Форум » Театральная школа » Роль зрителя в театральном творчестве » Ответить

Роль зрителя в театральном творчестве

Ольга: Предлагаю в этой теме вместе подумать: для кого, для каких зрителей мы стараемся? И для каких зрителей стараются другие театры? [more]«Если зритель не пошел – его ничем не остановишь!» (из профессионального юмора)[/more] [quote]Особенность театрального искусства заключается в интерактивноститворческого процесса. Однако здесь дело обстоит не так просто. Речь идет не только о совместном творчестве многочисленного коллектива театра (от актерского состава спектакля до представителей технических цехов, чья слаженная работа во многом определяет «чистоту» спектакля). В любом произведении театрального искусства есть еще один полноправный и важнейший соавтор – зритель, чье восприятие корректирует и трансформирует спектакль, по-разному расставляя акценты и порой кардинально меняя общий смысл и идею представления. Театральный спектакль без зрителя невозможен – уже само название театра связано со зрителями, с восприятием произведения театрального искусства публикой. Зрительское восприятие спектакля – серьезная творческая работа, вне зависимости от того, осознается это публикой или нет. [/quote]Культура будет такой, какой мы захотим ее увидеть...

Ответов - 69, стр: 1 2 3 4 All

Активист: Ольга пишет: Прошу переформулировать или пояснить свою мысль иначе (пока что не вполне понятная вещь). больше людей для которых у выступающих будет возможность представить свое твочрество. то есть на фестивале более широкая зрительская аудитория, чем постоянная публика того или иного коллектива Ольга пишет: А вот скажите: почему это у Вас первый пункт, а не второй? Фестиваль это возможность узнать что т оновое в сфере творчества коллективов в которых участвуют люди с инвалидностью, то есть мне как зрителю в принципе интересно, что тот или иной коллектив представит в этом году. Надеюсь, что у нас хороший зритель и он приходит не только поболеть за свой коллектив но и узнать что-то новое

Ольга: Активист пишет: Надеюсь, что у нас хороший зритель и он приходит не только поболеть за свой коллектив Вот, Оля... на вчерашнем Фестивале я была "не очень хорошим" зрителем. Ведь нам пришлось "бороться" за сам факт "попадания" на сцену (на Презентации нам обещали дать возможность выступить, но не дали, но в первый день, когда была Презентация, я не приезжала; на 2-й день выступить дали, но сколько пришлось за это "бороться"... если бы меня там не было, вполне возможно, что только одна Валя Детерлеева бы и выступила, а Тимур и те, кто в постановке по "Остапу"... не знаю, смогли бы выступить или нет ... это 50 на 50). То есть (естественно, в моем восприятии) организован был Фестиваль на 2 с плюсом. ТШ "Крылья" потребовалось немало сил и времени просто на "вокруг" возможности (и необходимости) просто выступить. К тому же я человек нервно-впечатлительный. Весьма немалое количество мелких минусов (один из крупных минусов - "актеры и организаторы бродили между сценой и зрителями во время выступлений" - причем это происходило достаточно часто - за одно выступление они столько раз проходили перед глазами, что я даже не берусь сказать, сколько это было раз - по три или по семь)... После "улаживания" очередного "минуса" (насчет того, чтобы нам просто дали выступить - Тимуру и с постановкой по "Остапу") мне нужно было время, чтобы гармонизировать свое эмоциональное состояние. Я как раз и пыталась отвлечься на просмотр других выступлений. В какие-то моменты я пыталась сделать фото или видеозапись. И тут мешали, конечно, не только эти "фестивальные бродяжки", но и люди из моей группы. В связи с чем прошу совет: что делать "со своими" выступающими в тот момент, когда они сами еще (или уже) не выступают. Я-то сама шла смотреть "другие выступления" (и Олег тоже). Но мы с Олегом как-то "не давили" на наших (на тех, кто выступает). И они не шли смотреть других (Алла в зале смотрела... сама, конечно, так как я ни на кого "не воздействоввала", что кому делать в какой момент). А когда мы были на улице, Алла у меня "отпросилась" в тень. И почти все наши выступающие присоединились в итоге к Алле (то есть в тень, которая падала от здания). Почти все "наши" ушли "за дом", поскольку сцена стояла на солнцепеке. И зрители там жарились под открытым солнцем. Ко мне периодически подбегал Игорь и хотя видел, что я веду видеосъемку, начинал что-то "докладывать" или задавать вопросы. Судя по всему, так проявлялась нервозность и нетерпение актера, так как нам с "Остапом" дали выступить только под самый конец просмотра. Как еще у наших выступающих сил хватило "не растерять" настрой на само выступление.... Но недопонимание, что не надо разговаривать с видеооператором голосом, а если что-то важное, то подать знак жестом - такого понимания "у наших" (во всяком случае у нашего новичка Игоря)... такого понимания пока что нет. Тут уже опять "руки опускались": что толку вести видеосъемку, если постоянно кто-то мешает?.. Можно, конечно, и без видеосъемки смотреть выступление, но я надеялась, что видеосъемка поможет мне быстрее отвлечься от многочисленных мелких неприятностей, вызванных (во многом) "непонятной" позицией организаторов. Фестиваль Молодежный. Не знаю, пойдем ли мы на него в будущем году, так как наша молодежь была "на грани" 30-ти лет. Мб, с кем-то и пойдем (посмотрим). Безусловно, это лучше, чем "Звездная карусель". Там просто "отбирают выступающих" на Гала-концерт, а на "Лосином" Фестивале хотя бы только наполовину так. В общем, на фоне Парафеста и "Звездной карусели" "Лосиный" Фестиваль выигрывает в моих глазах. Так как на тех двух, извиняюсь за выражение, "фестивалях" зритель вообще как бы не нужен. Вроде бы "не нужен" зритель и на "Лосином" Фестивале. Но откуда там взялись зрители и как они "продержались" на солнцепеке далеко не один час... это вообще ребус. Оля, прошу совет: как вести себя мне, так как я ведь тоже "организатор" (худрук театра, отвечаю за нашу группу). Как нам (Руководству) "наших" организовать "в зрители"? И как быть мне при общении с организаторами Фестиваля? Я вчера хотела сказать зрителям, чтобы "не бродяжничали", но когда я увидела, что и сами организаторы ведут себя так же, я совсем расстроилась. В общем, обстановка как-то не располагала к тому, чтобы "отсмотреть" выступления других коллективов, чтобы понять и "уровень" данного Фестиваля, и "что вообще бывает". А ведь мне (как худруку) это было и в самом деле интересно. Я даже пыталась что-то отснять, чтобы потом, дома, о чем-то подумать... Но поскольку я вела съемку, я не всегда активно вела себя как зритель (в плане аплодисментов и чтобы выступающие получили мое внимание как зрителя, а не как фотографа). И меня это тоже не радовало. В идеале, наверное, лучше, когда кто-то приезжает именно как фото и видеооператор. Но Валера сейчас (по Клубу) в отпуске. А другого оператора у нас или нет или я не догадалась обратиться с этой просьбой к нашему новичку Толе. Хотя нет... Вроде бы, Толя не фотографирует. В общем, я "разрывалась на части". И это тоже не способствовало душевной гармонии. Вот если приходит человек именно как зритель - это одно. А когда один и тот же человек не только зритель, но и фото (или видео) оператор - это другое. Или он одновременно и зритель, и актер - это тоже другое. Или он зритель и худрук (или режиссер) - опять другое.

Ольга: Кто же такой "собственно зритель", что это за категория и как с ней работать? С Олегом произошла история: он сказал охраннику на этом Молодежном Фестивале, что он зритель... его не захотели пускать. Хотя Олег сказал, что он зритель театра "Крылья" (участника Фестиваля). Каким-то чудом его все-таки пустили на территорию. На выходе (после завершения выступлений этого Фестивального дня) Олег решил пояснить: Я Вам сказал, что зритель. Это так. Но я в то же время администратор театра "Крылья", который сегодня принял участие в этом Фестивале. Охранник ответил: Вот с этого и надо было начинать. С того, что Вы - Администратор. Как прошли на территорию наши друзья (мама Лидия с дочерью), которые просто пришли нас поддержать (и смотрела ли мама Лидия) "других" и какие у нее впечатления как у зрительницы... это я еще буду интересоваться. Но я потому и сказала, что там отношение к зрителям никакое что я еще по телефону поинтересовалась: Мы заполнили заявку на группу, но у вас там нет такой категории как "зритель", только "выступающие" и "сопровождающие". Был ответ: Так вы же москвичи, а заявка составлена для иногородних. Тем не менее позиция охранника отразила то же самое отношение организаторов: если Олег - в руководстве, то "милости просим". А если он был бы "простой" зритель? Ладно, я еще расспрошу маму (Лидию). Ее Наталья устала "жариться" и ушла вообще в здание (а не "за" здание). В самом здании было вполне прохладно, просто наши выступающие опасались пропустить момент своего выступление. А из-за дома сцену было видно.


Ольга: Зрители на солнцепеке (Лосиный Фест):

Ольга: Вместе со славой к знаменитостям приходит и большое давление со стороны публики. Однако это давление имеет и положительную сторону: под его воздействием ты стараешься совершенствоваться, чтобы стать образцом для подражания. Хэйден Панеттьери

Ольга: От Модератора. Начало беседы - в теме Повесть о ...человеке....принципиальным становится отношение в этом театре к зрителю. "Некоторые из нас говорят, что зрителя нужно помучить... Вообще есть у нас такая тенденция пренебрежительного отношения к зрителю. На мой взгляд, зритель — это тот, ради кого мы работаем. Без зрителя театр умирает", - пишет мужественная Оксана. То, что в васильевской школе зрителей, мягко говоря, не любят, знают даже те, кто в театр не ходит. И вдруг - такое заявление, опровергающее основы основ "театра для себя". В школе Васильева считается, что театр должен служить внутреннему развитию его участников, а как его будут воспринимать зрители – дело десятое, да и зрители нужны только для стимуляции актеров. Юхананов и сам прошел через это отношение к внешнему наблюдателю.

Ольга: Возвращаемся к этой теме, так как зритель - это "целевая аудитория" любого театра. Те, для кого мы стараемся, делаем наши спектакли (и другие сценические номера). Этой теме на форуме уже шесть лет. Вопрос уже о том, как нам (и как мне, художественному руководителю Творческой Школы "Крылья") позиционировать нас, что отвечать на вопрос о целевой аудитории. Недавно я заполняла заявку на очень серьезный театральный фестиваль - это Протеатр. И там был подобный вопрос (хотя вопрос и не был сформулирован как вопрос "о целевой аудитории"). Вот что пишут ведущие тренингов для НКО (и для фирм с юр лицом) "о целевой аудитории", с какими трудностями эти ведущие сталкиваются. И чем (на их взгляд) вызваны эти трудности. Это конспект (сокращенный вариант). Есть две причины по которым руководители (или иные ответственные лица) не определяют свою ЦА. Первая и основная причина, на мой взгляд, состоит в том, что большинство предпринимателей боятся сузить аудиторию своих потенциальных клиентов, на которых должна быть ориентирована их рекламная деятельность и сами результаты работы компании. Они думают, что из-за сужения обозначения ЦА они потеряют часть клиентов. Для нас (для сценических деятелей) слово "клиенты" не подходят. У нас не клиенты, у нас зрители. Однако (на мой взгляд) интересно провести аналогию. Для познания самих себя. Вероятно, потому я и затруднялась ответить на вопрос в анкете Протеатра о наших зрителях. Хотя и написала, что мы выступаем в социальных и культурных центрах, в библиотеках и на фестивалях. Но вдруг все-таки наша "целевая аудитория" шире, чем то, как я ответила на вопросы в анкете для Протеатра?

Ольга: Вторая причина, по которой руководители (или иные ответственные лица) затрудняются с определением своей ЦА. Это хаотичность процессов в организации, когда работа организации не систематизирована, нет стратегии, четко построенных планов и конкретных целей. В таких случаях о портрете своей ЦА мало кто задумывается, и если попросить описать свою целевую аудиторию, то она будет описана в четырёх параметрах (пол, возраст, локация, финансовое положение). Боюсь, что это тоже про нас (про Творческую Школу клуба "Крылья"). Хотя сейчас в Творческой Школе начинает просматриваться стратегия - выступления на фестивалях (и не только там).

Ольга: Кто такая эта целевая аудитория? В данном случае, кто такие наши зрители (зрители Творческой Школы клуба "Крылья"). Если говорить простыми словами, то это группа лиц, которая с большей вероятностью придут смотреть наши спектакли (и другие сценические номера). Зачем нужно создавать портрет целевой аудитории? Далее конспект с заменой (с моей стороны) "клиента фирмы" на "зрителя". Во-первых, для того, чтобы определить общие для целевой аудитории ценности, на основании которых в дальнейшем выстраивать процесс репетиций и подготовки к выступлениям. Во-вторых, для того, чтобы сформулировать обращение к зрителям (и к набору студийцев в Творческую Школу). Это обращение будет присутствовать во многих рекламных материалах. В-третьих, для того, чтобы выбрать самые эффективные каналы продвижения и не заниматься рекламой впустую. В этом случае вы более чётче можете сформулировать свой посыл (предложение) к своей целевой аудитории, в отличии от тех конкурентов, у которых информация направлена практически на всех подряд и в частых случаях является шаблонной или абстрактной. А мы (Творческая Школа клуба "Крылья" как раз (пока что) и являемся теми, у кого информация направлена практически на всех подряд. И я (как худрук) пока что "не понимаю", а чем это так уж "плохо".



полная версия страницы