Форум » Театральная школа » Ассоциативный монтаж » Ответить

Ассоциативный монтаж

Ольга: Тема навеяна просмотром премьеры "Реквиема" (интеграционный театр "Гермес"). [quote]В морфологической структуре культуры у ассоциативности особое положение, обусловленное природой фрагментарного построения образа. Документальный образ уподобляется реальности, достоверный — изображает реальность, ассоциативный — над реальностью.[/quote]

Ответов - 3

Ольга: Художественный образ, как известно, ассоциативен по своей природе. Но когда данное свойство выделяется, усиливается и концентрируется в языковой структуре культуры, это приводит к доминированию свободной ассоциативности, которой можно назвать непринужденный, естественный монтаж разных, часто непосредственно не связанных в реальной жизни фрагментов мира во имя нахождения нового существенного смысла. А.Бочаров: Монтаж представляет собой такую стыковку, где промежуточные звенья намеренно опущены… И могут быть воссозданы читательским и зрительским сознанием, способным уловить те ассоциативные связи, которые лежат в основе сцепления эпизодов… Представители художественной деятельности обладают особым характером мышления, они озабочены нахождением связи всего со всем не только по сходству, но и по контрасту. Очень многие из нас не подозревают (как персонаж Мольера), что говорят «прозой», т.е. мыслят и содержательно материализуют свою мысль в ассоциативной форме. Ассоциативный способ творчества породил в литературе лирическую прозу. спользуя ассоциативные приемы, писатель формулирует субъективное выражение философских мыслей о мире, сугубо интимное переживание действительности, как, например, Пруст, который в своем художественном мире «объединяет в высшем единстве утраченное воспоминание и настоящее ощущение».

Ольга: Ломоносов когда-то очень точно сказал: «Поэзия — сопряжение далековатых идей». Поэт соединяет несоединимые, далекие по значению словаа и понятия — так рождается образ. Подобная образность породила так называемый «поэтический кинематограф». Ассоциативность реализуется в нем свободным движением «субъективной» камеры, монтажными метафорами, смелыми цветовыми экспериментами, символикой. М. Хуциев в фильме «Бесконечность» перемешивает эпохи, вещные знаки времени, бывшее и небывшее, реальное и сюрреальное, быт и метафизику, метафорику и мистику, привычные реалии культуры и точнейший документализм обыденной жизни. Театру ассоциативность завещана природой сценического образа. Подлинная театральная драматургия всегда современна, поскольку обнаруживает скрытые аналоги и связи с днем сегодняшним. ....патриархом использования сценических символов следует назвать Ю. Любимова. В своих спектаклях («Пугачев», «Тартюф», «Час пик») режиссер вместе с художником Д. Боровским пытается раздвинуть реальный смысл сценографического образа до значения символа. Театральная ассоциативность обнаруживается также в виде подчеркнутого мизансценирования, музыкально-пластических рефренов, обыгрываемых вещей-символов. Самым доступным для понимания примером использования богатства ассоциативного языка можно считать .... стихотворение Н. Бараташвили «Синий цвет» в гениальном переводе Б. Пастернака.

Ольга: Реальное функционирование ассоциативности всегда граничила с андеграундом. Ассоциативная образность может быть недоступна для адекватного истолкования в рамках своей эпохи, так как обычно тонок слой истинных потребителей культуры. Ассоциативность плодотворно реализует напряженную и слаженную жизнь сознания — разнообразный комплекс ассоциаций, воспоминаний, эмоций творца и воспринимающего. Последние часто оказываются в условиях социальной дезориентации и неясного понимания своего места в мире, в состоянии социального одиночества, в разомкнутости связей и отношений. И тогда многослойные культурные образы служат духовной поддержкой и опорой, объяснением и ориентиром. В годы художественной несвободы, невозможности прямого высказывания, при наличии запретных тем (а они были и будут всегда) ассоциативность помогала человеку высказываться. Идеологизированная и назидательная культура тоже была постоянным явлением, которое используется тоталитарными государственными системами. И тогда произведения искусства, эмоционально и интеллектуально многозначные, поддерживали человека в его стремлении быть самодостаточным и независимым в суждениях и в поступках. Также хотелось бы пригласить в тему Театральный нонконформизм




полная версия страницы