Форум » Другие театры и творческие коллективы » Театр Недослов » Ответить

Театр Недослов

Ольга: Вот бы где нам побывать! Слабослышащая актриса Наталья Хохлова... click here Для сравнения: фрагменты спектакля "Пеппи - длинный чулок" в Театре мимики и жеста: click here А ведь тоже профессионалы... Побывали! Вот Видео "Крылья даны всем" [more]Это канал Екатерины Мигицко, запись 2008 года. Свою запись выложу на Ю-туб позже.[/more] Официальный сайт театра "Недослов" Театральный проект глухих актеров НЕДОСЛОВ (Москва) возник в 2003 году. Участники проекта молодые талантливые профессиональные актеры, глухие и слабослышащие. Все они окончили театральный факультет Специализированного Института искусств. Это единственное высшее учебное заведение в России, готовящее профессиональных драматических актеров с проблемами слуха. [quote]Спектакли НЕДОСЛОВ ориентированы как на слышащего зрителя, так и на глухого. НЕДОСЛОВ регулярно дает представления в Москве на площадке Института Искусств, гастролирует по России, участвует в студенческих и профессиональных театральных фестивалях России («Протеатр», «Подиум», «Золотой витязь», «Музыкальное сердце театра») и США («VSA» в Вашингтоне- США, «Abilities Festival» в Торонто- Канада, « International Sign Language Festival” В Лос-Анжелесе, США).[/quote] [quote]Режиссеры-постановщики проекта: Анна Башенкова - режиссер (актриса и режиссер театра А. Джигарханяна.) Екатерина Мигицко - режиссер-хореограф (актриса театра «Ленком») Александр Мартьянов - режиссер по жесту (актер, педагог, художник)[/quote]

Ответов - 10

Ольга: 22 апреля едем на спектакль театра "Недослов" ("Крылья даны всем"). По мотивам произведения Ричарда Баха "Чайка по имени Джонатан Левингстон".

Ольга: Проезд до места просмотра спектакля. Метро "Студенческая". Последние 2 вагона из Центра. Выходим в ближайший выход. Попадаем в Можайский переулок, но по нему особо не идем, сворачиваем направо в Резервный проезд. Ориентир - магазин "Магнолия". Обходим магазин так, чтобы он остался справа. И спокойно идем вдоль улицы. И тогда слева мы увидим красивое здание Института. От метро - меньше, чем 300 метров (если не ходить кругами).

Ольга: Глухой актер более органичен, его энергетика более целенаправленна, он проще и чище чувствует, он острее воспринимает фальшь и ложь. Зрители приходят к нам открыть в себе то, что глухой актер уже открыл в себе. Потому что для глухого актера мир более цветной, чем для нас. Его взгляд на мир наведен более резко, более точно, как хороший объектив дорогого фотоаппарата. Пока мы бежим из точки А в точку Б, не всматриваясь и не вслушиваясь в происходящее, глухой запоминает все, что с ним и вокруг него происходит (в красках, запахах, прикосновениях, ощущениях), и потом приносит это на сцену. Жестовая речь быстрее, проще, точнее. Этого не хватает нашему театру, нашей жизни - простоты и искренности. В ней нет второго, третьего дна. И получается, что такой простой язык, язык тела, жеста, для сегодняшнего мира - самый иностранный из возможных.из интервью организаторов проекта в «Новой газете», сентябрь 2005г.


Ольга: В ней нет второго, третьего дна. Вот с этим не могу согласиться. Получается, что нет глубины. Мы со Славой после спектакля по "Чайке" Баха (театра "Недослов") ездили смотреть учебный спектакль студентов Института искусств (по Бунину). Вот там как раз мне и не хватало глубины у двух актрис. Но, к счастью, не постоянно. И я думаю, "отсутствие глубины" - вряд ли это "плюс" для артиста.

Ольга: Оказывается, братья Ивановы (Алексей и Николай) - актеры театра "Недослов". В спектакле на тему "Чайки" Ричарда Баха глухонемые актеры общаются со зрителями на своем языке. Все начинается с простых газет - оказывается, что даже они могут служить - крыльями. В спектакле "Крылья даны всем" нет ни одного слова, зато много музыки. Но актеры - выпускники московского государственного института искусств - ее не слышат. Они танцуют по заданному на репетициях ритму. Дипломную работу неслышащего курса актеров ставила актриса театра Армена Джигарханяна, режиссер Анна Башенкова. Со всеми 14-тью исполнителями чаек она общалась жестами. Свою постановку режиссер называет вольным размышлением на тему "Чайки" Ричарда Баха. Изгнанная из стаи чайка ищет смысл жизни. Она уверена, что крылья даны чтобы летать на большой высоте, на большие расстояния, открывать для себя новый мир. Стая не понимает и не принимает ее. По замыслу режиссера, в конце спектакля стоит многоточие... Чайка научилась летать, пережила любовь и страдание. Сама героиня воспринимает финал спектакля весьма однозначно. Этим летом неслышащие актеры будут искать работу. Они уже узнали, что в театрах Москвы вакансий для них нет. Тем не менее актеры не хотят расставаться и мечтают о новых постановках - они говорят, что им есть что сказать со сцены, пускай и не на привычном всем языке. Екатерина Горбачева, Денис Смирнов (09.07.03)

Ольга: Они уже узнали, что в театрах Москвы вакансий для них нет. Вот так вот, дорогой Саша Ковальский. Они закончили инситут, они прекрасно (профессионально) играют в театре. А вакансий для них нет. А ты вот (звезда ты наша) все переживаешь, что тебе никто не платит в театре "Крылья".

Ольга: Олег, ты был прав, что я погорячилась. И в самом деле это не вся статья, это был фрагмент. Речь про мой пост в этой теме 01.05.12 15:08 По твоей просьбе помешаю статью полностью. ПОД ОБЪЕКТИВОМ ТИШИНЫ Актеры театра "Недослов" общаются на самом иностранном языке - языке мимики и жеста. Звуки имеют как целебные, так и токсические свойства - люди с нормальным слухом редко об этом задумываются. От лечебных звуков начинает прибывать грудное молоко, а от токсических наступает глухота. В первую очередь глохнут кузнецы, диджеи и работники аэропортов. В Америке однажды без ушей родился Изекиль Иде - он мог слышать, широко открыв рот. Звуковые волны поступали через носоглотку во внутреннее ухо. У актеров молодого московского театра "Недослов" есть уши, но нет чудесных способностей Изекиля Иде. Они разговаривают жестами - как все неслышащие люди. Самые талантливые из них показывают в Доме актера красивые жестово-пластические спектакли. Сейчас в репертуаре два спектакля - "Крылья даны всем" и Handmade. Смотреть надо оба - и торопиться с этим: у театра нет своего здания и много гастрольных предложений. Расписание - www.nedoslov.ru. О театре "Недослов" "Новой" рассказали режиссер Анна БАШЕНКОВА и педагог по пластике Екатерина МИГИЦКО. - Как вы пришли в мир глухих? КАТЯ: Случайно. У Ани Башенковой - глухие родители, она хорошо знает язык. Выпустившись из "Щуки", Аня стала работать в театре Джигарханяна. Наш общий педагог, ныне покойная Людмила Владимировна Ставская, преподавала в ГСИИ - Государственном специализированном институте искусств, основанном в 90-е годы на базе экспериментальной студии для глухих при Щукинском училище. Она тогда Ане сказала: "Ты обязана этим заниматься, это твое". Аня пришла к ребятам-второкурсникам и задумала сделать спектакль по "Чайке..." Ричарда Баха. Им понадобился педагог по движению, а я только поступила в "Щуку" в аспирантуру на кафедру сценического движения по предмету джаз-танец, кто-то Ане меня посоветовал... Не все было просто поначалу. Зазвонил телефон - я разговариваю в полный голос: чего, мол, стесняться. В этот момент на площадке работала единственная девушка, которая слышала. Это был первый урок. А потом я за ночь выучила кучу жестов, хотя до этого общалась только через переводчика. Говорят, тогда они меня и приняли. Мне нравится находиться в атмосфере великой, грандиозной тишины. Был чей-то день рождения, стол - человек двадцать, ты закрываешь глаза и не понимаешь, где ты находишься. Потому что тихо. Но тихо тоже относительно. Потому что эмоциональный человек может и не кричать, а ты его чувствуешь и слышишь - такая у него энергетика. А эмоциональный неслышащий актер - совсем не редкость. Ведь энергия - это главное, чем они могут воздействовать. И еще глаза. Просто падаешь в них. А там столько всего... - Как родилось название? КАТЯ: А что разговаривать? Дело надо делать. Не до слов нам. - В чем главные затруднения глухих людей в социуме и, наоборот, плюсы их положения? АНЯ: Об этом можно бесконечно говорить. Нет государственного языка. Язык жестов - неофициальный. В большинстве школ для глухих из учеников хотят сделать слышащих, заставляют разговаривать голосом, запрещают говорить на жесте. Попавший в такую школу человек не может объясниться ни со слышащими, ни с глухими. Уровень образования у глухих низкий, практически нет возможности поступить в вуз. Убрали титры и сурдоперевод почти со всех каналов (где-то идет телетекст). В кинотеатрах фильмы идут без субтитров. Проблемы с аппаратами - они стоят кучу денег и постоянно ломаются из-за хрупкости, не могут дать достаточную слышимость. Глухие могут нам показаться злыми, агрессивными, потому что слишком много ситуаций, в которых они совершенно беззащитны: ни в больнице объясниться, ни в театр сходить. Мы убрали глухих из нашей жизни - и теперь мы ими недовольны. Вообще создается такое ощущение, что у нас нет людей с физическими недостатками, потому что ничего для них нет. Театр мимики и жеста совместно с Всероссийским обществом глухих (ВОГ) проводит конкурс красоты "Тихая Россия", и это одно из единичных мероприятий, где глухие собираются как на праздник. КАТЯ: Главная трагедия, на мой взгляд, в том, что они не могут слышать музыку. Если вы захотите послушать тишину, вы зайдете в комнату, закроете дверь и насладитесь. Глухой в этой комнате живет всегда. Когда я включаю музыку на репетиции и она меня пробирает до костей, я в ужасе растопыриваю пальцы: как объяснить? И, пока не сломается спина, телом показываю и объясняю свои ощущения от музыки. А плюс в жизни глухого человека один - он не слышит множества ненужной информации, что лезет в уши без приглашения. - В чем особенность "Недослова"? АНЯ: Обычно глухой актер на сцене играет слышащего. Один актер на жесте говорит актрисе: "Офелия!". И сурдопереводчик повторяет в микрофон: "Офелия!". И Офелия оборачивается. Мы стараемся думать жестом, в создании спектакля учитываем специфику глухого актера. В спектакле "Крылья даны всем" работает Александр Мартьянов - он импровизирует, думает жестом, подбирает на жесте слова. - На что способен глухой актер и не способен слышащий? АНЯ: Глухой актер более органичен, его энергетика более целенаправленна, он проще и чище чувствует, он острее воспринимает фальшь и ложь. Зрители приходят к нам открыть в себе то, что глухой актер уже открыл в себе. Потому что для глухого актера мир более цветной, чем для нас. Его взгляд на мир наведен более резко, более точно, как хороший объектив дорогого фотоаппарата. Пока мы бежим из точки А в точку Б, не всматриваясь и не вслушиваясь в происходящее, глухой запоминает все, что с ним и вокруг него происходит (в красках, запахах, прикосновениях, ощущениях), и потом приносит это на сцену. Чтобы помочь ему донести сконцентрированное в жесте знание, режиссеру нужно пользоваться конкретной ассоциацией. На жесте объяснить: вот сейчас должно быть хорошо, как на море, или расслабленно, как после третьей рюмки, или тело оплывает, как воск. Жестовая речь быстрее, проще, точнее. Этого не хватает нашему театру, нашей жизни - простоты и искренности. В ней нет второго, третьего дна. И получается, что такой простой язык, язык тела, жеста, для сегодняшнего мира - самый иностранный из возможных. - Развивается ли язык глухих? Существуют ли переизданные и обновленные словари? КАТЯ: Есть, но я не видела. Классический балет нельзя выучить по учебнику Вагановой - надо к станку встать. Так и жестовый язык можно передать и выучить только через руки. Так же, через руки, он и развивается. - Глухой артист не слышит музыку, но чувствует ритм. Как? Щелчок пальцев, собственный пульс? КАТЯ: Любой человек может развить в себе чувство ритма до совершенства. Если конкретнее - работа, тяжелый труд. Протертые туфли-"джазовки"... Музыкальная тема раскладывается на счет, и мы танцуем вместе. Столько, сколько нужно, - пока не закрепится. Еще есть такой вид творчества у глухих - жестовое пение. Включается фонограмма, артист артикулирует слова и сопровождает их жестовым переводом - поет на жесте. Секрет тот же: песня заранее разложена на счет. Некоторые песни разложить на счет практически невозможно - например, романс "Мне нравится, что вы больны не мной". Я считала несколько дней, разложила, а выучить уже не смогла. А одна девушка из нашего театра выучила за пару дней!.. Так ограниченные возможности становятся безграничными... Глухой человек сразу фотографирует новое лицо. Мы с вами на все обращаем внимание поочередно - на голос, одежду, манеру поведения... А глухой сканирует тебя мгновенно. Прозвища дают с первой встречи. А потом уже воспринимают тебя только по поступкам. Приходит много людей, которые что-то обещают, обнадеживают и исчезают. Из-за таких людей глухие очень недоверчивы. В свой мир они тебя впустят, только если ты действительно что-то делаешь для них. И очень радуются, если ты учишь жестовый язык. Учишь немного - хорошо. Учишь серьезно - значит, действительно хочешь стать ближе. - Фильм "Страна глухих" достоверно описывает мир глухого человека? АНЯ: После этого фильма возрос интерес к глухим, они почувствовали, что они есть. Но это все же художественный фильм. Глухие отзываются о нем: "Неправда", "Приблизительно". Действительно, могло бы быть намного интереснее, если бы у глухих актеров была возможность сняться в такой картине. - Как вы переходите из мира тишины в мир звуков? АНЯ: Очень тяжело. Звуки меня пугают. Это связано с тем, что я выросла в семье глухих - атмосфере вечной тишины. Телефон без звонка, телевизор с выключенным звуком, магнитофон у меня появился только в 15 лет, поэтому до сих пор, когда слушаю музыку, быстро утомляюсь. Училась в обычной школе, нелегко было, быстрее хотелось прибежать домой, где меня ждала привычная мне комфортная тишина. А одна актриса "Недослова", слышащая, выросшая в такой же семье, вообще притворялась глухой, и, когда поступила в институт, ее руководитель только через два года узнал, что она слышит! КАТЯ: Из звука в тишину очень легко и естественно, а вот обратно в звуки - да, бывают курьезы. Кончилась репетиция, вылезаю из метро, встречаю знакомого, хочу что-то сказать - и понимаю, что руки уже не нужны. Очень странно! А с каникул когда приезжаю - пальцы заплетаются. - Вы не завидуете своим артистам? КАТЯ: У меня был период, когда я пыталась залезть в мир глухих. Потом поняла, что искусственно - это бессмысленно. Поняла, что просто хочу делать что-то для этих людей. Смотрю на них и учусь, как у них все правильно, слаженно, легко, без напряга. В мире звуков так не бывает.Екатерина ВАСЕНИНА (08.09.2005)

Ольга: А эмоциональный неслышащий актер - совсем не редкость. У меня возникли трудности как у зрителя во время спектакля по Бунину (правда, речь не об этом театре, не о театре "Недослов"). Глухие девушки, наверное, иначе передают эмоцию отчаяния, чем слышащие. Или дело не в этом? теперь много об этом думаю, пытаюсь понять. Я в этом смысле про "дно" и "бездонность". Почитала в инете отзывы неслышащих зрителей о спектакле "Крылья даны всем". Некоторым не нравится. Объясняют тем, что не слышат музыки и поэтому возражают против пластического спектакля. Мол, пусть танец будет танцем, а театр - театром. Вот так сами же неслышащие (некоторые) выступают против интеграции. Ссылку на видеозапись этого спектакля см в топе этой темы. Вот у таких зрителей и есть это самое "дно" (границы восприятия). Мол, давайте зрителям "понятное". Элитарному искусству, как я посмотрю, везде трудно.

Ольга:

Ольга: Была у меня идея собрать (мою) "Маленькую компанию", но так как мы были только вдвоем с Дмитрием, это уже возрождение клубной программы "Чай вдвоем". Игорь и Алла приболели, Тимур тоже. И нас (из 5ти) осталось только двое. Зато для актеров от нас был прекрасный букет роз с волшебным числом 7. Сорт "Эсперанса" (если я правильно запомнила). Билеты нам сделали по 50% не как инвалидам, а как "учащимся". Тем самым Творческая Школа "Крылья" получила признание, что мы именно Школа (наша задача - "дополнительное образование"). Спасибо горячо любимой Варваре Ромашкиной за теплый прием и за успешное решение орг.вопроса - лифт благополучно сломался как раз к моему очередному появлению в Институте Искусств. Варвара организовала студентов (вверх три, вниз четыре) и вопрос был решен почти мгновенно. Когда я приехала, Дмитрий (вот молодец!) был уже на месте и с букетом. В гардеробе там самообслуживание. Но и этот вопрос мне помогла решить Варвара. Во время ожидания спектакля (в коридоре) Дмитрия привлекла графика - работы студентов. Работы там развешаны на стенах в коридоре. Из-за дверей доносилась красивая музыка (фортепиано). Приятно было окунуться в творческую атмосферу Института Искусств. Приятно увидеть молодежь (студентов), а также людей старшего поколения, которые вызывали уважение. Вероятно, все они настроены помогать молодежи преодолевать трудного культурного роста.



полная версия страницы