Форум » Театральная школа » Работа актера над ролью » Ответить

Работа актера над ролью

Ольга: "Работа актера над ролью" - название книги К.С.Станиславского, которую он так и не дописал. Эту книгу Станиславский предполагал посвятить процессу создания сценического образа.И тем не менее эту книгу теперь изучают во всем мире. Главным содержанием этой книги является проблема творческого метода. Рекомендуют все и всем. click here Написанные Станиславским варианты "Работы актера над ролью" -отражают работу над пьесами Шекспира и Гоголя - по материалам постановки "Отелло" и в особенности "Ревизора", отражают его последние по времени взгляды на процесс создания сценического образа и предлагают новые пути и приемы творческой работы.

Ответов - 16

Ольга: К.С. Станиславский полагал, что есть верное и неверное понимание театрального искусства и в своей системе он пытался указать пути овладения сценическим мастерством. А в этой книге он хотел поведать о самом творческом процессе создания спектакля и роли, ради которого и существует "система". Чтобы создать живой типический образ на сцене, актеру (в иделае) нужно знать законы своего искусства, обладать устойчивым вниманием, Развитым воображением, чувством правды, эмоциональной памятью, а также выразительным голосом, пластикой, чувством ритма и всеми другими элементами внутренней и внешней артистической техники. Ему необходимо уметь пользоваться этими законами на самой сцене, знать практические приемы вовлечения всех элементов творческой природы артиста в процесс создания роли,- то есть владеть определенным методом сценической работы. Что же касается непосредственно самого процесса создания сценического образа, то он очень многообразен и индивидуален.Однако необходимо обратить внимание на такое понятие из системы Станиславского как "сценический реализм". Предлагая определенную методику работы, Станиславский не считал ее однажды и навсегда установленным образцом, который можно рассматривать как своего рода стереотип для создания сценических произведений. Напротив, весь творческий путь Станиславского направлен на неустанные поиски новых, все более совершенных способов и приемов актерского творчества. Стремление художника как можно дольше задержаться на достижениях прошлого, неизбежно приводит к застою в театральном искусстве, к снижению мастерства. Книга "Работа актера над ролью" осталась незавершенной не только потому, что Станиславскому не хватило жизни для осуществления всех своих замыслов, но главным образом потому, что его беспокойная творческая мысль не позволяла ему остановиться на достигнутом и подвести итоговую черту под исканиями в области метода. В артистической биографии Станиславского можно найти немало примеров критической переоценки старых приемов режиссерской и актерской работы и замены их новыми, более совершенными. Взгляды К.С.Станиславского на пути и приемы создания спектакля и роли не стояли на месте, они развивались. Поэтому более правильно было бы говорить не о методе Станиславского как о чем-то окончательном (имеющим конечный результат), а о методе как процессе непрерывных исканий Станиславского в области творческого метода.

Ольга: Однако было бы ошибкой утверждать, что методика сценической работы, предложенная Станиславским в его сочинениях, отражает лишь его индивидуальный творческий опыт и непригодна для художников иной творческой индивидуальности. "Работа актера над ролью", так же как и первая часть "системы" -- "Работа актера над собой", раскрывает объективные закономерности творческого процесса и намечает пути и приемы творчества, которые могут быть с успехом использованы всеми актерами и режиссерами реалистической школы. Опасным предрассудком Станиславский считал широко распространенное среди работников театра ошибочное мнение о непознаваемости творческого процесса. Он вел упорную борьбу с теми практиками и теоретиками театра, которые, ссылаясь на бесконечное многообразие сценических приемов, отрицают возможность создания научной методологии актерского творчества. Многолетний опыт убедил его в том, что существующие в театре приемы творчества часто отдают актера во власть случая, лишают его возможности сознательным путем воздействовать на творческий процесс.

Ольга: Основатели МХТ боролись против безыдейного (развлекательного) репертуара, условной манеры актерской игры, ложного пафоса, актерского наигрыша, премьерства, которое разрушало ансамбль. Кто-нибудь в курсе, что такое "условная манера актерской игры"? Предлагаю сравнить, как работаем над ролью мы (в театре "Крылья") и как работали российские актеры в 19 веке: В русском театре XIX века существовал такой способ работы над пьесой. Пьеса зачитывалась на труппе, после чего актерам раздавались переписанные роли, затем назначалась считка текста по тетради. Во время считки участники спектакля перекидываются иногда "некоторыми вопросами, разъясняющими замысел автора, но в большинстве случаев на это не хватает времени и актерам предоставляется разбираться в произведении поэта самим",-- писал Станиславский, характеризуя подобный метод сценической работы.


Ольга: Вопрос ко всем форумчанам (особенно к тем, кто приходит на репетиции в театр "Крылья"): какие должны быть отношения у актера и режиссера и у актеров между собой? Чтобы работа актера над ролью шла более успешно?

Julia: Ольга пишет: : какие должны быть отношения у актера и режиссера и у актеров между собой? Режиссер - творец спектакля. Актеры - его помощники и единомышленники. Если актеры не будут слушаться режиссера - ничего не получится. Актеры - партнеры друг друга, должны работать в команде и помогать друг другу (не тянуть одеяло на себя). Трактовка каждого из них своей роли не должна противоречить или выходить за рамки замысла режиссера.

Ольга: Юля, спасибо! Но, если позволишь возразить, немножко спорно.

Julia: Ольга пишет: если позволишь возразить, немножко спорно. Я-то позволю, но от наших споров вековые правила в театре (вообще) не изменятся.

Ольга: Julia пишет: Режиссер - творец спектакля. Режиссер - не просто "творец", он хозяин спектакля (постановки). Поправка в том (для нашего театра... я так думаю), что все остальные тоже "творцы", а вот хозяин - именно режиссер! Даже не худрук. Худрук может и "прикрыть" спектакль. Может что-то сказать режиссеру. Но если режиссер "не примет", то "хоть тресни". Или худрук все-таки "разрешит" продолжать или "прикроет" постановку, но не он (не худрук) хозяин постановки, а именно - режиссер. Я так думаю. А что уж там "вековое"... трудно сказать. Но будем изучать то, что ты мне прислала ("Правила"). И актеры тоже в спектакле (в постановке) - не хозяева. И те, кто пригласил выступить (организаторы... или как их правильно назвать?) не имеют права вмешиваться в работу режиссера! Они могут взять или не взять то, что наш театр предлагает к выступлению. А менять мизансцены, вводить новые персонажи и так далее - имеет право только режиссер! А если режиссер "прогибается" под организатора выступления и меняет постановку так, что она существенно начинает отличаться от того вида, в каком ее принял Театральный Совет (и худрук), то худрук может поставить на Творческом Совете вопрос о том, что случилось как о ЧП. А если это была постановка, где режиссер сам худрук, то и в этом случае он подоотчетен Театральному Совету (а не "хухры-мухры"). Вот так (примерно) я вижу "Правила" нашего театра.

Julia: Ольга пишет: Режиссер - не просто "творец", он хозяин спектакля (постановки). Ну разумеется. Творец = хозяин. В театре так, в жизни - не всегда. Но мы как раз говорим о театре. Ольга пишет: Вот так (примерно) я вижу "Правила" нашего театра. В основном я согласна.

Ольга: Юля, спасибо за ответ! Но вот тут - не очень понятно. Julia пишет: Актеры - его помощники и единомышленники. Если актеры не будут слушаться режиссера - ничего не получится. "Помощники", "единомышленники" и "слушаться" - это, по-моему, три разные вещи!

Ольга: Посмотрела я интервью с Нонной Мордюковой. Послушала, что она говорит о Михаиле Ульянове и задумалась. Профессиональные актеры счастливы, когда им режиссер дает роль. А у нас, в любительском театре, что-то не все счастьем дорожат. Если поверить Нонне Мордюковой, это страх. Смелости нашим актерам не хватает. То ли дело Джулия - ей хоть роль Коровы предложи, хоть Королевы. Даже я не такая. Дали мне роль Королевы, а мне роль "не понравилась". Вот ведь как. Есть, над чем задуматься.

Melamed: От Модератора. Начало беседы в теме: Творческий Совет "Крылья" Ольга пишет: На что опирается Валера, даже и не знаю. Но "внутреннее содержание" этого актера очень интересное. Оль, давай договоримся, я не актер а человек в первую очередь, со своими достоинствами и недостатками. И актером я никогда не мечтал быть, и врят ли у меня получится хороший актер. И прошу тебя не вешать на меня этот ярлик. Из твоих уст, как из уст режисера, это звучит как оскорбление. Извини за грубость, Я и сам не знаю своего внутреннего содержания, как человека. И не хочу в нем разбератьтся, чтобы шире смотреть на внешний мир. Ведь он такой прекрасный. И желаю вам всем не копаться себе, а пошире раскрыть глаза на окружающий мир. Ведь он такой прекрасный и горманичный в целом. Но этого целого мало кто видет. Вот для меня это загадка. Но я не хочу на нее искать ответ, так как на свете есть множество других интереснейщих вещей, к которым мне хотелось бы прикоснуться. Жаль, что времени для этого нету.

Ольга: Melamed пишет: И прошу тебя не вешать на меня этот ярлик. Валер, что ты называешь ярлыком? Употребление именно слова "ярлык", на мой взгляд, ошибочно. Melamed пишет: пошире раскрыть глаза на окружающий мир. Ведь он такой прекрасный и горманичный в целом. Но этого целого мало кто видет. Вот для меня это загадка. Ты прав: это не каждому дано. Если, Валер, тебе дано - это дар Божий.

Ольга: Валера, а когда ты в магазине что-то покупаешь, ты себя покупателем считаешь?

Melamed: Ольга пишет: Валер, что ты называешь ярлыком? Употребление именно слова "ярлык", на мой взгляд, ошибочно. Если я тебе в первую очередь как актер, а не как человек, то ты уже навесила на меня ярлык, и он слепит тебя, и тебе, смотря через призму актера, сложнее меня понять как человека и как актера, в частности. Ольга пишет: Валера, а когда ты в магазине что-то покупаешь, ты себя покупателем считаешь? Я играю по правилам покупателя, но им не становлюсь. Если я стану им, то это меня сделает слепым, и меня можно будет отправлять в психушку. А я этого не хочу

Ольга: Melamed пишет: Оль, давай договоримся, я не актер а человек в первую очередь Валера, я вот все думала, откуда у тебя такое мнение, что актеры - это "в первую очередь" не люди, а актеры. Но я так и не смогла догадаться. Расскажи, пожалуйста, сам, почему ты такого мнения об актерах (что они люди "во вторую (а не в первую) очередь"). Или ты не вполне удачно выразился и на самом деле хотел сказать что-то другое? Уточни, пожалуйста. И в то же время я вспомнила свое стихотворение, которое я сочинила еще до появления клуба "Крылья". ...Каждый встречный - в режиссеры! Все кругом для них - актеры! Где же просто человек?.. ... Хоть по очереди что ли Эти роли мне сыграть?.. ... От себя мне мало толка, Если я играю роль. Полностью я это стихотворение (мое) не помню, к сожалению. Но, может быть, потом вспомню.



полная версия страницы