к детерминизму культурному. 3. Интерпретация социокультурного на основе культурологии Социальное при такой интерпретации «утопает» в культурном, поскольку само функционирование культуры рассматривается как социальный процесс. Итогом возвышения культурного над социальным становятся методологические принципы, согласно которым социокультурное можно рассматривать как «культурное измерение туризма и складываемого на этом фоне культурного туризма». Социальное рассматривается как производная функция культуры. 4. Интерпретация социокультурного как латентного свойства социальных систем или институтов Согласно, такому подходу социокультурным может быть названо все то, что выходит за пределы прямых функций социальной системы, либо какие - то ее скрытые неафишируемые свойства и качества. Так, например, вводится понятие «социокультурная ориентация правового порядка», которая предполагает снижение силовой составляющей деятельности в пользу ненасильственных методов. Оказывается, что социокультурным может быть объявлено все то, что связано с «инновационным подходом к обучению (необходимости сотворчества учителя и ученика)», либо с жанром этюда как метода в преподавании социологии. 5. Максимально расширительная трактовка социокультурного Иногда понятию социокультурного придается максимально всеобъемлющий характер, и используют, включая в него все социально - материальные, социально-демографические и социально психологические тенденции, наблюдаемые в обществе. В ряде случаев вводят понятие социокультурные предпочтения, а в них вся система ценностей населения, религиозные взгляды и убеждения, предпочтения в сфере экономического поведения, т.е. по сути, все то, что связано с субъективными факторами, влияющими на сознание и поведение индивида. Или вот еще один пример, когда социокультурное с позиций расширительной точки зрения применительно к рабочему классу рассматривается как обобщенная характеристика пролетариата как класса, включая такие параметры, как политические взгляды, психологию, мораль, экономическую характеристику, трудовой облик, культурный быт и уклад. При таких расширительных трактовках стирается предметность социокультурного, ибо из него даже экономическое не исключается.


Ольга: Ниже рассмотрим интерпретации социокультурного, приближающиеся к моделям адекватным его смысловой природе. 6. Интерпретации социокультурного на основе модели П.А. Сорокина Согласно П. Сорокину, социокультурное явление становится возможным при наличии значимого взаимодействия двух и более индивидов, в котором выделяется три необходимых компонента: субъекты взаимодействия; значения, ценности и нормы, благодаря которым индивиды взаимодействуют, осознавая их и обмениваясь ими. Из социального порядка нельзя вырвать социальные отношения, не затронув культуру, точно также как нельзя отдельно, без учета значимых для личности взаимодействий в обществе рассматривать культуру. Такая трактовка социокультурного позволила П. Сорокину уйти от однофакторного подхода к объяснению изменений в социальной реальности, будь – то экономический детерминизм К. Маркса или культурный детерминизм М. Вебера. Вместе с тем модель П. Сорокина для объяснения трансформационных процессов в обществе, на наш взгляд, не вполне адекватна в силу неразделимости и паритетности социального и культурного по отношению друг к другу. В этой связи обратимся к работам современных ученых, последователей социокультурного подхода. Так, Н.И. Лапин, разрабатывая принципы социокультурного подхода, представляет общество как большую самодостаточную социокультурную систему, в которой сохраняется динамичный баланс между культурными и социальными компонентами. На противоречивость социокультурных процессов как их фундаментальной атрибутивной характеристике обращает внимание А.С. Ахиезер. В обществе постоянно возникают противоречия между социальными отношениями и культурой, т.е. социокультурные противоречия. Их источниками становятся культурные программы, которые разрушают, приводят к дисфункции жизненно важные социальные отношения. Именно культуре, а не социальным отношениям автор придает большие возможности для свободного выхода за собственные рамки. Культура рассматривается как сфера творчества и фантазии, а социальные отношения всегда должны оставаться функциональными. Приданию культуре человека преобразующих, а не консервативных функций способствует новая формирующаяся с конца XX в социокультурная реальность. Происходит переориентация социокультурной истории. На передний план исследовательских интересов выходит проблема реализации субъективных представлений, мыслей, способностей, интенций индивидов в пространстве возможностей, ограниченных объективными условиями. Представляется, что именно в такой постановке содержание категории социокультурность выражено наиболее явно: культура – способ реализации субъективных представлений, мыслей, способностей, интенций индивидов, а социальное отражает объективные условия, рамки, границы, структуру в целом. Рассмотрение социального и культурного в их напряженной соотносимости и латентной противоречивости друг с другом позволяет обнаружить «глубинные регуляторы действительно противоречивого поведения членов определенной социально-профессиональной группы». В выявлении соотношения социального и культурного возможно как обнаружение определяющего влияния первого на второе, так и наоборот, а также их гармоничного сочетания. Например, в закрытом обществе цензура (социальное) подавляет культурное, в цивилизованном - они гармонично сочетаются. Создателем масштабной научной теории, которая дает последовательное, системное описание социокультурных механизмов динамики российского общества, его исторические изменения - стал А.С. Ахиезер. Автором предложен новый взгляд на социокультурные процессы развития общества, разработан теоретический аппарат, включающий около 350 категорий и терминов. По мнению Ахиезера необходимо рассматривать культурологию под углом зрения мотиваций человеческой деятельности. Человеческая история отличается от биологических процессов тем, что она рефлексивна. Рост рефлексии означает усиление способности человека делать свою историю, самого себя предметом своей воспроизводственной деятельности, содержанием культуры, своего действия, предметом своей озабоченности, своей критики. По мнению Ахиезера любое познание истории включает не только описание предметного содержания исторического события, объяснение его причин и условий, но и пониманием того, в какой степени сами люди осознали содержание собственных действий и соответственно научились их изменять, корректировать.

Ольга: Культура и социальные отношения - два аспекта воспроизводственной человеческой деятельности. при этом в обществе постоянно возникают противоречия между социальными отношениями и культурой, т.е. социокультурные противоречия. Социокультурное противоречие обнаруживается в появлении культурных программ, которые смещают воспроизводственную деятельность таким образом, что в результате разрушаются, становятся нефункциональными жизненно важные социальные отношения. Это противоречие проявляется в конфликтах между исторически сложившимися программами и инновациями, которые их изменяют, между сложившимися и новыми социальными отношениями, что в конечном итоге обусловливается противоречиями внутри воспроизводственной деятельности, которая направлена на преодоление социокультурного противостояния, на удержание этого противоречия в определенных пределах.

Ольга: Во время интервью на телепрграмме "Шире Округ" журналистка задала мне интересный вопрос: Что такое социокультурная интеграция? И я так и не смогла тогда ответить на ее вопрос.

mirtsa: На свете существует общая сумма зла. И если мы ругаемся с кем-то, злимся, проклинаем кого-то. Эта общая сумма зла растет. И с ней все труднее бороться. Если вас кто-то раздражает, попробуйте не орать на него, а пожалеть. Попросить у Господа, чтобы этот человек не был таким грязным, грубым, навязчивым... Иногда действует удивительно быстро. А вот такой христиански-мистический подход к тому же.

Julia: Ольга пишет: В последние годы в России повышается статус самого понятия культура. Это в какие последние годы? это где повышается?.. Хотя, статус и может повышаться, а вот культура общества все падает и падает. Вот где бы я не была - на улице, в метро, в театре (!) и в кино, везде люди одеты (в большинстве) безвкусно и не по возрасту (взять хотя бы короткие штаны у мужчин), везде разговаривают матом, курят и пьют, и мысли в головах только о трахе (извините за точное слово). Безкультурие.

Ольга: Julia пишет: и мысли в головах только о трахе Юля, я уже месяца полтора хочу создать у нас на форуме тему о культуре секса (если ты не против). Но я все как-то не решалась спросить об этом у тебя (как у Админа).

Ольга: Юля, так получилось, что с трех до семи лет я преимущественно находилась в детском саду. Где и занимались моим воспитанием. И вот там мне внушали, что "нужно быть добрым человеком, тогда будешь иметь право считать себя культурным (воспитанным) человеком". Вот как-то так мне это "втемяшилось" с детства, что "доброта - это и есть культура". Вот это мне и вспомнилось, когда я задумалась над цитатой из интернета. Чем выше развита культура в обществе, тем больше среди нас добрых, культурных людей. Но так ли уж это верно? Но ты, Юля, прочитала так, как написано. А я наоборот: Чем больше будет добрых людей, тем выше будет культура в обществе. Но, мб, правы те, кто написал в инете эту фразу, а не мои воспитательницы из детского сада? Приглашаю в тему Доброта и человечность

Ольга: mirtsa пишет: вот такой христиански-мистический подход Согласна, Наташ. Согласна, что это "работает". Но если я так отвечу тележурналистке, то про нас так и подумают (что у нас "религиозно-мистическая" организация). И далее (за кадром) расскажут, что у нас "секта". Вот я и думаю: как надо отвечать тележурналисткам, чтобы было понятно? Точно не процитирую тот вопрос, который мне задали, но примерно так: Что такое социальная интеграция, мы все понимаем, а вот что такое культурная интеграция? Вот взяли и разделили термин "социокультурная" на две части. Я тогда "охнула" внутри себя и стала "выкручиваться" (как умела). Но за 2.5 года я так и не придумала, как же нужно было отвечать. Поскольку опять собираемся "на телевидение", надо "придумать". Потому я и "подняла" тему. Надеюсь, вместе "придумаем"! Julia пишет: культура общества Хорошо, Юля, что ты эти два слова вместе написала. А то, когда на телепередаче ведущая "лихо" отделила эти два слова, то для меня это прозвучало примерно так: Что такое "общество", все мы знаем, а вот что такое "культура"? Объясните нам это быстренько, пожалуйста, в двух словах, и чтобы всем сразу все стало ясненько и понятненько. И вот сидела я, "глазами хлопала", не зная, что же "на такое" отвечать. И ведь эта телеведущая далеко не из худших телеведущих. И нужно "придумать", как отвечать. Этот вопрос вполне может прозвучать еще не раз. Так как название Клуба у нас такое. И менять это название мы не собираемся.

Ольга: Julia пишет: Хотя, статус и может повышаться, а вот культура общества все падает и падает. Когда видно, что культура падает, это вызывает тревогу. Вот и повышается потребность, чтобы повысить, поднять "в целом" культурный уровень. Но как-то (для меня) "это все" о-очень абстрактно. Хорошо, Юля, что ты в своем отзыве немножко конкретизировала: а что именно (конкретно) понимать под "культурой"? И перечислила это. Но в то же время (для меня) ясное дело что: культура - это доброта и правда. Julia пишет: Безкультурие. Культура "без веры" невозможна (на мой взгляд). Мб, Мирца об этом.

Ольга: И, улыбаясь, мне ломали крылья, Мой хрип порой похожим был на вой, И я немел от боли и бессилья И лишь шептал: «Спасибо, что живой». Владимир Высоцкий mirtsa пишет: Если вас кто-то раздражает, попробуйте не орать на него, а пожалеть. Какой молодец лирический герой Владимира Высоцкого! Не "орал" от боли и бессилья, а "немел". Наташа, ты предлагаешь "онеметь"? Именно это будет "признаком высокой культуры"? И всех, кто "замолчал" и "заткнулся", будем считать "высококультурными людьми"? Да неужели? В общем, герой Высоцкого как-то не очень "онемел". "Хрип" и "вой" - это все-таки "звуки". И далеко не всегда тихие такие, нежные.. услаждающие слух. Хрип и вой - это все-таки звуки. Он не очень-то "онемел". И не взяли его "на поруки" (Не о том он, наверное, пел). "Видишь, спокоен как? Как пульс покойника". (В.Маяковский)

mirtsa: Ольга пишет:  цитата: Если вас кто-то раздражает, попробуйте не орать на него, а пожалеть. Женщина, которая меня этому научила, привела пример из своей жизни. Вечер. Час пик. Битком набитый автобус. Женщина изрядной весовой категории да еще с двумя сумками. Того толкнула, ту зацепила, этого задела... Все начинают на нее ругаться, чуть ли не в драку лезут. Женщина в долг не остается: орет на всех и матом в том числе. Рассказчица тоже стоит рядом и думает про себя: "Бедная женщина, как же ей сегодня досталось..." А та ругается, ругается и вдруг обернулась: "Ой, извините" И постаралась отстраниться, дать нашей рассказчице побольше места. Ольга пишет: что такое культурная интеграция? Я так понимаю, что интеграция через творчество. Свое и чужое, но близкое. Творческие люди, поделившись своим творчеством скорей поймут друг друга. ["Рыбак рыбака..."] Когда двум [и более] людям нравится творчество одного и того же человека, они становятся ближе друг к другу и даже родней.

Ольга: mirtsa пишет: Бедная женщина, как же ей сегодня досталось.. Замдиректору, бедной, от меня сегодня досталось. Я прислала письмо на распечатку (для нашего Клуба насчет музея Мухиной) не на тот емейл (надо было в отделение реабилитации). И вот меня соцтакси ждет, а мадам остановила меня в коридоре и все нервничала, почему мы не занимаемся с 12 дня танцами ("Мне поручили написать об этом докладную записку!") и не присылайте мне больше писем на емейл, "никто ничего не понял". А что хотели понять? Что хотели понять, они поняли:"вас нам тут не надо". О чем и сообщили. В итоге я так и не поняла: план на февраль тоже на их емейл не высылать? Хорошо, хоть таксист не уехал. Не знаю, так ли я тебя поняла. Но пытаюсь применить твою историю (и теорию) к будням нашего Клуба. Что касается слов "попробуйте не орать", то как можно "попробовать", если, к примеру, "орать" на замдиректора мне не хотелось совершенно? Жалко-то мне ее, жалко, но когда в устах человека "я Вас не понимаю, мы тут все вас не понимаем" звучит как синоним "хоть бы вас вообще тут не было"... прям даже и не знаешь, как на это реагировать. Она хочет, чтобы я ее поняла, а сама-то не хочет понимать собеседника. Такое впечатление, что от нее требуется "не понимать" (чем гордится), а от нас "понимать", то есть "слушаться". Но даже "приказ" в ее исполнении звучит так: "Я не понимаю, почему вы не делаете так-то". ("Не занимаетесь Танцами с 12-ти!") Я, конечно, попыталась объяснить. Но это просто такие обстоятельства ("условия задачи"), в которых нам надо продолжать работать. Когда я ответила, мол, спасибо, письма нам распечатали, она была страшно удивлена:"А что, надо было распечатать? А зачем? Никто ничего не понял!" Наверное, кто-то все-таки что-то понял... Но сказать ей это я постеснялась. В общем, нужно на контакт с ней именно меня отправлять. Когда я с ней общаюсь, я себя каким-то диковинным "зверем" ощущаю, с которым замдиректора просто не представляет, что делать. Олег уже к ней ходил однажды. Сказал:"Оля, это просто сказка. Про Буратино". В общем, удивительная женщина. Куда уж там "попробовать не орать". Я сижу, что-то такое неуверенно ей тихо и удивленно говорю, а ей даже от этого "плохо" становится. Но главное, что она хотела до меня донести:"Вы не понимаете, где находитесь". Я прям даже оглянулась, чтобы убедиться, точно ли я в Мещанке. Оказалось, что да.

Ольга: mirtsa пишет: Я так понимаю, что интеграция через творчество. Свое и чужое, но близкое. Творческие люди, поделившись своим творчеством скорей поймут друг друга. ["Рыбак рыбака..."] Когда двум [и более] людям нравится творчество одного и того же человека, они становятся ближе друг к другу и даже родней. Спасибо, Наташа, подумаю. Вообще ты интересные вещи пишешь в этой теме, спасибо!

Ольга: mirtsa пишет: На свете существует общая сумма зла. И если мы ругаемся с кем-то, злимся, проклинаем кого-то. Эта общая сумма зла растет. И с ней все труднее бороться. Если вас кто-то раздражает, попробуйте не орать на него, а пожалеть. Попросить у Господа, чтобы этот человек не был таким грязным, грубым, навязчивым... Иногда действует удивительно быстро. А вот такой христиански-мистический подход к тому же. У нас не христианско-мистическая секта. У нас организация, направленная на развитие клубной культуры общения. Клуб создан не для "борьбы со злом" (хотя мы, люди, все "боремся со злом" по мере своих сил). Клуб создан не для того, чтобы мы только и занимались тем, чтобы "жалели" друг друга ("поливали слезами, поливали, а потом бы дружно утонули в слезах"). "Злиться", "ругаться" и "проклинать" - это достаточно разные вещи (хотя для кого-то все это "через запятую" - имеет право на свое мировосприятие; возможно, это человек как только разозлится, так сразу "орет, проклинает и ругается"... каждому виднее о самом себе). Клуб создан не для того, чтобы "ругаться, злиться, орать и проклинать". Раздражает меня обычно тот, кому я не знаю, как помочь. И кто при этом настойчиво просит меня о помощи. В какой-то момент да, бывает и заорешь - "Оставь меня в покое, отстань!" Что такое "пожалеть" (в данном случае)? Сказать: "Да, продолжай ко мне приставать, мне тебя так жалко!" Все не так просто. Но для меня данный разговор "беспредметен", так как совершенно непонятно, при чем тут клуб "Крылья" (нет конкретного примера по работе Клуба). Попросить у Господа, чтобы этот человек не был таким грязным, грубым, навязчивым... Иногда действует удивительно быстро. Если этот человек - в Клубе, значит, от нас что-то зависит. А если этот человек не имеет отношения к Клубу, то собраться нам вместе и дружно молиться о том, чтобы Бог всех и каждого, кого каждый из нас по отдельности считает "грязными, грубыми и навязчивыми"... чтобы Бог сделал так, чтобы они все (без воды и мыла) вдруг стали чистыми, вежливыми и оставили нас в покое.... Клуб не создан для собрания и таких молитв, на мой взгляд, "непонятно о чем". Клуб создан для творческой самореализации. Для взаимопомощи, взаимодействия, общения и культурного развития. Клуб создан для командной работы. А если кто-то хочешь создать свою "христианско-мистическую" организацию, пусть создает. Но это не будет (и не может быть) клуб "Крылья". При желании человек может "вписаться" в Клуб и со своим "христианско-мистическим" подходом. Но это если он хочет "вписаться". А не "вписать" всех во что-то "свое".

Ольга: Функции социально-культурной деятельности(СКД) а) Воспитательная. В самодеятельном коллективе реализуется опосредованно, руководитель в роли воспитателя через творческую деятельность воздействует на личность, изменяя ее качества в лучшую сторону. б) Созидательно-творческая. Руководитель самодеятельного коллектива создает творческую атмосферу, побуждает участников к творческой деятельности, созданию нечто нового, самобытного и оригинального, или хотя бы элементов творчества. Не все виды и жанры самодеятельности являются творческими, многие из них – репродуктивные. в) Просветительная или информационно-комментаторская. Получение какой-либо информации, знаний в процессе творческой деятельности с комментариями руководителя коллектива. г) Гедонистическая - реализация потребности в радости, наслаждении, положительных эмоций в процессе занятий любимым видом творчества. д) Коммуникативная – функция общения. В самодеятельном коллективе реализуется более качественно, так как здесь происходит общение с людьми, имеющими такие же интересы и потребности в творчестве. е) Функция культурного посредничества – участники самодеятельности представляют своим творчеством тот или иной жанр искусства, тем самым являются посредниками между аудиторией, населением и профессиональным искусством. См также тему Что такое "праздник"?



полная версия страницы