Форум » Психология творчества » Зрелость в творчестве » Ответить

Зрелость в творчестве

Яблонька: [quote]Талантливо спев свою молодость, Вероника Долина подошла к порогу зрелости. А зрелость - это не просто иной уровень мастерства - это иное понимание мира...[/quote]В юности я нередко сталкиваалсь с таким термином как "молодой автор". И вот сегодня, листая старый номер журнала "Литературная учеба" (№6 за 1984 год), я задумалась над отзывом Л.Жуховицкого на стихи тогда еще 27-летней Вероники Долиной. 27 лет... Условно говоря, это возраст "перехода" от юности к зрелости. Отношение Л.Жуховицкого к творчеству Вероники Долиной мне очень напомнило отзывы о творчестве молодых поэтесс с инвалидностью. Или тут причина кроется не в инвалидности поэтессы, а в восприятии мужчиной женского поэтического творчества? Так что же пишет дальше Л. Жуховицкий?

Ответов - 2

Яблонька: Если в молодости третьего не дано, то в зрелости прекрасно знаешь, что жизнь сложна, что в ней дано и третье, и двадцать третье. Молодость берет яркостью, зрелость - глубиной. Сегодня круг тем Долиной, в общем-то, довольно ограничен: детство, семья, дети, любовь, взаимоотношения автора с собственным ремеслом. Не так уж и мало, но хватит ли на долгую творческую жизнь? Я вовсе не за то, чтобы Долина выходила за пределы личного опыта - в конце концов ее силу как раз и составляет предельная искренность, высокая обеспеченность строки собственной радостью и болью. Я за то, чтобы опыт этот расширялся. ибо будущее Долиной, я уверен, зависит не столько от развития мастерства, сколько от масштаба личности. Именно тут основной резерв роста. Утешаю себя тем, что Долина талантлива. А талант всегда кредитоспособен - тем или иным способом он оплачивает векселя...

Яблонька: Но посмотрим, что пишет о зрелости Владимир Набоков. Правда, не столько о "творческой" зрелости, сколько о немолодых писателях, причем мужского пола (впрочем, Набоков не уточнял пол): Писателя я имею в виду абстрактного. Вот и очень хорошо. А я в своих переживаниях размышляю об абстрактном поэте-инвалиде (любого пола). Впрочем, заодно и о художнике. Кого мы можем вообразить конкретно, особенно из немолодых, те, либо до того упоены своим гением, либо до того смирились со своей бездарностью, что долгом уже не озабочены. Невдалеке они уже ясно видят уготованное судьбой - мраморный пьедестал или гипсовую подставку. Про какой же "долг" ведет речь Набоков? ...люди серьезные задумываются о значении писателя для народа и человечества... Во как. Потому я и решила, что речь идет хоть и об абстрактном писателе, но непременно о мужчине. И уж ни в коей мере не о поэте (или писателе) с инвалидностью. Правда, Набоков писал о том, что "люди серьезные задумываются" в острые периоды истории, но лично я полагаю, что достойный размышлений "период истории" существует... в любой период истории. Здесь я цитирую начало статьи В. Набокова "Искусство литературы и здравый смысл". У меня сложилось впечатление, что для Набокова неважен возраст писателя (не это для него критерий зрелости и нужности писателя), важно, "охвачен ли" писатель "тревогой и интересом" Что, на мой взгляд, может быть в любом возрасте у человека любого пола - в том числе и у человека с инвалидностью. Вот такое неожиданное проявление демократизма у элитарного писателя (В.Набокова).



полная версия страницы