Форум » Театральная школа » Телесное ориентирование » Ответить

Телесное ориентирование

Ольга: Пожалуй, нам нужно развивать это направление как часть нашей театральной работы, но в принципе это особое направление психотерапии, нужна специальная подготовка, чтобы вести занятия. Однако, я думаю, некоторые элементы можно аккуратно использовать на репетициях.

Ответов - 27, стр: 1 2 All

Ольга: Конспект статьи В. Березкиной-Орловой "Этика прикосновения". click here Потребность в прикосновении у человека столь же фундаментальна, как потребность в пище, воде и безопасности. Прикосновение - это физический контакт. Но наш язык богат метафорами. Мы можем говорить о прикосновении взглядом, словами, мимикой (меня тронули ваши слова, меня касается эта тема, отталкивающая улыбка, поддерживающий взгляд и так далее). Все это безусловно важно при взаимодействии людей. И приходит понимание, что прикосновение - это не только физический контакт. Типы прикосновений могут быть разными. Мы по-разному прикасаемся в ситуации научения, провокации, поддержки и так далее. Разбуженные прикосновением смыслы часто неосознанны и невербальны. Смит предлагает следующую систематизацию прикосновений: 1. Случайное, непреднамеренное прикосновение (например, во время передвижения); 2. Враждебное, агрессивное или эротическое прикосновение; 3. Прикосновение как маркер внимания при разговоре (например, прикосновение к ладони, колену, плечу для привлечения внимания партнера). В некоторых случаях для человека настолько непривычны прикосновения, что любая форма физического контакта воспринимается ими как эротическая или агрессивная. Тема прикосновения тесно связана с темой нарушения границ личного пространства. Поэтому желательна предварительная работа с границами. Прикосновения могут быть использованы: 1. с целью исследования модели контакта и для помощи человеку в обживании новых моделей коммуникации; 2. для обеспечения связи с внешней реальностью, чтобы человек не потерялся в собственных болезненных переживаниях; 3. для привлечения к себе внимания другого человека; 4. для научения лучшему ощущению личного пространства; 5. прикосновение как сообщение, что его "принимают", что повышает самооценку у человека: 6. для обеспечения ощущения поддержки, комфорта и безопасности. Эффект от физического прикосновения быстрее и сильнее, чем при контакте словами и глазами. Прикосновение неслучайное, а прикосновение как взаимодействие играет важную роль для саморегуляции и для совладания со стрессом. Научные исследования доказали, что мягкое и спокойное прикосновение снижает уровень стресса, так как успокаивает, ведет к снижению уровня тревожности. Прикосновение - это один из контактных каналов. Прикосновение требует разрешения со стороны другого человека. Желательно информировать о целях прикосновения. Прикосновение должно быть четким, явным и недвусмысленным, так как при "неотчетливом" прикосновении теряется ощущение границ. "Непонятными" прикосновениями мы можем ввести в заблуждение и себя, и другого человека. Прикосновение не должно быть эротически окрашено. Необходимо помнить о собственной потребности в защите и отдыхе.

яна: У меня с младшим племянником (6 лет)"проблемы" - не дает к себе прикасаться. Так хочется иногда обнять, поцеловать, потискать, посидеть в обнимку - куда там! Шарахается, а если удалось быстренько чмокнуть - щёку вытирает. И со всеми так, с мамой своей только ласкается, но и с ней уже в последнее время не очень-то... Со старшим племянником таких проблем не было и сейчас еще под настроение можно потискать (22 года)

Ольга: Предлагаю тебе на племяннике попробовать (и в твоем клубе "Встреча") занятия по телесному ориентированию. Прекрасно понимаю твоего племянника - я тоже недотрога. Предлагаю, Таня, уже сейчас с ним работать (могу посоветовать упражнение, которое сегодня надеюсь попробовать в нашей театральной студии). Упражнение для 2-х и более человек (для пар). Без специальных упражнений (например, при чтении книги или совместном занятии каком-то) - Прикосновение как маркер внимания при разговоре (например, прикосновение к ладони, колену, плечу для привлечения внимания партнера).


яна: Ольга пишет: Прекрасно понимаю твоего племянника - я тоже недотрога. Я тоже понимаю! Так как у самой в подростковом возрасте был период отвращения к сантиментам и "телячьим нежностям". Ольга пишет: Предлагаю, Таня, уже сейчас с ним работать (могу посоветовать упражнение, которое сегодня надеюсь попробовать в нашей театральной студии). Упражнение для 2-х и более человек (для пар). Что за упражнение?

Ольга: яна пишет: Что за упражнение? От театрального педагога - Михаила Кипниса - "Сад скульптур". Вот только как сегодня пойдет воплощение - не знаю. Конкретики Кипнис не дал (упражнение из книги, так что уточнять мне не у кого). Попробую совместить с детской игрой "Море волнуется раз" - знаешь такую игру? яна пишет: у самой в подростковом возрасте был период отвращения к сантиментам и "телячьим нежностям". "А как известно, мы народ горячий!.. И не выносим нежностей телячьих!" "В том, как он стыдится сантиментов, чувствуется бремя алиментов" (с)

Nataly: Ольга пишет: (могу посоветовать упражнение, которое сегодня надеюсь попробовать в нашей театральной студии). Упражнение для 2-х и более человек (для пар). Я, конечно, точно не знаю, но мне кажется, что у нас сегодня получилось не совсем то, что имеется в виду. Вы хотели получить:Ольга пишет: 1. Случайное, непреднамеренное прикосновение (например, во время передвижения); ? Тогда, если нагибаешься к сидящему человеку, то это получается уже нарочито. Думаю, лучше будет, не нагибаясь, локтем задеть плечо. Ольга пишет: (упражнение из книги, так что уточнять мне не у кого). Попробую совместить с детской игрой "Море волнуется раз" - знаешь такую игру? Хорошая игра. Местан и Лилия дают подобные упражнения.(без игрового оформления) У замершей фигуры просят оправдать позу. Думаю, слова из игры, тоже полезны. ("Море волнуется - раз; море волнуется - два....") Помогут скорей раскрепоститься.

Ольга: Nataly пишет: Я, конечно, точно не знаю, но мне кажется, что у нас сегодня получилось не совсем то, что имеется в виду. Что-то я посмотрела по ситуации и решила начать с более простого упражнения, чем "Сад скульптур". Это тоже из М.Кипниса. Упражнение из цикла "Ходьба плюс". Там много вариантов, будем продолжать. Nataly пишет: Хорошая игра. Местан и Лилия дают подобные упражнения.(без игрового оформления) У замершей фигуры просят оправдать позу. Думаю, слова из игры, тоже полезны. ("Море волнуется - раз; море волнуется - два....") Помогут скорей раскрепоститься. Наташа, спасибо за поддержку! Да, попробуем с "морем", но по Кипнису. У Сафаровых свой вариант примерно в том же направлении. Мы в "Крыльях" привыкли смеяться, шутить. Еще со времен совместного театра с "Фениксом". У Сафаровых другие традиции. Ну, пусть в разных студиях что-то свое. Nataly пишет: Тогда, если нагибаешься к сидящему человеку, то это получается уже нарочито. Думаю, лучше будет, не нагибаясь, локтем задеть плечо. "Ходьба плюс" - это упражнение Кипниса, а этот конспект - другого автора. Валера еще к среде распечатал по моей просьбе, но у меня пока что не получилось обсудить на занятии - как-то все некогда. Я забыла объяснить, что к передвигающемуся колясочнику предлагается относиться не как к сидящему человеку, а как к человеку маленького роста. Помните песенку Анны Герман? "Все говорят: он маленького роста..."? У нас интеграционная студия. Вместо колясочника мог быть ребенок (принимаем в студию детей школьного возраста). Что касается "нарочитости", то когда в первом классе дают задание написать две строчки палочек и три строчки крючков, это тоже нарочито. Примерно как "походим в валенках, а потом босиком", то есть когда от заданий вернемся опять к нашим "чайникам с привидениями", вздохнем с облегчением - вот она, "жизнь на сцене"! Что касается "недоступной попы колясочника" (об которую ударяться), то колясочник со стажем себя в коляске ощущает как котенок в ботинке, так что за попу сойдет и спинка коляски. Сегодня я не стала на этом настаивать, так как это сущие пустяки (все, что сзади, то и "попа"). Ну, скажу в следующий раз, что идут прикосновения "к спине". Все равно это телесное ориентирование. Случайное, непреднамеренное прикосновение (например, во время передвижения) Наташ, ну, не могу я дать задание на "непреднамеренное" прикосновение. Писать палочки - значит, палочки. Крючочки - тогда крючочки. А дать задание:"Написать три строчки палочек, не имея такого намерения" - не, мой мозг не осилит. «Ходьба плюс...» — это цикл заданий и упражнений, которые особенно хороши на этапе физического разогрева и знакомства с группой. Темп проведения этих упражнений остается постоянно высоким. В группе незнакомых между собой людей «ходьба плюс» дает возможность снять неизбежные при встрече с новыми людьми в новой обстановке напряжение, стеснение и эмоциональный зажим. Организация множества «блицконтактов», спонтанное «перемешивание» участников на площадке помогают психофизической адаптации, а проще сказать, делают каждого частью общего веселого и целенаправленного движения, рушат китайские стены отчуждения.

Ольга: Наташа, приглашаю в тему "Сценическое движение" - click here По сути это я делаю конспект учебника "Сценическое движение, "отжимая" то, что самой было бы интересно перечитать. Пока что сделала только "Введение". И начала первую главу - "Волевые движения". Вот интересно, что именно с этого (с волевых движений) и начинается курс "Сценического движения". У нас и на Изостудии та же "проблема". Преподаватель постоянно напоминает, что надо "мыслить", надо "думать" - и до того, как ты начал рисовать, и и в процессе рисования (или работы красками). Может быть, это и есть самое трудное? И в то же время я разделяю Вашк смутное отрицание "нарочитости". Если требование преподавателя Изостудии я полностью разделяю... проблема в том, что, как мне кажется, меня не интересует "самовыражение", а в юности (когда мне было лет 20), самовыражение меня интересовало... вот я тогда и рисовала, а потом "забросила".... Но если я разделяю требование преподавателя Изостудии, то сижу и ругаюсь "на этого Коха" (автор учебника по сценическому движению) - какое-то у меня идет сопротивление. Ум с сердцем не в ладу. Вот так и хочется сказать:"Тогда я буду собакой на сцене. Или кошкой. Не хочу я никаких "преднамеренных" движений!" Поэтому я и сказала актерам - "Двигайтесь как животные!" Хотя такого "задания" не было ни у Коха, ни у Кипниса. У них, понимаете ли, "человек - это звучит гордо". А я злюсь ужасно. Ну, не могу я так (вести занятия). И не хочу! Советский подход какой-то. "Человек, человек". Хватит с меня Сатина. Я его вообще (пока что) исключила из постановки "На дне". Хотя вчера и появилась мысль - попробовать на Сатина Алексея Тренина. Если получится - верну Сатина на место. Как Герасим вернул Му-му.

яна: Мы однажды в ОИ в шутку, прямо на ходу "поставили" сказку "Репка". Я написала на бумажках: репка, дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка. Люди бумажки у меня брали не глядя- кому что досталось. Я читаю: посадил дед репку. Выходят дед и "репка", дед, как может репку сажает, далее:выросла репка большая-пребольшая (репка как может "растет"). Читаю: стал дед репку тянуть. Дед за талию "репку тянет, но "вытянуть не может". Позвал дед бабку- теперь уже бабка за талию деда хватает и тянет. Затем так же "внучка" "бабку" и т.д. Ну вот чем не занятие по телесному ориентированию? Когда сценку ставили было весело, хохотали.

Ольга: яна пишет: Выходят дед и "репка", дед, как может репку сажает Ой, тут прикол! См тему про отдых в "Родничке". Там (как я потом вспомнила) было 2 "Репки" от двух семейных театров. В одном сажали предмет (мячик), а в другом - человека (мальчика). А вы там кого и куда "сажали"? яна пишет: Ну вот чем не занятие по телесному ориентированию? Ну... это "другое". Это Арт-разминка... с элементами телесного ориентирования.

яна: Сажали на стул женщину- репку. Ну, значит арт-разминка, тебе виднее, ты специалист.

Ольга: яна пишет: Сажали на стул женщину- репку. Интересный вариант... Как же репка "росла" и как ее тащили за талию, если она сидела на стуле?

яна: Росла- медленно вставала со стула, руки вытянула вверх (кажется как-то так увидела свою роль исполнительница репки))). Далее про стул не помню, кажется его убрали или репка повернулась к стулу передом, а тянули ее сзади за талию. Помню, что я вообще не давала "актерам" никаких советов, все как-то сами сыграли свои роли.

Ольга: яна пишет: Помню, что я вообще не давала "актерам" никаких советов, все как-то сами сыграли свои роли. Да вот и мне интересно, что актеры сами придумывают. Стараюсь вместе с актерами работать над воплощением, но если актеру неинтересно, я тоже начинаю скучать. А если актер работает над ролью, то я помогаю (труднее всего помогать тому, кто не работает).

Черная_Леди: яна пишет: У меня с младшим племянником (6 лет)"проблемы" - не дает к себе прикасаться. Так хочется иногда обнять, поцеловать, потискать, посидеть в обнимку - куда там! Шарахается, а если удалось быстренько чмокнуть - щёку вытирает. И со всеми так Таня, мне 24 года через неделю и знаете - тоже самое. Очень не люблю к себе прикосновений и поцелуев. Очень неприятно, когда за руку держат, по голове гладят.

Ольга: Черная_Леди пишет: Очень не люблю к себе прикосновений и поцелуев. Очень неприятно, когда за руку держат, по голове гладят. Нина, телесное ориентирование - это не только с другими людьми телесные контакты, это и просто понимание и сомоощущение своего тела. Например, предлагаю Вам кисточкой прикоснуться то к одной кисти своей руки, то к другой. А потом прикоснуться, например, ножницами. И почувствовать разницу. Это упражнение - тоже для телесного ориентирования. Речь не только о прикосновении одного человека к другому.

Кролик: А я всю жизнь люблю обниматься и целоваться при встрече и прощании. В детстве прямо на шею могла броситься даже малознакомым людям. А во взрослом возрасте стала замечать, что все люди по-разному к этому относятся. Кто-то любит, кто-то нет. А вот среди слепоглухих очень многие тоже обнимаются и просто руками трогают друг друга. Это и понятно, общение ведь специфическое. При знакомстве сразу за руки берутся и "определяют" способ общения. И стремятся к друг другу общаться соприкосновениями. А вот зрячеслышащие, например. - меня просили некоторые учить жестам. И когда я брала их руки так как учат слепоглухих, я чувствовала, что они как бы сжимались, видимо смущались. Непривычно им это было.

Lana: Кролик пишет: А я всю жизнь люблю обниматься и целоваться при встрече и прощании. В детстве прямо на шею могла броситься даже малознакомым людям. А во взрослом возрасте стала замечать, что все люди по-разному к этому относятся. Кто-то любит, кто-то нет. И я тоже любила обниматься и целоваться. Но один раз меня обвини в Лесбианстве, и я перестала это делать.

Ольга: Кролик пишет: А во взрослом возрасте стала замечать, что все люди по-разному к этому относятся. Кто-то любит, кто-то нет. Да, у меня так было с подругой, когда мне было лет 18. Мб, я от неадаптированности так к ней отнеслась, как к родной. И она мне сделала замечание. И тогда я тоже стала понимать, что люди разные (но все же я так и не поняла, "а как надо"). Хотя в принципе тема по актерскому мастерству, а не по культуре поведения, но тонко подмечено, что у незрячих вынужено будет складываться несколько иная культура поведения, чем у зрячих. А вот при чем глухота и как она влияет на телесное ориентирование, я, к сожалению, не поняла.

Ольга: Lana пишет: меня обвини в Лесбианстве Тут, наверное, тоже вопрос культуры поведения. Если тот, кто Вас обвинил, пишет слово "лесбиянство" с большой буквы, это ведь тоже о чем-то говорит...

Кролик: Как глухота влияет? Сама по себе как влияет, я не замечала, я мало общаюсь с нормально видящими глухими. И со слышащими слепыми тоже мало общалась. Поэтому просто написала про слепоглухих, т.к. с ними общаюсь. Я сначала не очень поняла, что тема про актерское мастерство, а не культуру поведения. Но слепые и слепоглухие тоже бывают актеры, поэтому получится, что немножко по-другому телесное ориентирование среди таких актеров будет.

Ольга: Кролик пишет: написала про слепоглухих, т.к. с ними общаюсь. А, теперь понятно, спасибо за объяснение. Очень интересная информация. У нас в театре "Крылья" была только одна неслышащая актриса - Елена Волох - это было еще на заре сушествования нашего театра, до рождения моего сына (я тогда была беременная). С Леной было очень интересно работать. Например, она искала, с кого ей сделать образ своего персонажа. Лена сама придавала своему персонажу и внутреннее, и внешнее очертание. Теперь, когда у меня уже большой опыт работы с актерами, я могу сказать: нам тогда очень повезло с Еленой. Таких актрис и актеров мало. Лена была под сильным впечатлением от участия в репетициях и выступлении нашего маленького театра. И написала для журнала глухих (ВЕС) статью "Как мы искали Фантазию". У меня сохранилась эта статья. Найду, попрошу Муху отсканировать, потом дам Вам, Таня, ссылку, чтобы Вы почитали. А недавно мы побывали в Центре "Россия" (в Перово) на театральной консультации. И там в Жюри был профессиональный актер-жестовик Николай Иванов. Мб, Вы слышали про такого?.. Мы договорились, что теперь он сам к нам приедет на мастер-класс по сценическому движению. Мы его пригласили на 20 мая. Я верю, что мастер-класс Николая поможет нашему театральному коллективу.

Кролик: Очень интересно про Лену Волох, про ее актерскую работу! С удовольствием почитаю статью, спасибо большое, Оля! Про Николая Иванова может слышала, сейчас уже смутно помню. Раньше я была в курсе всех ВОГовских дел, читала все номера ВЕС. А последние несколько лет не читаю и уже забываю. А вообще исскуство глухих необычно и очень мне нравится! Нравятся спектакли Театра Мимика и Жеста. Хоть я давно там не была, но все же помню, конечно, то впечатление. Еще очень давно (в школьные годы кажется) по телевизору смотрела "Маугли". Потом еще они поставили спектакль "Пеппи Длинный чулок на новый лад" (точно не помню как он называется). И разные небольшие сценки я смотрела. Пластика глухих актеров завораживает! Еще мне очень нравится жестовое пение. я сама один раз выступала в Болгарии на Фестивале особых возможностей с жестовой песней "Улыбка". И раз вспомнила Театр глухих, теперь еще вспомнила Театр слепых. Я ходила с дошкольного возраста и несколько лет в детстве в ДК ВОС на Ёлки и спектакли. Но там правда, одновременно и слепые и зрячие актеры были. А еще очень люблю выступления детей в Детском доме для слепоглухих. У них свой актерский коллектив. Они и поют, и ставят спектакли. Среди детей есть несколько слепых с приличным слухом, говорящих; и есть глухие неговорящие слабовидящие. Выступают одновременно эти 2 группы. Слепые поют голосом, а глухие жестами. Удивительно, как они чувствуют друг друга! Оля, здорово, что Николай Иванов будет давать вам уроки по сценическому движению!

Ольга: Кролик пишет: И раз вспомнила Театр глухих, теперь еще вспомнила Театр слепых. Я ходила с дошкольного возраста и несколько лет в детстве в ДК ВОС на Ёлки и спектакли. Но там правда, одновременно и слепые и зрячие актеры были. Мне было бы интересно побывать на спектакле Театра слепых. Таня, узнай, пожалуйста, когда это было бы возможно. А то, что и слепые, и зрячие, так это значит, наши единомышленники - Интеграционный театр. Кролик пишет: очень люблю выступления детей в Детском доме для слепоглухих. У них свой актерский коллектив. Они и поют, и ставят спектакли. Среди детей есть несколько слепых с приличным слухом, говорящих; и есть глухие неговорящие слабовидящие. Выступают одновременно эти 2 группы. Слепые поют голосом, а глухие жестами. Удивительно, как они чувствуют друг друга! Потом можно будет и в Загорск поехать. Но для начала, наверное, посмотреть бы спектакль Театра слепых в Москве. Кролик пишет: Оля, здорово, что Николай Иванов будет давать вам уроки по сценическому движению! Спасибо, дорогой Кролик, за твой оптимизм и позитив. Посмотрим, что будет после сентября (этого года). В сентябре наш театр обещали опять пригласить в Перово (в Центр "Россия"). Возможно, мы увидим там Николая и договоримся о сотрудничестве. Кролик пишет: Еще мне очень нравится жестовое пение. я сама один раз выступала в Болгарии на Фестивале особых возможностей с жестовой песней "Улыбка". Таня! Надеюсь, исполнишь для нас песню "Улыбка" на одной из встреч-репетиций театра "Крылья". И расскажешь нам за чашкой чая про Болгарский фестиваль. Сейчас наш театр на каникулах. К репетициям вернемся в сентябре, после Дня Города. Приглашаем!

Кролик: Про Театр слепых это было очень давно, в детстве. Я не ходила туда с 1995 года. Но я постараюсь узнать через ВОС. Правда завтра уезжаю в Финляндию на наш ежегодный Международную Неделю реабилитации слепоглухих. А как приеду буду узнавать как будет получаться. Да, "Улыбку" с удовольствием спою жестами и про Болгарский фестиваль расскажу и фотографии покажу. Спасибо большое за приглашение, Оля! очень буду ждать новых встреч!

Ольга: Тренинг "Познание телесного мышления" - это возможность вступить в диалог с самим собой, узнать и принять свои физические возможности, а также научиться доверять себе и окружающим. На тренинге участники смогут исследовать собственные телесные и эмоциональные ощущения, познакомиться с техниками свободной хореографии и танцем буто. Через практику осознания своего тела участники поработают с образами, чувствами и энергией, научатся выражать свое душевное состояние посредством движения, что позволит найти путь к принятию себя как единого целого, гармонично существующего в пространстве. Данный тренинг позволит по - новому взглянуть на физические возможности своего тела, поможет обрести физическую свободу, что приведет к высвобождению внутренней энергии и принесет гармонию. Приглашаются все желающие в возрасте от 16 лет. Специальная физическая подготовка не требуется. При себе необходимо иметь сменную обувь и удобную одежду. Количество мест ограничено. Стоимость участия 500 рублей.

Ольга: Танец буто История буто начинается в 1959 году с хореографического спектакля Тацуми Хидзиката по роману Юкио Мисимы «Запретные удовольствия». Но лишь год спустя новый стиль получает название «танец тьмы» — на японском «анкоку буто», впоследствии сокращенное до «буто». «Мой танец родился из грязи», — неоднократно заявлял Хидзиката. Буто действительно не стремится к «высокому»: полусогнутые колени, ломаные движения, опущенные глаза, устремленный внутрь себя взгляд. Здесь нет места «красивости»: буто — это пластическое выражение страхов, подавленных инстинктов и неосознаваемых желаний, это исследование «темной стороны Луны». Актеры буто первых двух поколений выступали бритыми наголо, полуобнаженными и густо покрытыми белым гримом. Это было не только вызовом традиционному исполнительскому искусству, но и воплощением внутренней пустоты и отказа от всего лишнего. Позже, по мере взаимопроникновения западного и восточного искусства, эта внешняя специфика не то чтобы утрачивается, но отходит на второй план. Исполнитель вполне может выйти на сцену в деловом костюме, а бритой голове предпочесть косой пробор. Неизменными остаются базовые принципы: 1. Неизменно низкое положение тела, достигаемое с помощью полусогнутых коленей, наклоненного корпуса, множества движений сидя и лежа; отсутствие прыжков. 2. Бросающаяся в глаза замедленность всех движений вплоть до полной остановки. Исполнители буто нередко просто сохраняют какое-либо статичное положение; для них танец —заученных базовых позиций, тело не контролируется волевым усилием. Классические танцоры используют свое тело как инструмент для выражения себя. Танцоры буто позволяют телу вырази ть самое себя. Каждый поэт и художник ищут, что же такое человек. Я же ищу в человеке нечеловеческое. Об этом в том числе и мой спектакль Curious Fish. Вы знаете, Япония — страна синтоизма, мы верим в духов и призраков, и это очень в стиле буто.Навык наблюдения очень важен для буто. Он позволяет видеть необычное в обыденном и найти новые слова в языке тела.



полная версия страницы