Форум » Любимые авторы » Николай Алексеевич Заболоцкий » Ответить

Николай Алексеевич Заболоцкий

anso: Хочу представить Вашему вниманию творчество еще одного из моих любимых авторов Николая Алексеевича Заболоцкого. Если бы меня спросили назови пять писателей книги, которых ты взял бы на необитаемый остров, я бы не задумываясь ответил, Александр Городницкий, Николай Заболоцкий, Редьярд Киплинг, Станислав Лем, Дин Кунц.

Ответов - 13

anso: Николай Алексеевич Заболоцкий (родился 24 апреля (по стар. стилю 7 мая) 1903 — умер 14 октября 1958 в Москве) — русский поэт. Родился в восьми километрах от Казани, где его отец служил агрономом, а мать — сельской учительницей. Одно из впечатлений, составляющих исходный жизненный «фонд» его поэзии, — «и зима, огромная, просторная, нестерпимо блистающая на снежных пустынях полей, развертывала передо мной свои диковинные картины…». А рядом другое: «…человеческая жизнь вокруг была такая скудная! Особенно бедствовали марийцы — исконные жители этого края. Нищета, голод, трахома сживали их со свету…» В третьем классе сельской школы он уже «издавал» свой рукописный журнал и помещал там собственные стихи. С 1913 года по 1920-й учился в реальном училище в селе Сернур, вблизи маленького провинциального города Уржума, Вятской губернии, увлекался историей, химией, рисованием… В ранних стихах поэта смешивались воспоминания и переживания мальчика из деревни, органически связанного с крестьянским трудом и родной природой, впечатления ученической жизни и пестрые книжные влияния, в том числе господствующей предреволюционной поэзии – символизма, акмеизма: в то время Заболоцкий выделял для себя творчество Блока, Ахматовой. В 1920 году, окончив реальное училище в Уржуме, он едет в Москву и поступает там на медицинское отделение университета. Очень скоро, однако, оказывается в Петрограде, где обучается на отделении языка и литературы Пединститута имени Герцена, которое и заканчивает в 1925 году, имея за душой, по собственному признанию, "объемистую тетрадь плохих стихов". В следующем году его призывают на военную службу. Служит он в Ленинграде, на Выборгской стороне, и уже в 1927 году увольняется в запас. Несмотря на краткосрочность и едва ли не факультативность армейской службы, столкновение с «вывернутым наизнанку» миром казармы сыграло в судьбе Заболоцкого роль своеобразного творческого катализатора: именно в 1926-27 годах он пишет первые свои настоящие поэтические произведения, обретает собственный, ни на кого не похожий голос. Заболоцкий увлекался живописью Филонова, Шагала, Брейгеля Умение видеть мир глазами художника осталось у поэта на всю жизнь. В 1927 г. вместе с Даниилом Хармсом, Александром Введенским и Игорем Бахтеревым основал литературную группу ОБЭРИУ, на новом историческом этапе продолжившую традиции русского футуризма. В том же году принял участие в первом публичном выступлении обэриутов («Три левых часа») и начал печататься. Ставя целью возродить в поэзии мир «во всей чистоте своих конкретных мужественных форм», очистить его от тины «переживаний» и «эмоций», Николай совпадал с футуристами, акмеистами, имажинистами, даже с конструктивистами, однако, в отличие от них, проявлял явную интеллектуально-аналитическую направленность: обэриуты, по его мнению, должны не только «организовывать вещи смыслом», но и выработать новое мироощущение, новый способ познания или, применяя терминологию того же Филонова, «новый интеллектуальный вид». В 1929 году в Ленинграде выходит в свет первая поэтическая книга Заболоцкого "Столбцы", вызвавшая литературный скандал и издевательские отзывы в прессе. Оцененная как «враждебная вылазка», она, однако прямых распоряжений в отношении автора не вызвала и ему (при посредстве Н.Тихонова) удалось завязать особые отношения с журналом «Звезда», где было напечатано около десяти стихотворений, пополнивших Столбцы во второй (неопубликованной) редакции сборника. Николаю удалось создать удивительно многомерные стихотворения – и первое их измерение, заметное сразу же – это острый гротеск и сатира на тему мещанского быта и повседневности, растворяющих в себе Человека. Однако не всё так однозначно, как может показаться – другая грань «Столбцов», их эстетическое восприятие, требует некоторой специальной подготовленности читателя, потому что для знающих Заболоцкий сплёл ещё одну художественно-интеллектуальная ткань и взял для этого нитки пародии. В его ранней лирике изменяется сама функция последней, стирается ее отрицательный знак – пародия становится позитивным стихотворным инструментом, утрачивая амплуа оружия внутрилитературной борьбы. В "Disciplina Clericalis", (1926) идёт пародирование тавтологичной велеречивости Бальмонта, завершающееся зощенковскими интонациями; в стихотворении "На лестницах" (1928), сквозь кухонный, уже зощенковский мир вдруг проступает "Вальс" Владимира Бенедиктова; "Ивановы" (1928) раскрывает свой пародийно-литературный смысл, вызывая (далее по тексту) ключевые образы Достоевского с его Сонечкой Мармеладовой и её стариком; строки из стихотворения "Бродячие музыканты" (1928) отсылают к Пастернаку и т.д., и т.п.. Со стихотворения "Меркнут знаки зодиака" начинается таинство зарождения главной темы, «нерва» творческих поисков Заболоцкого – впервые звучит Трагедия Разума. «Нерв» этих поисков в дальнейшем заставит его обладателя уделить куда как больше строчек философской лирике.Через все его стихотворения пролегает путь напряжённейшего вживания индивидуального сознания в загадочный мир бытия, который неизмеримо шире и богаче созданных людьми рассудочных конструкций. На этом пути поэт-философ претерпевает существенную эволюцию, в ходе которой можно выделить 3 диалектические стадии: 1926-1933 гг.; 1932-1945 гг. и 1946-1958 гг. Заболоцкий читал много и с увлечением: не только после публикации «Столбцов», но куда раньше читал он труды Энгельса, Григория Сковороды, работы К.А.Тимирязева о растениях, Ю.А. Филипченко об эволюционной идее в биологии, Вернадского о био- и ноосферах, охватывающих всё живое и разумное на планете и превозносящих и то, и другое как великие преобразовательные силы; читал теорию относительности Эйнштейна, приобретшую широкую популярность в 1920-е годы, читал «Философию общего дела» Н.Ф. Фёдорова, который говорил, что: «Знанием вещества и его сил восстановленные прошедшие поколения, способные уже воссоздать своё тело из элементарных стихий, населят миры и уничтожат рознь»… К публикации «Столбцов» у их автора уже была собственная натурфилософская концепция. В её основе лежало представление о мироздании как единой системе, объединяющей живые и неживые формы материи, которые находятся в вечном взаимодействии и взаимопревращении. Развитие этого сложного организма природы происходит от первобытного хаоса к гармонической упорядоченности всех ее элементов, и основную роль здесь играет присущее природе сознание, которое, по выражению того же Тимирязева, "глухо тлеет в низших существах и только яркой искрой вспыхивает в разуме человека". Поэтому именно Человек призван взять на себя заботу о преобразовании природы, но в своей деятельности он должен видеть в природе не только ученицу, но и учительницу, ибо эта несовершенная и страдающая "вековечная давильня" заключает в себе прекрасный мир будущего и те мудрые законы, которыми следует руководствоваться человеку. В начале 1932 года Николай познакомился с работами Циолковского, которые произвели на него неизгладимое впечатление. «Нет бога-творца, но есть космос, производящий солнца, планеты и живых существ: нет всемогущего бога, но есть вселенная, которая распоряжается судьбой всех небесных тел и их жителей. Нет сынов божьих, но есть зрелые и потому разумные и совершенные сыны космоса. Нет личных богов, но есть избранные правители: планет, солнечных систем, звёздных групп, млечных путей, эфирных островов и всего космоса», – писал Константин Эдуардович. «Атом есть мельчайший Дух, который спит в камне, дремлет в животном, просыпается в растении и бодрствует в человеке», – продолжал он. Циолковский отстаивал идею разнообразия форм жизни во Вселенной, явился первым теоретиком и пропагандистом освоения человеком космического пространства. В письме к ученому и великому мечтателю Заболоцкий писал: "...Ваши мысли о будущем Земли, человечества, животных и растений глубоко волнуют меня, и они очень близки мне. В моих ненапечатанных поэмах и стихах я, как мог, разрешал их". В поэме «Торжество земледелия», написаннной в какой-то степени под впечатлением "Ладомира" Велимира Хлебникова (1933) — философское осмысление темы преобразования природы, в поздней лирике — размышление о месте человека в мироздании, общественно-психологические, нравственные проблемы. Пересказал для детей "Гаргантюа и Пантагрюэль" Ф.Рабле (1936) 19 марта 1938 г. Заболоцкий был арестован и затем осуждён по сфабрикованному делу за антисоветскую пропаганду. От смертной казни его спасло то, что, несмотря на тяжелейшие физические испытания на допросах, он не признал обвинения в создании контрреволюционной организации, куда якобы должны были входить Н. Тихонов, Б. Корнилов и др. Опыт жертвы сталинских репрессий в мемуарах «История моего заключения» (опубликованы за рубежом на английском языке в 1981, в России в 1988). Срок он отбывал с февраля 1939 г. до мая 1943 г. в системе Востлага НКВД в районе Комсомольска-на-Амуре; затем в системе Алтайлага в Кулундинских степях; с марта 1944 г. – в Караганде, уже освобождённым из-под стражи. Частичное представление о его лагерной жизни даёт подготовленная им подборка «Сто писем 1938-1944 годов» – выдержки из писем к жене и детям. В таких условиях Заболоцкий совершил творческий подвиг: закончил переложение «Слова о полку Игореве» (начатое в 1937 г.), ставшее лучшим в ряду опытов многих русских поэтов. Это помогло ему добиться освобождения и в 1946 г. переехать в Москву. В 1946 году Заболоцкий был восстановлен в Союзе писателей и получил разрешение жить в столице. Возобновив поэтическую работу, вынужденно стал одним из крупнейших советских переводчиков поэзии. Заболоцкому принадлежит перевод поэмы Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре» (1957 — последняя редакция перевода), произведений многих грузинских поэтов. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Определить мое отношение к творчеству Заболоцкого словами сложно, вообще, я думаю отношение к стихам трудно определить словами, они, что - то будят в душе и тогда они греют душу, и больше я ничего не могу сказать.

Ольга: anso пишет: Хочу представить Вашему вниманию творчество еще одного из моих любимых авторов Николая Алексеевича Заболоцкого. Андрей! Прошлой весной у нас на Литстудии была тема по творчеству Николая Заболоцкого. Могу выслать материалы тебе на емейл или разместить здесь, в твоей теме. А пока что прошу тебя поместить в этой теме твои любимые стихи Заболоцкого. anso пишет: что - то будят в душе Давай попробуем понять на примере твоих любимых стихов - что же такое "будят" в душе строки поэта. На Литстудии мы говорили не только о творчестве Николая Заболоцкого, но и о его социальной роли, и о политической позиции, и о его потрясающем духовном стержне. Он настоящий герой (на мой взгляд).

anso: В ЭТОЙ РОЩЕ БЕРЕЗОВОЙ... В этой роще березовой, Вдалеке от страданий и бед, Где колеблется розовый Немигающий утренний свет, Где прозрачной лавиною Льются листья с высоких ветвей,— Спой мне, иволга, песню пустынную, Песню жизни моей. Пролетев над поляною И людей увидав с высоты, Избрала деревянную Неприметную дудочку ты, Чтобы в свежести утренней, Посетив человечье жилье, Целомудренно бедной заутреней Встретить утро мое. Но ведь в жизни солдаты мы, И уже на пределах ума Содрогаются атомы, Белым вихрем взметая дома. Как безумные мельницы, Машут войны крылами вокруг. Где ж ты, иволга, леса отшельница? Что ты смолкла, мой друг? Окруженная взрывами, Над рекой, где чернеет камыш, Ты летишь над обрывами, Над руинами смерти летишь. Молчаливая странница, Ты меня провожаешь на бой, И смертельное облако тянется Над твоей головой. За великими реками Встанет солнце, и в утренней мгле С опаленными веками Припаду я, убитый, к земле. Крикнув бешеным вороном, Весь дрожа, замолчит пулемет. И тогда в моем сердце разорванном Голос твой запоет. И над рощей березовой, Над березовой рощей моей, Где лавиною розовой Льются листья с высоких ветвей, Где под каплей божественной Холодеет кусочек цветка,— Встанет утро победы торжественной На века. 1946


anso: ПРОТИВОСТОЯНИЕ МАРСА Подобно огненному зверю, Глядишь на землю ты мою, Но я ни в чём тебе не верю И славословий не пою. Звезда зловещая! Во мраке Печальных лет моей страны Ты в небесах чертила знаки Страданья, крови и войны. Когда над крышами селений Ты открывала сонный глаз, Какая боль предположений Всегда охватывала нас! И был он в руку - сон зловещий: Война с ружьём наперевес В селеньях жгла дома и вещи И угоняла семьи в лес. Был бой и гром, и дождь и слякоть, Печаль скитаний и разлук, И уставало сердце плакать От нестерпимых этих мук. И над безжизненной пустыней Подняв ресницы в поздний час, Кровавый Марс из бездны синей Смотрел внимательно на нас. И тень сознательности злобной Кривила смутные черты, Как будто дух звероподобный Смотрел на землю с высоты. Тот дух, что выстроил каналы Для неизвестных нам судов И стекловидные вокзалы Средь марсианских городов. Дух, полный разума и воли, Лишённый сердца и души, Кто о чужой не страждет боли, Кому все средства хороши. Но знаю я, что есть на свете Планета малая одна, Где из столетия в столетье Живут иные племена. И там есть муки и печали, И там есть пища для страстей, Но люди там не утеряли Души единственной своей. Там золотые волны света Плывут сквозь сумрак бытия, И эта милая планета - Земля воскресшая моя. 1956

anso: ГДЕ-ТО В ПОЛЕ ВОЗЛЕ МАГАДАНА Где-то в поле возле Магадана, Посреди опасностей и бед, В испареньях мёрзлого тумана Шли они за розвальнями вслед. От солдат, от их лужёных глоток, От бандитов шайки воровской Здесь спасали только околодок Да наряды в город за мукой. Вот они и шли в своих бушлатах – Два несчастных русских старика, Вспоминая о родимых хатах И томясь о них издалека. Вся душа у них перегорела Вдалеке от близких и родных, И усталость, сгорбившая тело, В эту ночь снедала души их, Жизнь над ними в образах природы Чередою двигалась своей. Только звёзды, символы свободы, Не смотрели больше на людей. Дивная мистерия вселенной Шла в театре северных светил, Но огонь её проникновенный До людей уже не доходил. Вкруг людей посвистывала вьюга, Заметая мёрзлые пеньки. И на них, не глядя друг на друга, Замерзая, сели старики. Стали кони, кончилась работа, Смертные доделались дела... Обняла их сладкая дремота, В дальний край, рыдая, повела. Не нагонит больше их охрана, Не настигнет лагерный конвой, Лишь одни созвездья Магадана Засверкают, став над головой. 1956

anso: Оля! Я думаю, если можно, размести здесь, может быть прочитать эти материалы будет интересно не только мне. Стихотворение «В этой роще березовой» мое любимое у Заболоцкого, я его в 1995 году читал на «Друзе» в один из мох первых выходов из дому.

anso: "В этой роще берёзовой" песня click here

Ольга: anso пишет: Спой мне, иволга, песню пустынную, Песню жизни моей. Эти строки любят цитировать мои коллеги, литературоведы. Так что мне даже приходится себе напоминать, что стихотворение называется не "Иволга". Андрей! Мне показалось, что в этом стихотворении Заболоцкий близок Киплингу и Городницкому.

anso: Да, ведь их творчество ставит во главу угла человека, несущего главную идею нашей цивилизации идею любви, дружбы, добра во всяком случае для меня эта главное, так же как и у Станислава Лема : человек и необычное на просторах космоса, но главное человек, так же как и у Дина Кунца: благодаря необычному два одиноких человека встретились и полюбили друг друга, но и необычное угрожает им чудовищным монстром созданием извращенного ума военных учёных, но все равно главное человек и его чувства.

Елена Тростникова: Можно, я присоединюсь к разговору о любимом поэте? таком любимом, что и стихи-то приводить трудно - и то и это хочется. Таком любимом, что трудно подобрать слова о нем самом - а лишь его стихи. В 18 лет (а это значит - 40 лет назад) папа подарил мне том Заболоцкого из Большой библиотеки поэта. Я совсем его не знала. Меня поразило - ВСЕ стихи потрясающие. Это так редко бывает. Пораджает меня и с тех пор доселе... Жаль, ни одного не помню наизусть целиком, хоть строчка да выпадет... Вот одно из самых потрясающих... Как-то, возвращаясь в ночном поезде в Москву, я пыталась выучить его наизусть, и все выучила... и снова забыла. Память уже совсем дрянная... Прощание с друзьями В широких шляпах, длинных пиджаках, С тетрадями своих стихотворений, Давным-давно рассыпались вы в прах, Как ветки облетевшие сирени. Вы в той стране, где нет готовых форм, Где все разъято, смешано, разбито, Где вместо неба — лишь могильный холм И неподвижна лунная орбита. Там на ином, невнятном языке Поет синклит беззвучных насекомых, Там с маленьким фонариком в руке Жук-человек приветствует знакомых. Спокойно ль вам, товарищи мои? Легко ли вам? И все ли вы забыли? Теперь вам братья — корни, муравьи, Травинки, вздохи, столбики из пыли. Теперь вам сестры — цветики гвоздик, Соски сирени, щепочки, цыплята... И уж не в силах вспомнить ваш язык Там наверху оставленного брата. Ему еще не место в тех краях, Где вы исчезли, легкие, как тени, В широких шляпах, длинных пиджаках, С тетрадями своих стихотворений. "В широких шляпах, в длинных пиджаках..." Я сразу вижу Даниила Ивановича. Да, все его друзья-обериуты погибли в той мясорубке. а он выжил, только "здоровье сердца своего оставил на берегу далекого озера". В еще молодые годы мне пришлось однажды побывать в Переделкине в гостях на той даче, где когда-то у литературоведа Степанова после возвращения из лагеря жил Заболоцкий. Было поразительное чувство, что вот по этим половицам ходил этот не просто Поэт, но на всю жизнь дорогой мне человек...

Ольга: Елена Тростникова пишет: В 18 лет (а это значит - 40 лет назад) папа подарил мне том Заболоцкого из Большой библиотеки поэта. Лена, а на мои 8 лет мой папа подарил мне сборник басен И.А.Крылова (и в каком-то смысле мое любимое имя стало - Иван). К творчеству Крылова я настолько неравнодушна, что даже не в силах я о его творчестве тему на форуме создать.

Ольга: anso пишет: человек и необычное на просторах космоса "Человек и необычное" - хорошо сказано! Правда, непонятно, при чем тут "просторы космоса". anso пишет: необычное угрожает им А это уж и совсем непонятно...

Ольга: Елена Тростникова пишет: Я сразу вижу Даниила Ивановича. Хармса?



полная версия страницы