Форум » Социальная интеграция и адаптация » Инвалиды на Западе » Ответить

Инвалиды на Западе

Яблонька: Предлагаю писать в этой теме о том, как живут люди с инвалидностью в Европе и в Америке. Можно давать ссылки на интересные материалы в инете.

Ответов - 44, стр: 1 2 3 All

soave: Там многие ездят не на колясках, а на электроскутерах, вроде того, что на картинке. Не только инвалиды, но и пожилые. Я такие видела и в Голландии, и в Финляндии. А в Италии я видела колясочника всего один раз, и тот был турист. У меня вообще сложилось впечатление, что там с доступностью среды проблемы: местность холмистая, и в городах, я имею в виду исторические части, много длинных-предлинных лестниц без пандусов. Швеллеров там тоже, к счастью, нигде нет. Обычно эти бесполезные железки еще и страшны на вид, строить их было бы слишком жестоко по отношению к прекрасным итальянским городским пейзажам. Но в целом данная особенность итальянских городов меня удивила, потому что к тому моменту была наслышана об удобстве европейских городов для колясочников. Первое, что я сделала, зарегистрировавшись на дисе, это попыталась завести светскую беседу на эту тему. http://www.disability.ru/forum/index.php?id=7921

Активист: У Ким такой скутер есть

soave: Активист пишет: У Ким такой скутер есть В Москве такой не видела ни разу. Наверное, с нашими бордюрами на коляске и то удобнее, их можно преодолеть при помощи сопровождающего или прохожих, а скутер подразумевает самостоятельное использование.


Яблонька: Активист пишет: У Ким такой скутер есть Мб, она хочет свой скутер магазину подарить? В местной газете была заметка, что по совету Е.Н.Ким в новом торговом комплексе инвалиды будут ездить на скутерах. Вот только я забыла, достроили этот торговый комплекс (в СВАО) или все только в проекте. Да и не представляю, как бы я там на скутере ездила Не для меня такое, наверное... Да и для кого вообще? Разве на скутере - это удобно? Прочитала я заметку и подумала - "не тем занимаются, не на то деньги тратят". Лучше бы доступную среду обустраивали. В торговый комплекс люди с инвалидностью и так попадут. Лучше бы сделали доступными для инвалидов другие магазины (и не только магазины). Кстати, как насчет доступности среды на Западе? soave пишет: А в Италии я видела колясочника всего один раз, и тот был турист. У меня вообще сложилось впечатление, что там с доступностью среды проблемы: местность холмистая, и в городах, я имею в виду исторические части, много длинных-предлинных лестниц без пандусов. А, вот как раз Вы и рассказываете... Спасибо! Я спрошу у своих знакомых (у Юли Ильюты, у Маши Печерской и у Нади) - они бывали в Италии. Мб, напишут (расскажут) что-нибудь Валерия, спасибо за ссылку на Дис! Вот Шизая Морква пишет: если есть возможность поставить пандус, то его там поставят. У нас-же, если и по закону он положен, а его никто не делает и не ставить. Интересно, что скажет Муха? В самом ли деле это так? Я вот не думаю, что на Западе пандусы ставят "не по закону" Или Морква писал не об этом? А вот что пишет на Дисе Иосиф (по-моему, так оно и есть): Итальянские законы категорически запрещают что либо менять в местах исторической застройки, а поскольку почти все интересные для туристов места являются таковыми... Однако, в местах нового строительства, в супермаркетах, автозаправках на магистралях, т.е. там где это возможно - есть и пандусы и специальные туалетные кабинки и выделеннве места на парковках. Хотя я читала , что на Западе и в исторических местах меняют (если это возможно). А вот от наших местных властей я слышала, что ничего менять не будут (даже неисторическое, а, к примеру, пандус в магазин "Покупай"). Мол, вот новые здания и так строят (в Москве) с учетом доступности. Однако мне Валерия рассказывала, как недавно побывала в Опере и как там, увы, все малодоступно (хотя это новая постройка)

Яблонька: "Таня возвращается в Лондон" http://www.youtube.com/watch?v=vMa_JlL9B0s&eurl=http%3A%2F%2Fwww%2Edisabilitytv%2Ecom%2Fpast%5Fepisodes%2Fshows%2Ftanya%5Freturns%5Fto%5Flondon&feature=player_embedded

Яблонька: Как управлять автомобилем при параличе рук. Видео с выставки в Сокольниках, но, по-моему, это все равно не для наших инвалидов. У нас это невозможно.... http://www.youtube.com/watch?v=NQhnq5EL1tw&eurl=http%3A%2F%2Fwww%2Edisability%2Eru%2Fforum%2Findex%2Ephp%3Fid%3D13582%26page%3D6&feature=player_embedded

Яблонька: Юрий Стоянов, народный артист России: Я в 1989 году был на гастролях в Японии и часто там гулял по городу. В Токио меня очень раздражало, что на всех тротуарах в центре была какая-то шершавая плитка. Я все время старался обойти ее и иногда даже спотыкался. Но заметил, что плитка иногда меняет рисунок. Я не очень этому придавал значения, но все же попросил объяснить, зачем она. И ребята из нашего консульства рассказали, что это дорожка для инвалидов по зрению и предназначена для того, чтобы они не пользовались палочкой и даже не брали ее с собой, а могли в обуви на тонкой подошве тактильно ощущать рисунок плитки. Потому что изменение рисунка всегда что-то обозначало: например, пешеходный переход, магазин, общественный туалет. У меня от всего этого был просто шок. Представляете, это как будто государство за все просит у них прощения. По-моему, это грандиозно, и в этом смысле мы находимся на какой-то другой планете. Я уж молчу про то, как в Японии организованы съезды, подъемы, туалеты, возможности входа и выхода инвалидов в общественном транспорте. Там понимают, что у человека уже есть беда, и больше к ней на каждом шагу ничего не добавляют и больше его не унижают. http://www.gzt.ru/society/2007/12/03/220201.html

Яблонька: Внимание к людям с инвалидностью (Матвей Ганапольский) http://echo.msk.ru/blog/ganapolsky/591859-echo/

soave: Предлагаю вашему вниманию небольшой доклад о доступности среды "на Западе". Первый выпуск будет посвящен общественному транспорту города Вены. Новости хорошие - венские трамваи и метро весьма доступны и дружелюбны к пассажирам, пользующимся колесными транспортными средствами, вроде разного рода колясок и велосипедов. Как следствие - огромное количество детей в сидячих колясках в метро. Дети ведут себя на удивление спокойно, ни разу не видела, чтобы кто-то из них плакал. Тем более, чтобы кто-то из родителей в воспитательных целях вопил на свое чадо, как у нас это кое-где порой случается. Вообще народ, в основном, спокойный и доброжелательный. Итак, метро. Все-все-все станции оборудованы лифтами. Эти стеклянные коробочки - вход в подземку.

soave: Метро в Вене обозначается буквой "U" (от U-Bahn). Линий всего пять, на пересадках также есть лифты. На станциях никаких роскошеств, все строго функционально. На платформах и на подходах к объектам - предупредительные тактильные полоски.

soave: Лифтом может воспользоваться любой желающий. Люди сами вызывают лифт, специально обученных хранительниц заветных кнопок не предусмотрено. Турникеты отсутствуют. Надо лишь прокомпостировать билет (для этого предназначены синие коробочки), и можно проходить. Многоразовые билеты компостируются только в первый раз. Существует билет, действующий во всех видах общественного транспорта: в метро, в трамвае, в автобусе. У меня был именно такой. Очень удобно - почикать его один раз в машинке, потом положить в карман и забыть, что на транспорт нужны билеты. Говорят, штрафы для зайцев жутко большие. Но это со слов, я сама не проверяла. Да и контролеров за все время не видела.

soave: Более половины венских трамваев - низкопольные.

soave: Пол размещен практически вровень с тротуаром, никаких ступеней внутри нет. Оранжевая полоска с кнопкой на двери для тех, кто хочет, чтобы дверь открылась. Ни в трамваях, ни в метро двери не открываются сами по себе, их надо открывать или нажатием на кнопочку, или там есть специальная ручка. Так сделано и внутри, и снаружи вагона.

soave: На многих станциях есть табло, где отображается время до прибытия следующего трамвая. Низкопольные обозначены "человечком", как на картинке ниже прибывающий через минуту трамвай 40го марштура. А два других - обычные.

soave: Табло установлены не на всех остановках. Но низкопольные трамваи фигурируют на всех маршрутах, по-моему. Мне они везде попадались. Поэтому и сложилось впечатление, что большая часть трамваев в Вене низкопольные.

Яблонька: soave пишет: Ни в трамваях, ни в метро двери не открываются сами по себе, их надо открывать или нажатием на кнопочку, или там есть специальная ручка. Так сделано и внутри, и снаружи вагона. Валерия! Потрясающий отчет! Столько интересного! О благах цивилизации... Но вот, например, непонятно, как это - двери сами не открываются?

soave: Яблонька пишет: Но вот, например, непонятно, как это - двери сами не открываются? В прямом смысле слова. Подъезжает вагон к остановке, и если какая-то из его дверей никому не нужна, никто не хочет в нее войти или выйти, она и не откроется. Открывание двери инициируется пассажиром. Наверное, так безопаснее, чтобы никто случайно не вывалился. А мб электроэнергию экономят. ) Я тоже поудивлялась сначала, а потом привыкла. Причем так сделано и в парижском метро, и в венском. И в трамваях. А доклад еще не закончен, продолжение следует. )

Mucha: Очень хорошие фотки, очень хорошие ракурсы. soave пишет: Новости хорошие - венские трамваи и метро весьма доступны и дружелюбны к пассажирам, пользующимся колесными транспортными средствами, вроде разного рода колясок и велосипедов. А машин на улицах - много? Общественный транспорт (наземный) имеет какие-то ощутимые приоритеты? - Как там вообще дела с пробками обстоят? Трамваи шумные? Яблонька пишет: Но вот, например, непонятно, как это - двери сами не открываются? Да, я тоже не поняла. Вообще двери сами на остановке не открываются? - т.е. если зазевался - всё, мимо?

soave: Mucha пишет: Очень хорошие фотки, очень хорошие ракурсы. Спасибо. Mucha пишет: Трамваи шумные? Ой, не обратила внимания. Но вроде особо сильно не дребезжат, они ведь новые. Пробку видела одну, по дороге из аэропорта в Париж. Потому и согласилась поехать на мототакси - на мотоцикле. Очень понравилось, кстати. ) Но и та пробка была бы по нашим понятиям миниатюрной. Потому что количество машин на улицах с московским, конечно, не сопоставимо. Особенно в Вене. Там и людей намного меньше на улицах, и в транспорте. Из наземного транспорта пользовалась в основном трамваем. Автобусом только один раз, во Франции, мы ездили на нем в Сен Женевьев де Буа на русское кладбище. Обычный низкопольный MAN, каких и в Москве полно. Mucha пишет: т.е. если зазевался - всё, мимо? Про двери выше ответила. В Париже в метро вообще не объявляют остановок, ни при прибытии, ни при отправлении. В Вене говорят название станции, но, по-моему, без лишних сантиментов вроде "осторожно, двери закрываются". Парижское метро недоступное для колясочников совершенно, я про него расскажу еще. Вот поезда загородные - да. Они там ходят тоже под городом, как и метро. Чтобы пересесть на загородный поезд, надо сделать пересадку с линии на линию. Мне понравилось, удобно. Фотка ниже как раз про вход на такую станцию подземной электички рассказывает. Они, ну, по крайней мере те, что я видела, были доступны. А метро - совсем нет. Лестницы, лестницы, лестницы. Старушка-то не выберется из такого, не то, что колясочник.

soave: Метро в Париже обширное, разветвленное, но к сожалению совершенно для колясочников недоступное. Сколько я ни высматривала, не заметила лифтов или чего-то подобного. Станции расположены близко друг от друга, практически, на каждом шагу. Они обычно неглубокого залегания, и для спуска - подъема на большинстве виденных мной нет даже эскалатора, только лестница. Вот так, не без изящества, выглядит спуск в парижское метро.

soave: Общий вид станций. Тактильная полоска присутствует. Но остановки они, как я уже писала, не объявляют.

soave: Пересадка Выход

soave: Вот электрички (RER), по-моему, доступны. Те станции, что я видела, были снабжены лифтами. Reseau Express Regional (сеть региональных экспрессов). RER удобно связывает Париж и пригороды. Это нечто среднее между метро и электричкой: в пределах города идет под землей глубже метро, а за его пределами – по поверхности. Хотя линий всего пять (на схемах обозначаются буквами А,B,C,D,E) пропускная способность у RER значительно выше: поезда ходят по расписанию, в часы пик практически один за другим, остановки делают реже, чем поезда метро и скорость больше. Выйти без билета из RER нельзя. Как только поезд выходит за пределы Парижа, начинают действовать специальные тарифы, зависящие от расстояния между станциями. Эта система не распространяется на проездные: если у вас проездной на четыре зоны, он действует в пределах первых четырех зон, независимо от расстояния. Проездные бывают от 1- до 8-зонных. Особый случай – билеты до аэропортов, находящихся вне зон: на этом маршруте не действует проездной на день MOBILIS, недельные или месячные проездные CARTE ORANGE на пять зон. При поездке в RER следите, на каких станциях не останавливается поезд – это показано на световых табло. Если на табло против названия станции не горит желтый квадратик, значит, остановки там не будет. На всех станциях висят мониторы, на которых показано время прибытия ближайших поездов, их конечные станции и разные служебные сообщения, например, о неполадках на линии или забастовках персонала. http://www.francaise.ru/17/ Трамваи там особо не представлены; автобусы есть, и вроде низкопольные.

soave: На парковочных местах для авто инвалидов установлен знак, запрещающий стоянку или остановку других машин. Штрафы за нарушение правил в Европе, по словам бывалых путешественников, немаленькие.

Яблонька: soave пишет: Вот так, не без изящества, выглядит спуск в парижское метро. Да уж... "Эх, Ваня-Ваня, мы с тобой в Париже Нужны, как эти... в русской бане лыжи" (с) А что такое Sortie? soave пишет: остановки они, как я уже писала, не объявляют. А как же незрячий узнает, что пора выходить? Mucha пишет: Очень хорошие фотки, очень хорошие ракурсы. Ирен! Поставьте плюсик Валерии! А то я свой уже давно использовала

soave: Яблонька пишет: А как же незрячий узнает, что пора выходить? А может быть там незрячие одни, без сопровождающего, метро не пользуются. Во Франции видела незрячих дважды, обоих - в Нотр Дам. Вообще там инвалиды в основном в местах скопления туристов вокруг памятников истории мне встречались. Просто в городе, да еще одни - не очень как-то. Ну, видела один раз дядьку на коляске, который пил пиво в ресторанчике на улице. Вот еще мадама на электроколяске рассекает. Но это тоже рядом с сооружением каким-то. Кажется, с Домом Инвалидов. Это величественное здание было построено для ветеранов королевской армии еще в 17 веке.

Яблонька: soave пишет: А может быть там незрячие одни, без сопровождающего, метро не пользуются. Надо же... цивилизация... У меня была одна знакомая колясочница - вышла замуж во Францию. Помню, она мне писала, что тоже есть проблемы. Мол, не надо думать, что во Франции у инвалидов нет проблем. Как-то запомнилось, что она жаловалась на отсутствие доступности здания, где находится центр по трудоустройству. Правда, они живут не в Париже. Сама она с Украины родом. Надо бы найти ее емейл. Давно это было... Не знаю, найду или нет. Она рожать собиралась, а потом прервалась переписка.

soave: Яблонька пишет: Надо же... цивилизация... это предположение, только мое предположение вообще наше метро мне больше нравится. не только "дворцовостью" станций, а большей четкостью какой-то. у них (парижан) выходы расположены на каждой станции в разном месте, по-моему, в произвольном совершенно. на редкой станции в начале и конце платформы, все больше где-то в середине. )) в нашем метро чище. у нас остановки объявляют, о закрывании дверей предупреждают. полосок, правда, нет. а вот венское метро с т.з. доступности идеальное, по-моему.

Яблонька: soave пишет: это предположение, только мое предположение Да, что-то вдруг опять стало интересно, как инвалиды во Франции живут... Эх, хорошо, если бы Матильда пришла в тему и рассказала, как колясочники живут в Канаде! soave пишет: а вот венское метро с т.з. доступности идеальное, по-моему. Красота!

soave: Тротуары на переходах в Париже срезаны, везде-везде, и положена пупырчатая тактильная полоска. Звуковое сопровождение для незрячих встретилось лишь на считанной паре светофоров.

soave: Я не ограничилась транспортом и парковками, но осмотрела также и окрестные, относительно гостиницы, храмы (католические). Оба оказались доступны. В одном был сделан специальный подъемник, в другом использовался накладной пандус.

soave: Накладной металлический пандус, но под большим углом из-за крутизны летницы, я обнаружила и в храме св. Петра в Вене. (на нижнем фото - общий вид храма)

soave: А это - православный храм св. Николая. Московский патриархат. Путеводитель гласит, что тут уже успел побывать Путин. ) Храм доступен без дополнительных приспособлений, вход расположен на уровне тротуара.

Яблонька: Валерия, а кладбище доступно для колясочников? А то я вот не могу побывать на могиле у родной матери.

soave: Я осмотрела кладбище Сен Женевьев де Буа, где в основном покоятся русские эмигранты. На французских кладбищах не принято делать оградки вокруг могил. Ряды ровные. Пожалуй, на коляске можно было бы по проехать по такому ряду. А вам как кажется? На переднем плане - могила И. Бунина. Рудольф Нуриев

Яблонька: По песку - не очень ехать, но хоть что-то реальное. А про кладбище, где моя мама, мне отец сказал, что там если только меня на руках кто-то донесет. Пожалуй, этим летом съезжу в мамин день рождения. Если помогут от общества "Милосердие"

Яблонька: Германия - "рай для инвалидов": http://www.preodolenye.vtsnet.ru/paper/text13.htm Инвалиды в Финляндии: В Суоми любой инвалид на своей коляске может свободно въехать в любое учреждение, посетить не только супермаркет, ресторан или аптеку, но и бассейн, cayнy. Позавчера выборжане, которые смотрели прямую трансляцию посвященного Дню независимости Финляндии бала в Президентском Дворце, могли наблюдать, как по ковру перед президентской четой свободно и естественно перемещались гости на инвалидных кoляcкaх. Наш президент разве что победителей Паралимписких игр может удостоить приема в Кpeмлe... http://www.vist-telecom.ru/item/11/48299

soave: Еще немного из накопленной в поездке инфы. Вот такие туалеты для инвалидов встречаются то там, то сям в городе Париже. Пользоваться могут, е-ссно, все желающие. Бросаешь монетку - и вперед. А это аналогичное сооружение близ Эйфелевой башни. С лифтом! ) А вот и сама башня. Интересный ракурс, не правда ли? ) Еще можно на данную тему добавить, что в Вене все выходы из станций метро оборудованы туалетами, в том числе для инвалидов.

soave: Лувр. Надпись гласит, что вход для ограниченных в фв персон - без очереди. Вход расположен под этой стеклянной пирамидой. А это вид здания Лувра с другой стороны. Во многих музеях слабоходячим предлагают взять инвалидные коляски. В музее Родена при входе их (колясок) стояла дюжина, не меньше. Музей Родена (здание слева). Розы.

soave: Меня удивило, насколько много в Вене недоступных для колясочников магазинов и ресторанов. Причем сделать пандус в некоторые из них было бы совсем несложно. Я сделала фотографии объектов на одной из улиц недалеко от центра города. Название не помню. ) Я попала на нее минут за 20 неспешного пешего хода из самого центра города. Это было в воскресенье, поэтому почти все магазины, охваченные репортажем, закрыты. Я щелкала почти подряд, поэтому встречаются фотки как идеально доступных заведений, так и совершенно недоступных. Это обычная улица, а не пешеходно-туристическо-центральный "бродвей". На "бродвее" доступных заведений больше. Смотрите мой репортаж о доступности.

Lerika: soave пишет: Это обычная улица, а не пешеходно-туристическо-центральный "бродвей". На "бродвее" доступных заведений больше. Смотрите мой репортаж о доступности Спасибо за интересный репортаж. Очень познавательно, и действительно слегка удивляет. Отметила про себя, что в нашей "Билле" пандус НАМНОГО лучше, что тот, что на одной из фотографий Скажите, пожалуйста, на Ваш взгляд, в Париже бОльшая доступность зданий, чем в Вене?

soave: Lerika пишет: Скажите, пожалуйста, на Ваш взгляд, в Париже бОльшая доступность зданий, чем в Вене? В Париже меньшая доступность, как зданий, так и транспорта. Про Париж у меня еще есть фотки, выложу. Но заметьте, препятствие состоит в основном в одной-двух ступеньках, что можно считать условной доступностью - при помощи сопровождающих. Кроме того, в Вене идеальная, на мой взгляд, доступность общественного транспорта. Об этом в теме выше написано. Вообще колясочников в Вене не сказать чтобы очень уж много, но встречаются регулярно. Я была там в выходной день в зоопарке, и видела за одно это посещение трех или четырех людей на колясках. В метро тоже видела. А швеллеры в Биллу да, выдающиеся в своем роде. ) Даже у нас лучше делают. И Spar'ы у нас все доступные (что я видела), а у меня на фото есть со ступеньками. Причем на всех моих фото изображен единственный вход в магазин, я проверяла, нет ли другого, поприличнее. Но, наверное, с учетом таких факторов, как полная доступность жилых помещений и транспорта, для магазина-ресторана всегда можно найти альтернативу. Да и без сопровождабщих колясочники все-таки редно ходят. Наверное, этим можно объяснить, что столько недоступных зданий, и все к этому относятся спокойно. Ну, это если судить по людям - спокойные они там . )) Шутка, конечно, я же не знаю, какие у них там проблемы актуальны и решаются, я сужу только по тому, что вижу своим туристским взглядом. )

soave: Небольшой фоторепортаж о доступности парижских ресторанчиков (но есть и магазины, даже книжно-газетный попался ). Все расположены либо на самой улице Сен Жермер, либо в непосредственной ее близости. Район приличный, центр, рядом Сорбонна и в одном шаге от Нотр Дам. ) Как видно на фото, все социо-культурные объекты, кроме одного, "условно-доступны", т.е. имеют при входе одну-две ступеньки. Правда, большинство ресторанов летом имеют и открытую террасу в виду выставленных на улицу столиков. За одним из таких столиков я и видела в Париже колясочника. А больше никого из инва-персон на колясках я в недрах города не встретила, только близ достопримечательностей.

Кролик: Вот какая система образования детей-инвалидов в Германии. Привожу копию текста моего общения с мамой девочки-инвалида из Германии: "У нас дети здесь в специальные школу ходят и их в старших классах учат в то направление на что способен ребёнок. Наши дети ведь не сидят дома, только с мамой да папой, это было бы ооооочень скучно. После окончании школы идут на специальное инвалидное предприятие работатъ, даже если100% инвалид -дома не сидят. Также со школой каждый ребёнок должен учиться несмотря на его100% инвалидностъ. Так что нашим детям всё преподают и готовят к самостоятельной жизни. Оля училась в школе так там всё устроено так, чтобы было хорошо ходячим и колясичникам. В группе всегда были такие и такие дети, на этом же участке была школа для слепых. Вообщем, целый комплекс школ. Детей каждое утро специальными микроавтобусами из дому забирают и привозят в школу, некоторых и 20км возили. вечером по домам развозят, так что родители могут работать Дети по классам учатся, могут в одном классе учитъся, но к каждому индивидуальный подход один может на компьютер, а другой нет, так обучают по способностям. В старших классах идут на практику на спец.предприятие для инвалидов и по способностям обучают их трудитъся. На что ребёнок способен после школы туда и дальше их опеделяют. У нашей Оли тоже этот прибор называется Альфа-Талкер (см. фото в фотоальбоме) с его помощью тоже может немного общаться, он у ней больше на работе мы её и так понимаем, её мимика и глаза говорят, домашние её понимают. К Оли на работу приходят массажисты и делают массажи против её спастики. Если дети устают на работе у них большая комната отдыха кровать с водяным матрасом с вибрацией, под ним стоят музыкальные колонки играет очень спокойная музыка для успокоения, водянное журчание в таких стекляных больших колбах (по-немецки Wasserserseule). Вообщем, наших детей не перетруждают. И на работу идут с охотой, так как там много друзей и они очень весёлый народ. Оля наша работает на предприятие для инвалидов, там колясочники, ходячии, синдром Дауна и другие. Занимаются по способностям: кто по металлу, кто по дереву-мебель и детские деревянные игрушки делают для детских садиков, кто на сборке каких либо эл. приборов, кто спецовки латает, кто вышивает, в бюро тоже инвалиды работают. Также музыкой занимаются свой оркестр. В неделю пару часов спорт, танцы, изучение немецкого языка, так как много переселенцев, плавание, в магазины с ними ходят кое-что закупитъ для своей группы это любимое занятие всех детей ( я всё пишу дети, для нас они остаются навсегда детьми, но некоторым уже и 40 -50) это всё когда они на работе. Оля наша руками не может, так у ней шлем на голове с приставками, то что то красит, то клеет, вообщем стараются занятъ и таких детей которые 100% инвалиды. Нашим детям хорошо живётся и мы рады за них!! Детей после школы туда направляют, конечно и желание родителей удовлетворяют, если ты хочешь на другое предприятие. Мы сколько здесь живём, только положительно можем говорить о социальном обеспечении. Они сперва находятся в группах по обучении всяких профессий опять же по способностям. У нас в округе, где мы живём, несколько таких подобных предприятий, иногда и по два. Стараются ,чтобы не так далеко было ездитъ."



полная версия страницы