Форум » Социальная интеграция и адаптация » Кризис системы воспитания » Ответить

Кризис системы воспитания

Ольга: [quote]Год: 1994 Автор научной работы: Полукаров, Владимир Васильевич Ученая cтепень: доктор педагогических наук Место защиты диссертации: Москва Код cпециальности ВАК: 13.00.01 Специальность: Общая педагогика Количество cтраниц: 405[/quote] [quote]Кризис системы воспитания как отражение общего состояния общества во мюгом обусловлен тем, что развитие личности в институтах воспитания оказалась скованной засилием формальных правил и ограничений, устаревших норм и т. д. Подобное положение не могло не породить естественной реакции отторжения, внутреннего и внешнего протеста против авторитарности воспитательных воздействий и апатии ко всякого рода назидательной активности со стороны педагогов, родителей, взрослых. И такое противодейстие не замедлило ' сказаться в виде отчуждения подростков и юношей от учебно-воспитательных учреждений, что ведет к повсеместному возникновению асоциальных неформальных группировок, хулиганствующих "стай" и даже преступных организаций. Результаты многочисленных исследований, изучение практики работы современных учебно-воспитательных учреждений, общение с педагогами, родителями и учащимися свидетельствуют о том, что средняя общеобразовательная школа и ПТУ лишь в незначительной степени являются сферой творческого, межличностного и даже интеллектуального взаимодействия педагогов и их воспитанников. [/quote]

Ответов - 5

Ольга: мировой и отечественный опыт показывает, что одним из перспективных и продуктивных путей вывода иг кризиса системы общественного воспитания является развитие сферы клубной деятельности учащихся как в рамках учебно-воспитательных учреждений, так и за их пределами. (...) 70% молодых людей не умеют организовать свой досуг, а 26% заявляют, что не внают, чем занять свое свободное время и были бы рады его сократить. (....)известно, что сфера свободного временя является важнейшим фактором социализации учащихся и формирования у них просоциальной, асоциальной или антисоциальной направленности, что во многом зависит от того, с кем встретится подросток на улице, чем будут заняты его мысли и руки, куда направит он свою энергию. (...) В значительной мере организация свободного времени учащихся сводится -или к отдельным развлекательным мероприятиям, или к перенесению в сферу досуга методов и форм учебной деятельности. В результате -ребята тянутся туда, где может и не быть социально полезного, ин- ' тересного дела, но есть реальный риск, возможность проявить себя, : пусть даже в сомнительных поступках. Такое положение дел в практике работы с молодежью во шогом объясняется неготовностью педагогов и социальных работников к творческому взаимодействию с учащимися в сфере свободного времени, к оказанию необходшюй помощи подросткам и юношам в определе- ' нии своих возможностей, в раскрытии собственных интересов и • способностей. В отечественной науке было проведено немало исследований, в которых изучались возможности клубной дея- ' тельности в формировании отдельных личностных качеств СТ. А. Ветош-кина, С. Э. Кера, И. И. Масло, Е Е Маслова, А. А. Симонова. Е Д. Поно-марчук), особенности клубной деятельности в школах (Е Е Ахметова, ; А. Е. Капто, а Г. Костяшкин, а Д. Шладьев, А. Е Романов, Е Е Харькин и др.). в вузе (Г. Е Балахничева, Е. Е Глубокова, Е А. Д&юовская, : И. Ф. Пелячик и др.), по месту жительства (а К Акнаева, Е Е. Жданов, ; И. Е Василенко, Е С. Мэчалов и др.), история развития клубной деятельности в России (Б. Г. Глух, А. Е Романов, А. С. Шепилова и др.), и за рубежом (Е. Г. Дэронкина, Е Д. Каминская, ЕО.Костюк, И. А. йэвико- * ва и др.) .... В целом можно констатировать, что на еегодняяний день педа- ; гогическая сущность клубной деятельности в меняющихся социокультурных условиях не изучена, отсутствуют исследования клубной дея- : тельности как феномена социальной жизнедеятельности учащихся; как : реальности, включенной в воспитательный процесс.

Ольга: Во-первых, взгляд на человека как на специалиста, т.е. как на "частичного" человека, "знающего и умеющего" (восходящий в пе-* дагогике к Я А. Корейскому), сменяется в общественном сознании образом целостного человека как личности духовной и ответственной (ва себя, ва близких, га прошлое и будущее, за род!шу и планету в целом). Такой взгляд предполагает создание воэмолаюстей для многостороннего развития человека, для смены им видов деятельности и, тем сашм, для возможности определять свой жизненный путь в соответствии с меняющейся социокультурной ситуацией. Клубная деятельность представляет человеку такие возможности. Во-вторых, одной из набирающих силу тенденций социокультурного развития современного общества является переход в ряде стран от технической к антропогенной цивилизации. Антропогенной называ-ф ют цивилизацию, в которой на смену либерально-гедонистическому сценарию жизни человека (труд для богатства, а богатство для досуга), характерному для техногенной цивилизации, приходит либерально-гуманистический сценарий (массовый поиск смысла жизни в творческой активности личности в разнообразных видах социальной деятельности и в различного типа социальных контактах). В этом отношении болывши потенциальными возможностями располагает клубная деятельность.

КолянПлатков: Ольга пишет: Кризис системы воспитания В первую очередь кризис идеалогии. Что такое воспитанный человек и ради чего все это. Например раньше был моральный кодекс строителя коммунизма ради установления справедливого общества, власти трудящихся, мировой революции и т.п. От проблем идеалогии идут все воспитательные проблемы. Невозможно делать то не знаю что.


Ольга: КолянПлатков пишет: ради чего все это В том-то все и дело. Да. В этом основная трудность. Например, я руководитель двух организаций. В чем-то похожих, в чем-то разных. Обе НКО. Как руководитель, я вроде бы "должна понимать", "а ради чего это все" (ради чего существуют эти организации и ведут свою работу). Периодически, Николай, я перестаю это понимать.

КолянПлатков: Ольга пишет: вроде бы "должна понимать", "а ради чего это все" У НКО эта цель должна быть записана в Уставе равно как и способы ее достижения PS Однако не все можно высказать словами.



полная версия страницы