Форум » Театральная школа » Инвалиды на сцене » Ответить

Инвалиды на сцене

Ольга: Тема открыта по предложению Светланы Хохловой (ник - Васса). Цитирую телефонограмму: [quote]Спортсмены-параолимпийцы признаны миром. А что можно сказать о людях с инвалидностью на сцене?[/quote]Вообще-то у нас есть подобные темы, но конкретно о разных театрах. Однако я согласилась создать и обобщающую "философскую" тему тоже. [quote]О проблеме такого восприятия и причин его происхождения можно говорить долго и это отдельная тема. Мария Кравченко click here [/quote]

Ответов - 12

Ольга: Обсуждали сегодня эту тему с Местаном. Он предложил задуматься:"Если профессиональный актер стал инвалидом, ему уже не место на сцене?" Я спросила:"А если инвалидность с детства, то тем более нет места на сцене?" Местан ответил:"Не только на сцене, но даже в булочной, если человек на коляске, а при входе - ступеньки".

Ольга: Вот что написала на Ю-Туб клон-комментатор: Заранее прошу прощение, ни кого не хочу обидеть. У меня сложилось впечатление, что это просто стеб над нездоровыми людьми. Или кто-то на этом зарабатывает деньги, стуча по башкам народа надеясь на жалость? Обращаюсь к мужикам снимавшимся в этом недоразумении. МУЖИКИ ! Подберите себе занятие поинтересней! И жизнь в радость будет, и здоровья прибавиться. EvKa25 1 нед. назад click here Всем остальным комментаторам - спасибо!

Ольга: Международный интеграционный театральный фестиваль «Солнечная волна» (Киев - 2003) ...мы привыкли к тому, что искусство должно, прежде всего, приносить эстетическое наслаждение, а актеры кино и театра выступать так называемым олицетворением этой эстетики. Наблюдать же за действом, в котором непосредственное участие принимают дети с ограниченными возможностями на костылях и колясках, для человека неподготовленного психологически нелегко. Однако эксперты отмечают, что когда речь идет о реабилитации детей-инвалидов, именно театр является незаменимым. По этому поводу определилось два мнения: или это искусство — для искусства, где инвалиды могут заявить о своем таланте не хуже, чем физически здоровые, или же главная идея все-таки состоит в раскомплексовывании и победе над стеснением. В частности, режиссер, доцент кафедры театральной режиссуры Киевского Национального университета культуры и искусств Владимир Федоров, говорит о том, что театр не только развивает мышление, память, речь, но и помогает ребенку с ограниченными возможностями через передачу образов предметного мира познавать жизнь и развиваться. «В ритме сюжета такой ребенок как будто существует в другом вертикальном измерении, где забывает о действительном и прошлом, и тогда не нужно обращать внимание на то, что кто-то тянет ногу или неправильно говорит». Главное для реализации такой терапии — найти роль, которая будет абсолютно отвечать физиологическим и психологическим возможностям того или иного ребенка, чтобы не играли те, которые совсем не могут играть, и не провоцировалось отвращение со стороны зрителей. Показательным в этом плане был доклад театрального композитора, художественного руководителя театра «Мирт» из Москвы Натальи Ораловой. На фестивале она представила театральную новеллу по произведениям Марины Цветаевой «Психея или монологи из гримерки», идея, постановка и музыкальное оформление которой, режиссер осуществила сама. В этом спектакле — абсолютно здоровая профессиональная актриса на сцене вместе со слепой девочкой-инвалидом, у которой незаурядные вокальные данные. «Я рассматриваю момент интеграции тогда, когда талантливый инвалид будет работать на одном уровне с профессионалом, не вызывая при этом какого-то отчуждения у зрителя. Спрятать ущербность и является интеграцией», — говорит госпожа Оралова. Наталья работает на базе интерната для детей, которые страдают от детского церебрального паралича. Но в ее трупе из 15-ти человек есть и дети с синдромом Дауна, аутисты. Режиссер говорит, что занимается со всеми детьми без исключения, поскольку они более открыты на игру. «В одном из зимних спектаклей, где дети занимались импровизацией, — отмечает Н. Оралова, — даже мальчик-аутист абсолютно правильно понял и сыграл снежный сугроб, накрывшись простыней». Люди же более зрелого возраста не всегда горят желанием заниматься из-за того, что в нашем обществе для инвалидов определены совсем другие профессии: компьютерщиков, математиков и тому подобное. «Иногда я нахожу людей прямо на улице — одного юношу я встретила в метро, поговорила, заинтересовала театром, а теперь он в него влюблен. Оказалось, что он — человек творческий, сам пишет пьесы, у него красивое лицо и фигура. Новация — это поиск какой-то новой драматургии, необычной пластики, выразительных средств, — говорит Н. Оралова. — Моя задача состоит в том, чтобы как можно ярче суметь определить в спектакле талантливых в своей музыкальной, языковой, пластичной органике людей. Найти какое-то новое необычное драматургическое решение», — говорит Наталья. Театральное искусство потому обладает таким терапевтическим свойством, что в нем взаимодействуют почти все виды искусств. В основе методики Натальи Ораловой лежит определенная ритмическая музыкальность. Принимая во внимание именно ритмичную пластику, ею можно скорректирвать даже несинхронную походку мальчика, который страдает ДЦП, считает Н. Оралова, а если ввести ее в основу театральной постановки, то он будет двигаться спокойно и четко ощущая ритм. «Именно в этом и состоит интеграция инвалида в общество, когда акценты перемещаются на внутренние творческие резервы человека, а не на его недостатки». Олеся ПАЛАМАРЮК 2003


Ольга: Моя точка зрения (и точка зрения моих единомышленников) близка к точке зрения кинорежиссера Люка Бессона: ...судя по заявлениям режиссера, у него весьма гуманное, даже нетребовательное отношение к искусству: «Искусство— безвизовая страна, там где талант, там и творчество». Главный зал «Октября» был полон, доказывая, что Люк Бессон не совсем прав и между арт-хаусом и массовым кино разница все-таки есть— по крайней мере в зрительском интересе. Кстати, на показе были многие публичные персонажи от главы кинокомпании «Кино без границ» Сэма Клебанова до Бориса Моисеева в окружении нескольких спутников. Московский кинофестиваль -2010 Что касается "Кино без границ" - это, вероятно, разные кинофестивали с одинаковым названием. Один для инва, другой - просто.

Ольга: От Модератора. Начало беседы - в теме: click here Julia пишет: Ну и что? А то, Юля, что тема "Инвалиды на сцене" для меня - "больной вопрос". И я пригласила тебя, Юля, посмотреть сюжет про МИРТ, так как у меня "трудные роды". Нужна акушерка (или аист). Мысль что-то "никак не рождается". Мб, "крылья" есть и у акушерки. А может быть, я тебя пригласила на роль аиста. Но у меня как-то уже от одного словосочетания "инвалиды на сцене" обостряется "депрессия". И вот в поисках "борьбы" с депрессией меня и озарило... Может быть, как раз благодаря твоему отзыву, Юля, на сюжет про МИРТ. Итак, я задумала постановку под названием - "Инвалиды на сцене". Сначала у нас была "просто" постановка - по Алану Милну (закрыли, так как "классика" что-то никак "не экранизировалась"... якобы сценарий Олега - это "слишком просто" и "детские забавы"). Потом я переделала (Олег помогал), но и "Портрет Мечты" click here пришлось . Так как "слишком сложно" и "непонятно Ковальскому". Предлагаю третий вариант инсценировки (надо же костюмы Сценические костюмы использовать - зря что ли мы на футболках рисовали?). Костюмированное шоу - "Инвалиды на сцене". Пантомима. Был у нас и "внебрачный сын" Винни Пуха - вариант Ядовитый Винни. Тоже "не дошел до сцены". Правда, первый (классический) вариант "дошел" (и даже не один раз). Но... только в виде "Дома Совы" и "Дома Филина". А поскольку вариант в стиле модерн не мог быть "правильно понят" при дроблении, то "Дом Совы" (модерн) до зрителя так и не дошел. А если шоу "Инвалиды на сцене" дойдет до зрителя, то это уже, возможно, будет Остро-социальный театр

Ольга: Плохо то, что нас с ними "путают". Что, в частности, показали телесъемки передач "Трудное счастье". Таких, как мы - просто мало. И хоть самим про себя снимай телепередачи (такая сейчас ситуация). При этом параллельно могут говорить вещи, которые близки нам: Помимо всего прочего, на базе театра инвалидов «Мимоза» действует команда Интегрированного КВН «Батлейка», которая не раз представляла Беларусь на фестивалях международного уровня: в Москве (2009), Одессе (2010, 2011). «Самое важное для любого человека – самореализация, самоотдача любимому делу, ощущение того, что ты востребован, что ты значим для общества, что ты нужен... Вот тогда вырастают крылья, вот тогда душа творит, дарит добро и любит. Каждый человек приходит в этот мир не случайно, каждый должен что-то после себя оставить, передать. На том простом основании, что ты человек, и не важно, сколько у тебя рук, ног, как ты передвигаешься по этой земле, какая у тебя внешность, профессия и т.д. Главное, что ты умеешь видеть вокруг себя прекрасное, необыкновенное, анализировать это и воспринимать сердцем и душой для воплощения своих мыслей в действие. Театральное творчество – наилучший способ развития духовности, обретения навыков общения и реализации собственных талантов и способностей». О. Прохорова (худ.рук театр "Мимоза")Но если все так, как она говорит, зачем называть "Мимозу" театром инвалидов? Назвать так своих актеров только потому, что ты (худрук) сама не инвалид? И ведь не стыдно. Получается почти по Евг.Шварцу: "Давай убежим?" (в данном случае - бегство в слово "инвалид"). "Стыдно!" - ответил Кей Герде. А им не стыдно.

Ольга: Название "Особый театр" - это тоже не про нас. Оно бы и ладно. Если бы нас с ними не путали. Кто? СМИ. Что касается театра "Мимоза", такой симбиоз оправдан тем, что Ольга Прохорова супруга инвалида: click here Они не единичны: мне многие говорили: надо оставить в названии слово "инвалид", так как это залог такого понятия как деньги.

Ольга: Если сказать проще, то интегрИРОванные театры - это лечебные театры (инвалидов там лечат средствами искусства... от чего лечат?... конечно, от инвалидности). А интеГРАЦИонные - это обычные учебные театры. Например, театр "Надежда" в Ярославле - вполне интеграционный театр (хотя там и нет актеров с инвалидностью). Для интеГРАЦИонного театра неважно, есть ли в нем инвалиды. Важно, есть ли интеграция. Театр "Надежда" (Ярославль) А для интегрИРОванного театра самое главное - это актеры с инвалидностью (точнее, деньги, которые неинвалидам платят за то, что они "лечат инвалидов от инвалидности" театральными средствами).

Ольга: Информация с сайта театра "Круг-2": Интегративный театральный проект — (от лат. integrum — целое лат. integratio — восстановление, восполнение) проект с участием как профессиональных актеров, так и актеров с ограниченными возможностями здоровья. Получается, что "интегративный" и "интегрированный" - это когда инвалиды играют на одной сцене с профессионалами. А у нас театр - Интеграционный. Но Марина Бауэр хочет у нас сыграть роль Снежной Королевы. И что же: мы станем тогда сразу "интегрированным" театром? Думаю, что нет. Так как это вопрос концепции. У нас нет (и думаю, не будет) такой концепции (как у того же МИРТа): Инвалиды и профессионалы играют на одной сцене. У нас на сцене не инвалиды, у нас актеры-любители. А то из "их" постановке вопроса логически следует, будто бы человек с инвалдиностью не может быть профессионалом. Допустим, не может. Зачем же это подчеркивать? Мало ли кто и что не может. Не для того люди на сцену выходят, чтобы подчеркнуть свои "невозможности". Поэтому "они" как хотят. А мы пойдем своим путем.

Ольга: КУЛЬТУРНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИНТЕГРАТИВНОГО ТЕАТРАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОТДАЛЕННАЯ БЛИЗОСТЬ» Особое театральное искусство* в последнее время активно завоевывает новые территории и зрительские аудитории. За последние десять лет в России благодаря деятельности в рамках Всероссийского фестиваля особых театров «Протеатр» особый театр стал самостоятельным культурным явлением. Следующим этапом развития особого театрального искусства и новой возможностью социальной интеграции является встреча на театральных подмостках актеров с ОВЗ и профессионалов. Отдаленная близость Может быть, это и "новая возможность социальной интеграции", а, может быть, это кульминационный момент социальной сегрегации - вопрос-то спорный. В последние 15–20 лет творческая деятельность этих людей в странах ЕС признана в качестве деятельности профессиональной. В России редка практика профессиональных постановок в области особого театра. Особенно это касается особых театров с участием лиц с проблемами ментального и/или психического здоровья. В частности, эта ситуация связана с отсутствием официального статуса особых театров в России, с отсутствием профессионалов, имеющих опыт как театральной деятельности, так и социокультурной реабилитации. Отсутствие профессионалов, имеющих опыт - это, конечно, сильно сказано. Кто и где готовит в России профессионалов по социокультурной работе? Но от самого слова "реабилитация" (немедицинского характера... медицинская - это понятно)... как-то "тошно" становится. Хотя если рассматривать этот вопрос как политически значимый, тогда да. Но при чем здесь искусство?

Ольга: Особое искусство — это искусство, находящееся в поиске новых смыслов, новой эстетики, новых способов коммуникации. Творческий подход к различным аспектам жизни человека с проблемами ментального и/или психического здоровья приводит к возникновению новых самобытных выразительных средств, которые в принципе снимают вопрос об инвалидности в искусстве. Рождение новых сценических форм предлагает зрителям новые эстетические переживания. Да в том-то и дело, что не снимают, а акцентируют! И при этом говорят, что "снимают". Обрыдаться. Особый театр — устоявшийся за десять лет существования Всероссийского фестиваля особых театров «Протеатр» термин, обозначающий театральные коллективы с участием людей с особенностями развития: с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, эмоциональной сферы, имеющих интеллектуальную недостаточность, с соматическими, генетическими и психическими заболеваниями и др., а также интегрированные коллективы, в которых участвуют люди, как имеющие ограниченные возможности здоровья, так и без таковых. Убиться веником: попал в какой-то театральный коллектив инвалид - все, театр "интегрированный". И после этого отрицать акцент на инвалидности?

КолянПлатков: Ольга пишет: Обсуждали сегодня эту тему с Местаном. Он предложил задуматься:"Если профессиональный актер стал инвалидом, ему уже не место на сцене?" Я спросила:"А если инвалидность с детства, то тем более нет места на сцене?" Местан ответил:"Не только на сцене, но даже в булочной, если человек на коляске, а при входе - ступеньки". Жизнь сурова, но человек приспасабливается к новым условиям и находит себе применение там, где сможет это сделать. В этом сила Человека!



полная версия страницы