Форум » Театральная школа » Телесное ориентирование » Ответить

Телесное ориентирование

Ольга: Пожалуй, нам нужно развивать это направление как часть нашей театральной работы, но в принципе это особое направление психотерапии, нужна специальная подготовка, чтобы вести занятия. Однако, я думаю, некоторые элементы можно аккуратно использовать на репетициях.

Ответов - 27, стр: 1 2 All

Ольга: Конспект статьи В. Березкиной-Орловой "Этика прикосновения". click here Потребность в прикосновении у человека столь же фундаментальна, как потребность в пище, воде и безопасности. Прикосновение - это физический контакт. Но наш язык богат метафорами. Мы можем говорить о прикосновении взглядом, словами, мимикой (меня тронули ваши слова, меня касается эта тема, отталкивающая улыбка, поддерживающий взгляд и так далее). Все это безусловно важно при взаимодействии людей. И приходит понимание, что прикосновение - это не только физический контакт. Типы прикосновений могут быть разными. Мы по-разному прикасаемся в ситуации научения, провокации, поддержки и так далее. Разбуженные прикосновением смыслы часто неосознанны и невербальны. Смит предлагает следующую систематизацию прикосновений: 1. Случайное, непреднамеренное прикосновение (например, во время передвижения); 2. Враждебное, агрессивное или эротическое прикосновение; 3. Прикосновение как маркер внимания при разговоре (например, прикосновение к ладони, колену, плечу для привлечения внимания партнера). В некоторых случаях для человека настолько непривычны прикосновения, что любая форма физического контакта воспринимается ими как эротическая или агрессивная. Тема прикосновения тесно связана с темой нарушения границ личного пространства. Поэтому желательна предварительная работа с границами. Прикосновения могут быть использованы: 1. с целью исследования модели контакта и для помощи человеку в обживании новых моделей коммуникации; 2. для обеспечения связи с внешней реальностью, чтобы человек не потерялся в собственных болезненных переживаниях; 3. для привлечения к себе внимания другого человека; 4. для научения лучшему ощущению личного пространства; 5. прикосновение как сообщение, что его "принимают", что повышает самооценку у человека: 6. для обеспечения ощущения поддержки, комфорта и безопасности. Эффект от физического прикосновения быстрее и сильнее, чем при контакте словами и глазами. Прикосновение неслучайное, а прикосновение как взаимодействие играет важную роль для саморегуляции и для совладания со стрессом. Научные исследования доказали, что мягкое и спокойное прикосновение снижает уровень стресса, так как успокаивает, ведет к снижению уровня тревожности. Прикосновение - это один из контактных каналов. Прикосновение требует разрешения со стороны другого человека. Желательно информировать о целях прикосновения. Прикосновение должно быть четким, явным и недвусмысленным, так как при "неотчетливом" прикосновении теряется ощущение границ. "Непонятными" прикосновениями мы можем ввести в заблуждение и себя, и другого человека. Прикосновение не должно быть эротически окрашено. Необходимо помнить о собственной потребности в защите и отдыхе.

яна: У меня с младшим племянником (6 лет)"проблемы" - не дает к себе прикасаться. Так хочется иногда обнять, поцеловать, потискать, посидеть в обнимку - куда там! Шарахается, а если удалось быстренько чмокнуть - щёку вытирает. И со всеми так, с мамой своей только ласкается, но и с ней уже в последнее время не очень-то... Со старшим племянником таких проблем не было и сейчас еще под настроение можно потискать (22 года)

Ольга: Предлагаю тебе на племяннике попробовать (и в твоем клубе "Встреча") занятия по телесному ориентированию. Прекрасно понимаю твоего племянника - я тоже недотрога. Предлагаю, Таня, уже сейчас с ним работать (могу посоветовать упражнение, которое сегодня надеюсь попробовать в нашей театральной студии). Упражнение для 2-х и более человек (для пар). Без специальных упражнений (например, при чтении книги или совместном занятии каком-то) - Прикосновение как маркер внимания при разговоре (например, прикосновение к ладони, колену, плечу для привлечения внимания партнера).


яна: Ольга пишет: Прекрасно понимаю твоего племянника - я тоже недотрога. Я тоже понимаю! Так как у самой в подростковом возрасте был период отвращения к сантиментам и "телячьим нежностям". Ольга пишет: Предлагаю, Таня, уже сейчас с ним работать (могу посоветовать упражнение, которое сегодня надеюсь попробовать в нашей театральной студии). Упражнение для 2-х и более человек (для пар). Что за упражнение?

Ольга: яна пишет: Что за упражнение? От театрального педагога - Михаила Кипниса - "Сад скульптур". Вот только как сегодня пойдет воплощение - не знаю. Конкретики Кипнис не дал (упражнение из книги, так что уточнять мне не у кого). Попробую совместить с детской игрой "Море волнуется раз" - знаешь такую игру? яна пишет: у самой в подростковом возрасте был период отвращения к сантиментам и "телячьим нежностям". "А как известно, мы народ горячий!.. И не выносим нежностей телячьих!" "В том, как он стыдится сантиментов, чувствуется бремя алиментов" (с)

Nataly: Ольга пишет: (могу посоветовать упражнение, которое сегодня надеюсь попробовать в нашей театральной студии). Упражнение для 2-х и более человек (для пар). Я, конечно, точно не знаю, но мне кажется, что у нас сегодня получилось не совсем то, что имеется в виду. Вы хотели получить:Ольга пишет: 1. Случайное, непреднамеренное прикосновение (например, во время передвижения); ? Тогда, если нагибаешься к сидящему человеку, то это получается уже нарочито. Думаю, лучше будет, не нагибаясь, локтем задеть плечо. Ольга пишет: (упражнение из книги, так что уточнять мне не у кого). Попробую совместить с детской игрой "Море волнуется раз" - знаешь такую игру? Хорошая игра. Местан и Лилия дают подобные упражнения.(без игрового оформления) У замершей фигуры просят оправдать позу. Думаю, слова из игры, тоже полезны. ("Море волнуется - раз; море волнуется - два....") Помогут скорей раскрепоститься.

Ольга: Nataly пишет: Я, конечно, точно не знаю, но мне кажется, что у нас сегодня получилось не совсем то, что имеется в виду. Что-то я посмотрела по ситуации и решила начать с более простого упражнения, чем "Сад скульптур". Это тоже из М.Кипниса. Упражнение из цикла "Ходьба плюс". Там много вариантов, будем продолжать. Nataly пишет: Хорошая игра. Местан и Лилия дают подобные упражнения.(без игрового оформления) У замершей фигуры просят оправдать позу. Думаю, слова из игры, тоже полезны. ("Море волнуется - раз; море волнуется - два....") Помогут скорей раскрепоститься. Наташа, спасибо за поддержку! Да, попробуем с "морем", но по Кипнису. У Сафаровых свой вариант примерно в том же направлении. Мы в "Крыльях" привыкли смеяться, шутить. Еще со времен совместного театра с "Фениксом". У Сафаровых другие традиции. Ну, пусть в разных студиях что-то свое. Nataly пишет: Тогда, если нагибаешься к сидящему человеку, то это получается уже нарочито. Думаю, лучше будет, не нагибаясь, локтем задеть плечо. "Ходьба плюс" - это упражнение Кипниса, а этот конспект - другого автора. Валера еще к среде распечатал по моей просьбе, но у меня пока что не получилось обсудить на занятии - как-то все некогда. Я забыла объяснить, что к передвигающемуся колясочнику предлагается относиться не как к сидящему человеку, а как к человеку маленького роста. Помните песенку Анны Герман? "Все говорят: он маленького роста..."? У нас интеграционная студия. Вместо колясочника мог быть ребенок (принимаем в студию детей школьного возраста). Что касается "нарочитости", то когда в первом классе дают задание написать две строчки палочек и три строчки крючков, это тоже нарочито. Примерно как "походим в валенках, а потом босиком", то есть когда от заданий вернемся опять к нашим "чайникам с привидениями", вздохнем с облегчением - вот она, "жизнь на сцене"! Что касается "недоступной попы колясочника" (об которую ударяться), то колясочник со стажем себя в коляске ощущает как котенок в ботинке, так что за попу сойдет и спинка коляски. Сегодня я не стала на этом настаивать, так как это сущие пустяки (все, что сзади, то и "попа"). Ну, скажу в следующий раз, что идут прикосновения "к спине". Все равно это телесное ориентирование. Случайное, непреднамеренное прикосновение (например, во время передвижения) Наташ, ну, не могу я дать задание на "непреднамеренное" прикосновение. Писать палочки - значит, палочки. Крючочки - тогда крючочки. А дать задание:"Написать три строчки палочек, не имея такого намерения" - не, мой мозг не осилит. «Ходьба плюс...» — это цикл заданий и упражнений, которые особенно хороши на этапе физического разогрева и знакомства с группой. Темп проведения этих упражнений остается постоянно высоким. В группе незнакомых между собой людей «ходьба плюс» дает возможность снять неизбежные при встрече с новыми людьми в новой обстановке напряжение, стеснение и эмоциональный зажим. Организация множества «блицконтактов», спонтанное «перемешивание» участников на площадке помогают психофизической адаптации, а проще сказать, делают каждого частью общего веселого и целенаправленного движения, рушат китайские стены отчуждения.

Ольга: Наташа, приглашаю в тему "Сценическое движение" - click here По сути это я делаю конспект учебника "Сценическое движение, "отжимая" то, что самой было бы интересно перечитать. Пока что сделала только "Введение". И начала первую главу - "Волевые движения". Вот интересно, что именно с этого (с волевых движений) и начинается курс "Сценического движения". У нас и на Изостудии та же "проблема". Преподаватель постоянно напоминает, что надо "мыслить", надо "думать" - и до того, как ты начал рисовать, и и в процессе рисования (или работы красками). Может быть, это и есть самое трудное? И в то же время я разделяю Вашк смутное отрицание "нарочитости". Если требование преподавателя Изостудии я полностью разделяю... проблема в том, что, как мне кажется, меня не интересует "самовыражение", а в юности (когда мне было лет 20), самовыражение меня интересовало... вот я тогда и рисовала, а потом "забросила".... Но если я разделяю требование преподавателя Изостудии, то сижу и ругаюсь "на этого Коха" (автор учебника по сценическому движению) - какое-то у меня идет сопротивление. Ум с сердцем не в ладу. Вот так и хочется сказать:"Тогда я буду собакой на сцене. Или кошкой. Не хочу я никаких "преднамеренных" движений!" Поэтому я и сказала актерам - "Двигайтесь как животные!" Хотя такого "задания" не было ни у Коха, ни у Кипниса. У них, понимаете ли, "человек - это звучит гордо". А я злюсь ужасно. Ну, не могу я так (вести занятия). И не хочу! Советский подход какой-то. "Человек, человек". Хватит с меня Сатина. Я его вообще (пока что) исключила из постановки "На дне". Хотя вчера и появилась мысль - попробовать на Сатина Алексея Тренина. Если получится - верну Сатина на место. Как Герасим вернул Му-му.

яна: Мы однажды в ОИ в шутку, прямо на ходу "поставили" сказку "Репка". Я написала на бумажках: репка, дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка. Люди бумажки у меня брали не глядя- кому что досталось. Я читаю: посадил дед репку. Выходят дед и "репка", дед, как может репку сажает, далее:выросла репка большая-пребольшая (репка как может "растет"). Читаю: стал дед репку тянуть. Дед за талию "репку тянет, но "вытянуть не может". Позвал дед бабку- теперь уже бабка за талию деда хватает и тянет. Затем так же "внучка" "бабку" и т.д. Ну вот чем не занятие по телесному ориентированию? Когда сценку ставили было весело, хохотали.

Ольга: яна пишет: Выходят дед и "репка", дед, как может репку сажает Ой, тут прикол! См тему про отдых в "Родничке". Там (как я потом вспомнила) было 2 "Репки" от двух семейных театров. В одном сажали предмет (мячик), а в другом - человека (мальчика). А вы там кого и куда "сажали"? яна пишет: Ну вот чем не занятие по телесному ориентированию? Ну... это "другое". Это Арт-разминка... с элементами телесного ориентирования.

яна: Сажали на стул женщину- репку. Ну, значит арт-разминка, тебе виднее, ты специалист.

Ольга: яна пишет: Сажали на стул женщину- репку. Интересный вариант... Как же репка "росла" и как ее тащили за талию, если она сидела на стуле?

яна: Росла- медленно вставала со стула, руки вытянула вверх (кажется как-то так увидела свою роль исполнительница репки))). Далее про стул не помню, кажется его убрали или репка повернулась к стулу передом, а тянули ее сзади за талию. Помню, что я вообще не давала "актерам" никаких советов, все как-то сами сыграли свои роли.

Ольга: яна пишет: Помню, что я вообще не давала "актерам" никаких советов, все как-то сами сыграли свои роли. Да вот и мне интересно, что актеры сами придумывают. Стараюсь вместе с актерами работать над воплощением, но если актеру неинтересно, я тоже начинаю скучать. А если актер работает над ролью, то я помогаю (труднее всего помогать тому, кто не работает).

Черная_Леди: яна пишет: У меня с младшим племянником (6 лет)"проблемы" - не дает к себе прикасаться. Так хочется иногда обнять, поцеловать, потискать, посидеть в обнимку - куда там! Шарахается, а если удалось быстренько чмокнуть - щёку вытирает. И со всеми так Таня, мне 24 года через неделю и знаете - тоже самое. Очень не люблю к себе прикосновений и поцелуев. Очень неприятно, когда за руку держат, по голове гладят.

Ольга: Черная_Леди пишет: Очень не люблю к себе прикосновений и поцелуев. Очень неприятно, когда за руку держат, по голове гладят. Нина, телесное ориентирование - это не только с другими людьми телесные контакты, это и просто понимание и сомоощущение своего тела. Например, предлагаю Вам кисточкой прикоснуться то к одной кисти своей руки, то к другой. А потом прикоснуться, например, ножницами. И почувствовать разницу. Это упражнение - тоже для телесного ориентирования. Речь не только о прикосновении одного человека к другому.

Кролик: А я всю жизнь люблю обниматься и целоваться при встрече и прощании. В детстве прямо на шею могла броситься даже малознакомым людям. А во взрослом возрасте стала замечать, что все люди по-разному к этому относятся. Кто-то любит, кто-то нет. А вот среди слепоглухих очень многие тоже обнимаются и просто руками трогают друг друга. Это и понятно, общение ведь специфическое. При знакомстве сразу за руки берутся и "определяют" способ общения. И стремятся к друг другу общаться соприкосновениями. А вот зрячеслышащие, например. - меня просили некоторые учить жестам. И когда я брала их руки так как учат слепоглухих, я чувствовала, что они как бы сжимались, видимо смущались. Непривычно им это было.

Lana: Кролик пишет: А я всю жизнь люблю обниматься и целоваться при встрече и прощании. В детстве прямо на шею могла броситься даже малознакомым людям. А во взрослом возрасте стала замечать, что все люди по-разному к этому относятся. Кто-то любит, кто-то нет. И я тоже любила обниматься и целоваться. Но один раз меня обвини в Лесбианстве, и я перестала это делать.

Ольга: Кролик пишет: А во взрослом возрасте стала замечать, что все люди по-разному к этому относятся. Кто-то любит, кто-то нет. Да, у меня так было с подругой, когда мне было лет 18. Мб, я от неадаптированности так к ней отнеслась, как к родной. И она мне сделала замечание. И тогда я тоже стала понимать, что люди разные (но все же я так и не поняла, "а как надо"). Хотя в принципе тема по актерскому мастерству, а не по культуре поведения, но тонко подмечено, что у незрячих вынужено будет складываться несколько иная культура поведения, чем у зрячих. А вот при чем глухота и как она влияет на телесное ориентирование, я, к сожалению, не поняла.

Ольга: Lana пишет: меня обвини в Лесбианстве Тут, наверное, тоже вопрос культуры поведения. Если тот, кто Вас обвинил, пишет слово "лесбиянство" с большой буквы, это ведь тоже о чем-то говорит...



полная версия страницы