Форум » История клуба "Крылья" » ЛИТО "Друза" » Ответить

ЛИТО "Друза"

Ольга: Эта тема посвящена рассказу про московский клуб литературного творчества инвалидов "Друза", которую уже много лет (лет 20... с 1989 г) возглавляет челябинская поэтесса Наталья Рябинина. click here Инва-клуб "Друза" (согласно официальным данным, 5 лет назад 50% членов клуба были колясочники) существует при Центре социальной интеграции инвалидов и пенсионеров "Десница мира". click here [quote]Центр социальной интеграции (ЦСИ) инвалидов и пенсионеров "Десница мира" является членом двух международных неправительственных организаций Европы, оказывающих помощь пожилым людям НАI (Не1р Age International) Великобритания и EURAG, сотрудничает с Американской ассоциацией пенсионеров (ААRР), участвует в реализации региональных, межрегиональных и международных благотворительных программ в России.[/quote] [quote]Руководитель ЦСИ инвалидов и пенсионеров "Десница мира" - Павловский Олег Сергеевич. В 1994 году прошел подготовку в Калифорнийском университете (г. Риверсайд, США) по программе "Менеджер неправительственных организаций".[/quote] [quote]Десятилетний юбилей в начале 1999 году отметило в Москве литературно-поэтическое объединение инвалидов на колясках "Друза". Напомню, что "друза" – это сообщество тесно сближенных кристаллов, растущих в сторону свободного пространства. Эти люди-кристаллы, среди которых есть и лежачие инвалиды, на самом деле редко встречаются вместе. Их собирают сборники стихов. Таким был и юбилейный сборник, объединивший 20 имен. Через стихи рождаются похожее на название их творческого союза слово дружба, а также любовь, семья и дети-друзята. Лев Индолев Из книги "Тем, кто в коляске" [/quote]. [quote]РЯБИНИНА Наталья Владимировна (р. 18.03. 1941, Сталинград), поэтесса, чл. СП России. Окончила 2 курса ЧГПИ. Работала в ред. газет, в обл. об-ве книголюбов Чел. (1980–83). Печатается с 1964. Р. опубл. циклы стихов: “Ровесники” (1973), “Голоса на рассвете” (1981), подборка в альманахе “Поэзия” (1980), отд. поэт. книги (1985– 2000). Стихи Р. печатались также в газетах, звучали по Чел. обл. радио. С 1985 Р. живет в Москве; мн. выступает со стихами в различных аудиториях столицы, Чел., Уфы, Казани, Тулы и др. городов России. В теч. последних 10 лет руководит моск. лит. объединением “Друза”. Под ред. Р. вышел поэт. сб-к “Друза” (Москва, 1999). М. А. Меньшикова С о ч.: Стихи. Ч., 1968; Живая душа. М., 1985; Морозное поле. М., 1989; Живи сейчас. Ч., 1997; Одинокая яблоня. М., 2000. Лит.: Молодые голоса в поэзии Челябинской области: Библиогр. указ. / Сост. В. В. Ильина. Ч., 1975; Б а г р е ц о в а М. Общение с живой душой // ВЧ. 1985. 11 июня.[/quote] Статья про лито "Друза" Видеозапись

Ответов - 29, стр: 1 2 All

Ольга: click here Литературное объединение "ДРУЗА" было задумано как творческий клуб для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в основном, для колясочников. Оно возникло при Доме пионеров Свердловского района Москвы осенью 1988 года и первое время объединяло людей разных творческих дарований. Куратором молодой организации была Татьяна Вячеславовна Руцай, методист Дома пионеров. На одно из первых занятий пригласили почитать свои стихи поэтессу Наталью Владимировну Рябинину, члена Союза писателей Москвы, автора нескольких сборников. Заинтересовавшись стихами людей, присутствовавших на встрече, она стала литературным консультантом, а затем и руководителем объединения. Она же и придумала для него не совсем обычное название - "ДРУЗА", что означает многогранность сросшихся друг с другом кристаллов. Друзы горного хрусталя, кварца, аметиста вырастают в замкнутых пустотах твердых горных пород. - Мне показалось,- рассказываеет Наталья Владимировна, - что это название наиболее соответствует нашему объединению: в жизненной пустоте, в которой на протяжении многих лет находились эти люди, возникло новое сообщество. Мы помогаем друг другу расти, преодолевая жизненные препятствия, болезни, несчастья. Помогаем не падать духом. К тому же "друза" созвучна слову "дружба". Однако "Друзой" литературный клуб стал именоваться не сразу. Вариантов было несколько, и поэтому пришлось даже устраивать конкурс. - В то время, когда появилось наше объединение, - вспоминает Наталья Владимировна - были очень популярны слова "милосердие", "сопричастность", "филантропия", и многие хотели выбрать название, в котором прочитывалось бы что-то, условно говоря, "инвалидное". А я всегда говорила, что в искусстве инвалидов нет и никому не интересно, у кого что болит. Интересен результат. Название "Друза" официально не зарегистрировано, и поэтому его абсолютно безнаказанно "позаимствовали" уже несколько организаций. В начале 1989 года "Друза" окончательно оформилась как литературное объединение, куда вошли не только инвалиды-колясочники, но и люди с другими заболеваниями, пенсионеры. По просьбе Натальи Владимировны его взял под свое крыло Комитет литераторов при Литфонде СССР, который оплачивал труд машинистки и секретаря. Время перемен разрушило наладившиеся связи. После закрытия Дома пионеров "друзовцы" лишились помещения для ежемесячных встреч, а когда прекратил свое существование Комитет литераторов, не стало и денежных поступлений. Но литературное объединение продолжало жить и работать. К тому времени уже сложился достаточно устойчивый коллектив. В 1993 году "Друзу" взяло под свою опеку общество инвалидов и пенсионеров "Десница мира". С тех пор каждый последний вторник каждого месяца члены Клуба собираются под крышей этой некоммерческой организации, а все организационные вопросы взяла на себя руководитель программы социальной реабилитации инвалидов и пенсионеров Елена Викторовна Елбаева. Важным событием в жизни "Друзы" стало издание в 1999 году (на средства, собранные "Десницей мира") первого стихотворного сборника с одноименным названием, в котором были опубликованы произведения более тридцати человек. Книга была приурочена к десятилетнему юбилею творческого коллектива. Второй сборник, "Друза-2", увидел свет в конце 2001 года, благодаря гранту Правительства Москвы. - Строгий критик может найти в этих стихах ошибки, неловко выраженную мысль или несовершенную рифму. - говорит Наталья Владимировна, - Но все же мне кажется, что, несмотря на погрешности, под скромными обложками этих книжек живет настоящая поэзия, поэзия искренних чувств, незаемных мыслей, своеобразных художественных наблюдений. Неудивительно, что в стихах людей, вечные спутники которых - болезнь и, нередко, бедность, больше грусти, обиды и боли, чем радости и жизнелюбия. - В самом начале, - рассказывает Наталья Владимировна, - они начали писать стихи "бодряческие", "газетные". Казалось, каждый человек изо всех сил старался казаться таким, как все, чтобы быть, очевидно, этими "всеми" понятым и принятым. Но стихи получались слишком неискренними. Сейчас в них есть и гнев, и боль, и горечь. У нас нет запретных тем. Люди, обиженные судьбой, не должны прятать свои переживания в своей душе. Нужно найти в себе мужество говорить о своих проблемах вслух, ведь только тогда, возможно, удастся их решить. Кроме того, названное и осмысленное переживание дает человеку возможность двигаться дальше. Упасть в твои снега, Все превратить в стихи! И солнце. И луга. И нивы у реки. Твои поляны снежные, Мягкие, как пух! Поэзия, родная, Ладони твои нежные Моих коснулись рук. (И. Кучер) Как и любой творческий коллектив, "Друза" объединяет людей, одаренных не в равной степени. Все относятся к этому с пониманием, хотя раньше нередко возникали конфликты из-за того, что похвалы делились не поровну. - Я объяснила, - говорит Наталья Владимировна, - что искусство - это не спорт. Здесь есть место для любого, пусть даже самого тихого и слабого голоса. Главное - найти свою нишу, а не претендовать на чужую. Мне кажется, меня поняли. У некоторых поубавилось самомнения, у других появилась вера в собственные возможности. Сейчас в "Друзе" более сорока человек, но регулярно посещают занятия 15-17 человек. Это не одни и те же люди, хотя основное "ядро" неизменно. К сожалению, добраться до места проведения занятий непросто - мешают все те же транспортные проблемы… Поэтому существуют так называемые "заочники". Они не имеют возможности приезжать на занятия, но активно участвуют в творческом процессе. Каждый из них всегда может узнать у товарища домашнее задание, получить по телефону литературную консультацию и быть в курсе всех дел и событий, происходящих в "Друзе". Встречи проходят в неформальной обстановке за чашкой чая. "Друзовцы" читают и обсуждают свои новые стихи, знакомятся с творчеством известных писателей и поэтов, разбирают домашнее задание, делятся друг с другом своими радостями и горестями. Кто знает, что нас в жизни ждет? Шипы и розы неделимы. Сегодня мы еще любимы, А завтра кто там разберет? (А. Комаров) Участники "Друзы" регулярно печатаются в газетах и журналах. Некоторые издали небольшие книжечки стихов (за свой счет или нашли спонсоров). Галина Макейкина стала членом Союза писателей. Михаил Сергеев и Екатерина Давыдова - реальные претенденты на вступление в эту организацию. По словам руководителя Клуба, за последние годы заметно выросло литературное мастерство членов клуба, повысилась общая грамотность, расширился кругозор. Многие стали больше читать и лучше разбираться в литературном процессе. Было проведено несколько автобусных экскурсий по литературным и художественным маршрутам (Мураново, Коломенское, Сергиев Посад).Несомненно, жизнь этих людей стала богаче, достойнее, интереснее. Кроме литературного творчества почти каждый участник объединения занимается каким-нибудь видом прикладного искусства: вязанием, вышивкой, живописью, резьбой по дереву. Самое необычное увлечение - у Антонины Насыровой: она создает великолепные скульптурные композиции и картины из… рыбьих костей! Работы "друзовцев" экспонируются на многих выставках самодеятельного творчества и никого не оставляют равнодушными. Совсем скоро увидит свет третий сборник - "Друза-3", в котором, кроме поэзии, будут представлены проза, литературоведение и критика. …Я продолжаю листать небольшие книжечки друзовских поэтов: Из паутинок нашей нежности Плетутся счастья кружева. Но из-за маленькой небрежности Судьба опять - полынь-трава. (Г. Валентинова) А сама все время почему-то возвращаюсь к одной и той же мысли: "Как же нужно любить эту сложную, порой несправедливую жизнь, чтобы творить такие стихи - хоть и немного грустные, но все-таки - полные надежды и какого-то очень мягкого, почти интимного, теплого света. Сведения об авторе: Ирина Лисичкина - внештатный корреспондент “ВБ”, Москва "ВБ" - это "Вестник благотворительности". Это цитата из №2 2002 г. Что ж... Буду писать опровержение. Хотя бы на нашем сайте.

Ольга: Лисичкина пишет: Литературное объединение "ДРУЗА" было задумано как творческий клуб для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в основном, для колясочников. Ничего подобного не было. Лисичкина пишет: Куратором молодой организации была Татьяна Вячеславовна Руцай, методист Дома пионеров. Это правда. Это мы с Татьяной Руцай начали создавать интеграционный клуб, который должен был работать по трем направлениям (проектам): художественное (выставки), театральное и литературное. Клуб должен был объединять как людей с инвалидностью, так и без инвалидности. Совершенно неважно, какая инвалидность. Не было у нас акцента на опорниках и тем более - на колясочниках. Лито не было задумано как клуб. Оно было задумано как одно из направлений работы клуба. Лисичкина пишет: Оно возникло Не само по себе возникло-то, а благодаря усилиям моим и Татьяны Руцай. С уходом Руцай тут же прекратились организации выставок, с приходом Натальи Рябининой было "узурпировано" литературное направление. Интеграционным остался только театр. Репетиции театра проходили у меня на квартире. Нам дали один раз выступить (даже сделали пандус ради меня... мб, поэтому в статье речь "о колясочниках") - и все. Второй раз выступить уже не дали. На этом предистория театра "Крылья" была закончена. Лисичкина пишет: На одно из первых занятий пригласили почитать свои стихи поэтессу Наталью Владимировну Рябинину, члена Союза писателей Москвы, автора нескольких сборников. Неправда, что ее пригласили "почитать стихи". Правда, что замалчивается, кто истинные организаторы. Это я ее пригласила. И не "стихи почитать", а возглавить литобъединение. Пригласила по рекомендации (точнее, по просьбе) правозащитника Юрия Астахова, которому мне было трудно отказать. Инва-движение в России Вот так я не сумела постоять за себя и "за идею", которая возникла у нас с Татьяной Руцай и которую мы - два человка (один с инвалидностью, другой - без) пытались воплощать. Наталья Рябинина не оказалась в числе наших единомышленников, но повела себя как Лиса из сказки "Заюшкина избушка". Я (мы) остались тогда без Татьяны Руцай. Рябинина повела на меня "психическую атаку" - кричала, обзывалась. Я была шокирована. Перенервничала, пила валокордин. Я не знала, что делать. К кому обратиться. Я ушла. Рябинину поддержали в "Деснице мира" (я одна из учредителей этой организации). То есть, пока создавали "Десницу мира", была нужна колясочница, чтобы учредить организацию. А в руководители лито поддержали "неколясочницу" - так прямым текстом и сказали: ты, мол, никуда не дойдешь и не доедешь, а она дойдет и доедет. Да и сама по себе идея "лито для инвалидов и престарелых" (постепенно престарелые стали преобладать) была гораздо понятнее руководству "Десницы мира", чем наша с Татьяной Руцай новаторская идея интеграционного клуба. Из тех, кто был в начале в лито, почти никого не осталось. Уходили со слезами (не только меня Рябинина травмировала своим поведением). Рябинина говорила, что "и правильно, пусть уходят". С другой стороны: нужно отдать ей должное - работу в лито она вела много лет исправно. Подобрала "свой" коллектив: чтение стихов "по цепочке", затем Рябинина произносит свое мнение. Вот только это было уже то, что хотелось ей (некая литературная благотворительность), а совсем не то, что изначально задумали мы с Татьяной Руцай.

Ольга: Лисичкина пишет: Она же и придумала для него не совсем обычное название - "ДРУЗА", что означает многогранность сросшихся друг с другом кристаллов. Друзы горного хрусталя, кварца, аметиста вырастают в замкнутых пустотах твердых горных пород. Это верно. Я присутствовала на встрече, на которой проходило голосование за название лито. Название "Друза" предложила Наталья Рябинина. Опираясь на то, что она челябинская поэтесса, поэтому у лито должно быть "уральское" название. Против будущего руководителя лито никто в итоге не пошел (хотя пытались возражать). Я выступила против данного названия, так как это символ паразитирования: 1. группа сросшихся друг с другом кристаллов, нарастающих с одного конца на поверхности полости в какой-л. горной породе; концы кристаллов, обращенные внутрь свободной полости, обычно хорошо окристаллизованы; (..) 3. мед. скопление в тканях паразитического грибка, напр, лучистого при актиномикозе. Актиномикоз (Actinomycosis) Незаразное заболевание, вызываемое возбудителем Actinomyces israelii; чаще всего поражается нижняя челюсть, однако болезнь может затрагивать также и легкие, головной мозг или кишечник. Бактерии, вызывающие данное заболевание, обычно присутствуют во рту у человека и могут стать патогенными вследствие апикального абсцесса или после удаления зуба. Заболевание характеризуется образованием множественных свищей, открывающихся на поверхности кожи. Лечение проводится путем отсасывания гноя и длительного курса лечения антибиотиками. Не утвердили, аргументируя: Это разве кто-то знает, кроме тебя? а слово необычное, красивое. К тому же одно из значений по словарю Ефремовой: перен. Соединение кого-л., чего-л. во что-л. единое целое.И название утвердили по созвучию со словом "дружба" (в надежде на лучшее). Другой кандидатуры на роль руководителя не было (Рябинина "вцепилась", никак не хотела выпускать из рук руководство). Наверное, нужно было срочно искать кого-то еще, но я не знала, где и как. А у меня у самой не было уверенности, что "потяну", так как я только что поступила в МГУ на филфак, что уже само по себе вызывало нервозность и озлобление у Натальи Владимировны, образование, у которой было техническое образование. У людей была надежда, что "настоящая поэтесса" (среди ее предков был поэт Апухтин), которая с таким энтузиазмом и энергией берется за дело, оправдает ожидания. В общем, казалось, что "деваться некуда" (а мб, так оно и было на тот момент). Или отойти, или пытаться приспособиться. Лисичкина пишет: Друзой" литературный клуб стал именоваться не сразу. Вариантов было несколько, и поэтому пришлось даже устраивать конкурс. - В то время, когда появилось наше объединение, - вспоминает Наталья Владимировна - были очень популярны слова "милосердие", "сопричастность", "филантропия", и многие хотели выбрать название, в котором прочитывалось бы что-то, условно говоря, "инвалидное". Я предлагала назвать лито "Городские цветы", исходя из идеи, что каждое творчество индивидуально и прекрасно, оно "расцветает". А также, чтобы подчеркнуть, что это лито городского уровня. Мою идею не поддержали, мол, мы люди, а не растения. Я, конечно, удивилась: чем лучше быть "не людьми, а кристаллами", но люди как-то "вцепились" в слово "дружба" и проголосовали за название "Друза". Лисичкина пишет: К тому же "друза" созвучна слову "дружба". Как говорится, "похоже, да не одно и то же". Я, конечно, говорила:"Тогда и надо назвать "Дружба". Но меня не поддержали, так как "Друза", мол, оригинальнее. Не помню ни одного предложения - назвать лито как-то "по-инвалидному" или "по-милосердному". Спрошу у Семеновны - она тоже была на этой встрече, где выбирали название. Мб, она припомнит.


Julia: Ольга пишет: "Друзой" литературный клуб стал именоваться не сразу. Вариантов было несколько, и поэтому пришлось даже устраивать конкурс. Во-первых, это не клуб, а ЛИТО (т.е. литературное объединение). Во-вторых, никакого конкурса не было. Я ведь там была. Было голосование за один из вариантов, предложенных тут же (заранее никто об этом не думал, не искал). Поэтому и не было других, продуманных, названий, которые могли бы конкурировать с тем, что предложила Рябинина. "Городские цветы" предложила Каменева, но у нее не хватило сил его отстоять, поскольку, как я теперь понимаю, тогда уже пошел крен в сторону отдать Рябининой руководство, и она с пониманием своих прав тогда еще слегка, но давила на нас. Я тогда не понимала, что происходит и как получается, что руководство переходит в другие руки. Объяснение было простое: Ольга поступает в МГУ, она не сможет уделять нам достаточно времени. Было, конечно, обидно, но ничего не поделаешь. Когда мы остались без Ольги, вместе с ней ушло то, что мне так нравилось - ушла филологическая направленность встреч, перестали ставить спектакли, поредел круг молодежи, стало больше людей пожилых. Мне не из чего было выбирать, и я осталась. Я и сейчас там числюсь, только ездить на встречи после смерти мамы мне стало сложно. А я не знала, что у Рябининой техническое образование. Она говорит, что окончила Литфак.

Ольга: Julia пишет: заранее никто об этом не думал, не искал Вряд ли, Юль. Я ведь заранее посмотрела в словаре смысл этого слова. Мб, не всех, но предупредили о будущем названии. Хотя, мб, Рябинина только меня и предупредила (сейчас уже и не припомню). Но соглашусь, что назвать выбор названия для лито "конкурсом" можно только условно. Тем более, когда вопрос у Рябининой стоял четко: "Есть мое предложение и все остальные." Julia пишет: тогда уже пошел крен в сторону отдать Рябининой руководство Поскольку я не смогла отстоять свои права на выбор другого руководителя для лито, то, как говорится, "снявши голову, по волосам не плачут". Julia пишет: у нее не хватило сил его отстоять А у людей не хватило сил поддержать. Да и как, кого поддерживать? Того, кто "уходит от руководства" или того, кто остается? На самом деле я не собиралась "уходить от руководства". Наталия Рябинина была "приглашенным руководителем". Но я не сумела отстоять созданную мною организацию (не только мною, это были я и Татьяна Руцай при поддержке Андрея Вербицкого). Julia пишет: она не сможет уделять нам достаточно времени. И при этом Рябинина заявила, что она будет работать один раз в м-ц, ибо "мне что, больше делать нечего? я пришла и чтобы все были, остальное меня не касается, я прихожу проводить занятия и все". А я должна была работать... каждый день!.. И при этом говорилось, что "Ольге будет некогда (проводить занятия, но присутствовать на занятиях время найдет), она поступила в МГУ". Julia пишет: Было, конечно, обидно, но ничего не поделаешь. Семеновна мне потом примерно в тех же словах объяснила свое настроение. Она еще переживала, когда ее "старостой" назначила Рябинина. Мол, ты, Оль, мб, обижаешься, что "руководство" перешло ко мне?.. Я отвечала:"Семеновна, это не руководство, это "другое". "Руководство" теперь - это "Сопричастность". Но долгое время мы все (не только Семеновна) все же толком не понимали "иерархию". Julia пишет: А я не знала, что у Рябининой техническое образование. Она говорит, что окончила Литфак. Политехнический институт в Челябинске Мб, тут уже с моей стороны непонимание. В Политехническом институте есть редакторский факультет. Но очень сомневаюсь, что есть "литературный факультет". Кем работала Наталья Рябинина, не берусь сказать. Это мое упущение, что я не в курсе. Как-то мы все привыкли о ней думать и говорить: "поэтесса, профессионал". Julia пишет: я осталась. Я и сейчас там числюсь Надо спросить у Кати Давыдовой, где сейчас собираются. И как-нибудь да и навестить "родную" "Друзу". Мб, даже попробовать с ними (с нами)сотрудничать? А то ищу контакты с Бутырским лито, а от "родной" "Друзы" дистанцировалась. А они про нас помнят, ревниво отслеживают, как мы поживаем. Мне в шоке Семеновна позвонила: "Оля, Люба Запекина жалуется, что, мол, как повезло литстудии клуба "Крылья" - у них есть свое помещение для встреч. А мы вот теперь ютимся в ЦСО!" Julia пишет: Я тогда не понимала, что происходит Семеновна мне потом тоже сказала: "Никто толком не понимал, что происходит. Думали, как лучше: чтобы у тебя было больше времени для учебы. А Рябинина- профессионал. К тому же ты сама ее и пригласила. Получалось, что идти против Рябининой - это идти против тебя. Видно было, что у вас с ней "не все гладко" при общении. Но сама ты ее пригласила, сама и разберешься. Я тогда не понимала, что мне нужно было тебя поддерживать. Да и как? в чем? До сих пор не понимаю. Но я никогда против тебя не была - ты даже не думай. Что касается названия лито, так ведь не в нем дело. А в том, что, например, вопрос доступности помещения Рябинину не интересовал. Вот я и перестала приезжать. Хотя не только поэтому, но это длинный разговор, да ты и сама знаешь, как "волюнтаризм" Рябининой сначала на тебе отразился, а потом и на каждом из нас." И в общем-то, Семеновна, я думаю, права. Я сама должна была себя вести как-то иначе тогда. А то я в итоге подвела многих людей, которые мне поверили, пришли в создающийся клуб (в лито), а потом были вынуждены уйти из-за отношения к ним Рябининой.

Ольга: Julia пишет: Поэтому и не было других, продуманных, названий Юля, ты можешь вспомнить хоть одно "инвалидное" или "милосердное" название для лито? Которое якобы звучало на том "конкурсе" (точнее сказать, голосовании). Ольга пишет: Против будущего руководителя лито никто в итоге не пошел Дополню себя. Все произошло из-за непонимания иерархии - кто руководитель Клуба и кто ответственный за проект (за лито). Плюс, конечно, еще и потому, что Клуб стал "разваливаться" после ухода с работы (в Доме пионеров) Татьяны Руцай и отъезда Андрея Вербицкого за рубеж. Как говорится, "один в поле не воин". А крепкой дружбы с Юлей Рябовой у меня тогда еще не было. Сближаться мы стали позже - при совместной работе над выпуском журнала "Камена" (о чем, надеюсь, Юля расскажет сама). Вообще все-таки здорово, что была "Друза", которая познакомила нас с Юлей! Благодаря этому Клуб возродился через годы. Назовем тот Клуб условно "Первый блин" - Клуб работал, но названия у него не было, точнее, почти было - "Мост доверия". Julia пишет: Когда мы остались без Ольги, вместе с ней ушло Я даже уже и не помню, что было до Рябининой на литературных встречах того Клуба. Ты что-нибудь помнишь? Юля, а ты еще застала "Встречи Надежды"? Когда мы устраивали "Вечера-чаепития" с приглашением профессиональных музыкантов, читали стихи, пели песни. Julia пишет: Во-первых, это не клуб, а ЛИТО (т.е. литературное объединение). Ценное наблюдение. Даже в 2002 году у Рябининой нет осознания, что лито - это не Клуб. Как говорится, "слышала звон, да не знает, где он". Ответвление беседы см здесь: click here

Julia: Ольга пишет: А крепкой дружбы с Юлей Рябовой у меня тогда еще не было. Тогда еще Юли Рябовой такой, как сейчас, и не было. Мой характер и принципы сформировались в 26 лет, а тогда мне было гораздо меньше. А подружились, Оля, мы с тобой не на "Камене". Мы на "Камене" поссорились (ну, во всяком случае, обидели друг друга). А через несколько лет созвонились и возобновили общение. Подружил нас клуб "Крылья", общее дело. Про "Камену" я мало что хочу сказать. Я взялась делать этот журнал тогда в "Друзе" так же, как сейчас в "Крыльях" сделала форум - как человек творчески активный, я стараюсь быть полезной. Но лучше бы я не бралась за "Камену", я сотни раз за прошедшие годы пожалела об этом. Если б не этот журнал, писала б сейчас я стихи не хуже Кати Давыдовой (вы ничего не подумайте, я к Кате отношусь очень хорошо) и была бы счастлива этим. А если б я и окончила ВУЗ, то не МИИ, а Литфак, как и хотела.

Ольга: Julia пишет: как человек творчески активный, я стараюсь быть полезной. Тогда я и обратила на тебя внимание и задумалась о тебе. Для меня задуматься о человеке - это уже начало дружбы. Иначе я бы не обратилась насчет Литературного столика именно к тебе. Впрочем, мб, я бы и не решилась. Но если Семеновна рекомендовала не стесняться тебя побеспокоить, значит, я и попросила о поддержке. Julia пишет: А подружились, Оля, мы с тобой не на "Камене". Я бы не вкладывала силы, если бы у меня не было позитивного и уважительного отношения к человеку, с которым я сотрудничала. К тому же меня привлекают люди, которые умеют удивлять. Julia пишет: Если б не этот журнал, писала б сейчас я стихи ... и была бы счастлива этим. Непонятно, чем "Камена" помешала. Но да, я увидела, что произошло что-то с твоими стихами (я не поняла, что). Julia пишет: А если б я и окончила ВУЗ, то не МИИ, а Литфак, как и хотела. Можно и самостоятельно многое освоить. На то нам и жизнь дана. Будем пытаться. Julia пишет: стихи не хуже Кати Давыдовой Они у тебя, Юль, и так не хуже. Мне многое дал филфак, но и он не в силах "объять необъятное".

Ольга: Ольга пишет: Мне показалось,- рассказываеет Наталья Владимировна, - что это название наиболее соответствует нашему объединению: в жизненной пустоте, в которой на протяжении многих лет находились эти люди, возникло новое сообщество. Вот что бывает, когда человека совершенно не интересует реальность. Приходит "приглашенный руководитель" и начинает "толкать свою идею", постепенно "сбрасывая за борт корабля" всех "несогласных". Мб, Рябинина судила по себе? Мб, это она "много лет находилась в пустоте"? Что Рябинина знала, что она хотела знать о тех людях, с которыми она пришла работать? Мне понравилось выражение "эти люди". Особенно, если учесть, что из "этих людей" рядом с ней, с Рябининой, в итоге мало кто остался. Куда же от нее ушли "эти люди"? Неужто обратно - в свою "жизненную пустоту"? Но она пришла не с людьми работать. Она пришла занять некое место. И, что неудивительно, на этом месте и смогла остаться (так сказать, "окопаться"), только "разогнав" людей, которые помнили, как было (или что было задумано) раньше. "Выжила" Рябинина не всех, но почти всех. А тех, кто остался, или настроила против того, что было "до нее" или нужно было сделать вид , что "до нее" вообще не было ничего. Была "пустота". Якобы. Из "ничего" что-то не получается. И не получилось бы. Ни в коем случае, когда я создавала тот клуб ("Мост доверия"), ни этот "Крылья") я ни разу не думала, что "у людей до встречи со мной и с клубом была жизненная пустота". Люди жили и продолжают жить. И каждый человек нам дорог. Так меня учила ТиВи. click here Идея про "жизненную пустоту" - совсем не наша идея. Потому что это - неправда. Я уже тогда чувствовала, что мы с Рябининой не являемся единомышленниками. Но до сих пор "не все понятно". Процесс осознания продолжается. А началось все так "невинно" - с названия. "Как вы лодку назовете, так она и поплывет." (с) Хорошо, конечно, было бы, если бы друзовцы высказались в этой теме: мб, и в самом деле до встречи с Натальей Рябининой "много лет была пустота" и только лишь "Друза" смогла заполнить эту "жизненное пустое пространство"? У клуба "Мост доверия" было три направления работы: изо (и поделки), литературное и театральное. Первое направление вела Татьяна Руцай. С ее уходом с работы в Доме пионеров (ее "ушла" директор) все замерло. Я решила взять на себя театральное направление (потом и меня (нас) "ушла" директор). Мне казалось, что "ничего страшного", если литературное направление возьмет на себя другой человек. Страшного, мб, и ничего. Но клуб "Мост доверия" развалился окончательно. Осталась только "Друза", как, извините, тараканы, которые обладают высокой способностью выживать. "Друза" как нечто, уже не имеющее отношения к тому, на основе чего зародилось это лито. Кому, зачем и ради чего была нужна эта "победа"? И какой ценой? Вот над этим имеет смысл подумать. И сделать выводы. Чтобы не допустить подобную ситуацию впредь - уже в клубе "Крылья". В клубе "Крылья" мы только сейчас начинаем возрождать художественное направление. После того, как это направление вела Татьяна Руцай, было трудно представить, чтобы дело пошло так же хорошо. Но то, что начало намечаться, это другое. Но мы тоже молодцы. И я надеюсь, справимся. Что касается Литературной студии, когда 2 года назад на Ярославке открылась такая возможность, я (наученная горьким опытом с "Друзой") побоялась приглашать кого-то незнакомого. Взялась сама. Литературное направление работы (студия "У камина") не стоит на месте. Мы меняемся и будем продолжать меняться. Идеи есть. В частности, если кто-то из наших сам будет проводить то или иное занятие Литстудии "У камина", я готова поддержать. Наша идея: каждый человек прекрасен ("Крылья есть у каждого!") Наша идея - это общение. Чтобы люди раскрывали свои лучшие качества в общении друг с другом. Творчество - это способ реализации дара, одаренности. Вот и развиваем различные направления работы клуба. Но тем не менее клуб - это некоторое единство, некоторая общность.

Ольга: Ольга пишет: Литературное объединение "ДРУЗА" было задумано как творческий клуб Не клуб, а одно из направлений работы клуба. Слышала Наталия Рябинина звон, да не знает, где он. Почему не знает? Потому что ей неинтересно было обсуждать, что было задумано. Но идея именно клуба (а не лито) чем-то ей все же импонировала, поэтому она развивала деятельность лито не только как лито. В итоге "Друза" стала именно литературным клубом во главе с Рябининой Натальей Владимировной. Ей не нравилось, что руководитель клуба - я. И она меня сначала громко, затем потихоньку "вытеснила", развернув свою деятельность, которая - если бы была сама по себе, а не на наших "костях", была бы не так уж и плоха. Вот только Наталия Рябинина "на чужом несчастье свое счастье строила", вот это уже не очень красивое поведение. А сам-то по себе клуб "Друза" она создала. И руководит им много лет. Но сказать правду о том, что было в начале, Рябинина не может (и не хочет). Потому что эта правда - не в ее пользу. Но мы-то еще живы. И есть, кому правду сказать. Лисичкина пишет: Мы помогаем друг другу расти, преодолевая жизненные препятствия, болезни, несчастья. Помогаем не падать духом. Это уже задачи клуба, а не лито. Мб, потом и начали осуществлять эти задачи (когда "турнули", выжили нас, основателей) и начали "на развалинах" создавать этот самый клуб. Не знаю. Мб, слова Рябининой подтвердили бы клубовцы из "Друзы". Мы такого отношения не видели (во всяком случае, я и те многие, кого Рябинина выжила из лито). Мы видели (с ее стороны) отношение прямо противоположное. Мне Рябинина тогда совершенно четко сказала:"Я не собираюсь общаться ни с кем вне встреч лито, даже на литературные темы, тем более - на какие-то другие. Это твое дело, ваше дело, которое меня совершенно не касается". Да, Рябинина и в самом деле не хотела общаться вне лито... с теми, кого она потом "изгнала" из лито. А с той командой, которую она набрала сама (плюс "наши", которые решили "служить" ей), Наталья Владимировна очень даже общалась вне лито. В общем, захотел человек "узурпировать и экспроприировать" и преуспел. Молодец. Целеустремленная дама. Лидер. Просто я рассказываю, как это делалось. И назвала тогда "это дело" (общение вне лито) Рябинина - работой "старосты лито". И эта староста должна была ее, Рябинину, слушаться и ей, Рябининой, отчитываться. А не наоборот - хотя реально я была основателем клуба, а Рябинина - приглашенным руководителем для литературного направления работы клуба. Но я не смогла постоять за себя и за клуб. "Старостой" стала Семеновна, а я продолжала заниматься театром. Какое-то время я еще пыталась что-то делать по литературному проекту клуба "Мост доверия", но постепенно я совсем упала духом и дистанцировалась. Ну, а Рябинина тем временем "набирала силу", а ее клуб "набирал обороты". Потом (наверное, да, если так говорят, я не в курсе, мне Семеновна ничего подобного не рассказывала, так что про кого конкретно речь - не ведаю) - "помогали не падать духом" тем, кто остался (таких мало) и тех, кого Рябинина нашла уже сама (людей преклонного возраста, мировоззрение которых ей было ближе и понятнее). Хотя, мб, ею и было задумано как клуб (а не только лито). Но пришла-то Рябинина не на "пустое место". Откуда-то "эти люди" появились прежде, чем появилась госпожа Рябинина. Кто-то пригласил этих людей и люди пришли ради того, что было не ею, не Рябининой задумано (и не только задумано, а уже и делалось). Ну, а потом, в беседе с корреспондентом можно и "мухлевать", "тех за этих" выдавать. Мб, потом Рябинина и набирала целенаправленно в свой клуб людей, у которых до встречи с ней в жизни была одна сплошная "пустота"... Но и в это я, признаться, не верю. Творческий клуб, литературный. Люди любят литературу, сами пишут стихи. Так как бы их Рябинина вообще нашла и обнаружила, если бы до встречи с ней у людей в жизни была одна сплошная "пустота"? Неправда это. Если клуб и в самом деле объединяет творческих людей, которые любят литературу, то не была их жизнь пуста до встречи с Натальей Рябиноной, не была. А такие утверждения, что, мол, "их жизнь была пуста до встречи со мной" - это уже, извиняюсь, похоже на культ собственной личности. Бесспорно, Наталья Рябинина - неплохой лидер и стратег. Другой вопрос - в каком русле этот человек применяет свои таланты? Зачем нужно было разрушать то, что было создано до нее? Ради чего она создала свой клуб "Друза"? Какова организующая идея? Вот если бы она сама создала клуб "Друза" с нуля, то это был бы совсем другой разговор. Но нуля-то не было. А ее клуб "Друза" совсем не таким был задуман, как клуб "Мост доверия" и (теперь) клуб "Крылья". Клуб "Друза" - сегрегационный. Клуб "Крылья" - интеграционный. В этом - большая и принципиальная разница. В какой-то момент сегрегаты "придушили" и "разогнали" нас, интегралов. Но постепенно стало видно, что наша идея - живет и побеждает.

Ольга: Лисичкина пишет: В то время, когда появилось наше объединение, - вспоминает Наталья Владимировна - были очень популярны слова "милосердие", "сопричастность", "филантропия", и многие хотели выбрать название, в котором прочитывалось бы что-то, условно говоря, "инвалидное". Вот что за презрение к словам "милосердие" и "сопричастность"? Причем, случайно или нет, но разве что не назвала Наталья Владимировна "Десницу мира" вместо слова "филантропия". Что же касается слов "Милосердие" и "Сопричастность", то именно так и называлась организация, при которой мы создавали клуб "Мост доверия". Да, мосты доверия тогда тоже были популярны - по ТV показывали "мосты доверия" - ток-шоу между разными странами. Но мы переосмыслили это понятие. Мы подумали, что хорошо было бы, если бы мост доверия был "построен" между людьми без инвалидности и людьми с инвалидностью. Создать официально (как-то оформить) наш клуб мы, к сожалению, не успели. Но была разработана и распечатана анкета "Моста доверия" (мб, текст у меня даже и сохранился где-то в архиве). Мы раздавали эти анкеты на наших мероприятиях. Люди отвечали - присылали мне свои отзывы. Но, к сожалению, я тогда еще толком не знала, что делать дальше, как вести работу... Все стало постепенно получаться уже потом: когда мы стали создавать другой клуб - "Крылья". Вот как Рябинина читает, если даже в 2002 году в словах "Милосердие" и "Сопричастность" ей мерещится "что-то инвалидное" (кстати, сама Рябинина имеет инвалидность, но я не сразу об этом узнала). А в словах "немилосердие" и "непричастность" - что-то такое "сугубо неинвалидное" можно увидеть?.. Я бы не сказала. Если бы я раньше знала, что Рябинина так воспринимает, так относится (это я про "пустоту" и "милосердие"), я давно была бы посмелее. Милосердие - сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных инуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявлениемилосердия - различного рода помощь, благотворительность и т. п. В принципе да, слово имеет отношение к людям с инвалидностью... Но все же неприятно читать негатив в адрес этого слова, особенно учитывая, что лито "Друза" было изначально создано при организации под названием "Милосердие" (которое после реорганизации стало называться "Сопричастность"). СОПРИЧА́СТНОСТЬ, -и, ж. Причастность к чему-л. или совместная причастность. — Если человек утратит чувство ответственности перед миром, чувство сопричастности чужой боли, он превратится в машину с пластмассовыми деталями. Бондарев, "Человек несет в себе мир". (...) Чем больше увлекало меня то, что он [С. Прокофьев] играл и пел, тем сильнее росла во мне радость сопричастности к будущему спектаклю, но рос и страх: смогу ли? вправе ли? Бирман, Он весь отдал себя музыке.

Ольга: Ольга пишет: А я всегда говорила, что в искусстве инвалидов нет и никому не интересно, у кого что болит. Интересен результат. Вот ведь что значит медицинская модель инвалидности. Инвалид - это (якобы) тот, у кого что-то болит. А неинвалид тогда кто? Тот, у кого никогда ничего не болит? Вот уж никогда я так не думала. Если мы будем отрицать милосердие, отрицать сопричастность, не сочувствовать и не интересоваться болью, переживаниями и проблемами другого человека, что же это тогда такое будет? По-моему, ничего хорошего. Ну, что поделать - советский подход. Наталия Рябинина выросла в советское время. Мб, потому она в итоге и создала клуб для пожилых - людей, близких ей по мировоззрению? Но мировоззрение какое-то непонятное. Одно сдругим не согласуется. Мы помогаем друг другу расти, преодолевая жизненные препятствия, болезни, несчастья. Помогаем не падать духом. Вот как может быть и то, и другое одновременно? Не понимаю. Если идет разделение, что в творчестве (в стихах) одно, а в жизни другое, то... никому не интересно, у кого что болит В жизни интересно (так строится работа клуба "Друза"), а в творчестве запрет на некоторые темы? Есть хорошее правило - говорить за себя. Что значит "никому неинтересно"? А сколько книг, где описываются болезни и страдания? В общем, непонятное требование. "Концы с концами не сходятся" (с) Я вспомнила, что у нас на форуме есть такая тема: click here Куда и предлагаю перенести обсуждение данного вопроса.

Ольга: Julia пишет: к "Друзе" я отношусь тепло. Это хорошо! Julia пишет: несмотря на смену направления деятельности А что, разве "Друза" поменяла направление деятельности? В чем же это выразилось, Юль? Julia пишет: Летом после первого курса мы пришли на очередную встречу "Друзы", и мама стала жаловаться на меня Рябининой, очевидно ожидая, что та ее поддержит. Наталья Владимировна стала ругать мою маму. Она говорила: "Вы - технарь, поэтому вам не понять, что такое творчество, оно требует отдачи всего себя. А тут - лекции, зачеты, экзамены. Что вы от нее требуете невозможного?!" Привела в пример себя, что она в свое время уходила из института, чтобы писать стихи. Вобщем, серьезный был между ними разговор. И мама прислушалась к ней. Наталья Владимировна сняла с меня половину тяжести, которую я тогда несла... Юля, это здорово! Я рада, что Наталья Владимировна может поддержать человека в трудную минуту! Julia пишет: Я пришла в "Друзу", как к последнему пристанищу, здесь меня должны помнить. Меня вспомнили, меня приняли. Я стала приезжать на встречи (когда находила сопровождающих). В тот момент это было для меня хоть какой-то опорой. Это тоже хорошо и драгоценно. Как хорошо, Юля, что ты пишешь об этом!

Julia: Все же, несмотря на смену направления деятельности, к "Друзе" я отношусь тепло. Были серьезные моменты, на которых я приобретала опыт. И я не могу не рассказать о некоторых. Я поступила в институт - и перестала писать стихи. Меня на это просто не хватало, ни душевно, ни физически. Моя мама возмутилась и начала меня "пилить": "Как это - ты не пишешь стихи?! Ты же всегда писала! Почему ты не пишешь стихи?!" Мало того, что я сама оччень переживала из-за этого, что я попала в абсолютно ненормальную для меня обстановку, что почти не спала, не ела (кормили в столовой просто никак), приезжала домой и переписывала лекции, - и еще она меня все время "пилила". Это было невыносимо, мне жить не хотелось. Летом после первого курса мы пришли на очередную встречу "Друзы", и мама стала жаловаться на меня Рябининой, очевидно ожидая, что та ее поддержит. Наталья Владимировна стала ругать мою маму. Она говорила: "Вы - технарь, поэтому вам не понять, что такое творчество, оно требует отдачи всего себя. А тут - лекции, зачеты, экзамены. Что вы от нее требуете невозможного?!" Привела в пример себя, что она в свое время уходила из института, чтобы писать стихи. Вобщем, серьезный был между ними разговор. И мама прислушалась к ней. Наталья Владимировна сняла с меня половину тяжести, которую я тогда несла... Кончились студенческие годы, и я пришла в "Друзу". Представьте мое положение - на 5 лет я "выпала" из жизни, на прежнюю работу уже не вернуться, в литературных кругах (до института Борееву уже знали) меня забыли, я, что называется, "выпала из обоймы", я - никто с высшим образованием, все нужно начинать "с нуля", а у меня нету сил. Я пришла в "Друзу", как к последнему пристанищу, здесь меня должны помнить. Меня вспомнили, меня приняли. Я стала приезжать на встречи (когда находила сопровождающих). В тот момент это было для меня хоть какой-то опорой. Но потом произошло вот что. Все помнили Юлию Борееву прежнюю - живущую стихами, много пишущую, - и ожидали, что я вернусь такой же, с толстой тетрадкой новых стихов (или по крайней мере, они должны были политься из меня рекой). А вернулась Юлия Рябова, без стихов. И вот все чаще на занятиях, когда шла читка по кругу, Рябинина с надеждой обращалась ко мне: "Ну? ну?.. Опять нету, да?" Мне стало неудобно, стыдно. Ведь я не сидела сложа руки - я писала прозу, делала филологические наброски (это помимо того, что написала большую работу о В.В., проведя ее, как дипломную, чтобы ее приняли в библиотеку музея), рисовала картины. Но это было не совсем по наравлению "Друзы". К тому же, мне стало все труднее находить сопровождающих. И я постепенно перестала ездить на встречи. Когда позвонила Оля, просто поговорить, узнать, как у меня дела - до этого у нас был большой перерыв в общении, - и поделилась со мной идеей создания нового клуба с таким многозначительным названием "Крылья", я сразу поддержала ее. Наверное, пришло время переходить на новый этап, снова быть востребованными. Правда, меня смущало, что все опять начинается с Литературной студии, а прежнее "вдохновение стиха" ко мне так и не вернулось, и я боялась, что опять кого-то разочарую и окажусь не у дел. Но тут как-то сразу пришла идея Форума в интернете, и все потихоньку сдвинулось с места. Позже мне нашлась работа в Театральной студии (чему я долго сопротивлялась, поскольку не видела возможности самовыражения на сцене), а теперь появилась возможность заниматься живопиью, и я молю Бога, чтобы это у нас не сорвалось... И оказалось, что для меня есть дело, что я нужна, и опять есть крылья. Все-таки, скопление кристаллов - это хорошо, но они намертво привязаны к земле, что ни говори. А крылья - это прежде всего свобода. Хорошо, когда есть несколько направлений работы в клубе - больше возможностей найти себе применение, не в одном, так в другом или в третьем. Вот это, я считаю, и можно назвать клубом.

Julia: Мы ездили на «гастроли» в Питер, и в последний вечер, когда мы сидели в «Литературном бистро» на Невском, я познакомилась (вернее, мы были когда-то знакомы по переписке) с Дягилевым, гл. редактором Питерского «Русского инвалида». Он помнит мою «Камену» и меня (что удивительно, потому, что я-то про это забыла). Дягилев задал мне вопрос: - Вы издаете «Камену»? - Нет, - ответила я. – Больше я этим не занимаюсь. - Почему? Прошло 20 лет, и мне вдруг задают такой вопрос! Ну, не могла же я сказать, что Ольга Каменева, сидящая за соседним столиком, сняла меня с должности гл. редактора. Мне как-то стало неудобно. Хотя в действительности так оно и было. А было вот что… Черт меня дернул заняться изданием журнала в «Друзе»! Знала бы, чем это кончится – никогда бы не взялась. Ну, да честно признаться, этот горький опыт пошел мне на пользу и научил меня многому. Всё потому, что хочется быть нужной, быть полезной. Пришла в «Друзу» - не сиди просто так, делай что-нибудь. Вот и придумала я в 1990-м году издавать литературный журнал. К моему предложению в «Друзе» отнеслись сначала настороженно, потом положительно. Я нашла ему название, начала искать авторов. Ольга объяснила мне основные критерии таких изданий – у нее в этом был опыт, у меня же на тот момент никакого. Вообще, я, наверное, была слишком самоуверенна. Каких сил это стоило! Люди не хотели отдавать в журнал свои произведения. Мы с мамой разговаривали с каждым, объясняли задачу журнала, уговаривали. Потом был отбор материалов, работа с автором и т.д. Это заняло всё мое время, я забросила писать стихи, пьесу о «Гамлете» (которую, кстати, так и не дописала), сидела за машинкой – ведь «Камену» я печатала на пишущей машинке, - помимо этого еще и работала. Медленно и постепенно круг авторов стал расширяться. Мне тогда очень помогала мама – она вела переговоры с авторами по телефону, встречалась с их родителями в метро, ездила к ним домой, чтобы передать из рук в руки стихи, прозу. Всё происходило на ее глазах. Другие ничего этого не видели – я приносила готовую, сшитую маленькую книжечку, и всем казалось, что это делается очень легко. К изданию тиража подключилась организация «Преодоление», но справедливости ради нужно сказать, что по-настоящему хорошо они сделали только 1-й номер «Камены», а их было 4 (по номеру в сезон). «Каменой» я занималась год, сделала 4 номера, экземпляры попадали в разные руки, места (вот, даже в Питер). 1-й номер попал в руки М.И.Буянову, известному в мире дюмаведу. В этом номере была моя статья о А.Дюма. Мы с Буяновым разговаривали по телефону, он подарил мне свои книги, и потом, когда я уже училась в ВУЗе, он предлагал мне сделать другой журнал, вернее, альманах, я пыталась, но у меня, к сожалению, не было на это времени и сил. Не люблю браться сразу за несколько дел – нужно полностью отдаваться чему-то одному. Вышли 4 номера, «Камена» встала на еще не крепкие, но все же ноги, и мне позвонила Ольга и сказала, что хочет передать должность гл. редактора журнала другому человеку. Объяснила это тем, что существует такая практика – время от времени передавать виды деятельности разным людям, чтобы не один и тот же человек постоянно занимался одним делом, но и другие могли себя в нем проявить. Тот человек – профессиональный редактор, и у него, конечно, еще лучше получится. Я ответила: «Конечно, если существует такая практика, я не возражаю и все материалы передам когда и кому скажете». Для меня, конечно, этот разговор был шоком, и телефонная трубка потом буквально выпала из рук. Я спрашивала себя: «За что? Чем я не понравилась? Что сделала не так? В чем моя ошибка?» На эти вопросы я лет 15 потом искала ответы. «Ну что? – мысленно говорила я себе, - Вылезла, да? Получила по башке за то, что вылезла туда, куда тебя не просили? Вот теперь делай выводы. И смотри, как твое «детище» губят»... Я на Ольгу не обиделась. Нисколько. Я тогда не понимала, почему такая странная практика. Я винила себя, пыталась проанализировать свою работу, поведение, понять ошибки. Но мама восприняла это иначе. Она не могла смириться с тем, что работу ее дочери не оценили. Это свойственно всем мамам. Сколько я ее ни успокаивала, сколько не объясняла, что это к лучшему, что я не собиралась заниматься всю жизнь изданием журнала, что мне и самой уже стало это надоедать и мне нужен отдых – обида на Ольгу у нее так и не прошла. В конце концов я заявила: «Я это сделала, я поняла, что это могу – больше меня это не интересует, надо идти дальше!». И больше мы к этой теме не возвращались. Но кто знает, что было в голове у моей мамы? По ее настоянию я поступила не в Литературный, как хотела, а в Академию печати на редакторский факультет. Думаю, это прямо связано с этим случаем. М.б., она надеялась, что когда я получу диплом, меня будут ценить больше? Ерунда. Как бы то ни было, я сказала себе: «Больше я никогда ничего издавать не буду!»… Да мне и не хочется. Не мое это дело.

Ольга: Julia пишет: Всё потому, что хочется быть нужной, быть полезной. У меня тоже многое в жизни поэтому происходит. Julia пишет: я в 1990-м году издавать литературный журнал. Юля, тогда ведь уже не я, а Рябинина руководила Литстудией. Как же это я могла тебя с должности снять? Julia пишет: сняла меня с должности гл. редактора А "неглавным" быть не захотелось? Кстати, а что делали "неглавные" редакторы "Камены"? Пока что слышу только рассказ о Юле и о ее маме... Julia пишет: Ольга Каменева, сидящая за соседним столиком Теперь понятно, почему меня не пригласили к совместной беседе. Какие-то (непонятные мне) старые обиды. Прошу простить, хотя и не знаю, чем обидела (и не было желания обижать). А я-то думала, речь идет о развитии контактов с клубом "Крылья", с Литстудией "У камина". С другой стороны, приятные воспоминания, восстановление прерванных контактов - это тоже хорошо. Julia пишет: я забросила ... пьесу о «Гамлете» (которую, кстати, так и не дописала), Жалко, Юля... Хотелось бы почитать эту пьесу. Julia пишет: Мне тогда очень помогала мама – она вела переговоры с авторами по телефону, встречалась с их родителями в метро, ездила к ним домой, чтобы передать из рук в руки стихи, прозу. Всё происходило на ее глазах. Другие ничего этого не видели – я приносила готовую, сшитую маленькую книжечку, и всем казалось, что это делается очень легко. Очень жаль!.. Впервые слышу. Об этом нужно было и просто рассказывать, и писать об этом в самой "Камене". Julia пишет: Мы с мамой разговаривали с каждым, объясняли задачу журнала, уговаривали. Я была среди авторов журнала. Со мной, к сожалению, никто ни разу не поговорил с целью объяснить задачу журнала, да и просто не было никаких разговоров или уговоров. Были мои вопросы, попытки что-то понять. И Юля, и Юлина мама отвечали одно и то же:"Юля делает то, что хочет, что ей нравится!" "А что Юля хочет, что Юле нравится?" -"Вот журнал, читайте!"

Ольга: Julia пишет: К изданию тиража подключилась организация «Преодоление», но справедливости ради нужно сказать, что по-настоящему хорошо они сделали только 1-й номер «Камены», а их было 4 (по номеру в сезон). А я и не знала... Спасибо за интересные новости! Юля, а какое именно "Преодоление"? А то в Москве много организаций с таким названием. Julia пишет: Не люблю браться сразу за несколько дел – нужно полностью отдаваться чему-то одному. Да, Юля, это твой характер. В этом смысле - ты моя противоположность, но это-то меня и восхищает. Julia пишет: мне позвонила Ольга и сказала, что хочет передать должность гл. редактора журнала другому человеку. Объяснила это тем, что существует такая практика – время от времени передавать виды деятельности разным людям, чтобы не один и тот же человек постоянно занимался одним делом, но и другие могли себя в нем проявить. Тот человек – профессиональный редактор, и у него, конечно, еще лучше получится. Я исходила из опыта "Искры", из опыта издания журнала "Родник". Говорила я не совсем так, но верю, что было, Юля, тобою так воспринято (без учета того опыта, на который я опиралась). Вовсе не было задачи "передать журнал насовсем профессионалу". При издании "Родника" был опыт, что в каждом номере три редактора, но по очереди главным был один из трех. Именно этот опыт я и предлагала, а не что-то иное. Julia пишет: Я спрашивала себя: «За что? Чем я не понравилась? Что сделала не так? В чем моя ошибка?» На эти вопросы я лет 15 потом искала ответы. Можно было сразу переспросить то, что непонятно. Очень надеюсь, что хотя бы сейчас, Юля, для тебя прояснилась моя позиция. Разумеется, я не считаю, что Андрей Крупин был лучшим редактором, чем ты. Хотя бы потому, что у меня и не было задачи найти "лучшего" редактора. Я опиралась на опыт издания "Родника", а там у нас никто не был в шоке, что два номера он обычный редактор, а в каждом третьем номере он же - главный редактор. Поэтому, Юля, мне и в голову не могло придти, что ответ "да, конечно, если есть такой опыт, такая практика, то я согласна" означает непонимание и душевную травму. Julia пишет: Я тогда не понимала, почему такая странная практика. Юля! Если что-то непонятно, нужно спрашивать, чтобы стало понятно. А не говорить, что все понятно в то время, когда на самом деле - непонятно (как наконец-то выяснилось). Julia пишет: Она не могла смириться с тем, что работу ее дочери не оценили. У нас в "Роднике" ни один редактор не считал, что его работу "не оценили" только потому, что он один из трех выпусков главный редактор, а два выпуска - обычный редактор. Поэтому мне и в голову не пришло, что было тобой, Юля, было как-то не так воспринято. Я восприняла такое поведение как отказ работать в команде. Но поскольку я не получала объяснений ни тогда, Юля, когда ты вела работу, ни потом, когда ты отказалась вести работу, я с грустью подумала, что, видимо, такой человек, что сначала "делает, что хочет" (и "не достучаться", что там к чему), потом "не делает, так как не хочет" (и тоже "не достучаться"). И все эти годы я с недоумением думала о тебе: что же это Юля за человек такой и почему до нее "не достучаться"? Но Семеновна и Олег Мандрик в трудные минуты призывали "просто верить", и я верила. Будем продолжать верить дальше. Julia пишет: я не собиралась заниматься всю жизнь изданием журнала Julia пишет: мне и самой уже стало это надоедать и мне нужен отдых Вот я и поняла такую позицию как отказ (который меня не обрадовал). Другого объяснения, как то, что человек отказывается работать в команде, советоваться, обсуждать и так далее... я тогда не нашла. Я решила, что для Юли "Камена" была как бы игрой или игрушкой. Мне и в голову не пришло, что издание было продиктовано желанием быть нужной, так как эта тема в разговоре ни разу тогда не прозучала (к сожалению). Julia пишет: обида на Ольгу у нее так и не прошла. Бедная мама!.. очень жаль, что не сказали мне давно и сразу - мне было бы, о чем подумать. И я бы не пожалела времени и сил, чтобы объяснить свою позицию (хотя моя позиция, к сожалению, не интересовала Юлю ни тогда, ни сейчас). Все же я объясняю, чтобы хотя бы другие люди поняли (если не Юле, то, мб, кому-то другому интересно). Julia пишет: В конце концов я заявила: «Я это сделала, я поняла, что это могу – больше меня это не интересует, надо идти дальше!». И больше мы к этой теме не возвращались. Вот-вот: "Что хотела, то и делала, что расхотела, то и не буду делать!" Это я помню. Было грустно, но как-то так "непрошибаемо". Ведь невозможно заставить человека делать то, что он делать не хочет... Да и зачем заставлять?.. Беда в том, что верю на слово (хотя на самом деле там было другое). Я не смогла догадаться. Но в любом случае - желания (тогда) работать в команде я не вижу и сейчас... Julia пишет: Как бы то ни было, я сказала себе: «Больше я никогда ничего издавать не буду!»… Да мне и не хочется. Очень жаль. Тогда мне было жаль. Жаль и сейчас... Но, видимо, не нужно было мне "игрушку отнимать"... В любом случае я, конечно, в чем-то виновата, если смогла (не понимая этого) так сильно расстроить и Юлю, и Юлину маму. Простите меня, пожалуйста. Пожалуй, моей ошибкой было желание привлечь тебя, Юля, тогда к работе в команде. Когда сейчас анализирую (увидев печальные последствия моего поведения)... если бы я знала, что развитие событий пойдет в этом направлении, я бы не пыталась привлечь тебя к работе в команде, а отказалась бы от любого проявления сотрудничества не только с Рябининой, но и с "Каменой". Отошла бы в сторону. И, мб, тогда, Юля, твоя судьба сложилась бы более благоприятно. Или если бы я (как минимум) догадалась, что "Камена" не игрушка, а самореализация... Пусть бы человек делал то, что хотел, да и все. Но, как говорится, если бы знать... Никак не вспомню, при чем я там вообще оказалась (относительно "Камены"), если я тогда уже училась в МГУ, и Рябинина тогда делала все, чтобы доказать "всем" мою "несостоятельность" как автора и как организатора. Не говоря уже о том, что как человека Наталья Владимировна меня и вовсе ни во что не ставила. Ну, понятное дело - я ее рекомендовала, а затем меня нужно было отпихнуть. Во мне Рябинина видела помеху своей самореализации. Мне пришлось отступить. Рябинина победила и самореализовалась. Тем лучше. Как говорится, каждому - свое.

Julia: Ольга пишет: моей ошибкой было желание привлечь тебя, Юля, тогда к работе в команде. Я тогда и не умела еще работать в команде. Люди, которые были в редколлегии "Камены" мне мало помогали. Поначалу высказывали мнение по материалам, которые предлагались в журнал, потом и этого делать перестали. Я не знала, как привлечь их к работе, не умела этого сделать. Я много лет анализировала свои ошибки, я их поняла. Но игрушкой журнал для меня не был. Я отказалась быть в нем редактором потому, что в самом деле устала физически, мне нужен был отдых. Моя мама этого не понимала. Она всегда считала, что если я молодая, значит, у меня много сил и здоровья, а я с этим не спорила, потому что действительно была молодая. И я не говорю, Оля, что ты в чем-то виновата. Это я виновата. По молодости своей, по наивности и неопытности. Ольга пишет: Юля! Если что-то непонятно, нужно спрашивать, чтобы стало понятно. А не говорить, что все понятно в то время, когда на самом деле - непонятно Ну так я и научилась спрашивать и выяснять все непонятные вопросы.

Ольга: Julia пишет: И я не говорю, Оля, что ты в чем-то виновата. Это я виновата. По молодости своей, по наивности и неопытности. Да, ты не говоришь, Юль... Это мне грустно, что я тогда была менее опытным организатором и не сумела донести, рассказать так, чтобы меня услышали - про опыт редактирования журнала "Родник" (который мы выпускали в "Искре"), хотя моим главным желанием тогда было, чтобы этот опыт пригодился при работе над "Каменой". Julia пишет: Люди, которые были в редколлегии "Камены" мне мало помогали. Что верно, Юля, то верно. Когда Андрей Крупин взялся за редактирование, получилось ровным счетом то же самое (если не хуже). Вот если бы ты, Андрей и я вместе в команде работали, мб, было бы лучше. Но теперь это только предположение... Какой был у нас опыт, такой нам и пришлось пережить. Julia пишет: Поначалу высказывали мнение по материалам, которые предлагались в журнал, потом и этого делать перестали. Я не знала, как привлечь их к работе, не умела этого сделать. Юля, прежде всего должны были работать три редактора. Как именно - могу рассказать про опыт издания журнала "Родник". Дальше - два направления: авторы и читатели. Как привлечь к работе редакторов, как привлечь авторов и как привлечь к работе читателей - к каждому из трех "китов" - свой подход. Если бы мне были заданы вовремя вопросы, были бы и ответы. Мне и тогда было, что сказать, но у меня было впечатление (быть может, ошибочное), что меня никто не хотел слушать, что опыт издания журнала "Родник" не был интересен. "Никто" - это не только ты, но и Андрей тоже. Можно было бы и сейчас попытаться Клубу издавать свой журнал.

Ольга: 02.11.2012 1 ноября 2012 года в Государственном автономном учреждении «Московский научно-практический центр реабилитации инвалидов вследствие ДЦП» совместно с ГБУ ТЦСО «Текстильщики» состоялась презентация книги «Спасибо, мама!», автором которой является клиент Центра – Скворцова Татьяна Александровна. Татьяна Александровна страдает ДЦП, но, несмотря на свой недуг, сделала своей маме Евдокии Васильевне неоценимый подарок к восьмидесятилетию, а именно написала книгу про её жизнь. Автобиографическая повесть раскрывает нелегкую, но увлекательную и поучительную историю жизни Татьяны Александровны, на протяжении которой рядом всегда находится ее верный друг и помощница – мама – Скворцова Евдокия Васильевна. Книга издана при содействии Центра социальной интеграции инвалидов и пенсионеров «Десница Мира». В презентации книги приняли участие руководитель литературного объединения «Друза», член Союза писателей города Москвы и редактор книги – Рябинина Наталья Владимировна, а так же почетный член литературного объединения – Боброва Аэлита Ивановна. Мероприятие посетили родители детей-инвалидов и молодые инвалиды вследствие ДЦП.



полная версия страницы