Форум » Театральная школа » Всеволод Мейерхольд » Ответить

Всеволод Мейерхольд

Яблонька: Всеволод Эмильевич Мейерхольд Россия, 28.1.1874 - 02.02.1940 Подписаться на новинки Родился 28 января (9 февраля по старому стилю) 1874 года в Пензе в семье хозяина винно-водочного завода Эмилия Федоровича Мейерхольда и Альвины Даниловны Нееезе. По окончании Пензенской гимназии, в 1895 году был зачислен на юридический факультет Московского университета (курс не закончил). Достигнув совершеннолетия (в 21 год), принял православие, поменяв свое немецкое имя Карл Казимир Теодор на русское Всеволод. В 1986 году поступил на 2 курс Театрально-музыкального училища при Московском филармоническом обществе в класс В.И. Немировича-Данченко. С 1898 по 1902 год играл в труппе Художественного театра. После ухода из Московского Художественного театра начал самостоятельную режиссерскую работу, создав вместе А.С.Кошеверовым в Херсоне труппу драматических актеров, получившую впоследствии название Товарищество новой драмы. В это же время началась формироваться художественная концепция Мейерхольда, связанная с принципами условного театра, главенствования живописно-декоративного начала над актерским действием. В 1905 году по приглашению К.С. Станиславского работал над спектаклями "Смерть Тентажиля" и "Комедия любви" в театре-студии на Поварской в Москве, в 1906-1907 гг. был главным режиссером Драматического театра В.Ф. Комиссаржевской, поставил спектакли "Сестра Беатриса" (М. Метерлинк), "Балаганчик" (А.Блок), "Жизнь человека" (Л.Андреев), публиковал в журналах статьи о театре, которые позже вышли отдельной книгой. На протяжении десяти лет (1908-1918 гг.) работал в Императорских (Александринском, Мариинском и Михайловском) театрах, создав за это время 21 драматический и 10 музыкальных спектаклей. В Петербурге началась и преподавательская деятельность Мейерхольда - в собственной студии, в театральной школе К.И. Даннемана, на Музыкально-драматических курсах Б.В. Поллока. После Октябрьской революции Мейерхольд стал активнейшим энтузиастом создания нового агитационно-зрелищного театра, отрицающего буржуазный натурализм. В 1918 году вступил в ряды РКП(б), работал в Тетральном совете, позднее занимал пост заместителя заведующего Петроградского отделения ТЕО Наркомпроса. Во время поездки в Новороссийск в 1919 году был арестован деникинской контрразведкой и некоторое время провел в тюрьме. После того, как Новороссийск был освобожден Красной Армией, недолго возглавлял местный подотдел искусств, летом 1920 года был переведен в Москву, где с сентября 1920 по февраль 1921 года руководил ТЕО Наркомпроса. В 1923 году им был создан Театр им. Вс.Мейерхольда, а в 1926 г. - Государственный театр им. Мейерхольда, на сцене которого он осуществил лучшие свои постановки "Клоп", "Мандат", "Баня", "Горе уму", "Дама с камелиями", "Ревизор", принесшие ему мировую славу. В апреле 1923 года режиссеру было присвоено звание народного артиста Республики. Вместе со своим театром с 1923 по 1936 год неоднократно выезжал на гастроли за границу, побывав в Германии, Италии, Чехословакии, Франции и Италии. Также работал в Театре Революции ( главный режиссер с 1922 по 1924), ставил спектакли в Ленинградском академическом театре драмы, осуществлял постановки драм Пушкина на радио (1937). После закрытия Государственного театра им. Мейерхольда, по приглашению К.С. Станиславского работал режиссером в Оперном театре. В ночь с 19 на 20 июня 1939 года был арестован. Расстрелян 2 июня 1940 года. Посмертно реабилитирован в 1955 году.

Ответов - 6

Ольга: ПО СИСТЕМЕ СТАНИСЛАВСКОГО Наша страна одна из самых хмурых стран мира. Может даже самая. И "на границе тучи ходят хмуро". Эстонцы, и те могут ухмыляться, пусть и стиснув губы. Вакхабиты всех мастей даже убивают неверных с песнями и плясками... Мы же ходим хмурые, даже если никому ничего плохого не сделали. А Африка в это время пляшет и поет, хотя вся в долгах. О бразильцах и говорить не приходится. Не жизнь, а карнавал. Они из-за нашей неулыбчивости даже в футбол в наших командах играть не могут. Американцы, те раньше всех отремонтировали зубы и теперь улыбаются шире всех. А мы ходим хмурые. Таков наш удел. Дело в том, что Россия - родина Станиславского и Достоевского. По Достоевскому - мы все во внутренних переживаниях, рефлексиях. А Станиславский учит, что физиономия отражает внутреннее состояние души. Вот душа-то и мается, поскольку жизнь у нас тяжелая, трагичная, у всех россиян она заканчивается смертельным исходом. так чему тут радоваться!? Что мы, все поголовно больны идиотизмом?! Нет, конечно! Вот все это на нашем лице и проступает. Однажды в Америке, показав семейные фотографии (сделанные в старые добрые времена в старой доброй фотографии), нарвался на вопрос: "У вас принято делать семейные фото после похорон кого-то из близких?". То есть глупые американцы не могли себе иначе объяснить наши суровые черно-белые лица. Правда, был у нас в стране и другой театральный специалист, не хуже Станиславского - Мейерхольд. Так вот по его теории правильное выражение лица диктует душе соответствующее настроение. Изображай веселье - и станет весело. Вот американцы именно это без всякого Мейерхольда усвоили. Они даже этим лечатся. Болше улыбаешься, лучше организм сам себя лечит. Открыто Мейерхольдом и доказано врачами. А поскольку улыбки можно пересчитать по полезности для организма на порции сметаны, то мы видим, как американцы толстеют. Как ни одна другая нация! Но Мейерхольд - наш. А улыбаются за его счет другие... Дело в том, что Станиславского официальная власть поддерживала. А Мейерхольда взяли и расстреляли. И мы это знаем. И кто после всего этого у нас тут будет улыбаться? 12.08.05 С тревогой за будущее, Г. Петроф click here

Ольга: Из биографии Игоря Ильинского:...Страсть к эксцентрике нередко заслоняла его драматическое дарование. Возможно, поэтому в начале своего творчества Ильинский сменил несколько театральных коллективов. Он выступал в оперетте, в кабаре "Летучая мышь" (что, несомненно, окажет влияние на развитие комического дарования актёра), в легендарной первой студии Художественного театра… Театр Мейерхольда В 1920 году Игорь Ильинский пришел в театр Всеволода Мейерхольда. В руках прославленного мастера талант Ильинского наконец получил необходимое техническое оформление. Ярко условный стиль его игры чрезвычайно точно согласовался с принципами творчества самого Мейерхольда. Поэтому Ильинский вскоре стал основным актером этого театра. ...Одновременно с работой в Театре Мейерхольда Ильинский выступал в спектаклях Московского драматического театра (играл Тихона в пьесе "Гроза" А.Островского), 1-й Студии МХАТа (Грумио в "Укрощении строптивой" В.Шекспира). Критики отмечают, что уже в те годы был четко виден неповторимый почерк Ильинского. Даже яркая эксцентрика в исполнении актера казалась настолько естественной, что он легко входил в ансамбль с партнером любой школы и диапазона. Надо отметить, что некоторое время Ильинский был единственным молодым актёром, которого Мейерхольд называл по имени отчеству - Игорь Владимирович… click here

Ольга: До 1917 российский театр развивался в общем контексте мировой театральной культуры с самыми разнообразными ее формами (репертуарные театры, антрепризные, любительские, балаганные и т.д.). Однако сразу после Октябрьской революции, в ноябре 1917, декретом Совета Народный Комиссаров все российские театры были переданы в ведение отдела искусств Государственной комиссии по просвещению, а в 1919 был подписан декрет Об объединении театрального дела, провозгласивший национализацию театров. Так управление театральным делом в СССР было централизовано, сам театр, как в античные времена, был признан делом государственным, профессиональные негосударственные театры были запрещены. Все последствия новой театральной системы стали ясны далеко не сразу во многом из-за того, что у молодой власти было много других более важных дел – гражданская война, разруха, голод . Поэтому 1920-е остались в истории советского театра временем смелых и разнообразных экспериментов. Один за другим появлялись яркие режиссерские имена, спектакли, театры. Трудно представить, что в один короткий исторический период одновременно создавались спектакли-шедевры таких разных режиссеров, как К.Станиславский, В.Мейерхольд, А.Таиров, Е.Вахтангов, С.Михоэлс. Однако к 1930-м начал усиливаться идеологический диктат в области искусства. Был провозглашен единственно «правильный» художественный метод – социалистический реализм. К концу 1940-х всеми театрами стало руководить государство.


Ольга: Надо принимать премьеру как один из этапов в жизни спектакля - не как экзамен или финальную стадию работы. Мейерхольд говорил, что спектакль готов только, когда его сыграют пятьдесят раз.

Ольга: И вот, рассматривая сейчас, например, театральный сезон, я утверждаю, что ни одна песенка, ни одно двустишие, ни одна формулировка, ни одно определение не вылилось из стен театра в жизнь. Не было в театре ни одной вещи, ни одной пьесы, которая осталась бы у нас и на другой день. В большинстве случаев это зрелищные предприятия и как таковые развиваются по линии, главным образом, продажи билетов. Для меня глубоко отвратительна постановка «Леса» Мейерхольда при всем колоссальном интересе, который вызывает во мне гармошка, но безотносительно к театру. Я люблю в трактире орган, но строить на этом театральное представление — убожество. Это не новое искусство, а воскрешение покойников. В еще большей степени это приложимо и к Камерному театру и к другим. То же самое можно сказать о литературе. В.В. Маяковский

Ольга: Про Центр им. Вс.Мейерхольда Пройдя через многие трудности, двум творческим организациям – Комиссии по творческому наследию В.Э. Мейерхольда и Всероссийскому объединению «Творческие мастерские» - удалось создать в 1991 году Центр имени Вс. Мейерхольда. Наибольшие усилия для этого были приложены народным артистом РФ Валерием Фокиным. В 1999 году ЦИМ был присвоен государственный статус. На сегодняшний день художественным руководителем Центра является театральный режиссёр и педагог Виктор Рыжаков. Место Находится Центр имени Вс. Мейерхольда рядом с метро Менделеевская в большом современном здании. Большую часть здания, в котором расположен Центр, занимают офисы и гостиница. Арендная плата этих организаций позволяет труппе театрального центра жить самостоятельной жизнью, не завися от взглядов и желаний спонсоров.Большой зрительный зал вмещает в себя до 300 человек, черный (малый) зал - до 40 человек. Главными особенностями Большого зала является высочайшая техническая оснащенность, партер-трансформер и раздвигающаяся крыша, позволяющая создать на сцене естественное освещение. Особенности репертуара Театральный центр им Вс. Мейерхольда является лабораторией современного театрального искусства. Здесь постоянно экспериментируют, стараются придумать что-то новое и действительно интересное, задействовать все уникальные возможности зала Центра. Творческие команды спектаклей не боятся создавать что-то, что отличается от общепринятых стандартов. Также в Центре постоянно действует «Детский ЦИМ» - программа театра для детей, включающая в себя спектакли лучших независимых детских театров города.



полная версия страницы