Форум » История клуба "Крылья" » Виолетта Хрящева » Ответить

Виолетта Хрящева

Ольга: Тема про воспитанницу клуба ЭТО, ученицу ТиВи. Ростов-на-Дону, 2010–2013 авантюрный педагог:)))

Ответов - 6

Ольга: Валерий Хилтунен: Многое забудется, но то, что сделала клубная педагогика XX века, не забудется никогда. Из серии очерков о подростковых клубах СССР, которые опекала, а частенько и спасала из пасти бюрокртов Банда Семи (так их назыывали в Отделет науки ЦК КПСС- Соловейчика, Матвеева, Матятина, Логиновау, Овчиникову, Преловскую, Мариничеву - а самым надёжным блиндажом был Школьынй отдел старой "Комсомольской правды" (им одно время заведовал Хилтунен). Хрящёва В. Клуб ЭТО Источник:Первая публикация: журнал "На путях к новой школе", 2003 г., No 2 Аннотация:Мы уже не раз в нашем журнале предоставляли слово удивительнейшему педагогу из Ростова-на-Дону Татьяне Викторовне Бабушкиной (ТиВи, как любят называть ее воспитанники). А сегодня мы хотим вам рассказать о том, как родилось и развивалось любимое детище ТиВи - клуб ЭТО - "Эстетика, Творчество, Общение." Слово воспитаннице клуба - Виолетте Хрящевой. В период, когда человек ищет себя, свое призвание, свою личную индивидуальность, важно, с кем сведет его судьба. Встреча может стать решающей, и повернуть жизненный вектор. В свое время такой жизненной точкой для меня была встреча с удивительным творческим и ярким человеком Татьяной Викторовной Бабушкиной (ТиВи, как ее называют дети). Встреча с большой буквы Мир ребенка и мир подростка неповторим и уникален. Свободное творческое общение и атмосфера - это, пожалуй, самое важное для нормального развития этого мира. В период, когда человек ищет себя, свое призвание, свою личную индивидуальность, важно, с кем сведет его судьба. Встреча может стать решающей, и повернуть жизненный вектор. Встречи могут быть совершенно разные и по форме, и по воздействию. Встреча с книгами, с сюжетами искусств, с героем. Поэтому к встрече относились раньше как к важной жизненной точке. Встречу ожидали, к ней готовились, ее берегли. А потом перелистывали в памяти, ощущая ее дух. И иногда мне кажется, весь мир состоит из натянутых нитей встреч, и благодаря этим нитям, люди действуют, живут. Подросток, который находится в постоянном поиске авторитетов, более всех нуждается в настоящей встрече. В свое время такой жизненной точкой для меня была встреча с удивительным творческим и ярким человеком Татьяной Викторовной Бабушкиной (ТиВи, как ее называют дети). Татьяна Викторовна настоящий друг детей и подростков, понимающая и чувствующая язык детства. Она открыла для меня тайны интересного мира сотворчества взрослых и детей - "авантюрную" педагогику. Мы познакомились в 1997 году, когда ТиВи читала у нас в Педагогическом Университете курс лекций. Так начались наши уникальные встречи, несущие в себе настоящие открытия. На наши юные головы посыпались фамилии удивительных людей, казалось, что маленькая уютная комната в доме ТиВи при наших встречах наполняется невидимым миром легенд. Но самое необычное - это атмосфера, которая возникала. А потом был лагерь... Мне, выросшей в пионерском лагере (мой дедушка был бессменным директором одного из таких пионерских лагерей), было сложно, потому что я попала в новую среду, где не было ни строгих правил, ни внешних рамок, все происходило по какому-то внутреннему чувству участников. Со стороны это могло показаться хаосом, но наступал вечер, и появлялись волшебные тени, рождались маленькие шедевры театральной педагогики. Лагерь проходил на территории музея-заповедника, древнегреческого города Танаиса. Само устройство лагеря было очень необычно. Не было отрядов, а были семьи. Дети сами выбирали себе взрослых (родителей). Как я позже узнала, идея с семьями родилась в период, когда ТиВи работала с детьми из детского дома. Самым главным открытием в этом лагере для меня стало, что мир может быть живым или механистичным. Живой мир - как любовь или красивый цветок, развивается по своим внутренним, не предугаданным, законам. Его развитие трудно просчитать. Это всегда риск, выживет или нет. Создавать такой лагерь вместе с детьми и подростками, студентами - это очень отважно, потому что это всегда рождения. Механистическая же система имеет свои четкие правила, просчеты работы каждого винтика, выполнения определенных задач. В лагере ТиВи никто не ставил задач, они приходили сами благодаря детям, с которыми мы жили. Живое имеет всегда нечто духовное, то, что не поддается даже описанию, но между тем это духовное и есть самое важное с детьми. Именно оно и может повлиять на здоровье и развитие ребенка, на становление подростка. Гораздо позже я поняла, что Татьяна Викторовна так же отважно ведет свой педагогический клуб, и именно благодаря тому, что он имеет некий творческий дух и возникает удивительная атмосфера. Я вспоминаю случай из лагеря. В самый первый вечер меня с моими старшими ребятами (сыновьями) попросили расставить в столовой столы. Мои ребята совершенно отказались мне подчиняться. Как я ни "распиналась" перед ними, они ныли, говорили, что хотят пить, есть, и вообще не хотят ничего делать. Я в конце концов начала просто орать и говорить, что устрою им что-нибудь ужасное, если они сейчас же не расставят столы и не перестанут ухмыляться. Эффекта не было, то ли мой внешний вид не производил нужного угрожающего действия, то ли еще почему. Они пытались уйти под предлогом напиться воды. Но я понимала, что если их отпустить, то они уже не вернутся и мне придется самой таскать столы или звать на помощь послушных восьмилеток. Я не заметила, как в столовую вошла ТиВи. Она некоторое время наблюдала за нами, а потом сказала: "А ты принеси им воды. Нельзя требовать, не дав человеку, не совершив по направлению к нему добрый поступок. Так говорит Арсеньев". Я запомнила эти слова, и это стало моим принципом, первым постулатом. Я принесла воды, и ребята быстро поставили столы. Любовь к мудрости Александр Семенович Арсеньев - учитель ТиВи - философ. Многие свои идеи ТиВи подкрепляет мыслями, доводами Арсеньева. Каждый человек помнит, что такое подростковый возраст. Какие проблемы возникают в это время. Как трудно и сложно выбирать приоритеты. Подросток - это тот, кто ни с чем не согласен, стремится к независимости, но между тем очень поддается влиянию. Он находится в поиске идеалов. Он протестует против уже выдвинутых обществом законов. Это слабость и сила одновременно, яркая, иногда агрессивная сила молодости и слабость ввиду отсутствия мудрости, опыта. Итак, подросток стремится к постоянному противоречию. Несмотря на то, что всегда воюет со всем навязанным ему, сам же стремится к общению. "Протестуя против лжи, лицемерия и господства над ним мира взрослых, он в то же время нуждается в душевной теплоте, ласке и понимании". (А.Арсеньев). Подросток находит общество - тусовку, где может действовать не глядя, не задумываясь, как все. Поддаваясь общей волне, забывает о себе и своих интересах. В таком обществе он реализует свое индивидуальное, личное. Так сложно и тяжело рождается личность, так появляется человек. Сопротивляясь окружающему социуму, личность подростка укрепляется, рождает настоящего творческого человека. А. С. Арсеньев утверждает, что главная задача педагога и психолога не погубить это стремление к противостоянию общественному, а скорее укрепить его и поощрить(!). По мнению Арсеньева, современная психология и педагогика совершает ошибку, ущемляет его творческий дух, считая, что подростку жестко необходимо социализироваться. "Именно эта общая тенденция социализации подростка как формы его включения в общественную жизнь кажется мне разрушительной для его личности". Если вспомнить, то настоящие личности, духовные, сильные, сохраняющие истинную культуру, всегда боролись с окружающей их социальной средой, находились в оппозиции, тем самым отстаивая свою индивидуальность. Именно такая личность оставляет след, она является творцом. "?Личность, как высшая ценность, представление о которой сложилось в христианстве как об индивиде, обладающем бесконечной внутренней свободой и такой же бесконечной взятой на себя нравственной ответственности, не может быть частью чего бы то ни было, но лишь бесконечным универсальным Целым, эквивалентным Миру как таковому" Разочарование в науке плюс очарование практикой равно ЭТО Для подростка важна среда, в которую он попадет, вернее, важны те идеалы, которые ему эта среда даст. И где еще, как не в клубной атмосфере, такая среда возникает? История развития клуба ЭТО интересна, сложна и даже запутана. Он возник в 1975 году под руководством Татьяны Викторовны Бабушкиной и назывался он тогда: Эстетика, Творчество и Общение. Клуб менял названия, менял свою деятельную направленность, но суть клуба остается прежней и теперь. Главным было то, что клуб давал возможность подросткам творчески реализоваться, пробовать себя, познавать свои возможности. Тогда Татьяна Викторовна, окончив филологический факультет Ростовского университета, училась в аспирантуре, работала над диссертацией и вечерами безвозмездно выступала в школах перед детьми с лекциями о литературе, искусстве. Она рассказывала о великих эпохах: античности и Возрождении. После лекций самые любознательные, а иногда и самые одинокие дети подходили к ней с вопросами, а чаще всего стремились просто к общению. И Татьяна Викторовна ощущала, что лекции не могут утолить тот духовный голод, который испытывают подростки. Но детям хотелось не только говорить о великих эпохах и людях, но и самим жить в этих эпохах. А такое их желание могла удовлетворить только игра. Так родились идеи устроить День Афин, Дни Итальянского Ренессанса, Дни Диккенса. Они начали сами шить костюмы, сами рисовали декорации. Потом им стало тесно в маленькой школьной комнате и ребята нашли пустующий подвал и собственными руками попытались воссоздать в нем некие фрагменты фантастического мира, в котором были бы видны черты эпох Эсхила, Данте, Шекспира. Работая непосредственно с детьми, сталкиваясь со многими нелегкими судьбами, ТиВи поняла, что теоретическая педагогика, существовавшая тогда - мертва, далека от сути и не может помочь ребенку укрепиться и состояться. Не дает ему той духовной поддержки, в которой он нуждается. Находясь на одном из заседаний научной кафедры, Татьяна Викторовна ощутила наиболее остро неподвижность и сухость всей педагогической системы, поняла невозможность таким путем помочь детям. Она вышла с заседания и больше туда не вернулась, а пошла она во Дворец пионеров и попросила взять ее на работу социальным педагогом. Кочевая педагогика Постепенно деятельность клуба вышла за рамки "оседлых" карнавализированных вечеров. И клуб превратился в "кочевой". Татьяна Викторовна считает, что клубы делятся на оседлые и кочевые. Кочевые - это такие как ЭТО. Они узнали, что на Урале существует подобный клуб КОН-ТИКИ. И вот ЭТО поехало к КОН-ТИКИ. Вообще за период существования клуба, с 1975 - 1983 год, клуб ЭТО совершил много удивительных поездок и творческих дел. Каждое лето они проводили несколько лагерей. Но на все это нужны были деньги, которые подростки зарабатывали сами на стройках. Они ездили в Загорский детский дом к слепоглухонемым детям. Делали праздники, разрисовывали стены. Ездили в село Прелестное к удивительному педагогу Шевченко. Организовывали лагеря под Танаисом. В Туапсе дружили с (Ланцбергом). Каждый год они ездили в Москву, где знакомились с уникальными людьми, театрами, музеями. Это напоминает деятельность вестника, собирающего живую культуру. Получается, что с приходом в клуб замкнутый мир подростка расширялся, и такая яркая живая жизнь провоцировала ребят на творческое рождение, созидание. Они стремились отдавать, делиться всем переполняющим их, так они учились помогать другим. К Загорскому детскому дому они прокладывали теплотрассу, в своих летних лагерях они работали с утра на колхозных полях, а потом вечером ставили постановки, меняя окружающий их мир, превращая его в театр. Однако такая необычная бурная деятельность клуба не могла не вызвать подозрения у советской государственной системы. И после критической статьи в 1983 году деятельность клуба остановилась, затихла, замерла. Но он возродился в новом стремлении, в стремлении педагогическом. Метаморфозы Составить историю клуба так же трудно как и биографию человека, в ней все переплетено. Например, в клубе всегда звучали педагогические нотки, но в определенный период они превращаются в музыкальную симфонию и становятся основным содержанием клуба. С 1986 по 1990 год Татьяна Викторовна работала с детьми из детского дома. Раньше, в 1980 году, появляются "уроки фантазии" для малышей, они проводились сначала в классе, в котором училась дочь ТиВи. Попадая в первый класс, ребенок сталкивается с очень серьезной психологической проблемой, потому что теперь он сталкивается с новой и обязательной для него деятельностью - обучением, очень трудно переключиться с игры на жестко оцениваемое обучение, именно поэтому у многих первоклассников начинается перегрузка нервной системы. Уроки фантазии - это занятие-праздник и игра. Терапевтическими могут стать именно такие уроки-праздники, игровые творческие занятия, подготовленные подростками для малышей. И если раньше клуб был в основном только для подростков, то теперь появляются и дети до 12 лет. В 1990 году рождается новая форма клуба "Пространственный клуб". Как уже упоминалось выше, клубы бывают оседлыми и кочевыми. Кочевые - это клубы, совершающие постоянные поездки и походы, с целью обучиться и обучить, передать и пополнить свой культурный багаж. Оседлые - это точки, сосредотачивающие в себе несколько ярких личностей, несущих культуру, притягивающих к себе "Пространственный клуб" - когда несколько клубов, людей связаны друг с другом и совершают образовательные путешествия. В 1997 году "Школа одной комнаты", с 1999 - "Внимание, черепаха". Всегда ТиВи работала с самыми трудными подростками в школах города, читала им особенные игровые лекции. Потом эти старшие школьники проводили уроки фантазии для первых классов. Они как бы ощущали ответственность перед младшими. Менялись, становились серьезней. А летом проводили лагерь, куда съезжается немыслимое количество друзей и знакомых, дети клубовцев прошлых лет. Собранные в одну "вертикаль" Главным отличием клуба ЭТО была его открытость, он существовал как открытая система. Для закрытой государственной системы клубы всегда несли опасность "развинчивания заржавевших винтиков", потому что учили человеческому общению, они передавали духовный опыт, когда в других областях это было невозможно. Клубы шли через запрещенную литературу. Клубовцы читали "Доктора Живаго", "Мастера и Маргариту", ставили "Чайку Джонатана Ливингстона". Клубы воспитывали культурного человека, человека с ранней рефлексией. С другой стороны, такие клубы как ЭТО в пространстве размытых человеческих отношений давали прецедент человеческой надежности. Валерий (Хилтунен) говорил: "Многое забудется, но то, что сделала клубная педагогика XX века, не забудется никогда". Как определяет сама Татьяна Викторовна: "Смысл клуба для клубовцев заключался в передаче от "горизонтали" к "вертикали" и наоборот". Горизонталь - это организация пространства общения, а вертикаль - это те ценности, которые в эту горизонталь передавались. Во многих клубах методика и организация горизонтали была важней, ЭТО отличался тем, что он вначале выбирал некую точку "вертикали" и вел ее к "горизонтали". Итак, клуб существовал как открытая система, клубовцы между собой называли себя не клубом, а семьей друзей, а сама ТиВи считает его сообществом . Второй отличительной особенностью клуба, его вторым принципом было отсутствие жесткого планирования, все время во всем вариабельность. И третий принцип - это построение всех дел клуба через культурную вертикаль. Сегодня клуб сохранил все принципы, рожденные еще в 80-х годах. И если сейчас во многих педагогических системах такие принципы норма, то тогда это было подвигом, прокладывающим путь к этой норме. Может, потому, что направление было выбрано верное, многие клубовцы встречаются и общаются до сих пор, а клуб живет и как прежде ищет новые формы Первая публикация: журнал "На путях к новой школе", 2003 г., No 2 http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/154

Ольга: Приближается Новый Год. В воздухе витает особое, только предновогоднее ощущения скорого волшебства и чуда. Если немного отвлечься от обычной взрослой предновогодней суеты, перестать думать, что подарить всем к празднику и что же такое особенное приготовить на стол, то появиться немного времени, чтобы просто насладиться этим временем и ощущениями. У меня, к сожалению, последние года три отсутствовало это чудное ощущение, голова была занята какими-то другими вещами, а в этом году, вот оно…. Появилось, удалось немного абстрагироваться от каких-то хлопот. Очень надеюсь, что удастся не потерять его. И вот именно сейчас захотелось сделать небольшой пост о Татьяне Викторовне Бабушкиной. Точнее, порекомендовать прочитать ее книги. Часы пробили дюжину Что хранится в карманах детства О щедрой радости детства Одушевляющая связь http://www.labirint.ru/authors/74879/ Если ее книги не удасться найти в интернете, ядумаю можно связаться с Ю.Ремпель, и она сможет подсказать, где их купить. Также их можно скачать в интернете Они совершенно особенные, волшебные, как, впрочем, и все, что она делала. О ней очень хорошо написано здесь - http://www.forum.naladony.ru/index.php?topic=547.0 (Юлия Ремпель была ее ученицей) А я просто хотела бы выложить некоторые отрывки из ее книг. Как же искренне и открыто они написаны. Как же все ПРАВИЛЬНО (с точки зрения этики, жизни, отношения) и красиво. Если бы иметь возможность именно так все и делать. Но не всегда получается, к сожалению, далеко не всегда…… Для настоящего общения мало присутствия двоих. Обычно нужно что-то третье. Бесценная ценность детства - это то третье (видимое или невидимое), что образно протягивает друг другу детская и взрослая ладонь, то, на чем могут выстраиваться миры, одаривающие и тех, и других. Мы все так спешим, мы так заняты, мы всё время учим ребёнка чему-то, мы не даём ему эмоционального передыха, побыть собой и примерить себя. Непрестанно толкая ребёнка к развитию, мы мешаем ему переваривать жизненные впечатления; это как не переваривать пищу — а всё есть, и есть, и есть. Мы всё время требуем с ребёнка развития, не считаясь с тем, что некоторые вещи ему тяжёло даются. Кроме того, ему нужно побыть в одном состоянии, в другом... То, что он приобрёл сейчас, может быть для него слишком сложно и его нельзя подталкивать дальше, он должен побыть в этом времени, остановиться и разобраться с собой. Ведь у каждого ребёнка есть внутри своё время. Взрослые же всегда его торопят. А ТиВи говорила: не торопите ребёнка, дайте ему побыть в своём времени, в своём пространстве. Обычно неизвестно, как повлияет на судьбу ребёнка то или иное прикосновение взрослого. Но точно известно, что есть тайна детства, и без чуткого участия взрослого истинно детская жизнь невозможна. ...Очень мало взрослые делают жестов, протягивающихся к ребёнку, как открытая ладонь. Обычный их жест — к себе, одёргивание. А как характерна для родителей привычка общаться с детьми в приказном тоне и почему-то в прошедшем времени — «встала, оделась!» — некое повеление неизвестно кому и одновременно акт исполнения. Для начала нужно обозначить, что такое детско-взрослое сообщество. По Курту Воннегуту это содружество узнающих друг друга по первому взгляду взрослых и растущих людей, которым дано одно поручение на одной земле. По житейским меркам — это разновеликая группа взрослых людей, которые считают своих детей уже единомышленниками, и, несмотря на возраст, вводят их в круг самых разнообразных социальных и практических задач. Дети, выросшие в сообществе взрослых и детей, обладают счастливой возможностью находиться в разных жизненных ипостасях. Дети, выросшие в сообществе, удивительно сочетают в себе органичность игры, общения на природе, посвящённость в те темы, которые обсуждаются в собрании взрослых и детей. Эта совместная включённость в разговор разрешает обратиться не только к своему родителю, а к любому взрослому человеку, который заинтересовал тебя. Или просто интересному собеседнику, который выявился во всеобщем разговоре. Свобода выбора растущим человеком собеседника — взрослого или равного тебе по годам — является одним из невероятных стимулов не только свободы высказывания, но и свободы выслушать мнение того человека, который тебе интересен. Дети, имеющие опыт таких сообществ, это маленькие люди, обладающие очень ранним чувством юмора, потому как они слышат беседы большим удивительным веером речи. К ним как бы осыпаются слова... Это растут люди, которые умеют быть по-детски весёлыми и тут же переключаться на взрослые серьёзные философские проблемы. В таких сообществах нет дисциплины тишины, все умеют или учатся внимательно слушать и переключаться из диапазона веселья, бодрости, бегания, внешней работы — в диапазон работы внутренней. Дети, выросшие в сообществе, легко переходят с игрового настроения в серьёзное, и с серьёзно-философского — в игровую импровизацию. Гармония требует больших усилий, а потом облегчает путь. Художественные родительские собрания не сводятся к разбору достижений или промахов детей. Это не посиделки родителей и детей. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Мне с тобой трудно потому что...». Вспомните самые критические ситуации общения с вашими детьми и вылейте на бумагу всё, что хотели бы сказать по этому поводу. Теперь посмотрите, насколько часто вы употребили местоимение «ты». «Ты капризен, ты не понимаешь, ты...» и т.д. Как только в ваших наблюдениях мелькнёт местоимение «я» — радуйтесь, вы умеете рефлексировать, вашим детям повезло. Наш разговор с ребёнком и жизнь рядом с ним происходит в некой отстранённой форме. Кто с кем общается? Особенно ранит слух риторический вопрос (будто бы оправданный): «Что делать (именно делать!) с современными подростками?». Здесь есть нюанс, выдающий явно рациональное отношение взрослого к ребёнку, какую-то ущербность, а не полноту любви. О том, «что делать с детьми», можно размышлять, только не вмещая в себя детей как некую этическую категорию.

Ольга: Татьяна Викторовна Бабушкина - про время Nov. 24th, 2011 at 10:55 AM Покажите ребёнку, через сколько минут закипает чай, приготавливается каша, пусть увидит однажды, как стремительно «сбегает» молоко… Показ, как во всем этом живёт время, и есть уроки времени. Возвращаясь к истории с часами, хотелось бы заметить, что и часы бывают разными. Весной можно сделать часы-капель из обычной пластмассовой бутылки, которую вешают за окном, чтобы понаблюдать за капелью - искусственной и настоящей. В природе капель капает не по часам, такого вы не увидите.… Зато часы из бутылочки получаются почти что механические. Две пластмассовые бутылки, соединенные горлышками и наполненные горохом, - импровизированные «песочные» часы Принцессы на горошине. Легко делаются теневые часы. Помните, время, отведенное Золушке в её сказке? Ровно 12. Время, важное для Маленького Принца и его друга Лиса - 4 часа. У Винни Пуха тоже было любимое время, когда он ходил в гости - 10 часов утра. Прекрасный повод сделать сказочные часы в каждой группе. Пусть ребята сначала научатся узнавать часы своих любимых героев. Детям приятней и понятней сказочная постепенность изучения движения времени. Предлагаю вам поиграть с ребятами старшей группы во «Встречу под часами». Пусть они нарисуют циферблат, или же раздайте их готовыми. Далее каждый ребёнок получает таинственную записочку с указанной цифрой, обозначающей время назначенной встречи. Все разбирают записки и разбегаются с ними по комнате (если детей больше, одно и то же время может быть указано нескольким из них). Спустя несколько минут, воспитатель перевоплощается в Хранителя времени и сообщает, который сейчас час. А дети откликаются и выбегают к часам, показывающим их время. Встреча может порадовать и вопросом, и просто вниманием взрослого, и чем-то вкусненьким. Потом можно многократно меняться записками, встречаться снова и снова. Во время игр можно создавать массу моментов-размышлений, раскрывающих детскую фантазию. В расцветших почках содержится количество дней… В посаженной фасоли - количество недель… В закипевшей воде - множество пузырьков… А если перейти к более сложным понятиям пространства и времени - прошлому, настоящему и будущему, можно устроить следующее действо. Положите на картонное поле ворох разноцветных железных опилок, и дайте ребёнку поводить под столом небольшим магнитом. То, что легло в узор - прошлое, то, что живёт под его рукой - настоящее, то, что нетронуто - будущее, и оно уже слегка колеблемо настоящим движением.


Ольга: «Любовь не чувство, а парадоксальное состояние всех чувств» Тем идеям, которые дает взрослый, ребенок начинает искать свою соразмерность …Я не могу сказать, как лучше. Каждый должен говорить своим языком. Но я убеждена: педагогика фольклорна. Фольклор нельзя передать – его нужно перенять. У меня «Школа одной комнаты». Мы встречаемся со студентами у меня в доме. В одной комнате. …Фотографии с «дач» в Танаисе: ребенок ищет клад посередине реки. Нашел бутылку, где было написано: «Шесть лун». Как можно сделать шесть лун? Для этого надо взять студента по имени Дима с несколькими младшими ребятами и попросить их повесить шесть огромных дынь на дереве. …Что такое авантюрная педагогика? Чтобы поехать в лагерь, мои ребята два месяца работали на раскопках Танаиса. Мы ездили полоть траву четыре раза в неделю. И дорога за это время стоила бы в два раза больше всей нашей зарплаты. Тогда я иду в управление железных дорог, но мне никто не хочет подписать бумажку, чтобы эти 32 ребенка-школьника съездили и попололи траву в Танаисе, а не болтались в городе. Бумажка нашлась. …Тем идеям, которые дает взрослый, ребенок начинает искать свою соразмерность. Устанавливается своя соразмерность вещей. И любимые вещи оказываются огромными, нелюбимые – маленькими. Два дня дети рисовали огромными свои любимые предметы и маленькими – нелюбимые. Самыми огромными оказались кровать с парусом из занавески и почему-то шляпа, чайник. А самым маленьким – умывальник. …Наступает время единичных встреч. Школа теперь – страна, откуда нет голоса. Те, кто там с детьми, не говорят об этих детях. Дети настолько безграмотны в отношениях друг с другом, никто не учит слышать; они не только не читают, но и не умеют слышать литературное слово. Я вижу, как сейчас дети заменяют все больше слов звуками, мычанием, резкими жестами. …Меня огорчает разделенность детского и взрослого мира. Мы со студентами ведем уроки фантазии – импровизированные уроки с театром, с декорациями, – часто тащим туда лошадей каких-то, какие-то фонарики; большого льва нужно – достаешь большого льва и с ним идешь по улице. И вот я стала замечать, что вид взрослых ребят, идущих по улицам с большими яркими игрушками, вызывает раздражение взрослых. Настолько мир механистичен, что живые проявления детства возмущают. …Знаете, что я еще поняла? Для всего настоящего денег надо очень мало. Когда меня спрашивают: «Что ты будешь делать, если у тебя будут большие деньги?» – я говорю: «Куплю красок, бумаги. Еще тряпок на костюмы, шерсти...» Все. Больше у меня фантазии ни на что не хватает. Для всего настоящего денег нужно очень мало. № 120, 1997 Из интервью Марии Белиловской

Ольга: История развития клуба ЭТО интересна, сложна и даже запутана. Он возник в 1975 году под руководством Татьяны Викторовны Бабушкиной и назывался он тогда: Эстетика, Творчество и Общение. Клуб менял названия, менял свою деятельную направленность, но суть клуба остается прежней и теперь. Главным было то, что клуб давал возможность подросткам творчески реализоваться, пробовать себя, познавать свои возможности. Тогда Татьяна Викторовна, окончив филологический факультет Ростовского университета, училась в аспирантуре, работала над диссертацией и вечерами безвозмездно выступала в школах перед детьми с лекциями о литературе, искусстве. Она рассказывала о великих эпохах: античности и Возрождении. После лекций самые любознательные, а иногда и самые одинокие дети подходили к ней с вопросами, а чаще всего стремились просто к общению. И Татьяна Викторовна ощущала, что лекции не могут утолить тот духовный голод, который испытывают подростки. Но детям хотелось не только говорить о великих эпохах и людях, но и самим жить в этих эпохах. А такое их желание могла удовлетворить только игра. Так родились идеи устроить День Афин, Дни Итальянского Ренессанса, Дни Диккенса. Они начали сами шить костюмы, сами рисовали декорации. Потом им стало тесно в маленькой школьной комнате и ребята нашли пустующий подвал и собственными руками попытались воссоздать в нем некие фрагменты фантастического мира, в котором были бы видны черты эпох Эсхила, Данте, Шекспира. Работая непосредственно с детьми, сталкиваясь со многими нелегкими судьбами, ТиВи поняла, что теоретическая педагогика, существовавшая тогда - мертва, далека от сути и не может помочь ребенку укрепиться и состояться. Не дает ему той духовной поддержки, в которой он нуждается. Находясь на одном из заседаний научной кафедры, Татьяна Викторовна ощутила наиболее остро неподвижность и сухость всей педагогической системы, поняла невозможность таким путем помочь детям. Она вышла с заседания и больше туда не вернулась, а пошла она во Дворец пионеров и попросила взять ее на работу социальным педагогом. Постепенно деятельность клуба вышла за рамки "оседлых" карнавализированных вечеров. И клуб превратился в "кочевой". Татьяна Викторовна считает, что клубы делятся на оседлые и кочевые. Кочевые - это такие как ЭТО. Они узнали, что на Урале существует подобный клуб КОН-ТИКИ. И вот ЭТО поехало к КОН-ТИКИ. Вообще за период существования клуба, с 1975 - 1983 год, клуб ЭТО совершил много удивительных поездок и творческих дел. Каждое лето они проводили несколько лагерей. Но на все это нужны были деньги, которые подростки зарабатывали сами на стройках. Они ездили в Загорский детский дом к слепоглухонемым детям. Делали праздники, разрисовывали стены. Ездили в село Прелестное к удивительному педагогу Шевченко. Организовывали лагеря под Танаисом. В Туапсе дружили с Ланцбергом. Каждый год они ездили в Москву, где знакомились с уникальными людьми, театрами, музеями. Это напоминает деятельность вестника, собирающего живую культуру. Получается, что с приходом в клуб замкнутый мир подростка расширялся, и такая яркая живая жизнь провоцировала ребят на творческое рождение, созидание. Они стремились отдавать, делиться всем переполняющим их, так они учились помогать другим. К Загорскому детскому дому они прокладывали теплотрассу, в своих летних лагерях они работали с утра на колхозных полях, а потом вечером ставили постановки, меняя окружающий их мир, превращая его в театр. Однако такая необычная бурная деятельность клуба не могла не вызвать подозрения у советской государственной системы. И после критической статьи в 1983 году деятельность клуба остановилась, затихла, замерла. Но он возродился в новом стремлении, в стремлении педагогическом. С 1986 по 1990 год Татьяна Викторовна работала с детьми из детского дома. Раньше, в 1980 году, появляются "уроки фантазии" для малышей, они проводились сначала в классе, в котором училась дочь ТиВи. Попадая в первый класс, ребенок сталкивается с очень серьезной психологической проблемой, потому что теперь он сталкивается с новой и обязательной для него деятельностью - обучением, очень трудно переключиться с игры на жестко оцениваемое обучение, именно поэтому у многих первоклассников начинается перегрузка нервной системы. Уроки фантазии - это занятие-праздник и игра. Терапевтическими могут стать именно такие уроки-праздники, игровые творческие занятия, подготовленные подростками для малышей. И если раньше клуб был в основном только для подростков, то теперь появляются и дети до 12 лет. В 1990 году рождается новая форма клуба "Пространственный клуб". Как уже упоминалось выше, клубы бывают оседлыми и кочевыми. Кочевые - это клубы, совершающие постоянные поездки и походы, с целью обучиться и обучить, передать и пополнить свой культурный багаж. Оседлые - это точки, сосредотачивающие в себе несколько ярких личностей, несущих культуру, притягивающих к себе "Пространственный клуб" - когда несколько клубов, людей связаны друг с другом и совершают образовательные путешествия. В 1997 году "Школа одной комнаты", с 1999 - "Внимание, черепаха". Всегда ТиВи работала с самыми трудными подростками в школах города, читала им особенные игровые лекции. Потом эти старшие школьники проводили уроки фантазии для первых классов. Они как бы ощущали ответственность перед младшими. Менялись, становились серьезней. А летом проводили лагерь, куда съезжается немыслимое количество друзей и знакомых, дети клубовцев прошлых лет. Собранные в одну "вертикаль" Главным отличием клуба ЭТО была его открытость, он существовал как открытая система. Для закрытой государственной системы клубы всегда несли опасность "развинчивания заржавевших винтиков", потому что учили человеческому общению, они передавали духовный опыт, когда в других областях это было невозможно. Клубы шли через запрещенную литературу. Клубовцы читали "Доктора Живаго", "Мастера и Маргариту", ставили "Чайку Джонатана Ливингстона". Клубы воспитывали культурного человека, человека с ранней рефлексией. С другой стороны, такие клубы как ЭТО в пространстве размытых человеческих отношений давали прецедент человеческой надежности. Валерий Хилтунен говорил: "Многое забудется, но то, что сделала клубная педагогика XX века, не забудется никогда". Как определяет сама Татьяна Викторовна: "Смысл клуба для клубовцев заключался в передаче от "горизонтали" к "вертикали" и наоборот". Горизонталь - это организация пространства общения, а вертикаль - это те ценности, которые в эту горизонталь передавались. Во многих клубах методика и организация горизонтали была важней, ЭТО отличался тем, что он вначале выбирал некую точку "вертикали" и вел ее к "горизонтали". Итак, клуб существовал как открытая система, клубовцы между собой называли себя не клубом, а семьей друзей, а сама ТиВи считает его сообществом . Второй отличительной особенностью клуба, его вторым принципом было отсутствие жесткого планирования, все время во всем вариабельность. И третий принцип - это построение всех дел клуба через культурную вертикаль. Сегодня клуб сохранил все принципы, рожденные еще в 80-х годах. И если сейчас во многих педагогических системах такие принципы норма, то тогда это было подвигом, прокладывающим путь к этой норме. Может, потому, что направление было выбрано верное, многие клубовцы встречаются и общаются до сих пор, а клуб живет и как прежде ищет новые формы.

Ольга: Макарова Лена Разные есть люди. Одни слоняются по миру и не знают, зачем очутились в нем. Другие упорно ищут свое место, иногда находят. Третьи – это ниспосланные, они не задумываются, как им быть и что делать. Они здесь по заданию. Татьяна Викторовна безусловно относится к этой последней, и весьма немногочисленной группе. Она здесь, чтобы дарить. Что дарить? Да все, что у нее есть. Но не бездумно. Дарить то, что нужно другому. То, что доставит ему радость. То, что его утешит. То, что его обогатит. Каждому – свое. В ее книжке «Что хранится в карманах детства» есть глава «Талант дарения», где она пишет: «Думаю, что творчество дарящего чем-то схоже с творчеством поэта. Ибо поэт держит слово на пульсе мира, а дарящий заменяет слово поэтическим предметом, приносимым в дар, и держит это даримое действие на пульсе неповторимого ритма жизни дорогого ему человека. Так же как научные идеи, и художественные образы витают, носятся в воздухе в виде подарков. Как-то на день рождения два совершенно разных человека, не сговариваясь, подарили мне одуванчики… выращенные в горшке. Один со словами: «Когда я смотрю на «модильянистые» шеи одуванчиков, я вспоминаю лица своих друзей». Другой – с мыслью о том, что донести пушистый одуванчик до того, кому он предназначен, – все равно, что донести до человека трепетность своего чувства». Мне Татьяна Викторовна подарила мешок яблок, увесистую книгу (не свою), свою тоненькую книжечку и шарфик с попугаями. Все это она везла из Подольска на станцию Маяковскую, где мы разминулись и искали друг друга сорок минут. То есть искала ее я в метро под часами, а она и ждала под часами – только напротив метро. Если бы не мобильный телефон, мы, может, так никогда бы и не встретились. Я ничего не знала о ней, кроме того, что рассказала мне Юля в Берлине. Я страшно спешила – сначала в «Новые Химки», потом на «Левобережную» к папе, потом на станцию «Мичуринец» – к маме. Но, стоило увидеть Бабушкину, как внутренняя суета поутихла. Мы сели рядышком. Она сказала, что ждала этой встречи семнадцать лет. Это меня смутило. Она рассказала мне, что хочет издать книгу с лицами детей, блокадных, концлагерных. Я подумала – что за идея – зачем? Ведь Юля говорила, что она потрясающий учитель. Зачем браться за такой труд? Он же ее поглотит. Но этого я не сказала, стала расспрашивать, как она видит такую книгу – много-много фотографий, как марки, или по одной на страницу, и какой будет текст. Татьяна Викторовна начала рассказывать, и всю дорогу до «Речного вокзала» она отвечала на вопросы. Не помню, как мы перешли на другие темы, но беседа становилась все интересней, и радость от того, что мы вместе, вдруг стала переполнять меня. В автобусе 342 мы уже ехали как родные сестры. Выйдя у пенсионного отдела, где мне нужно было взять справку, а Татьяне Викторовне (нет, у пенсионного отдела мы уже называли друг друга по имени) ждать, мне стало нестерпимо больно, что мы должны разлучиться, пусть даже на 10 минут. К счастью, я быстро получила справку, мы снова ждали автобус. Теперь – на станцию «Химки». На остановке Танечка сказала мне, что у нее был инфаркт, но все обошлось. Зачем же вы носите такую тяжесть? А мне приятно, – ответила Танечка и расплылась в улыбке. – Приятно дарить. Это такое счастье. В тот момент слово «счастье» вдруг материализовалось. И это было ни что иное, как Татьяна Бабушкина. Счастье с именем и фамилией. В автобусе по дороге на станцию «Химки» мы, помню, счастливо смеялись, то ли я ей рассказывала что-то смешное, то ли она мне. На станции «Химки» мы ждали электричку, которая увезет Танечку от меня на Ленинградский вокзал (к тому времени мы обсудили наших детей и внуков, театр Полунина, не помню, что еще, смеялись, что наше свидание происходит в таких странных для обеих местах, что мы мотаемся по метро и автобусам, а Танечка в ответ просияла – эти ее голубые кошачьи глаза под завитками черных ресниц, эта ее улыбка мягкая – какая разница, где мы, здорово, что вместе. Пришла электричка. Мне одну остановку до Левобережной, Танечке – до Москвы. Мы стояли в заплеванном тамбуре и улыбались друг другу. Три минуты. Ровно столько, сколько требуется электричке доехать от «Химок» до «Левобережной». Помахав ей на прощанье, я шла по лесной дороге к папе, и думала, – быть того не может, чтобы мы больше не встретились. Такого просто не может быть. И тут же раздался звонок. Это была Танечка. Она сказала, что приедет ко мне на следующей неделе в Мичуринец. Я шла, а она от меня уезжала, и при этом мы были вместе. Как в ее книжке – «на перекрёстке пространства и времени». Папа, взяв у меня из рук мешок с яблоками, сказал, – деточка, разве можно носить такую тяжесть! Да это сама Бабушкина из Подольска везла, – сказала я папе. На следующей неделе я шла по обсыпанной осенними листьями дорожке к станции. Пришла электричка. На станции «Мичуринец» мало кто сходит. Я сразу увидела Танечку. Мы обнялись, расцеловались и пошли к маме на дачу. Чудесный был день, теплый, листья падали, Танечка опять несла тяжелый полиэтиленовый мешок, но на этот раз согласилась отдать мне свою сумку. В эти несколько часов мы говорили о пространстве и времени. Развивали тему, обозначенную в ее книжке, которую я прочла в тот же день. Она уже подъезжала к Подольску (так я думала, во всяком случае), а я, после двух часов дороги, подъезжала к станции Мичуринец. Мама сказала мне – какая замечательная женщина, какие у нее глаза. Я согласилась – еще бы, это же Татьяна Бабушкина. Ты мне раньше никогда о ней не рассказывала, – сказала мама. Так я ее и не знала раньше, – ответила я. Мы пообедали вместе, и я пошла провожать Танечку, она спешила на какую-то встречу. Опять тяжеленная сумка, теперь с моими книгами про Терезин, которые я поклялась ей прислать в Ростов-на-Дону, но она хотела иметь при себе. Помню, когда подошла электричка, я почему-то сделала ласточку. Она рассмеялась. Потом, по телефону, она сказала, что эта ласточка врезалась ей в память. А у меня в памяти осталось ее смеющееся лицо.



полная версия страницы