Форум » Театральная школа » Российский мюзикл » Ответить

Российский мюзикл

Julia: Российский мюзикл Открыла эту тему специально для того, чтобы подготовить материалы к встрече 25-го ноября. Чтобы не путаться и не искать сообщения в других темах.

Ответов - 26, стр: 1 2 All

Julia: Мне очень обидно, что сегодня, когда говорят о мюзиклах, говорят о Бродвейских мюзиклах, и театральные студии и любительские труппы ставят фрагменты "Нотр-Дам де Пари", "Кошек", "Чикаго" и пр., как будто наших российских мюзиклов не существует вовсе! А между тем по качеству (во всех отношениях) наш мюзикл превосходит Бродвей во много раз (хотя, наверное, именно поэтому ставить его труднее, и непрофессиональные творческие коллективы просто бояться не справиться с постановкой на должном уровне). В СССР вплоть до середины 1970-х годов мюзикл был запрещен, как буржуазное направление. Но мне кажется, что это сыграло положительную роль в становлении российского мюзикла. Мюзикл поначалу долго называли музыкальным спектаклем (ни в коем случае не мюзиклом!). И он отличался от западного главным образом тем, что там основной акцент ставится на музыкальные номера и танцы, а у нас - очень сильное драматургическое начало и музыка и драматургия существуют на равных. Вскоре российский мюзикл обрел свое название, очень серьезное и солидное - РОК-ОПЕРА.

Julia: Первым, кто начал осуществлять постановку мюзиклов на сцене театра был Питер (тогда Ленинград), а именно театр имени Ленсовета под руководством Игоря Петровича Владимирова. В середине 1970-х гг. Тогда на сцене заблистала великолепная актриса Алиса Фрейндлих. Музыкальные спектакли с ее участием буквально взрывали театральный Ленинград, и особенно "Укрощение строптивой". Самые знаменитые спектакли - "Трубадур и его друзья" (позже по нему сняли мультфильм "Беменские музыканты") комп. Г.Гладков "Дульсинея Тобосская", комп. Г.Гладков "Пенелопа", комп.А.Журбин "Трехгрошевая опера" по Б.Брехту, комп.К.Вайль. И.Владимиров очень любил соединять текстовые пьесы с элементами мюзикла, поэтому нельзя назвать немузыкальными спектаклями "Интервью в Боэнос-Айресе" и "Люди и страсти" и другие, в которых музыка, песня играла большую роль. С разницей в 5-6 лет эстафету мюзикла перенял московский театр Ленинского комсомола (ныне Ленком) под руководством Марка Анатольевича Захарова. Первым был спектакль "Трубадур и его друзья" Г.Гладкова, потом "Звезда и смерть Хоакино Мурьетты" по пьесе П.Неруды, комп. А.Рыбников, "Юнона и Авось" идет на сцене театра и сегодня, комп.А.Рыбников. В Петербурге в этом жанре замечательно работает комп. А.Колкер - его мюзиклы; "Свадьба Кречинского", "Смерть Тарелкина", "Овод".

Julia: Оля, это то, что мне сразу вспомнилось по этой теме. Но, мне кажется, что даже если по нескольку слов сказать об этих спектаклях - это уже будет не мало. Ах, как было бы здорово приллюстрировать это еще и музыкальными фрагментами! Да где их взять в такой короткий срок?.. И на чем воспроизвести?..


Яблонька: Юля, я не тормоз, я медленный газ Чапай думать будет Julia пишет: Ах, как было бы здорово приллюстрировать это еще и музыкальными фрагментами! Да где их взять в такой короткий срок?.. И на чем воспроизвести?.. Я напишу щас Варе - пусть тоже думает

Julia: Оля, у меня альбом (2 грампластинки) "Звезда и смерть Хоакина Мурьетты", очень красивый. Могу привести. Оль, дай мне телефон Варвары (у меня не сохрнился) - я у нее спрошу подробнее насчет возможности воспроизведения того, что у меня есть.

Яблонька: Julia пишет: Оля, у меня красивый альбом (2 грампластинки) "Звезда и смерть Хоакина Мурьетты", очень красивый. Могу привести. Юлечка! Если привозить альбом - в качестве иллюстрации (сами пластинки, мб, оставить дома?), то нужно нам с тобой так построить доклад, чтобы там шла речь про этот спектакль. А не тяжело везти будет? Не помнется? Юля, я не знала, что "Звезда и смерть Хоакина Мурьетты" - это мюзикл. При начале подготовки доклада меня озадачило, что мюзикл родился из оперетты. И что-то никак не могу сообразить, с какой это стати оперетта в середине 20 века вышла замуж на тяжелый рок? Что это за несчастная любовь такая? Julia пишет: Оль, дай мне телефон Варвары (у меня не сохрнился) - я у нее спрошу подробнее насчет возможности воспроизведения того, что у меня есть. Домашний не знаю. Есть рабочий и сотовый. Емейлы есть - рабочий и домашний. Щас все дам (и тлф жулебинской Наташи) - впишу в этот пост. Чай попью и вернусь.

Julia: Яблонька пишет: меня озадачило, что мюзикл родился из оперетты. Это на Западе. А у нас совсем все по-другому, мюзикл к оперетте не имеет отношения. Хотя официально (для галочки) считается так же. Кому охота сейчас в этом разбираться!? Не углубляйся в историю, а то тяжелый материал получится. И тебе лишняя заморочка. Яблонька пишет: Домашний не знаю. Есть рабочий и сотовый. Емейлы есть - рабочий и домашний. Давай всё.

Яблонька: Julia пишет: Не углубляйся в историю Тогда не знаю, как писать. Яблонька пишет: Емейлы есть - рабочий и домашний. Рабочий : perspektiva-SVAO@rambler.ru в теме написать - "Для Варвары Александровны". Домашний : varusha59@mail.ru .

Julia: Оль, а телефон?

Яблонька: Julia пишет: Оль, а телефон? Э... Бегу-спешу-спотыкаюсь... Запыхалась по дороге Вдох-выдох!... Вот! Рабочий 8 499 182 13 19 Мобильный 8 916 659 15 50

Julia: Спасибо! Извини за настойчивость.

Яблонька: Julia пишет: Спасибо! Извини за настойчивость. Настойчивость меня мобилизует Что уж за нее извиняться-то? Если при общении со мной меня не направлять и на чем-то не настаивать - я закисну и запутаюсь Или - не буду сама меняться (в лучшую сторону) - от чего в итоге опять же "закисну и запутаюсь" Из чего, конечно, не следует, что я буду во всем послушная и всегда "пойду туда, куда послали" - причем в срочном порядке. Но я не обижусь на чью-то настойчивость - это точно! Если от меня при этом хотят чего-то дельного. Вот что меня оскорбит - это если человеку "делать нечего", а от меня настойчиво "требуется" развлечь собеседника - под соусом - "ну, тебе ж тем более делать нечего - все равно всю жизнь ерундой занимаешься" - я из-за такого ко мне отношения прекратила общение с Сергеем Романенко, а потом еще и с одной знакомой с Диса (я надеялась, что она мне будет подругой). Такие вещи я не прощаю. Ну, в итоге я смягчилась. Я вышла из состояния ссоры в "поддержание отношений по мере необходимости". Но это ведь... другое А если "настойчивость по делу"... Меня может что-то рассмешить или рассердить (например, настойчивость господина Рыбакова). Но я посержусь-посержусь, а потом все равно сделаю что-то интересное. Сердитость - это не обида - это у меня такая попытка понять - чего от меня добиваются-то? Например, доставал меня Александр с выбором новой пьесы (см тему на Крыльях про цели и задачи театра) - так ведь он добился того, что меня озарило - предложить его вниманию "Сцены из Кальдерона". В результате он притих, а я попросила Алену к 21-му распечатать - мб, попробуем (если приедут девушки из клуба "Шанс"). Ой... Юля, я чуть не забыла тебе дать самый главный тлф Варвары - на работу в ее кабинет (у нее теперь есть личный тлф, а тот, первый - не в ее кабинете - это узнать, когда она будет, если она по своему тлф не отвечает) Вот ее рабочий: 8 499 182 92 70

Яблонька: Юля, что если я сделаю доклад на основе того, что пишешь ты? То есть будет наш совместный доклад. Я постараюсь отметить, где твое мнение, где мое. Всего один день остался на подготовку. Хорошо, хоть завтра мне не ехать никуда.

Julia: Яблонька пишет: сделаю доклад на основе того, что пишешь ты? То есть будет наш совместный доклад. Да, конечно, если тебе так удобнее. А я всегда могу что-то добавить устно. Так мне привозить "Звезду и смерть Хоакина Мурьетты" (обложку)?

Яблонька: Julia пишет: Да, конечно, если тебе так удобнее. А я всегда могу что-то добавить устно. Так мне привозить "Звезду и смерть Хоакина Мурьетты" (обложку)? Привози, конечно Юля, я решила ехать 25-го не с докладом как таковым, а с материалами для беседы. Тема беседы - "От оперетты к мюзиклу". По твоему совету, я сосредоточилась на истории русской и советской оперетты (в том числе кинооперетты), зарубежных авторов и названия пьес упоминаю, но речь об истории российской оперетты. Правда, ты говорила, что не надо историю, но у меня получилось 5 страниц - могу показать. Или не просто показать - ты распечатаешь? Это не значит, что я буду все читать - я посмотрю по обстоятельствам. Действую по принципу - "Не ехать же с пустыми руками". Это краткий обзор истории оперетты до середины 60-х годов 20 века. Сейчас думаю начать делать вторую часть "доклада" - уже по твоим материалам. Мб, в процессе подготовки передумаю, но пока что идея такая. Сейчас все-таки помещу тебе сюда, что я подготовила на данный момент.

Яблонька: Для начала – прежде, чем говорить о мюзикле, мне бы хотелось сказать несколько слов об оперетте. Опере́тта (итал. operetta, дословно маленькая опера) — жанр музыкального театра, в котором музыкальные номера чередуются с диалогами без музыки. Оперетты пишутся на комический сюжет, музыкальные номера в них короче оперных, в целом музыка оперетты носит лёгкий, популярный характер, однако наследует напрямую традиции академической музыки. Истоки оперетты уходят в глубь веков. Уже в экстатических античных мистериях в честь бога Диониса, которые считаются прообразом европейской драмы, можно выявить некоторые жанровые признаки оперетты: сочетание музыки с пантомимой, танцем, буффонадой, карнавалом и любовной интригой. Заметное влияние на общую эволюцию оперетты оказала греческая комедия, в частности пародийные комедии нравов Аристофана и Менандра, а также римская комедия Плавта и Теренция; затем комедийные персонажи в средневековых моралите, мистериях и мираклях. Считать ли мюзикл отдельным жанром — вопрос спорный. Этот жанр существует на стыке оперетты, американской музыкальной комедии (несколько более приземленной по сравнению с опереттой) и – в первой половине 20 века - с использованием джаза, а со второй половины 20 века – с использованием рок-музыки. Но вернемся в дореволюционную Россию.До XIX века оригинальной русской оперетты практически не было. В это время отечественная сценическая музыкальная комедия в России развивалась в жанре водевиля, ее основным автором был драматург, музыкальные же номера (танцы и куплеты) носили прикладной, вставной характер, в отличие от оперетты, они не столько служили развитию действия, сколько иллюстрировали его. В 80-ых и 90-ых годах XIX века в России родилась цыганская оперетта. Особенно популярны были оперетты «Дети лесов» и «Цыганская жизнь». Цыганская труппа участвовала в постановке знаменитой оперетты «Цыганский барон». На рубеже XIX—XX веков были лишь единичные попытки обращения к оперетте. К примеру, в 1913 году А. Глазунов, бывший в то время ректором Петербургской консерватории, назвал первой российской опереттой произведение, написанное азербайджанским студентом консерватории У. Гаджибековым «Аршин мал алан». В целом оперетта в России начала XX века находилась в зачаточном состоянии. Советская оперетта, 1917—1945 Основоположниками советской оперетты считаются композиторы Николай Стрельников и И. Дунаевский. Можно сказать, что Дунаевский совершил революцию в жанре оперетты. Взамен канонов венской школы он создал своеобразный национальный вариант американского мюзикла, ориентированный в музыке на массовую песню, а в либретто — на идеологические шаблоны того времени. Первые оперетты Дунаевского, созданные в 1924-м и 25-м были близки к водевилю, следующая же, «Женихи» (1927), пародирировала неовенскую оперетту (в частности, «Веселую вдову» Легара). Важный этап развития театра оперетты в России пришелся на 1920-е. В этом сказалась новая экономическая политика (НЭП), принятая в 1921 советским правительством. В России снова появились состоятельные люди, жаждавшие развлечений. В этих условиях жанр оперетты стал чрезвычайно популярным. Основой спектаклей по-прежнему была не русская, но классическая оперетта — чаще всего, французская, зато к ее постановкам обращались известные российские режиссеры. В. Немирович-Данченко в Музыкальной студии МХТ поставил «Дочь мадам Анго» Лекока (1920) и «Периколу» Оффенбаха, М.Таиров в Камерном театре — «Жирофле-Жирофля» (1922) и «День и ночь» (1926) Лекока. Серьёзным событием в истории жанра стало появление в 1937 году оригинальной и очень весёлой оперетты «Свадьба в Малиновке» Б. Александрова, посвящённой гражданской войне на Украине. Эта оперетта широко шла на советской сцене. То, что Дунаевский использовал в оперетте массовую песню, часто пафосную и даже агитационную, впоследствии стало одним из важнейших выразительных средств музыкальной драматургии советской оперетты. На этих принципах построены самые известные оперетты Дунаевского – например, «Вольный ветер» (1947), «Белая акация» (1955). Многочисленные кинокомедии с музыкой Дунаевского были по существу киноопереттами, и отличаются той же стилистикой. Эмоциональность, юмор, зрелищность, пафос и агитация, прекрасная музыка сделала советскую оперетту одним из самых популярных жанров театрального искусства. Отчасти это свойство перешло потом в мюзиклы второй половины 20 века. Во время Великой Отечественной войны в репертуаре советских театров оперетты появлялись произведения на патриотическую тему: «Девушка из Барселоны» Александрова (1942), «Раскинулось море широко» Круца, Минха и Витлина (1942, переработка Г. Свиридова — 1943). Ленинградский театр музыкальной комедии работал в осажденном городе на протяжении всей блокады, своим искусством помогая ленинградцам выжить. Советская оперетта, 1946—1991 После войны среди авторов оперетты появляются новые имена композиторов: • Юрий Милютин «Девичий переполох» (1945) «Трембита» (1949) «Поцелуй Чаниты» (1957) «Цирк зажигает огни» (1960) • Константин Листов «Севастопольский вальс» (1961) • Андрей Эшпай «Любить воспрещается» (1973) Хорошую опереточную музыку создавали Е. Птичкин («Бабий бунт», «Свадьба с генералом»), М. Блантер («На берегу Амура»), О. Фельцман («Пусть гитара играет», «Донна Люция, или Здравствуйте, я ваша тетя»), А. Долуханян («Конкурс красоты»), А. Петров («В ритме сердца») и многие другие. Активно работали в оперетте и признанные мастера: Георгий Свиридов («Огоньки», 1951), Дмитрий Кабалевский («Весна поет», 1957). Советские экранизации оперетт • Сильва (1944) Мистер Икс (1958) • Белая акация (1958) • Вольный ветер (1961) Примерно с середины 1960-х четко очерченные рамки жанра оперетты начали постепенно размываться. Обогащая палитру своих выразительных средств, театры, наряду с классической опереттой стали обращаться и к музыкальным произведениям других жанров — рок-опере, мюзиклу. Такой процесс интеграции жанров свойственен не только России — он характеризует развитие театрально-музыкального искусства во всем мире. • Аршин Мал-Алан (1966) • Свадьба в Малиновке (1967) • Трембита (1968) • Цирк зажигает огни (1972) • Поцелуй Чаниты (1974) • Летучая мышь (1979) • Сильва (1981) • Принцесса цирка (1982) • Вольный ветер (1983) • Весёлая вдова (1984) • Цыганский барон (1988) • Под куполом цирка (1989), телефильм, по оперетте Дунаевского «Сын клоуна» Юля! Замечания и поправки по сути и по композиции первой части доклада - принимаются. Можешь себе скопировать, что-то исправить и переделать и поместить здесь свой вариант первой части доклада - я посмотрю (надеюсь, успеем сегодня). Я пока что посмотрю, что я могу сделать по второй (твоей) части доклада.

Яблонька: Юля, я начала работать над твоей частью доклада. В СССР вплоть до середины 1970-х годов мюзикл был запрещен, как буржуазное направление. Вот этот момент проясни, пожалуйста. А то у нас примерно 10 лет выпадает в докладе. Я заканчиваю, что в середине 60-х оперетта трансформируется в мюзикл, а потом - сразу твое, что до середины 70-х мюзиклы были запрещены в России. Мб, что-то еще я успею найти про этот период? Или ты подскажешь? Юля, я буду просить Варю распечатать наш доклад про музыкальные спектакли. Вдруг Варя успеет и музыку найти? Мб, у нее дома есть? Я могу попробовать сейчас послать ей смс. Что именно ее просить? Я твою часть оставляю почти без измениний. Сейчас сижу-думаю - в какую сторону расширять доклад. Про "Звезду и смерть", поскольку ты привезешь обложку? Но, я думаю, страсти разгорятся, тк те, кто был на фестивале "Театральное сияние", захотят поговорить про "Нотр-Дам" и про "Кошек" - там любительские молодежные коллективы выступали с фрагментами из этих мюзиклов (если это мюзиклы). Поэтому я считаю необходимым поискать материал про эти две вещи. Но - поскольку ты вступаешь в спор, нужен противовес - каким вещам уделить внимание в противовес "Кошкам" и "Нотр-Даму"? О чем мне еще рассказать подробнее? Про Алису Фрейндлих? Или про "Звезду и смерть"? Про что еще?

Julia: Яблонька пишет: в середине 60-х оперетта трансформируется в мюзикл, И как это может быть? Оперетта как жанр перестала существовать? Но ведь это не так. Оперетта продолжает жить и развиваться в своем русле, а мюзикл существует сам по себе. Думаю, можно поговорить по ходу дела и о том, и о том - импровизированно, но не давать далеко уходить от доклада. Я попробую распечатать фото к мюзиклам, о которых я рассказывала - кое-что у меня есть.

Яблонька: Юля, я набрала много материала - голова уже распухла - сидеть сокращать. Больше добавлять не буду. Не знаю, сможет ли Варя распечатать наш доклад с приложениями - уже 25 страниц получилось. Про Хоакина Мурьету у меня как-то мало получилось, про Алису Фрейндлих вообще ничего То есть еще не искала про них ничего - устала. Мб, отдохну - тогда поищу материал. И попробую сократить приложение - про "Кошек" и тд. Сейчас (от усталости) трудно сообразить, что там сокращать. Julia пишет: И как это может быть? Оперетта как жанр перестала существовать? Но ведь это не так. Оперетта продолжает жить и развиваться в своем русле, а мюзикл существует сам по себе. Как тема для беседы, думаю, нормально. Мы ведь не специалисты - главное - разбудить мысль, интерес Пусть какие-то вопросы останутся спорными и непроясненными - пусть у кого-то возникнет желание побывать на оперетте, побывать на мюзикле, сравнить...

Julia: Оленька, на мой взгляд про оперетту слишком много. У нас разговор о мюзикле, а не об оперетте. Можно вкратце сказать, что искусствоведы считают, что мюзикл родился из оперетты. И сразу перейти непосредственно к мюзиклу - рассказать о бродвейском мюзикле, потом о российском. А то у нас только на оперетту времени и хватит. О ней можно бесконечно говорить - это тоже невероятно интересный жанр.



полная версия страницы