Форум » Социальная интеграция и адаптация » Женщина с инвалидностью » Ответить

Женщина с инвалидностью

Яблонька: Тема про возможности самореализации для женщины с инвалидностью Читая реферат в одном феминистическом журнале, я с удивлением обнаружила, что «борьба женщин за свои права в обществе» по схеме очень напоминает «борьбу инвалидов» за ту же самую самореализацию. Неужели мужчинам с инвалидностью жить проще только потому, что они – мужчины? Но прежде про ключевые понятия феминизма. Термин «гендер» употребляется для обозначения социального понятия и явления и в отличие от чисто биологического понимания (пол). Исследование отношений мужчин и женщин как гендерных означает исследование полоролевых моделей, исследование поведения мужчин и женщин в обществе , то есть социально детерминированное поведение в отличие от традиционного подхода, где различие социальных ролей мужчин и женщин определяется различием их биологической организации. Проблема гендерного неравенства даже при самом поверхностном взгляде предстает как проблема ущемления интересов половины человечества в течение довольно длительного исторического периода. Несмотря на очевидную актуальность, проблема гендерного неравенства почти не освещалась в советской науке. В какой-то степени об этом шла речь в довольно узких рамках – в рамках социологии семейных отношений. Например, И. Бестужев-Лада писал о «двойной женской нагрузке». Однако в последние годы отечественные исследовательницы начали довольно широко изучать механизмы гендерного неравенства – как оно проявляется во всех сферах общества – не только в семье, но и на производстве, в политике и в культуре. За рубежом отмечается теоретическое отражение «второй волны» феминистического движения с 70-х годов 20 века. Логика та же: утверждение, что женские проблемы это «не личное» - они имеют общественное значение. Система «мужского господства» имеет своим истоком семейную жизнь, но затем образует целую систему вне семьи. Далее разъясним еще некоторые феминистические термины. Сексизм – дискриминация по признаку пола – по аналогии с термином «расизм». Классификация сексизма по М. Эйхлер : 1. Андроцентризм – взгляд на мир с мужской точки зрения: действующее лицо (субъект) – мужчина, женщина рассматривается как некий пассивный объект. Крайние формы андроцентризма – гинопия (игнорирование женщины) и мизогенизм (женоненавистничество); 2. Сверхобобщение/сверхспецифичность. Сверхобобщение – рассказ идет как о чем-то общезначимом для мужчин и женщин, но на самом деле подразумевается один гендер (например, изучение мужчин-рабочих выдается за изучение рабочего класса в целом); Сверхспецифичность – наоборот – речь идет как бы об одном гендере, хотя на самом деле задействованы оба (например, «поговорим о человеке (то есть, само собой разумеется, о мужчине); 3. Гендерная нечувствительность – игнорирование проблемы пола (как социально важной переменной) при изучении тех или иных явлений. В результате такого игнорирования сексизм не может быть даже зафиксирован. 4. Двойной стандарт – оценка или трактовка ситуаций различным образом в зависимости от пола действующих лиц. Это основные проблемы сексизма, но есть еще три производные проблемы: 1. Гендерная предназначенность – приписывание социальных черт или атрибутов (например, «способность к воспитанию детей») только одному полу. Или же акцент на том, что для воспитания ребенка мать более важна, чем отец; 2. Фэмилизм (от английского слова «фэмили» (семья), что на русском звучит в обиходе обычно как «это у них семейное») – когда действие или опыт относят к семье, хотя это действие (или опыт) влияет различно на индивидов внутри семьи. Это частный случай гендерной нечувствительности. 3. Гендерный дихотомизм – трактовка полов в качестве совершенно различных как социально, так и биологически. Это частный случай двойного стандарта. _______________________________________________________ Теперь – о моих ассоциациях. Инвалид – это тоже понятие не только и не столько медицинское (связанное со здоровьем), сколько социальное. Вот только если в феминизме разделили социальное и биологическое на уровне терминов, то инвалиды-правозащитники не имеют разных терминов для акцента на медицинском или же на социальном аспекте инвалидности. А между тем отношения между «условно-здоровыми» людьми и людьми с инвалидностью ждут своих исследователей-социологов, ибо модели поведения здоровых и инвалидов существуют, то есть существует социально-детерминированное поведение и эти реальные модели далеко не всегда совпадают с традиционными представлениями, что различие ролей в обществе определяется состоянием здоровья людей и представлением, что справка об инвалидности – это своего рода «приговор». Проблема социального неравенства инвалидов по сравнению с условно-здоровыми людьми даже при самом поверхностном взгляде предстает как проблема ущемления интересов очень большого количества людей в течение довольно длительного исторического периода. Несмотря на очевидную актуальность, проблема социального неравенства инвалидов и условно-здоровых вряд ли освещалась как в советской, так и в постсоветской науке. Вот что интересно: утверждение, что проблемы людей с инвалидностью - это «личное» (имеют отношение преимущественно к личному здоровью и настроению) – до сих пор преобладает – во всяком случае, в России. А ведь эти проблемы имеют общественное значение. Может быть, есть свои термины у правозащитников инвалидного движения, я с этими терминами не знакома. Что же касается научных терминов, то и социологические термины этого направления мне пока что неизвестны. Но я знаю термин «уход в болезнь», когда человек считает себя прежде всего инвалидом (то есть глубоко больным человеком) и исходя из такого представления о себе строит свою жизнь. Теперь проведу аналогию с классификацией М. Эйхлер : 1. Здоровье-центризм – взгляд на мир с точки зрения «здорового человека»: действующее лицо (субъект) – «здоровый человек», человек с инвалидностью рассматривается как некий пассивный объект. Крайние формы здоровье-центризма – игнорирование людей с инвалидностью и инвалидо-ненавистничество; 2. Сверхобобщение/сверхспецифичность Сверхобобщение – рассказ идет как о чем-то общезначимом для условно-здоровых и инвалидов, но на самом деле подразумевается что-то одно (например, «все люди одинаковые, значит, специально для инвалидов не надо делать ничего»); Сверхспецифичность – наоборот – речь идет как бы о чем-то одном, хотя на самом деле задействованы оба (например, «никто не сможет понять инвалида, если он сам не инвалид»)); 3.Нечувствительность к инвалидности – игнорирование проблемы инвалидности (как социально важной переменной) при изучении тех или иных явлений. В результате такого игнорирования проблемы инвалидов не могут быть даже зафиксированы. Двойной стандарт – оценка или трактовка ситуаций различным образом в зависимости от здоровья или инвалидности действующих лиц. (например, «здоровым можно, инвалидам нельзя» или наоборот – «инвалидам можно, здоровым нельзя»). Впрочем, это пример дихотомизма – трактовка здоровых и инвалидов в качестве совершенно различных как социально, так и биологически. Это частный случай двойного стандарта. Есть еще предназначенность инвалида – приписывание социальных черт или атрибутов только людям с инвалидностью(например, «если ты инвалид, твое место … диспетчер на домашнем телефоне или «твое место в инвалидном доме (или в монастыре)») . Или же акцент на том, что для воспитания ребенка здоровый родитель более важен, чем родитель с инвалидностью. Вот какие ассоциации возникли у меня при чтении фрагмента реферата аспирантки МГУ Натальи Федосеевой. Теперь собственно мои размышления. У меня больше вопросов, чем ответов… Действительно ли женщине, у которой инвалидность, труднее создать семью, чем мужчине с инвалидностью? Нужно ли особо выделять в женском движении борьбы за эмансипацию борьбу за права женщин с инвалидностью? Да и нужно ли вообе бороться за права инвалидов? А за права женщин? Если да, то как и зачем? Буду очень рада, если кто-то отзовется на мое выступление, и пойдет беседа.

Ответов - 12

lanasad: Яблонька пишет: Действительно ли женщине, у которой инвалидность, труднее создать семью, чем мужчине с инвалидностью? Труднее женщинам в России .Хотя я думаю ,что все равно многое зависит от женщины если она может быть интересной для мужчины ,то ему будет все равно инвалид она или нет.А вот потом ,когда семья уже есть труднее ее сохранить из-за отношения в обществе к инвалидам.

Яблонька: lanasad пишет: многое зависит от женщины если она может быть интересной для мужчины Чтобы быть интересной для мужчины, наверное, желательно знать, какие у этого мужчины интересы...

lanasad: Яблонька пишет: Чтобы быть интересной для мужчины, наверное, желательно знать, какие у этого мужчины интересы... Да конечно .Узнать интересы друг друга хорошо бы , а то как идти замуж за того кого не знаешь.Проблема в том мы иногда самих себя не знаем,что говорить о других.


Mucha: Яблонька пишет: Читая реферат в одном феминистическом журнале, я с удивлением обнаружила, что «борьба женщин за свои права в обществе» по схеме очень напоминает «борьбу инвалидов» за ту же самую самореализацию Оль, а откуда это?

Яблонька: Mucha пишет: Оль, а откуда это? Откуда у меня тот феминистический журнал? Мне моя научная руководительница в свое время подарила, тк она была в редколлегии.

Ольга: Яблонька пишет: женские проблемы это «не личное» - они имеют общественное значение. Вот и проблемы людей с инвалидностью - это "не личное". Именно это я имею в виду, когда "разделяю" личное и социальное. Яблонька пишет: Инвалид – это тоже понятие не только и не столько медицинское (связанное со здоровьем), сколько социальное А у нас (в России) принято смотреть "медицински", то есть как бы лично - "ой, ну, ты же больной... выздоравливай, и тогда... а не можешь выздороветь?... тогда болей, болей!" Вот это как - личное и социальное? Если интересно, предлагаю продолжить разговор в теме: click here Так как эта тема посвящена только женщинам с инвалидностью, а в теме "Личное и социальное" мы не делаем акцент на гендерных различиях.

SAYDON: НЕ ВИЖУ РАЗНИЦЫ

Ольга: SAYDON пишет: НЕ ВИЖУ РАЗНИЦЫ Между чем и чем?

Ольга: Ну, вот как инвалидность может быть "не фактом"? Если это факт.Не факт (разг.) - выражение отрицания, несогласия. Это еще не факт (совсем не факт).Наверное, речь о том, чтобы человек не соглашался с фактом своей инвалидности, выражал протест?

Ольга: Телепередача

Ольга: Анатолий пишет: Вот подставте вместо женщины человека с ограниченными возможностями, и почти, в общих чертах, не конкретно проработанную, мы получим нашу парадигму: Анатолий цитирует: Общество дисциплинирует и контролирует женщин с помощью, например, предоставления права на оказание помощи. Домашнее насилие и другие виды насилия над женщи нами могут привести к их изоляции. Осознание же того факта, что другие имеют схожий опыт, дает положительный результат. Оценка возможностей и умений женщин стимулирует их активность. На основе усиления контактов с окружением, а также взаимопомощи и поддержке со стороны государства можно выстраивать связи и оказывать содействие. Однако иногда роль контактов с социальными работниками в процессе ухода излишне переоценивается, что приводит к изоляции и зависимому положению клиента.

Ольга: Анатолий пишет: Как видно, женщина, сама нуждающаяся в помощи, может помогать) и даже сделает это лучше иных) Анатолий, к сожалению, мне "не видно". Нужны объяснения.



полная версия страницы