Форум » Театральная школа » Повесть о ... человеке » Ответить

Повесть о ... человеке

ksushasmith: Повесть о прямостоящем человеке Друзья, я подумала, что будет уместно рассказать вам о спектакле, в котором я имела честь играть с 2004 по 2006 год. Спектакль был невероятно сложный, с множеством деталей и импровизаций. [quote]Для этой постановки сакральная гимнастика графа фон Ботмера, являющаяся особой техникой движений, состоящей из 36 упражнений, источник которых в древних ритуалах античности, где раскрывается план взаимодействий между собой микро- и макрокосмоса, при помощи аналитических штудий, разработанных в Лаборатории, была раскрыта как драматическая «Повесть о прямостоящем человеке». «Прямостояние» здесь — это источниковая позиция каждого движения, обеспечивающая сакральную вертикаль. [/quote] В белом пространстве сцены летали ангелы, ездили игрушечные машинки и бегали милые динозаврики. А посредине сцены стоял белый холм, на нём стоял стол с ноутбуком и видеокамерами. Над холмом висел большой экран, который отражал экран ноутбука. Я сидела за столом, набирала текст на ноутбуке, комментировала всё, что происходит на сцене. Пятеро актёров разыгрывали историю о том, как человек утратил связь с Богом, а потом пройдя массу испытаний, понял, что Бог внутри него. Был в Германии такой человек, Фриц фон Ботмер, который разработал 36 физических упражнений для актёров. Вот с помощью этих упражнений актёры разыгрывали историю. Получалось что-то вроде балета, но со словами. В общем, это был ни на что не похожий спектакль. Безумно красивый, очень глубокий и философский. Я играла там Рассказчика. Там нужно было импровизировать, но в рамках истории. Перед премьерой мы работали по 6-8 часов. Приходили в 7 вечера на репетицию, а уходили иногда под утро . Спорили, орали.... потом мирились. Всё это придумал Борис Юрьевич Юхананов, режиссёр, поэт, и просто замечательной доброты человек. [quote]Режиссер Борис Юхананов, основавший в 1985 году независимую театральную группу «Театр-Театр», осенью 2013 года назначен художественным руководителем Московского драматического театра имени Станиславского.[/quote] [quote]Аттракцион я определил как актуализацию настоящего времени через трюк, а ритуал - как актуализацию вневременного пространства. Борис Юхаханов Из интервью в "Русском журнале" [/quote]

Ответов - 29, стр: 1 2 All

Ольга: Ксеника, а как этот театр называется? В котором ставили этот спектакль?

ksushasmith: Школа Драматического Искусства Анатолия Васильева давала приют Лаборатории Ангелической Режиссуры Бориса Юхананова. Юхананов ученик Васильева и Эфроса

Ольга: ksushasmith пишет: Юхананов ученик Васильева и Эфроса Ксеника, прошу уточнить: какого именно Васильева и какого Эфроса? Имена и отчества. Того самого Анатолия Васильева, который "давал приют"?


ksushasmith: Борис Юрьевич Юхананов ученик Анатолия Александровича Васильева и Анатолия Васильевича Эфроса. Да, именно Анатолий Александрович давал нам приют, пока его театр на Поварской у него не отобрали в 2006 году

Ольга: В 2002 году Юхананов создает Лабораторию Ангелической Режиссуры (ЛАР), в которую вошла группа выпускников его «ГИТИСовского» актёрско-режиссёрского курса: Петр Кудрявцев, Оксана Марченко, Елизавета Стишова, Дмитрий Емельянов, а также Дмитрий Милаков, Оксана Великолуг и Александр Белоусов. В рамках Лаборатории Ангелической Режиссуры в 2004 году Юхананов ставит спектакль «Повесть о прямостоящем человеке». Премьера состоялась в 2004 году на сцене театра «Школа драматического искусства». Для этой постановки сакральная гимнастика графа фон Ботмера, являющаяся особой техникой движений, состоящей из 36 упражнений, источник которых в древних ритуалах античности, где раскрывается план взаимодействий между собой микро- и макрокосмоса, при помощи аналитических штудий, разработанных в Лаборатории, была раскрыта как драматическая «Повесть о прямостоящем человеке». «Прямостояние» здесь — это источниковая позиция каждого движения, обеспечивающая сакральную вертикаль. Одной из героинь «Повести…» становится парализованная и лишенная возможности говорить Оксана Великолуг, присутствующая на сцене в инвалидной коляске. В спектакль включен её театральный манифест о «Театре радости» и её дневниковые записи, проецирующиеся на экран. Сама Оксана живым комментарием, создающимся прямо перед зрителями на экране, сопровождала каждый спектакль. Оксана, это было 6-7 лет назад. Очень интересно! Прошу объяснить, как же создавался этот "живой комментарий" (а то не вполне понятно). В 2004 Юхананов поставил спектакль Повесть о прямоходящем человеке, заставивший критику снизить градус обличительной полемики. Его героиней стала парализованная и лишенная возможности говорить Оксана Великолуг, присутствующая на сцене в инвалидной коляске. Спектакль построен на ее дневниковых записях, проецирующихся на экран, и отстаивает тезис, что «прямоходящим» человека делает не физическое здоровье, но интенсивные духовные поиски Бога. Юхананов рассматривает сценическую площадку как пространство, дающее возможность каждому для выхода в «запредельное».

ksushasmith: Ольга, живой комментарий--это моя собственная импровизация, рождающася здесь и сейчас. Но эта театральная импровизация существовала не в виде игры, а в виде текста на экране. В общем-то, я и не выходила за рамки своего писательского труда, находясь на сцене. Каждый раз надо было рассказать историю о прямостоящем человеке по-разному. Однажды я прямо на сцене сочинила поэму. А в другой раз я, увидев маленькую девочку в зале, рассказала ей и всем сказку. Каково же было моё удивление, когда на следующий спектакль мне кто-то принёс подарок от той девочки. Это был вырезанный из бумаги АНГЕЛ.

Ольга: ksushasmith пишет: эта театральная импровизация существовала не в виде игры, а в виде текста на экране. Ксеника, это-то я поняла. Я не понимаю, как это было сделано технически. Вот о чем и вопрос! В нашем театре тема "импровизация" очень близка Олегу. Поэтому я и хотела бы, чтобы ты стала помощником режиссера у Олега. Хотя, конечно, не только поэтому. Или вы с ним уже об этом договорились? Ближайшая репетиция "Горя от ума" запланирована на 29 июля (понедельник). На Ярославке.

ksushasmith: Ольга, прежде чем объяснить технический аспект спектакля, мне необходимо рассказать кое-что. Театр Васильева и Театр Юхананова не опираются в своих концепциях ни на Систему Станиславского, ни на традиции психологического театра. Это другой тип театра. Несмотря на это там есть Внутренняя Жизнь Души. Просто она показана другими средствами. Мы же можем писать полотна, как Шишкин, а можем -- как Малевич. Можем любоваться, прекрасно выписанной игрой света и тени, а можем разгадывать невероятно (для меня) интересную головоломку авангардной картины. Вот такой головоломкой и был наш спектакль. И технически он был устроен весьма сложно, и очень профессионально с точки зрения сценографии. Сперва в зеленоватом сумраке сцены носились детские радиоуправлемые машинки. Был хаос. А зрители усаживались на деревянные скамьи. Машинки гудели, заезжали на холм, скатывались с него. Кто-то должен остановить хаос!! Вот выходил человек и останавливал машинки, навсегда приклеив их к сцене скотчем. Потом, в полной тишине, в звенящей тишине на сцену вывозили меня. И вот я одна на сцене, за столом, а на столе стоит компьютер и две камеры. На краешке стола, свесив ножки, сидят пять куколок. Они одеты, как ангелы-актёры. Изображения с камер выводятся на большой экран. Одна картинка - моё лицо, другая - клавиатура, а посредине плывут медленно строчки моего Театра Радости. А я должна была пробиться к людям, своим голосом, своим выражением лица, своим текстом. Я говорила, говорила, как могла, слова были неважны, важен текст, который плывёт по экрану, но я говорила. Я, будто пробивала стену своим голосом. И вдруг из-за кулис медленно выплывали Ангелы, они двигались странно, но было видно и понятно, что они летят. Вспыхивал свет , и начинался диалог, который я начинала комментировать, как только заканчивал плыть по экрану мой текст. А дальше разыгрывалась история человечества. После очень важного диалога между Ангелом и Художником, по сцене бегут динозавры, которые исчезают после того, как одного динозаврика сбивает машина Порше. Мне очень жалко динозаврика, и я плачу. Потом появляется Человек. И, собственно, начинается история прямостоящего человека, которую я комментирую до конца

Ольга: Ксеника, мне очень интересен авангард и авангардный театр. Конечно, жалко, что в театре "Крылья" этого нет. Но, мб, и есть (просто я это не очень замечаю сама). Я хотела поставить пьесу авангардную (по "Винни-Пуху"). У меня не получилось, к сожалению. Ну, вот ставим, что можем. И как умеем. И стараемся "расти", то есть делать лучше то, что мы уже делаем. Большое спасибо за рассказ! Но я все-таки не вполне поняла, как технически появлялся текст и где именно. Вы умеете так быстро печатать? Если Вы еще не поместили у нас на форуме свой текст про "Театр Радости", предлагаю опубликовать. Этот спектакль уже "прошел", уже нигде не идет или его возможно все-таки где-то увидеть?

Ольга: ksushasmith пишет: А я должна была пробиться к людям Вот это меня очень заинтересовало. Ксеника, к каким людям?

ksushasmith: Да, Ольга, на удобном столе я печатаю очень быстро, но только одним пальцем. К сожалению, труппа развалилась, и спектакль исчез со сцены. Пробиться к зрителям, было моей задачей. Как потом написал Джон Фридман, обозреватель газеты Moscow Times, это было более захватывающее зрелище, чем голливудский экшен. Ну, это, конечно, он мне польстил. Я найду все тексты и тут опубликую

Ольга: ksushasmith пишет: Да, Ольга, на удобном столе я печатаю очень быстро А... теперь кое-что становится более понятно. Интересная, смелая идея была у этого замечательного (по доброте) режиссера! Вот я прочла, что худ.руководители в Театра им. Станиславского часто меняются (чего-то не выдерживают). Надеюсь, в этом театре будет что-то интересное! И кто-то из клуба (и театра) "Крылья" пойдет посмотреть. Я вот еще ни разу в жизни не побывала пока что в Театре им. Стансславского. ksushasmith пишет: К сожалению, труппа развалилась, и спектакль исчез со сцены. Надеюсь, остались видеозаписи (и можно будет их посмотреть). ksushasmith пишет: Пробиться к зрителям, было моей задачей. Хорошо. Это мы и в театре "Крылья" будем с Вами продолжать (если Вы не возражаете). Конечно, "Крылья" - это не Юхананов. Но ведь наш девиз - "крылья есть у каждого". Так что будем надеяться на продолжение нашей дружбы и сотрудничества.

ksushasmith: Ну, конечно, мы будем работать и дружить А насчёт авангарда и Бориса Юрьевича я вот что скажу. Я смотрела достаточно много его спектаклей. И Фауст, и Голем, и Сад, и последний его девятичасовой театральный марафон Стойкий Принцип. Но для меня остаётся великой тайной, как у этого человека рождается в голове такой замысел. Как он это делает!? Наверно, надо с этим родиться. Когда мы работали вместе, он многое мне дал. Ведь после спектакля мы все собирались в его кабинете, и долго-долго разговаривали, разбирали спектакль.

Ольга: ksushasmith пишет: Но для меня остаётся великой тайной, как у этого человека рождается в голове такой замысел. Как он это делает!? Наверно, надо с этим родиться. Замысел - это замысел. А "как делать" - это, по-моему, другое. Хотя все это "как-то вместе". И все тут должно быть: и профессионализм, и мастерство, и здоровье, и время, и так далее. Так что это счастье (и слава Богу), что Борис Юрьевич так много успевает сделать в жизни. То есть это такой (наверное) "живой классик". А мне авангард не может не быть близок. Я ведь не просто филолог, я считаюсь специалистом по Серебряному веку. А более конкретно - кубофутуризм. Хотя, конечно, "нет предела совершенству". Я ведь (в основном) в студенческие годы это изучала. В общем, мне "многое чему" хотелось бы еще в жизни научиться.

Ольга: ksushasmith пишет: Ведь после спектакля мы все собирались в его кабинете, и долго-долго разговаривали, разбирали спектакль. Вот и нам нужно "собираться и разговаривать". О том, что мы сейчас делаем на репетициях в "Крыльях". Постараюсь понять, как и когда мы могли бы поговорить об этом (прежде всего те, кто занят в постановках). Ваше с Питером присутствие мне помогает.

ksushasmith: Привет дорогие мои, вот решила выполнить обещание, данное Ольге миллион лет назад, и опубликовать-таки свои тексты, и не только свои. Но сначала хочу показать статью, опубликованную в 2004 году, в англоязычной московской газете The Moscow Times и перепечатанная потом в театральном журнале. Эта статья Джона Фридмана о спектакле "Повесть о прямостоящем человеке", где я играла.

ksushasmith: Друзья, так как текст огромный, он не вмещается сюда. Я выложила его у себя ВКОНТАКТЕ http://vk.com/id183333657

Ольга: В 2002 году Юхананов создает Лабораторию Ангелической Режиссуры (ЛАР), в которую вошла группа выпускников его «ГИТИСовского» актёрско-режиссёрского курса: Петр Кудрявцев, Оксана Марченко, Елизавета Стишова, Дмитрий Емельянов, а также Дмитрий Милаков, Оксана Великолуг и Александр Белоусов. Оксана, Вы в 2002 году закончили ГИТИС? Там Вы сразу получили две профессии (актриса и режиссер)?

Ольга: Ольга пишет: В 2004 Юхананов поставил спектакль Повесть о прямоходящем человеке, заставивший критику снизить градус обличительной полемики Прошу объяснить слова про "обличительную полемику". Кто, кого и за что обличал? Оксана, уточните, пожалуйста.

Ольга: ksushasmith пишет: В общем-то, я и не выходила за рамки своего писательского труда, находясь на сцене. Ксюша, но ведь на сцене нужно (я так думаю) не только рассказывать, но и показывать. Люди ведь смотрят не только на текст. Если бы люди смотрели только на текст, то зачем было бы сидеть на сцене Вам? Это я еще и потому спрашиваю, что в моем замысле постановки про "Емелю" я надеюсь сыграть роль Автора. Вот я и думаю - нужно быть автору на сцене или достаточно будет текста на экране. Вот на такие мысли меня натолкнул Ваш актерский опыт.



полная версия страницы