Форум » Личность и общение » Человек среди людей » Ответить

Человек среди людей

Julia: Человек среди людей (Лекция психолога Ксении Глаголевой) Каждый человек в обществе является членом многих частично совпадающих друг с другом групп: семьи, трудовой группы и др. Социальные роли упрощают наши повседневные взаимодействия, позволяя предсказать поведение других людей. Зачастую происходят ролевые конфликты, когда две или более ролей предъявляют противоречивые требования к поведению человека (преподаватель вынужден поставить двойку дочери близкого друга). Исследование, проведенное в 1973 году в Стэнфордском университете, показывает, какое мощное влияние оказывают социальные роли. В ходе эксперимента нормальные, здоровые юноши, студенты колледжа исполняли роли «заключенных» и «надзирателей» в импровизированной тюрьме. После всего лишь двух дней поведение «заключенных» стало беспокойным и вызывающим. Они начали нарушать распорядок, и «надзиратели» безжалостно подавляли попытки бунта. В течение следующих нескольких дней «надзиратели» продолжали осуществлять нажим с возрастающей жесткостью, а «заключенные» приобрели свойства настоящих заключенных: подавленность, травмированность, пассивность и дегуманизированность. Через 6 дней эксперимент был свернут. По-видимому, назначенные роли оказались настолько влиятельными, что всего за несколько дней эксперимент стал реальностью для всех, кто был в него вовлечен; по завершении исследования многие бывшие участники с трудом верили в то, что могли себя так вести. Существует три основных стереотипа восприятия людьми друг друга: - эффект ореола. Тенденция обобщать благоприятное или негативное первое впечатление от незнакомого человека на не связанные с этим личностные характеристики (эксперимент Бодалева с фото «преступника»/ «ученого»). - эффект первичности. Первая поступающая о человеке информация оказывается наиболее важной и определяет восприятие этого человека. - эффект новизны. Во взаимодействии с знакомым человеком наиболее важной является последняя поступившая информация. Все предыдущие отношения будут интерпретироваться исходя из последней информации, что может привести к пересмотру отношений. Кроме того, мы изначально предполагаем, что физически привлекательные люди также интересны, умны, добры и приятны в общении. При прочих равных условиях нас привлекают люди талантливые или компетентные. В 1969 году в ходе эксперимента студентам колледжа демонстрировали ролики, показывающие персонажей как высокоинтеллектуальных и как людей средних способностей. Наиболее привлекательным зрители сочли высокоинтеллектуального персонажа, очень неловко пролившего на себя кофе: вероятно, нравятся люди компетентные, но несовершенные — это делает их более «человечными». Наименее привлекательным был признан персонаж средних способностей, допустивший неловкость. На наше повседневное поведение, вероятно, больше всего влияет давление группы, побуждающей к конформизму (приведение собственного поведения в согласие с поведением других людей). В эксперименте Соломона Аша (1956 г) по сравнению длины изображенных на демонстрационных карточках линий, в ситуации, когда двое или более людей одновременно произносили свои оценки, их суждения очень скоро сливались в единое мнение.

Ответов - 3

Ольга: От Модератора: сообщения перенесены в тему Социальный успех

Ольга: Ксения пишет: Социальные роли упрощают наши повседневные взаимодействия, позволяя предсказать поведение других людей. Вот-вот. Поэтому я и предлагаю при общении в Клубе обращать внимание, кто с кем вступает в ролевое взаимодействие. Так как есть правила поведения не только (к примеру) у контролера и пассажиров, но и у актера и режиссера, у руководителя Клуба и у других членов Клуба. А когда начинается разговор о том, что (к примеру) - У руководителя Клуба, я уверена, был скверный характер с раннего детства и она никогда не стремилась к развитию своей личности!... право, такое "явление" в клубе "Крылья" впервые. И это уже (на мой взгляд) далеко от ролевого взаимодействия.

Ольга: Ксения пишет: Зачастую происходят ролевые конфликты, когда две или более ролей предъявляют противоречивые требования к поведению человека Зачастую. То есть такое (ролевой конфликт) могло произойти (и происходит) сплошь и рядом во всем мире (а не только с Ольгой Каменевой) в клубе "Крылья". Вот такой конфликт (прежде всего это был внутренний мой конфликт - ролевой - конфликт между актрисой и худруком) и произошел перед выступлением 7 дек в "Салюте". Потому что режиссер потребовала выступать без дальнейших репетиций. Актриса Ольга сказала, что ей "недостаточно", она отказывается выступать без дальнейших репетиций. Худрук пыталась поступить так, чтобы и овцы целы, и волки сыты, то есть, чтобы и актриса не ушла, и выступление состоялось. Пришлось нарушить требование режиссера (которая была на больничном перед выступлением) и провести репетиции без режиссера "Трамвая" (но с приглашением 2-х профессиональных режиссеров). И при этом удовлетворить требование режиссера о непременном выступлении 7 декабря. Режиссер была в курсе, что без нее прошли 2 репетиции, возражений не было. За 5 минут до выступления режиссер вступила в двойной ролевой конфликт - и с актрисой Ольгой, и с худруком Ольгой. Выступление все-таки состоялось. Дальнейшее развитие событий привело к уходу актрисы Ольги из театра "Крылья" (вопреки ее желанию и по воле худрука Ольги). Так был решен ролевой конфликт. Мнение режиссеров (у которых играла актриса Ольга, как и мнение самой Ольги худруком учтено не было). Худрук Ольга уверена, что конфликт был решен правильно. Актриса Ольга с этим не согласна (и не только она). Но худруку достаточно тех "проблем", которые и так нужно решать в театре "Крылья". И худруку "не нужны" дополнительные проблемы с актрисой Ольгой. Поскольку "для всех" если Ольга "актриса", то "все" забывают, что она еще и худрук. И для худрука становится затруднительно (чтобы не сказать "невозможно") донести "до всех" то, как худрук видит ситуацию. Высказывания Ольги воспринимаются как высказывания "актрисы Ольги", а попытки "достучаться" на тему, "кто здесь худрук" приводят к обвинением в адрес "Ольги", что она типа "ничтожество, возомнившее о себе", что "все и так знают, что она руководитель, не надо этим тыкать". Другого способа выйти из ролевого конфликта (в условиях "недоразвитости" в театре "Крылья" понимания особенностей ролевого взаимодействия), на взгляд худрука - не было. Так что (в данной ситуации) было принято единственно правильное решение. Вспомним наши попытки взаимодействия с Ольгой Сухановой. Никто не отрицает ее таланта. Но по ряду причин руководством клуба "Крылья" Ольге был закрыт путь в клуб "Крылья". Таким образом, худрук считает данный ролевой конфликт "исчерпанным", относит его в сферу "прошлого". Что же касается "актрисы Ольги", то, возможно, она когда-либо вернется в театр "Крылья". Но на текущий момент худрук считает такое возвращение нецелесообразным. На текущий момент худрук считает, что конфликт режиссера "Трамвая" с худруком давно "в прошлом". И худрука интересуют сейчас только творческие аспекты обсуждения - непосредственно между режиссером и худруком. В которые худрук настоятельно рекомендует актерам "Трамвая" не вмешиваться. При этом решение текущих творческих и организационных вопросов режиссера "Трамвая" и актеров худрук оставляет на усмотрение режиссера. Если что нужно, меня (как худрука) попросят "подключиться", но сама я (как худрук) предпочла бы "не вмешиваться". Обсуждаем с режиссером, когда поставить в план следующую репетицию "Трамвая" (и так далее). Что касается личных отношений худрука Ольги и режиссера Джулии, то никто не имеет права вмешиваться в личные отношения двух людей. Нас наши личные отношения - устраивают. Мы не ссорились лично. А ролевые конфликты в жизни бывают "сплошь и рядом". Зачастую.См топ этой темы. Тот ролевой конфликт исчерпан самим фактом исключения актрисы Ольги из театра "Крылья".




полная версия страницы