Форум » Социальная интеграция и адаптация » Особые дети - в обычной школе? » Ответить

Особые дети - в обычной школе?

Julia: Инклюзивное (интеграционное) обучение - за и против Инклюзив(франц. inclusif — включающий в себя, от лат. include — заключаю, включаю), формы личного местоимения 1-го лица множественного числа или глагольные, указывающие на то, что адресат речи входит в число участников действия. Встречаются в австралийских, папуасских, индонезийских, меланезийских, полинезийских, дравидийских, тибетских, некоторых северокавказских и др. языках. Например, индонезийское — Kita "мы, включая тебя", аварское — ниж "мы", нил "мы с вами". Хочу поговорить на тему: Где учиться - в интернатах для инвалидов, среди таких же, как они, или в обычных учебных заведениях, среди здоровых людей? Кролик пишет: [quote]ОВЗ - Ограниченные возможности здоровья - легкие нарушения, которые по критериям не являются инвалидностью. Школы-интернаты у нас в основном для таких детей. Например: 1 вид - глухие дети (вот они все инвалиды). 2 вид - слабослышащие дети (при тугоухости инвалидность дают только начиная с 3 степени, а 1 и 2 степень - это не инвалиды, а ОВЗ). 3 вид - слепые дети (все инвалиды) 4 вид - слабовидящие дети (не все инвалиды, но критерии я не помню точню все). 5 вид - дети с тяжелыми нарушениями речи (редко бывают инвалидами). 6 вид дети с нарушением ОДА (например ДЦП легкой степени - это не инвалидность, а ОВЗ. ) 7 вид - дети с задержкой психического развития - ОВЗ 8 вид - дети с нарушением интеллекта. (если легкая неосложненная УО - ОВЗ). [/quote]

Ответов - 147, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

Ольга: Кролик пишет: И что тогда сегрегация? Как-то я не очень это понимаю. Я тоже как-то не очень понимаю. Надеюсь, все вместе начнем это понимать, когда будем развивать работу по проекту "Путевка в жизнь". Это проект организации "Люди в колясках". Недавно у этой организации появился свой форум. Приглашаю! Но в общем-то я понимаю идею так, что мы должны быть все вместе и в жизни, и в школе. Но сторонники сегрегационного обучения акцентируют внимание на том, что, например, способ преподавания для неслышащих не подойдет для человека с нормальным слухом. Потому что вообще другой способ общения. И я пока что не знаю, что на это возразить, но, по-моему, сторонники сегрегационного образования не совсем правы... Черная_Леди пишет: Я лично за надомное обучение, потому что в жизни среди инвалидов никакой адаптации не может быть в принципе. А я за то, чтобы колясочники учились в обычной школе. Если, конечно, хотят. Но не все будут за. Например, Вы, Нина, почему-то против...

Черная_Леди: Я не против. Просто 7-летний ребенок сам не сможет определиться, чего ему больше хочется - общения со сверстниками или надомного обучения. Значит решать это будут родители. А теперь представьте адаптированную школу и квартиру школьника-инвалида на 5 этаже хрущевки. Вряд ли кто из родителей по зиме в холод будет возить ребенка в школу.

Ольга: Черная_Леди пишет: Значит решать это будут родители. Нина, даже если ребенок определится, чего он хочет, решать будут его родители... И правила обучения. Черная_Леди пишет: А теперь представьте адаптированную школу и квартиру школьника-инвалида на 5 этаже хрущевки. Вряд ли кто из родителей по зиме в холод будет возить ребенка в школу. Я кажется, такой ролик видела - "социальная реклама"... О недоступности выхода из дома. Да, в нашем обществе вполне возможен такой вариант. Но может быть и наоборот - родители "на все готовы" (преодолевать ступеньки и прочее), а школа не берет, мотивируя тем, что "дети жестокие, обидят колясочницу". И разрешают только надомное обучение. Даже на общий праздник не разрешат придти, опять же мотивируя "заботой" - ой, у нас ведь нет лифта, да мы сами придем, навестим девочку, не надо беспокоиться!


Lerika: А я вот даже не могу определить свое отношение к инклюзивному образованию в нашей стране. С одной стороны: вроде бы - да. Конечно, дети-инвалиды должны, по идее, учиться вместе со здоровыми. Уже с детства быть в обществе, а не потом с трудом интегрироваться... Но с другой стороны... Дети могут быть очень жестокими на самом деле. И ребенку-колясочнику может быть сложно со своими здоровыми сверстниками. По крайней мере, вспоминая свое детство, я понимаю, что у меня были такие проблемы. Хоть я и не училась в школе вместе со всеми. Но мне было сложно строить отношения с моими сверстниками, общаться как-то... Поэтому не знаю... Вопрос сложный, конечно. Просто по собственному опыту знаю, что соответствующее отношение сверстников может стать для ребенка-инвалида травмой на всю жизнь. Не думаю, что наше общество уже полностью созрело для инклюзивного образования. Хотя когда-то начинать, конечно, надо... Ну, уж о сложностях с безбарьерной средой я и не говорю. Короче, нет у меня четкого мнения на этот счет.

Ольга: Lerika пишет: Короче, нет у меня четкого мнения на этот счет. Наташа, спасибо! Дело даже не в четкости мнения, мне интереснее опыт каждого. Lerika пишет: Просто по собственному опыту знаю, что соответствующее отношение сверстников может стать для ребенка-инвалида травмой на всю жизнь. Наташа! Вот что показывает твой опыт? Если, конечно, это не секрет. Вот строчка из стихотворения поэтессы-колясочницы Татьяны Зубковой: Жизнь за окном - как будто жизньв кино: Меня туда не примут все равно. А ведь это написала девушка, которую родители возили в школу!.. Мой опыт показывает: я ощущала себя отвергнутой! Мол, инвалид? знай свое место. Твое место не с нами, не в школе.

Lerika: Ольга В том-то и дело... Я тоже себя отвергнутой ощущала. Например, я чувствовала это даже в больницах, где доводилась часто лежать. К примеру, один раз лежала в больнице, где остальные дети были относительно здоровы - ну, то есть все ходили, не на колясках.. в общем, не по опорно-двигательному профилю было отделение... Мне тогда было 12 лет, ну и соответственно, так же и остальным в палате. Так вот, я чувствовала себя "белой вороной". Я не могу сказать, что прям все ко мне плохо относились. Но в принципе я чувствовала такое отношение к себе... презрительное что ли.. Даже не знаю, как точно сформулировать. А одна девчонка надо мной просто конкретно издевалась. Вот и комплекс готов, кстати. Не думаю, что если бы меня возили в школу, то я там не столкнулась бы с таким же отношением.. а то может, и похуже. Но это было в конце 80-х годов. Сейчас, может быть, и лучше стало! Судить тут уж не берусь. Все-таки сейчас другое время. Но вообще из своего детского опыта я вынесла мнение, что дети жестоки и нечувствительны к чужой боли. Ребенку, которому приходиться проходить через страдания, - такому ребенку может быть тяжело в компании здоровых сверстников. Или эти сверстники должны повышенным уровнем эмпатии обладать :) Что, опять же, вряд ли возможно.

яна: Тоже в детстве чувствовала себя отвергнутой, комплексовала страшно, боялась на улицу выйти. Сейчас понимаю, что нужно было меня хоть силком интегрировать, вытаскивать их 4 стен (вот только кому это было нужно?). Но каждый день в школе, среди здоровых детей? Я бы от психического ежедневного напряжения с ума сошла.

Черная_Леди: Все кроме физ. идевательств можно и нужно стерпеть. А как вы жить и работать среди людей будете такими изнеженными тефтелями?

Lerika: Черная_Леди Видишь ли, Нина, сейчас уже время другое. Ты знаешь, я тебе напрямую скажу: сейчас легче "жить и работать среди людей изнеженными тефтелями" :) А вот при советской власти все было гораздо хуже в этом отношении... Почитай книгу Гальего, например. Черная_Леди пишет: Все кроме физ. идевательств можно и нужно стерпеть И тут ты не совсем права. Моральное издевательство может оказаться страшнее физического. И, поверь, я знаю, о чем говорю. Стерпеть-то, может быть, все можно, но в душе многое будет убито. И действительно тут уже возможны все варианты - вплоть до психических расстройств... Поэтому когда ты так безапелляционно заявляешь, что прям все можно стерпеть, - это в некотором роде максимализм.

Lerika: яна пишет: Тоже в детстве чувствовала себя отвергнутой, комплексовала страшно, боялась на улицу выйти. Сейчас понимаю, что нужно было меня хоть силком интегрировать, вытаскивать их 4 стен (вот только кому это было нужно?). Но каждый день в школе, среди здоровых детей? Я бы от психического ежедневного напряжения с ума сошла У меня та же самая история была. Я, когда в больницы попадала, и то не могла общий язык с ровесниками найти. Поэтому я для себя лично даже думаю, что к лучшему, что я в школу не ходила.

Черная_Леди: Ну вот как бывает - люди работают с кем придется, но дружат не со всеми с работы, так и тут.

Ольга: Lerika пишет: К примеру, один раз лежала в больнице, где остальные дети были относительно здоровы - ну, то есть все ходили, не на колясках.. в общем, не по опорно-двигательному профилю было отделение... Мне тогда было 12 лет, ну и соответственно, так же и остальным в палате. Так вот, я чувствовала себя "белой вороной". Я не могу сказать, что прям все ко мне плохо относились. Но в принципе я чувствовала такое отношение к себе... презрительное что ли.. Даже не знаю, как точно сформулировать. А одна девчонка надо мной просто конкретно издевалась. Вот и комплекс готов, кстати. Не думаю, что если бы меня возили в школу, то я там не столкнулась бы с таким же отношением.. а то может, и похуже. Я ровно в таком же возрасте была примерно в той же ситуации. В б-це. Отделение-то неврологическое (Морозовская б-ца), но не было там детей с параличом ног. Преобладали дети с невритом лицевого нерва. И отношения - да, не очень складывались, ведь у них "другое и ненадолго". И вот поступает в соседнюю палату девочка (явно с некоторыми проблемами интеллекта), я даже диагноз запомнила - энцефалит. И эта девочка буквально на глазах "выздоравливает", то есть начинает ходить. И ее за это хвалят, а меня ругают, мол, бери пример. При этом каждый день приходят студенты и проверяют, а соображаю ли я хоть что-то. Мол, сколько будет дважды два. А я-то привыкла, что я с первого класса отличница, а тут взрослые меня ежедневно подозревают, что я "с каждым днем тупею", да еще "всех разочаровала", что никак на ноги не встану. И родители ко мне приходят как к живому трупу. А школа - это другое. Меня бы так не унижали физически и интеллектуально. Я так думаю. Хотя в те годы это нереально было, так как у меня тогда даже инвалидной коляски не было. И родителям даже в голову не приходило, что мне нужна инва-коляска. И я спасалась тем, что "уходила в учебу", так как "это у меня получается". Учительница придет и похвалит. А если меня не хвалят, я плохо понимаю свою ценность. Это даже сейчас так. Особенно если ругают. Но все же школьный подход не очень правильный, он сужает мир. Оценку поставят - и вроде как ты имеешь "ценность". Вот Омар Хайам был очень хорошим учеником, но бедным в школе для богатых. Я думаю, примерно та же ситуация. Черная_Леди пишет: А как вы жить и работать среди людей будете такими изнеженными тефтелями? Правильно, Нина, кидайте нас как лягушек об стену! яна пишет: Тоже в детстве чувствовала себя отвергнутой, комплексовала страшно, боялась на улицу выйти. Не, ну я-то ладно. Я "тефтеля" еще та. У тебя откуда? Тебя же сестра на речку таскала купаться, насколько помню.

йожик: Прежде всего, дело не в "безбарьерной среде" или "инклюзивном образовании", а в психологии и воспитании, т.е. в СЕМЬЕ. Передвигаюсь я самостоятельно, но инвалидность ещё как заметна и хотите верьте, хотите нет, но у меня не было подобных проблем ни в школе, ни в институте. Ну обзывались порой, но точно также как друг на друга любые дети. Я не знаю, какая жизнь у меня была бы, если родителям пришло в голову ограничивать моё общение или ещё что. Черная_Леди пишет: А теперь представьте адаптированную школу и квартиру школьника-инвалида на 5 этаже хрущевки. Вряд ли кто из родителей по зиме в холод будет возить ребенка в школу. Родители должны (поверьте педагогу) сделать ВСЁ, чтобы использовать малейшую возможность для адаптации ребёнка. Тем более в нашей стране, где вся надежда только на них.

Ольга: йожик пишет: Я не знаю, какая жизнь у меня была бы, если родителям пришло в голову ограничивать моё общение Да, я не видела со стороны родственников понимания, что общение - это важно. Это и до моей инвалидности так было. В результате мне не очень ясен смысл и форма общения с самими родственниками. Но и что касается получения образования - я тоже не встретила с их стороны понимания, что это важно. А вот то, что моя инвалидность - это важно.. это да, это было всегда заметно. И до инвалидности. У меня зрение с 2-х лет под наблюдением у врачей, вот это моих родственников очень волновало почему-то. Мне было как-то не по себе, что я "определяюсь" тем, в очках я или нет, выполняю ли я предписания врачей, хуже или лучше мое зрение... А когда меня парализовало, они ... забыли про мое зрение. "А, это уже неважно, ты же парализованная". И одежда моя - "неважно", и мои успехи в учебе для них "неважно", а их того, что я "парализованная" следовало, как не повезло моим бедным родственникам - у них "больной ребенок", "никуда негодный". Так я и не поняла за всю мою жизнь - на что я была бы "годна" в их глазах. Если бы им "больше повезло". Если вернуться к теме школы, то я видела большое уважение к учителям, которые приходят, "несмотря на то, что к инвалиду, а могли бы ведь и не приходить... что от нее толку-то"? ... к ученикам, которые такие добрые, пришли "навестить инвалида". Их за это поили чаем, подводили к моей кровати, чтобы я на них посмотрела и погордилась, какие они добрые, "пришли к инвалиду". И чтобы я "о чем-то пообщалась с ними", а они - со мной. А я тянулась к тем, с кем получалось подружиться в больнице, но мне блокировали с ними общение, так как "глупо тратить деньги на переписку и глупо тратить время на телефонные разговоры!" Я старалась звонить, когда я одна дома, но меня и за это ругали:"Звоню, а у тебя занято!" "Что-то срочное?" "Нет, но вдруг нужно будет что-то срочное! Не занимай телефон". Это я к тому, что если бы меня "определили" в школу-интернат, я не могу представить, что мне там было бы хуже, не говоря уже об обычной школе. Но в Москве в те времена не брали колясочников в школы-интернаты. Если только бы они отказались от меня (от родительских прав).

soave: йожик пишет: Родители должны (поверьте педагогу) сделать ВСЁ, чтобы использовать малейшую возможность для адаптации ребёнка. Это предложение к участникам темы почувствовать свои претензии к родителям? ) Не совсем понятно, что имеется в виду под вашим "сделать все для адаптации". Судя по вашему рассказу о себе, ваши родители относились к вам как к нормальному человеку и тем воспитали у вас чувство собственного достоинства. По-моему, претензии к родителям правомерны только в случае если родители нарушали какие-либо права ребенка, но не в случае, если они не положили жизнь на алтарь его адаптации и развития. У них вполне могло быть свое представление о своих приоритетах и о том, кому и что они должны.

Ольга: soave пишет: но не в случае, если они не положили жизнь на алтарь его адаптации и развития. Да, одна моя знакомая с инвалидностью обижается на маму, что та неправильно к ней относилась с точки зрения психологии ребенка с инвалидностью. Эта моя знакомая (инвалид с детства) при помощи мамы получила высшее образование и хорошую работу. И увлеклась психологией, в частности, психологией детей с инвалидностью. Ее мама на это ей ответила:"Вот ты психологией увлекаешься, а я химией увлекалась". soave пишет: У них вполне могло быть свое представление о своих приоритетах и о том, кому и что они должны. Это да. Мб, я и неправа в своих обидах и "страданиях". Я, кстати, не думаю, что мои родственники были или есть мне что-то "должны". Я переживаю, что по их понятиям, я "должна", а я "не соответствую". У них в приоритете здоровье, судя по всему, а если "здоровья" нет, значит, есть "несоответствие", которые не поддается компенсации. Вплоть до того, что в такой ситуации непонятно даже, как мне родственникам про свою жизнь рассказывать. Ведь если все неважно, кроме самочувствия, а с самочувствием как бы "все ясно"... Ну, ладно, это уже не про школу. Это уже в тему "про родственников инвалидов".

йожик: А мои в детстве мотались со мной по всей стране, по больницам, периодически оставляя меня у тёти, чтобы где-нибудь на Северах заработать деньги на всё это. Когда после очередной операции сказали, что лучше на сегодняшний день сделать нельзя, осели на одном месте. И я знаю, что до конца жизни я у них в неоплатном долгу.

Ольга: йожик пишет: И я знаю, что до конца жизни я у них в неоплатном долгу. По-моему, все мы в долгу перед старшими родственниками вне зависимости от количества ими для нас сделанного.

soave: Ольга пишет: Мб, я и неправа Мб и я неправа. ) Просто непонятно, к кому было обращено утверждение, что родители должны (были) сделать все? К выросшим уже детям, пишущим в этой теме? ) А родители йожика однозначно герои, и их жизнь подвиг. Которого никому не хочется пожелать.

Ольга: soave пишет: А родители йожика однозначно герои, и их жизнь подвиг. Да, спасибо его родителям! А то у нас бы не было на форуме такого хорошего Йожика! Йожик, приглашаю Вас в тему - рассказать позитив о Ваших родителях. Моя семья - мое богатство soave пишет: непонятно, к кому было обращено утверждение, что родители должны (были) сделать все? Да меня это не смущает, меня смущает, что реплика Йожика родилась в ответ на размышление Черной Леди, как быть, если колясочник живет на 5 этаже без лифта. Что тут могут сделать родители для включения ребенка-колясочника в учебный процесс? По-моему, ничего не могут.



полная версия страницы