Форум » Любимые авторы » Оковы измученного человечества » Ответить

Оковы измученного человечества

Ольга: [quote]ФРАНЦ КАФКА: "Не ломайте голову над тем, что я вам сказал" "Сатанизация" образа чиновника достигла у нас запредельной величины. Пресса словно сдурела: бюрократы, мол, всевластны, коррумпированы, жизни от них нет. Слов нет, семья не без урода. В аппаратной среде немало вязких и болотных мест, где процветает и мздоимство, и ретроградство.Но не казнокрады остаются в народной памяти. На развитие искусства и философии XX века огромное воздействие имело, например, литературное творчество Франца Кафки (1883-1924 гг.). Но мало кто знает, что почти половину своей жизни этот гений тянул лямку пражского чиновника в полугосударственной организации, страховавшей производственные травмы. По воспоминаниям сослуживцев, Кафка был бюрократом квалифицированным, а человеком - застенчивым. До самой его безвременной кончины от туберкулеза ни коллеги-сослуживцы, ни собратья-писатели не догадывались о масштабах мощи и проницательности гения Кафки. Всемирная слава пришла к нему после смерти, после того, как были опубликованы романы "Процесс" и "Замок", философские притчи, письма, дневники. Многие произведения Кафки посвящены судьбе человека и человечества, попадающих в ужасающую, трагикомическую зависимость от призраков бюрократического порядка. Размышления Кафки тревожны, часто пессимистичны. Один из друзей-собеседников Кафки - Густав Яноух стал его своеобразным корреспондентом, записывавшим его афористические размышления. Здесь мы публикуем фрагменты бесед Яноуха с Кафкой о человеке в мире бюрократических организаций. Тейлоризм, и разделение труда в промышленности. - Это страшное дело. - Вы думаете при этом о порабощении человека? - Речь идет о большем. Результатом такого чудовищного преступления может стать только господство зла. Это естественно. Самая возвышенная и наименее осязаемая часть творения - время - втиснута в сеть нечистых деловых интересов. Тем самым пачкается и унижается все творение, и прежде всего - человек, составная часть его. Такая "затейлоризированная" жизнь - страшное проклятие, которое может породить только голод и нищету вместо желанного богатства и прибыли. Это шаг вперед к... - К концу мира? - Если бы хоть это можно было сказать с уверенностью. Но ни в чем нельзя быть уверенным. Потому ничего нельзя сказать. Можно только кричать, заикаться, хрипеть. Конвейер жизни несет человека куда-то - неизвестно куда. Человек превращается в вещь, в предмет, перестает быть живым существом. Кафка листает принесенную Г.Яноухом книгу Альфонса Паке "Дух русской революции". - Спасибо. У меня сейчас нет времени. А жаль. Люди в России пытаются построить совершенно справедливый мир. Это религиозное дело. - Но ведь большевизм выступает против религии. - Он делает это потому, что он сам - религия. Интервенции, мятежи и блокады - что это такое? Это небольшие прелюдии к великим лютым религиозным войнам, которые пробушуют над миром. Встретив большую группу рабочих, направляющихся со знаменами и плакатами на собрание, Кафка заметил: - Эти люди так уверены в себе, решительны и хорошо настроены. Они овладели улицей и потому думают, что овладели миром. Но они ошибаются. За ними уже стоят секретари, чиновники, профессиональные политики - все эти современные султаны, которым они готовят путь к власти. - Вы не верите в силу масс? - Я вижу ее, эту бесформенную, казалось бы, неукротимую силу масс, которая хочет, чтобы ее укоротили и оформили. В конце всякого подлинно революционного процесса появляется какой-нибудь Наполеон Бонапарт. - Вы не верите в дальнейшее развертывание русской революции? - Чем шире разливается половодье, тем более мелкой и мутной становится вода. Революция испаряется, и остается только ил новой бюрократии. Оковы измученного человечества сделаны из канцелярской бумаги. Г.Яноух рассказал Кафке о докладе, организованном Союзом студентов-марксистов в клубе социал-демократов и посвященном, положению в России, - Я ничего не смыслю в политических делах. Это, разумеется, недостаток, от которого я бы охотно избавился. Но у меня так много недостатков! Самое близкое все больше и больше уходит от меня вдаль... - Я неясно рассказывал? - Вы меня не поняли. Вы хорошо рассказывали. Дело во мне. Война, революция в России и беды всего мира представляются мне половодьем зла. Это наводнение. Война открыла шлюзы хаоса. Наружные вспомогательные конструкции человеческого существования рушатся. Исторический процесс держится уже не на личности, а только на массах. Нас толкают, теснят, сметают. Мы претерпеваем историю. - Стало быть, Вы считаете, что человек больше не является сотворцом мира? - Вы опять не поняли меня. Напротив, человек отказался от участия в создании мира и ответственности за него. - Это не так. Разве Вы не видите роста рабочей партии? Активности масс? - В том-то и дело. Движение лишает нас возможности созерцания. Наш кругозор сужается. Сами того не замечая, мы теряем голову, не теряя жизни. - Вы считаете, что люди становятся безответственными? - Мы все живем так, словно мы самодержцы. Из-за этого мы становимся нищими. - К чему это приведет? - Ответы - лишь желания и обещания. Но они не дают уверенности. - Если нет уверенности, чем в таком случае является вся жизнь? - Крушением. Возможно, грехопадением. - Что есть грех? - Что есть грех... Мы знаем слово и деяние, но мы утратили ощущение и познание. Может быть, это уже есть проклятие, покинутость Богом, безумие.. . Не ломайте голову над тем, что я вам сказал. Перелистывая книгу "Освобождение человечества, свободолюбивые идеи в прошлом и настоящем", Кафка долго рассматривал репродукции картин "Война" Арнольда Бёклина и "Апофеоз войны" В.В.Верещагина. - В сущности, войны еще никогда не изображались правильно. Обычно показывают только отдельные явления или результаты - вот как эта пирамида черепов. Но самое страшное в войне - уничтожение всех существующих гарантий и соглашений. Физическое, животное заглушает и душит все духовное. Это как раковая болезнь. Человек живет уже не годы, месяцы, дни, часы, а только мгновения. И даже в течение мгновения он не живет. Он лишь осознает его. Он просто существует. - Это вызывается близостью смерти. - Это вызывается знанием и боязнью смерти. - Разве это не одно и то же? - Нет, это совсем не одно и то же. Тот, кто познал всю полноту жизни, тот не знает страха смерти. Страх перед смертью лишь результат неосуществившейся жизни. Это выражение измены ей. По поводу бесчисленных международных конференций послевоенного времени... - У этих больших политических собраний - уровень обычных встреч в кафе. Люди очень много и очень громко говорят для того, чтобы сказать как можно меньше. Это очень шумное молчание. По-настоящему существенны и интересны при этом лишь закулисные сделки, о которых не упоминают ни единым словом. - По Вашему мнению, пресса не служит истине. - Истина относится к тем немногим действительно великим ценностям жизни, которые нельзя купить. Человек получает их в дар, так же как любовь или красоту. Газета же - товар, которым торгуют. - Значит, пресса служит оглуплению человечества. - Нет, нет! Все, в том числе и ложь, служит истине. Тени не гасят солнца. В одной газетной статье говорится о плохих перспективах мира в Европе. - Но ведь мирный договор окончательный, - заметил Г.Яноух. - Нет ничего окончательного. По словам Авраама Линкольна, "ничто не урегулировано окончательно, пока не урегулировано справедливо". - Когда же это будет? - Кто знает? Люди не боги. История создается ошибками и героизмом любого самого незначительного момента. Когда бросают камень в реку, на воде образуются круги. Но большинство людей живет без сознания сверхиндивидуальной ответственности, и в этом, мне кажется, источник всех бед. В разговоре о новом издании платоновских законов идеального государства Г.Яноух высказал сомнение, правильно ли поступает Платон, исключая поэтов из своего государства. - Это вполне понятно. Поэты пытаются заменить людям глаза, чтобы тем самым изменить действительность. Потому они, в сущности, враждебные государству элементы, - они ведь хотят перемен. Государство же и вместе с ним все его преданные слуги хотят незыблемости. Перелистывая книгу с рисунками Георга Гросса: - Старое представление о капитале - толстяк в цилиндре сидит на деньгах бедняков. - Но это ведь только аллегория. - Вы говорите "только"! Аллегория превращается в головах людей в отражение действительности, что, разумеется, неверно. Но заблуждение уже возникло. - Вы считаете, что такое изображение неверно? - Я совсем не это хотел сказать. Оно и верно, и неверно. Верно оно только с одной стороны. Неверно оно постольку, поскольку часть выдается за целое. Толстяк в цилиндре сидит у бедняков на шее. Это верно. Но толстяк олицетворяет капитализм, и это уже не совсем верно. Толстяк властвует над бедняком в рамках определенной системы. Но он не есть сама система. Он даже и не властелин ее. Напротив, толстяк тоже носит оковы, которые не показаны. Изображение нелепо. Потому оно и не хорошо. Капитализм - система зависимостей, идущих изнутри наружу, снаружи вовнутрь, сверху вниз и снизу вверх. Все зависимо, все скованно. Капитализм - состояние мира и души...[/quote] Публикацию подготовил Александр НИКУЛИН

Ответов - 1

Ольга: Бюрократия - это многочисленная и сложная организация, состоящая из назначаемых служащих. Понятие "сложная" подразумевает то, что компетенция поделена между рядом управляющих и ни одно лицо не имеет возможности принимать все решения. Нынешний чиновник не в состоянии действовать самостоятельно в системе власти. Его выживание в качестве получающего средства для жизни от государства определяются способностью политического режима эффективно функционировать. Если государство не способно обеспечить своих служащих необходимыми ресурсами жизнеобеспечения, то данное обстоятельство нередко приводит к тому, что бюрократия, занимающая высшие посты в административной иерархии, приходит к выводу о необходимости переложить на себя власть политиков (прежде всего, правотворчество), а затем и другие виды властных функций. http://www. 1pixel.ru/view_burocrat.php?id=57



полная версия страницы