Форум » Психология творчества » Трактовка (интерпретация) » Ответить

Трактовка (интерпретация)

Ольга: Как вы думаете, можно ли рассматривать художественное произведение вне его автора и читателя (зрителя, слушателя)? Существует ли оно само по себе - как-то отдельно и самостоятельно? Семен Рапопорт пишет, что художественное произведение подобно вееру - пока им "не пользуются", оно "не развернуто" - это просто вещь, которая где-то лежит.

Ответов - 2

Ольга: Роман Ингарден в своей статье "Музыкальное произведение и вопрос его идентичности" спрашивает: что есть музыкальное произведение, например, соната Шопена? Соната была сформирована в сознании композитора, но его уже нет в живых... Но ведь произведение Шопена живет! оно воссоздается в умах слушателей, вызывая у них определенный строй представлений, переживаний, раздумий. Вот Левитана (и многих других художников, работы которых мы видели на выставках) тоже нет в живых, но их художественные произведения живут. Подобные мысли возникают о стихах и прозе. А в связи с нашим опытом недавних зимних гастролей особенно задумываешься о роли исполнителя стихов. Вот с картинами такого нет - их никто "не исполняет" - просто устраивают выставку (хотя устроить выставку - это совсем не просто). Стихи можно, конечно, и глазами прочитать. Музыку вряд ли: она вряд ли существует как художественное произведение - без исполнителя и слушателя. Но что же все-таки такое "художественное произведение"? Сводится оно к тому, что происходит внутри его автора или же сводится к тому, что происходит в уме слушателя, зрителя?..

Ольга: Конечно, невозможно воспринять картину, если у зрителя нет зрения. Невозможно воспринять музыку, если у слушателя нет слуха. Но танец может воспринять и тот, кто не может танцевать чисто физически. А вот чтобы воспринять стихи, прозу (вообще литературу), какими физическими способностями (особенностями состояния здоровья) нужно обладать: понимать смысл слов и словосочетаний? Загадка. Но все же невозможно свести художественное произведение к звукам, краскам, словам, движениям и так далее. Ведь есть еще и такие моменты как творчество исполнителя и творческое восприятие зрителя и слушателя. То есть речь о трактовке (об интерпретации, о восприятии). Сколько исполнителей - столько трактовок. Сколько слушателей - столько трактовок. И, конечно, сколько авторов - столько трактовок. Трактовка - вещь субъективная. Но без нее - никак.



полная версия страницы