Форум » Театральная школа » Кабаниха и Тихон (Гроза") » Ответить

Кабаниха и Тихон (Гроза")

Ольга: Возвращаемся к работе над пьесой А.Н.Островского "Гроза". Думаем, обсуждаем.

Ответов - 7

Ольга: Сегодня я думала про Кабаниху и Тихона. Вот жалуется она, что молодежь "не такая". А кто ж воспитал? Своей ответственности за воспитание сына Кабаниха не ощущает, вероятно.

Ольга: Про Кабаниху и Тихона из чата ВК (по "Грозе") 21.02.16. Ольга Каменева 19 и 20 Минута спектакля. Как Борис идет навстречу четверке, получается, что заходит в храм. А четверка ему навстречу. У нас получится, что Кабаниха идут с Глашей домой, а Тихон с Катериной и Варварой остаются. Или Кабаниха с Тихоном идут домой. Потому что мы берем беседу Варвары с Катериной - женский пролог. Который у нас следует после мужского пролога (беседа Кулигина и Бориса). Вот тут у нас (с двумя прологами) неясность, предлагаю вместе подумать. Тихон у нас теперь Максим старший.01.03.16 Татьяна Соломина Кабаниха себе такая, что еле сдерживает, а то и вовсе не сдерживает свой гнев, поэтому так и зовется, что как только заведется, то лютует, как налитый кровью кабан! несется, перед собой не разбирая дороги, как безумная! Её в доме боялись! Так безудержно боялись, что стелились перед нею ниц! а думать она долго не давала, жестко требовала к себе подчинения, да еще всецелого и пресмыкающегося! буйная, вепрь! Кабаниха именно грозная, и этим всех берет. Её характер в наше время трудно найти, он теперь уже редко попадается....... Игорь Викуловский Соглашусь с Таней. Кабаниха ОЧЕНЬ эмоциональная. Диктатор Кабаниха- это точно. Всеми командует, как она скажет так и будет. Но все не могут подчиняться ей. Ольга Каменева Игорь, у нас своя "Гроза". Где режиссер я.😊 И у нас постановка не про диктатора Кабаниху. Таня очень хорошо понимает школьную трактовку "Грозы". Мне как режиссеру, неинтересно ставить "Грозу" в школьной трактовке. 02.03.16 Татьяна Соломина Даже муж Катерины Тихон, когда спасти свою жену Катерину от самоубийства он кинулся в последний момент - даже здесь не смог ослушаться он свою мать! это только лишь подчеркивает всю тотальность выбора героев не в сторону любви, а в сторону комфорта. Но не в сторону сердца и не в сторону разума, далеко. Ольга Каменева Да не очень похоже на комфорт, Таня.😳 Игорь, слово "диктатор", как мне кажется, не вполне удачное для обсуждения образа Кабанихи. В данном случае слово "диктатор" - это ассоциация и сравнение, а любое сравнение в каком-то смысле поэтично и уводит в сторону. В данном случае, как мне кажется, подойдет слово "хозяйка" или "властная хозяйка" или даже "полновластная хозяйка", но не диктатор. Если тебе, Игорь, кажется, что слово "диктатор" тут самое подходящее, прошу аргументировать.

Ольга: Диктатор - это правитель страны, пользующийся неограниченной властью. (из словаря) И когда далее в чате Таня пишет, что Кабаниха "правит темным царством", я слегка перестаю понимать, это действительно о пьесе "Гроза"? У меня от таких заявлений (точнее, от попыток поверить таким заявлениям) "крыша едет". Если Таня (или ты, Игорь) излагаете позицию А.Добролюбова, цитаты из статьи Добролюбова "Темное царство" - в студию. Над кем у Кабанихи "неограниченная власть", над Тихоном? Вот уж во что мне никак не верится. Хозяйка - 1.Домашняя хозяйка (женщина, не служащая и ведущая свое домашнее хозяйство). 2. Жена.Правда, относительно Тихона Кабаниха не жена, она мать. И мне (как режиссеру) было бы понятнее, если бы Театральный Совет "Крылья" говорил о Кабанихе как о матери, о свекрови, о хозяйке, а не как о диктаторе страны под названием "Темное царство". Фантастика у нас в другой постановке - это в мюзикле (в детективе), где Лорд и Леди живут в Замке Черной Королевы.


Ольга: Про Кабаниху и Тихона из чата ВК (по "Грозе") 03.03.16 Таня, о чем зов сердца у Тихона? 03.03.16 Татьяна Соломина Ольга, вот, например .... Вот по-конкретней кусок.... 03.03.16 Ольга Каменева Это текст автора. Ваш ответ на вопрос, в чем зов сердца у Тихона я не поняла. Нигде тут нет слов Татьяны Соломиной. Везде слова А.Н. Островского. 03.03.16 Татьяна Соломина Это пример цитатой где, это только один из примеров. Примеров даже таких, где жена в тот момент гибнет, а его матушка к ней не пускает спасать. 03.03.16 Ольга Каменева ----------- 03.03.16 Примеров даже таких, где жена в тот момент гибнет, а его матушка к ней не пускает спасать -------------- Зов сердца - спасти Катерину? От чего спасти? Татьяна Соломина Его доброе сердце знало, от чего. Таня, а разве Тихон не знал, что вопрос о спасении тонущей Катерины? Идея о том, что Тихон - хороший пловец - это достаточно новая для меня идея. Идея, что Тихон - спасатель (и спаситель) Катерины - тоже для меня идея новая (даже совсем новая). А вот Кулигина как пловца и спасателя представить проще гораздо. Хотя и Кулигин Катерину не спас.... Она упала в воду очень неудачно. Говорят, об якорь ударилась и разбилась. Там еще и другие люди спасали тонущую Катерину (кроме Кулигина). Не один он. Татьяна Соломина03.03.16 Его доброе сердце знало, от чего. 03.03.16 А я думала, он не знал, как и уехать. "Зачем ты мне там, Катя?" Пить поехал. Таня, вы так пишете, будто бы Тихон женился, чтобы спасти Катерину и только о том и думал, как бы ее "спасти" ("его доброе сердце знало, от чего", но знал ли об этом кто-то еще, кроме Тани Соломиной, вот вопрос). Добрые порывы у Тихона я не отрицаю, конечно. Но мы в "Крыльях" обычно не ставим постановки так, что "вот этот злой, а этот добрый". А по Вашим словам (про "доброе сердце Тихона") начинает казаться, что в Кабанихе одни несовершенства ("злое сердце") и как бы вся пьеса "о злом сердце Кабанихи и добром сердце Тихона". В итоге побеждает зло. Хотя, возможно, Вы не об этом, но сам Ваш ответ, чтобы я обратилась с беседой к Тихону, а не к Вам, произвел на меня сильное впечатление. Если я верно поняла Ваш ответ ("про доброе сердце Тихона"). Главное спасателя Катерины в пьесе "Гроза". Очень неожиданная трактовка у Вас, Таня. Татьяна Соломина да вот про зов сердца, к сожалению любви, когда ей пытался на мгновения помочь, когда её жалел. А напиться и забыться - это уже не любовь, это зов порока! Таня, вероятно, Вы хотели сказать "зов любви", но написали "зов сердца". Если не говорить "его доброе сердце знало", а сказать "зов любви в сердце Тихона", тогда, Таня, я с Вами буду полностью согласна. Что касается противопославления "зова любви" и "зова порока" (кто сильнее позвал и кто победил), вероятно, об этом вы могли бы написать хорошую критическую статью как читательница пьесы Островского. Или кто-то мог бы поставить интересную пьесу (например, театр из Общества Трезвости), но именно наша (и именно сейчас задуманная в театре-студии "Крылья") постановка по "Грозе" Островского не об этом. У нас есть своя тема, своя задача. А сейчас получается, что при обсуждении мы отвлекаемся на темы и задачи, которые Вы, Таня, предлагаете нам обсудить (как своеобразный лидер в беседе). Но смысл этого противоборства и перетягивания лидерства и подмены задач беседы мне (как режиссеру постановки по "Грозе") неясен. 03.03.16 Татьяна Соломина напиться и забыться - это чтоб заглушить свою совесть: её обличения ему больны. 03.03.16 Ольга Каменева Да. вот это, Таня, хорошо сказано - спасибо! 👍 А то я уж думала, его мать заставила, что Кабаниха виновата, а оказывается. "зов порока".😇 Вот как-то (как мне кажется) слишком много "умолчания". Вдруг появляется "совесть Тихона", о которой доселе и речи не было. Пьет, так как совестливый (так получается?) Опять же - если бы пьесу ставили в Обществе трезвости, такая трактовка, возможно, там режиссера бы порадовала (и актеров). Или не порадовала. Мне вот (как режиссеру-постановщику) сама постановка вопроса не близка. У нас как-то о другом работа, о другом ставим пьесу, Таня. У нас пьеса не про конфликт между "зовом любви" и "зовом порока" и не о том - "А была ли совесть у кого-то из персонажей "Грозы". Наша постановка не об этом. 03.03.16 Что уж там совесть заглушать Тихону?😇 ---------- 03.03.16 Татьяна Соломина Да, но зов порока ради жертвы маме своей совести. 03.03.16 Ольга Каменева не понимаю Не понимаю, почему Тихон в "Грозе" как бы "самый бессовестный персонаж", да еще совершил жертвоприношение своей совести своей матери (в чем она почему-то виновата, хотя она. возможно, и не в курсе). И при этом поехать пить, чтобы "глушить совесть". которой с собой у него уже не было (матери отдал). Или я и в самом деле мало что поняла... Пытаюсь что-то предположить, чтобы разобраться, но еще больше запутываюсь. И главное - ради чего и что именно мы тут пытаемся понять? 03.03.16 Ольга Каменева когда её жалел 03.03.16 ------------------ Теперь поняла. Да, согласна. Тихон всегда жалел Катя. И Катя жалела Тихона. Это Таня, вероятно, ответила на вопрос про "зов сердца" у Тихона. Что доброе сердце у Тихона в те моменты, когда ему Катерину жалко. С такой трактовкой я полностью согласна, Таня. 03.03.16 Татьяна Соломина жалел её, но настолько беспомощна, что даже подобная жалость была ей противнее его побоев. Вот про то, что Тихон бил Катерину, я и не знала... Откуда такая информация, Таня? Выражение "беспомощная жалость" очень интересное. спасибо, Таня. 03.03.16 Татьяна Соломина настолько беспомощна и невостребованна стала его жалость! так! один обман её! тлело что-то этакое, но бесцельно! а цель его была - угодить матери, а не помочь Катерине. Очень красиво сказано, Таня! Вот только про цель Тихона - сомнительное мнение. Трудно представить Тихона целеустремленно и осознанно таким человеком, который поставил перед собой "цель в жизни" - "угодить матери". И стремился к этой цели. Тихона вообще как-то сложновато представить себе "целеустремленным человеком". Мое мнение - он матери побаивался, но знал прекрасно, как она его любит, как она им любуется. И что строгость ее напускная ("для порядка"), а вот то, что он разочаровывает мать тем, что он для нее "не идеал мужчины", Тихона заметно огорчало и даже моментами доводило до отчаяния. От Администатора: рекомендуемая тема форума - Жалость 03.03.16 Татьяна Соломина даже вопреки завету Писания: "ибо сказано: Да оставит человек отца и мать и прилепится к жене, и будут оба одна плоть.". Таня, это о чем? О том, что у мужа должна быть цель "угодить жене"? Это и есть "доброе сердце Тихона"? Цель - "угодить матери", другая цель - "помочь жене".... Тут легко запутаться. Дело тонкое.... Мне вот кажется, Тихон слегка так сочувствовал и матери, и жене, но в тягость ему "это все" было. Не только Тихон, немало мужчин "плохо переносят" женские слезы (просто не знают, что в таких случаях делать). Вот Игорь знает, поэтому он на роли Бориса, а не Тихона.

Ольга: 03.03.16 И чувство вины было адекватное, и понимание вины, и чувство раскаяния, и самокритичность. Но он слушался не своих чувств и благородных мыслей, а веление своей угрожающей матери. А у матери для него просто несокрушимый аргумент был, даже вот крайне-такой: "Ослушаешься - прокляну!" Таня, где же все это было у Тихона? И чувство вины было адекватное, и понимание вины, и чувство раскаяния, и самокритичность. И что было бы, если бы Тихон побежал спасать Катерину? Что бы это изменило? Интересная постановка вопроса, Таня, спасибо Вам. Татьяна Соломина и, даже Тихон смотрел на смерть Катерины как освобождение, хотя, скорее всего, преувеличивал. Таня, откуда такая точка зрения, на каком основании? Мне кажется, так можно было бы сказать про Бориса, но не про такого персонажа как Тихон.

Ольга: 03.03.16 --------- Татьяна Соломина а цель его была - угодить матери Спросим у Максима (роль Тихона), как он ощущает, была ли у Тихона цель "угодить матери". Я как режиссер, полагаю, что такой цели у Тихона не было. Но если есть другие мнения, они мне интересны, спасибо. 03.03.16 Татьяна Соломина тлело что-то этакое, но бесцельно! да уже истлело 03.03.16 Ольга Каменева Надеюсь, у нашего актера, который играет роль Тихона, несколько иная позиция.😊 В нашей постановке Тихон не предполагается столь однозначно "истлевшим". 03.03.16 Татьяна Соломина он растлился своим послушаньем матери остатки чистых чувств, которые все слабее и слабее 03.03.16 Ольга Каменева Вот и замечательно. Значит. не цель, уже близко к тому, что и у Тихона свой "сон" (более похоже на дремоту). 03.03.16 Татьяна Соломина не придвидится спасения, пока он пьет и не исторгнут из её слушаться. Таня, спасения кого и от чего? 03.03.16 Ольга Каменева Не постоянно пьет и не так уж и слушается.😉😄

Ольга: 03.03.16 Татьяна Соломина Она же не хочет его любви, она, наоборот, его любовь к ней топчет. 03.03.16 Ольга Каменева кто? 03.03.16 Татьяна Соломина Матери он не нужен как хороший чистый полноценный человек, а нужен как марионетка и лицо её купеческой династии, как эстафета её уклада жизни, как подчиненный слуга, и не более. Её даже устроит больше если он спивается, чем если выйдет у нее из-под диктата. Вот такой она тотальный диктатор. Таня, Вы пишете "нужен как марионетка". Если бы Вы были режиссером (или литературным или театральным критиком), то могли бы создать интересную работу, достойную внимания. Но если это "указание ревизора", как "нужно" понимать и как "нужно" ставить в театральной студии "Крылья", прошу прощение, Ваша трактовка (про Тихона-марионетку) нам не подойдет, спасибо. 03.03.16 Ольга Каменева Великолепная советская (чтобы не сказать "совковая") трактовка. В нашем театре "Гроза" не об этом. У нас тема "сон" (сны) и пробуждения. Татьяна Соломина как эстафета её уклада жизни - как передача эстафеты в её укладе жизни, или, хотя бы, просто как её тотальный и безгласный холоп. Следующий исключительно только желаниям матери, чего бы эти желания ни стоили, но никакая цена её при этом не смущает. Она себе присвоила тут и власть и авторитет Бога, она в своей жизни важнее чем Бог, и сына тоже заставляет слушать голоса не Бога, а вместо Бога себя. Она себя поставила превыше Бога, и жаждет себе абсолютной и неограниченной власти над попавшими к ней в плен душами (своих и мужа и детей). Таня, Вы даже про мужа Кабанихи "в курсе", хотя к моменту действия пьесы Кабаниха уже вдова. И "душу Варвары" она, оказывается, тоже "пленила". Сама об этом вряд ли подозревая. Так интересно Вы написали: "над попавшими к ней в плен душами". Очень необычная история про Кабаниху, которая "пленила души" (в большом количестве). Такая она, оказывается, пленительная женщина! мечта поэта. А как Вы думаете, Таня, каково мнение на эту тему самого персонажа (Кабанихи)? И что обо всем об этом думает Добролюбов. Предлагаю обратить внимание на его статью "Луч света в темном царстве". 03.03.16 Ольга Каменева Таня, да, школьная трактовка у Вас предельно верная. 😊 Вам 5+ Вот только у нас не школьная постановка, у нас про мечту и реальность. Как по-разному видели мечту (сон) и реальность Борис, Катерина и другие персонажи. 03.03.16 Татьяна Соломина Я ранее сама не понимала соетскую трактовку, а вот теперь вглядываюсь в клубовские характеры, вчитываюсь, и, вот, теперь, понимаю всё это именно так. 😊 Таня, когда я говорила Вам "про советскую трактовку пьесы", я прежде всего подразумевала то, как в советское время трактовали статью Добролюбова. Вот тема про эту статью у нас - на форуме клуба "Крылья": Темное царство и Катерина К сожалению, мнения эти высказывались всегда с удивительной заносчивостью, туманностью и неопределенностью, так что для противной партии невозможен был даже серьезный спор. ..Все признали в Островском замечательный талант, и вследствие того всем критикам хотелось видеть в нем поборника и проводника тех убеждений, которыми сами они были проникнуты. ....по согласию всех критиков, почти все характеры в пьесах Островского совершенно обыденны и не выдаются ничем особенным, не возвышаются над пошлой средою, в которой они поставлены. ....В чем открыли вы следы сознательных, обдуманных действий? Поверьте, что если б Островский принялся выдумывать таких людей и такие действия, то как бы ни драматична была завязка, как бы ни рельефно были выставлены все характеры пьесы, произведение все-таки в целом осталось бы мертвым и фальшивым. 03.03.16 Таня, лучше бы перейти на форум с этим. Иначе есть опасность опять запутаться. На форуме "Крылья" про "Грозу" несколько тем у нас.😊 Таня, наше обсуждение "Грозы" нам нужно, чтобы мы поставили спектакль. А какая цель (при обсуждении с нами) у Вас?



полная версия страницы