Форум » Живопись, рисунки, компьютерная графика » Александр Шилов - интересный человек » Ответить

Александр Шилов - интересный человек

Яблонька: Учитывая интерес к жизни и творчеству Александра Шилова, я решила создать на форуме эту тему.

Ответов - 69, стр: 1 2 3 4 All

Яблонька: Это сообщение Ланы, которое перенесено из темы: http://krilja.forum24.ru/?1-9-0-00000014-000-20-0-1238254494 А.Шилов, интересный человек! ПЛАНЕТА АЛЕКСАНДР ШИЛОВ Прижизненное признание творчества - мечта любого мастера. Художнику Александру Шилову в этом отношении несказанно повезло - есть галерея, куда приходят зрители, есть звания и правительственные награды: народный художник СССР, академик Российской академии художеств, кавалер орденов Петра Великого I степени, Франциска Скорины (от белорусского президента), "За заслуги перед Отечеством" IV степени. Его именем в 1992 году Нью-Йоркским международным планетарным центром названа одна из малых планет. И, наконец, в 2004 году президент Владимир Путин наградил мастера орденом "За заслуги перед Отечеством" III степени. Об этапах этого победоносного пути и о жизненных принципах, помогающих художнику, беседуем мы с Александром Шиловым. – Александр Максович, ваше детство было достаточно тяжелым. Что помогло вам, мальчику из небогатой семьи, поверить самому и уверить окружающих, что ваше место - не на заводе или за рулем (там, где деньги зарабатывают), а за мольбертом? - Да, я должен был помогать матери. Нас, троих детей (у меня еще были брат и сестра), кормили мама и две бабушки, без отца. А зарплаты тогда были мизерные. И мне стыдно было садиться за стол и есть. Поэтому в 17 лет я пошел работать на мебельную фабрику. – А рисование? – А рисовать я начал с детства и очень это дело любил. Но толчком для поступления в изостудию Дома пионеров послужила следующая история. Мой брат, моложе меня на шесть лет, в семилетнем возрасте поступил в изостудию Тимирязевского дома пионеров, и в первый же год его композиция "Полет на Луну" на Всемирной выставке детского рисунка в Австрии получила первую премию. Газеты написали о нем, радио заговорило - он сразу стал известным, а с ним и наша семья. Жили мы в коммунальной квартире, и меня соседи стали подталкивать: ты ведь рисуешь хорошо, тебе тоже нужно заниматься! Сработали на моем естественном честолюбии. И я поступил в изостудию, занимался там, пока позволял возраст, потом пошел на работу. Но все равно мне преподаватель Воронин Василий Александрович позволял приходить, рисовать гипсы, натюрморты. Рисовал и дома, потому что заниматься два раза в неделю - мало. Где-то, в тайне, лелеял мысль о поступлении в Институт им. Сурикова. Но клянусь вам всем святым - в глубине души я в это не верил. В Суриковский институт поступали люди уже подготовленные, а мой Дом пионеров мало что давал. Я познакомился с художниками Грицаем, Щербаковым, Лактионовым, они посмотрели мои работы (в то время я как раз трудился на мебельной фабрике грузчиком) и сказали, что способности у меня есть, нужно непременно поступать в институт, потому что никакой природный талант не разовьется без науки. Нужно учиться мастерству и бросать фабрику. Дело в том, что труд грузчика очень тяжел, через твои руки проходит не одна тонна за день, и когда после такой работы берешь в руки тоненькую кисть, ее просто не чувствуешь! Понимаете? После тяжелых бревен я не чувствовал пальцами кисть, а ведь она для художника - продолжение руки. Сижу дома после работы, меня спать тянет, все тело болит, устал. Думаю, если прилягу отдохнуть - все, усну. Так вечерами сидел рисовал и в глубине души лелеял мысль стать художником. – И как скоро ваша мечта сбылась? – Три года я поступал в Суриковский институт. Досрочно, на год раньше, окончил. На четвертом курсе в моей жизни случилось большое событие: три мои работы - портреты космонавтов - были приняты на Всесоюзную выставку в Манеже (а я еще даже не был членом Союза художников). От нас только два педагога - Грицай и Королев (бывший директор Третьяковской галереи) участвовали в этой выставке, больше никто. Поэтому попасть сразу тремя работами на такую прославленную выставку - а на нее шли все руководители, весь дипломатический корпус, она освещалась во всех средствах массовой информации - было для меня великим событием. И с того момента постепенно ко мне начала приходить известность. Потом были другие выставки - и у нас, и за границей. Ко мне шли руководители государства, начали выстраиваться очереди. Но все шло постепенно! Звезд я с неба не хватал. Не бывает в искусстве такого: проснулся утром и, как актер, - стал сразу известным. Тем более в том направлении, в котором работаю. – Вы художник, имеющий благодаря вашей галерее возможность полноценно выставляться. – Только нужно сразу уточнить, что галерея не моя личная, как пишут в некоторых газетах. Это Государственная картинная галерея, созданная на основе моего дара и учрежденная постановлением Государственной думы и правительства Москвы. Она начала работу в 1997 году. А в 2003-м рядом открылось новое здание, потому что коллекция растет. Она сейчас насчитывает более 740 работ, подаренных мною городу и стране. Теперь мы имеем возможность выставить почти все, но писать картины я продолжаю. И дарю их галерее. – То есть придется пристраивать еще здание? – Нет, этого не будет. - Хорошо было раньше, когда Ватикан или император заказывал художнику картину. Сейчас каждый сам продает свое творчество. Вы - человек, прошедший все стадии пути художника до самых высот, можете ли дать совет начинающему, каких ошибок следует избежать и как сделать себя востребованным? – Для того чтобы Наполеон, например, заказывал Давиду картины, тому нужно было достичь высочайшего профессионального уровня. Сначала нужно стать художником, а уж потом. А у нас: только окончил институт - сразу думает о мастерской (дескать, без нее я не могу быть художником), о материальных благах. Этого быть не должно. – Значит, художник должен быть бедным? – Нет, почему же? Если его искусство затребовано людьми, если то, что он делает, нужно сердцу и душе зрителя, он обязательно найдет заказчика! Не было такого случая в истории живописи, чтобы талантливый художник сидел без куска хлеба. – А Ван Гог? – Да вы почитайте его дневники, он сам пишет: "Как плохо, что я не умею рисовать!" Вот видите, в той же Франции не знают, кто такой Левитан, кто такой Васильев, Брюллов, Иванов. А мы Ван Гога знаем, импрессионистов, примитивистов, всех. Это говорит о том, что в нашем народе есть одна унизительная черта - преклоняться перед иностранцами, пусть даже перед самыми плохими, но не замечать своих гениев. Об этом еще Пушкин писал. Это же унижение нашей великой нации, одной из самых талантливых! У нас сейчас есть настолько талантливые художники и музыканты, каких нет на Западе! И мы должны гордиться своим великим искусством. – Как художник, посвятивший свое творчество России, вы наверняка задумывались над ее будущим. Каким оно вам видится? Должны ли мы войти в объединенную Европу? – Я считаю, что нужно восстановить Советский Союз! Мы должны создать величайшее, мощное государство, подобное тому, которое было. Перестать заискивать перед Белым домом. Никогда не будет нас уважать ни одна страна мира, в том числе и Америка, если мы перед ними заискиваем и согласовываем с ними, какого президента нам избрать. Мы должны развиваться самостоятельно, быть сильным государством и в военном, и в духовном плане, искусству уделять первостепенное значение, потому что какое искусство, такова и душа человека. Затем: надо воспитывать молодое поколение не на мерзких антифильмах, которые пропагандируют разврат, убийство, наркоманию, подлость, а на примерах героев Отечественной войны, поднимать роль армии. Правильно сказал Наполеон: "Не будете кормить свою армию - придется кормить чужую". Если не будет идеологии добра, чести, совести, патриотизма - мы погибнем! Мы уже погибаем, нас раздирают во все стороны, наше Отечество сжимается, как шагреневая кожа. Понимаете? У нас есть все возможности для того, чтобы быть самой великой державой мира: талантливый народ, большая территория, природные ресурсы и т.д. И мы должны не "звучать гордо", как говорил Горький, мы должны гордо жить. Мы должны понимать, что такое любовь к Отечеству (не к гробам отеческим). И также понимать, что все в мире делается с позиций силы, - только сильных уважают везде! У нас есть все для величия, кроме одного, - уважения к самим себе. Этого нам не хватает - чувства здорового патриотизма и гордости за свою страну и свой народ. И эти понятия должны поддерживаться на государственном уровне. Нужно прославлять и награждать тех людей, которые кладут свои силы и таланты на алтарь Отечества, на их примерах воспитывать молодое поколение. И я, как и многие другие, рад тому, что Владимир Владимирович Путин ведет Россию по этому пути. В этом плане хочу отметить и великого нашего патриота - Юрия Михайловича Лужкова, который тоже увеличивает количество добра в нашей стране. – Вы можете назвать Юрия Михайловича своим другом? – Единомышленник и друг - конечно. Все его окружение знает, что он умеет дружить и быть настоящим мужчиной. И он человек, живущий сердцем, что большая редкость среди политиков. – Есть такое мнение: новые друзья не возникают после 30 лет. У вас расширяется круг друзей сейчас или вы предпочитаете сохранять старую, проверенную годами дружбу? – Вы знаете, я считаю, что человека, у которого есть хоть один настоящий друг, судьба, как говорится, поцеловала в самое сердце. Друг - он ведь не просто приятель, а тот, кто живет твоими мыслями, горем и радостью. Его постоянная забота - облегчить твою жизнь, помочь тебе, он предан тебе до последнего волоска. Вот это - друг. Это явление во все времена редкое, а теперь особенно. – Александр Максович, когда вы пишете картину, какого адресата вы перед собой видите? Кто он, ваш потенциальный зритель, человек, который поймет вас? – Нет, я об этом не думаю, зачем же мне об этом думать? Своей работой я обращаюсь ко всему народу. Работа над портретом начинается с того, что я должен почувствовать человека, которого пишу. При абсолютном внешнем сходстве я должен выразить внутренний мир именно этого конкретного человека. Труд портретиста - большая ответственность перед будущими поколениями. По старинным портретам мы судим о предках - нам дорого в них все: внешний вид, мысли, чувства, все до последней пуговицы. При величайшем умении, которым владели старые мастера, не было даже понятно на картине, Бог это творил или художник. Зритель настолько верит изображению, что начинает беседовать с портретом, слышать мысли давно ушедшего. Но самая главная задача портретиста, конечно, - заставить говорить глаза. Через них и передается все, что есть потаенного в человеке. – С портретом понятно, а пейзажи? – То же самое, я ведь пейзаж тоже с натуры пишу. Вот возьмите пейзажи Левитана - они все пронизаны его совестью, его душой печальной, его тоской безысходной. Вообще, как Левитан изображал поэтическую печаль средней русской полосы, так больше никто не сумел, хотя я очень люблю и Васильева, и Саврасова. Возьмите картину "Над вечным покоем" - каждый мазок там наполнен его кровью и душой. Я за такое искусство, когда люди подходят к картине и сопереживают вместе с мастером. А для этого художник должен уметь пропустить через свое сердце ту тему, которую он хочет донести до зрителя. – Хлеб портретиста достаточно труден. Зачастую человек не согласен с образом, созданным художником. Был ли у вас соблазн пойти навстречу пожеланиям именитых клиентов? Приходилось ли вам отстаивать свою правоту, свое видение, бороться за уже созданный портрет? – Да, это верно, еще Репин сказал: "Труд портретиста самый тяжелый - все на портрете хотят быть лучше, чем в жизни". И отстаивать уже готовый портрет мне приходилось. Помню такой случай. Написал я знаменитого певца Лемешева, а он посмотрел на портрет, да и говорит: "Нос не мой!" Мы с ним спорили часа два, он на меня обиделся, говорил, что бреется уже пятьдесят лет, каждый день себя в зеркале видит. А я ему доказывал, что, когда он к зеркалу подходит, он уже видит перевернутое лицо. Но потом, как человек умный, он остыл, присмотрелся. И позвонил мне: "Действительно, у меня такой нос, но я этого никогда не замечал". Никогда нельзя приукрашивать человека. Мы должны вспомнить поучительную повесть Гоголя "Портрет" - талантливый художник погиб, угождая всем, лишь бы стать богатым и известным. Можно что-то чуть-чуть изменить лишь в том случае, если это не помешает характеру человека. – А над чем вы сейчас работаете? – Я никогда этого не говорю, пока не рожу вещь, - а вдруг не получится. Могу только сказать, что работаю над портретом известной пожилой певицы. К сожалению, это поколение уходит. Поколение, для которого благородство, служение искусству, служение любимому человеку, бессребреничество были основополагающими понятиями. И вот, в знак преклонения, я пишу ее портрет, если получится, выставлю. – Что помогает вам в работе и что отвлекает от нее? Какие события окружающей жизни способны вас взволновать? – Творческого человека должно волновать все! И судьба России, и, конечно же, мои близкие. В искусство должны идти люди, готовые служить ему добровольно, любить свое дело. Просыпаешься - и сразу к мольберту. Тяга такая, внутренний сердечный огонь. И я благодарен судьбе за то, что во мне этот огонь горит. В искусство при наличии таланта, конечно, стоит идти человеку, который без него дышать не может, потому что этот путь очень тяжел! Здесь на отвлечение времени мало. Конечно, я еще занимаюсь галереей как художественный руководитель, и всяких других дел много, но я стараюсь работать каждый божий день. Если я не поработаю, я себя плохо чувствую. – А что вас раздражает в окружающей жизни? – То же, что и всех, - хамство, неблагодарность, черствость, подлость. – И где вы с этим сталкиваетесь? Вы ведь имеете возможность в достаточной степени изолироваться от неприятных проявлений - ездить в машине, время проводить в галерее или в мастерской. – Ну нет, я же не в скорлупе живу. Хожу по магазинам, сам себе продукты, вещи покупаю. Есть, знаю, такие женщины, которые для мужчины выбирают костюмы, галстуки. А мужчины подчиняются их вкусам. Я к таким не принадлежу и полагаюсь только на свой вкус! – Вы - коренной москвич. Город менялся на ваших глазах. Что в современной столице вас радует и чего вы не приемлете? – Я очень благодарен нашему мэру за то, что он много реставрирует, восстановил храм Христа Спасителя, построенный изначально на народные деньги. Сейчас, откуда бы ни ехал, видны купола храма, как будто сердце России горит. Конечно, я против уничтожения старых районов - Замоскворечья, Остоженки. Но это вопрос к архитекторам, которые принимают не всегда справедливые решения. Мне нравится опыт Запада - гнилую начинку из старого здания вынимают, а фасад реставрируют. В крайнем случае в точности воссоздают утерянное здание. Я за сохранение облика старой Москвы. – Александр Максович, у вас есть высокие звания, вы награждены орденами. Чувства орденоносца понятны, а вот что испытывает землянин, имя которого присвоено далекой планете? – Да то же, что и с орденами. Любому человеку лестно, когда его труд оценен. Для меня самый великий стимул - признание моего творчества людьми. А с планетой было неожиданно и очень приятно. – Летает она где-то далеко и, может, на ней живет кто? Вы об этом не думаете? – Нет, не думаю как-то. Меня это мало волнует. – А есть ли у вас страсть к коллекционированию? – Ну, это нельзя назвать коллекционированием - просто вижу старинную вещь, нравится - покупаю. Я всю жизнь собирал свои картины, старался их поменьше продавать. Представляете, работаешь над ней полтора месяца, а потом она уходит, и в мастерской - только голые стены. И поэтому я старался всегда как можно меньше писать на заказ, только чтобы прожить. А что не на заказ писалось, все себе оставлял. Иначе бы и галереи не было. Что б я тогда подарил государству?

Яблонька: Переношу сюда и мой ответ на сообщение Светланы - отмечаю, что сообщение Светланы перенесено сюда без изменений, но в мой ответ я внесла некоторые изменения, тк с тех пор прошло полтора м-ца, и я решила немного иначе выразить свою мысль Lana пишет: А.Шилов, интересный человек! Света! Прокомментируй, пожалуйста, это интервью и докажи, что тебе лично очень интересен каждый из этих вопросов и каждый из ответов этого интервью А пока что я не поняла - чем А.Шилов, по-твоему, интересен как человек? Мне интересно прежде всего твое мнение, Света. Ведь ты поместила у нас на форуме именно это интервью. Что повлияло на твой выбор? Хотя если, например, Юля (или кто-то еще из участников форума) примет участие в обсуждении этого интервью (или просто что-то захочет сказать о Шилове) - думаю, это может быть интересно не только для меня

Яблонька: Вот сидела думала-думала, так и не поняла - чем же Александр Шилов "интересный человек"? Тем, что он был "мальчиком из небогатой семьи"? Или тем, что в 17 лет пошел работать на мебельную фабрику? Чем, Света, тебя так заинтересовал этот вопрос в интервью и этот ответ? Что - каждый "интересный человек", кто родился в небогатой семье? Или каждый интересен, кто работал грузчиком? По-моему, таких людей ну, очень много на свете Вот мой сосед, например, одно время работал грузчиком. Он, конечно, тоже интересный человек, но, по-моему, не потому, что грузчиком работал. Не бывает в искусстве такого: проснулся утром и, как актер, - стал сразу известным. Актерское мастерство - это тоже искусство. А известность - разве это самое главное? Хотя, конечно, для кого как. Я так поняла - Александр Шилов - честолюбивый человек. Его именно это изначально стимулировало к занятиям рисованием. Ну, вроде бы, никому нет вреда от его честолюбия - уже хорошо Света, Шилов тебе интересен именно своим ярким честолюбием? (Пытаюсь угадать) более 740 работ Продуктивно. Много у него работ... Для меня самый великий стимул - признание моего творчества людьми. Да, у него это до болезненности доходит - мне рассказывали. Просто даже жалко его становится


Яблонька: Вы - человек, прошедший все стадии пути художника до самых высот Как же было мило (и скромно) со стороны Александра Шилова, что он не стал возражать против такого определения Не было такого случая в истории живописи, чтобы талантливый художник сидел без куска хлеба. А вот это уже действительно интересно. Записываю... преклоняться перед иностранцами, пусть даже перед самыми плохими Речь идет о Ван Гоге, который "не умел рисовать", потому, по утверждаению Александра Шилова, и сидел без куска хлеба. Очень "плохой иностранец" этот Ван Гог Хочу на выставку Ван Гога! Это же унижение нашей великой нации... И мы должны гордиться своим великим искусством. Поскольку я не страдаю болезнью русского национализма, мне ничто не мешает любить Ван Гога и его творчество. Что же касается Александра Шилова - шовинист однозначно. Человек с ограниченными возможностями. У каждого человека возможности в чем-то ограничены. У Шилова - в этом Вот репродукция одной из картин Ван Гога, "плохого иностранца, не умеющего рисовать": Мост Ланглуа в Арле.

Яблонька: Мне нравится опыт Запада - гнилую начинку из старого здания вынимают, а фасад реставрируют. В крайнем случае в точности воссоздают утерянное здание. Ну, надо же - ему нравится опыт Запада. А мне нравится, что порой Александр Шилов... нелогичен. Иначе было бы совсем плохо

Lana: Яблонька пишет: Ведь ты поместила у нас на форуме именно это интервью. Что повлияло на твой выбор? На мой выбор повлияло, то, что мне нравится смотреть Худ.работы. А кроме Третьяковки и галереи А.Шилова, нет доступа для колясочников. Я бы с удовольствием посмотрела бы картины, и ВанГога (мой любимый художник), Мане, Сезана, Матиса.

Яблонька: Lana пишет: мне нравится смотреть Худ.работы Ну, тогда при чем тут то, какой Шилов человек? Лучше ты мне скажи, Света, чем для тебя интересны его картины. Хотя даже не знаю - художник и человек - это ведь взаимосвязано Ирен мне в личке написала отзыв на эту тему. Если разрешит, я здесь процитирую Света, а как тебе картины художника Ватагина? Только ты на этот вопрос не здесь отвечай, а в теме про Дарвиновский музей. Ладно? http://krilja.forum24.ru/?1-9-0-00000013-000-0-0-1235311911 Lana пишет: А кроме Третьяковки С моей точки зрения, тогда уж лучше в Третьяковку - там много картин разных художников. А я еще была на Крымском валу однажды. Там лифт.

Lana: Яблонька пишет: С моей точки зрения, тогда уж лучше в Третьяковку - там много картин разных художников. В Третьяковке я была 4 раза, а в галерее А.Шилова, я не была ни разу. Вот в этом и заключается моя логика.

Яблонька: Lana пишет: в галерее А.Шилова, я не была ни разу То есть тебе все равно, какие картины, лишь бы музей доступный? И лишь бы срочно куда-то поехать? Ну, съездишь 17-го апреля, расскажешь, надеюсь. Поделишься впечатлениями

Lana: Яблонька пишет: Ну, съездишь 17-го апреля, расскажешь, надеюсь. Поделишься впечатлениями Погоди, Оля. Может ни куда не поедем. У Ирэн, на работе проблемы. И мне не всё равно куда ехать. Я же не собираюсь в зоопарк.

Яблонька: Lana пишет: И мне не всё равно куда ехать. Я же не собираюсь в зоопарк. Я не про зоопарк. Я спросила про картины. Ты, по-моему, ясно написала, что тебе все равно, какие картины и какой художник, лишь бы было доступно. И лишь бы поскорее туда поехать. Я правильно поняла? Lana пишет: У Ирэн, на работе проблемы. Жаль, если не получится с вашей поездкой в пятницу. Но будем надеяться на лучшее. Мб, мне обратиться в "Милосердие", чтобы тебе поискали добровольца для поездки в пятницу в галерею Шилова? Часть моего ответа см в теме: http://krilja.forum24.ru/?1-9-0-00000015-000-0-1

Lana: Яблонька пишет: Жаль, если не получится с вашей поездкой в пятницу. Но будем надеяться на лучшее. Мб, мне обратиться в "Милосердие", чтобы тебе поискали добровольца для поездки в пятницу в галерею Шилова? Завтра Ирэн скажет, поедет ли она со мной или нет.

Яблонька: Lana пишет: Завтра Ирэн скажет, поедет ли она со мной или нет. Мне нужно знать к 18-ти часам, чтобы позвонить в Автонадежду. Кстати, такси с подъемником теперь и в Автонадежде "едем час - платим полтора".

Lana: Яблонька пишет: Мне нужно знать к 18-ти часам, чтобы позвонить в Автонадежду. Кстати, такси с подъемником теперь и в Автонадежде "едем час - платим полтора". Знаю. И постараюсь сообщить до 18-ти часов.

soave: Я думала, что Шилов только по портретам специализируется, а он оказался гораздо разнообразнее. Интересный человек, однозначно. UPD. А. И эта картина, наверное, относится к жанру "портрет".

Lana: soave пишет: UPD. А. И эта картина, наверное, относится к жанру "портрет". Очень хорошо написано тело, кожа. Эротично....

Яблонька: Мне больше понравилась вторая половина тела. Яблонька уходит, цитируя Достоевского:"Широк человек, широк... Я бы сузил".

soave: Обратите внимание, как добросовестно, тщательно художник выписывает физиологические детали. Выпукло.. аж поблескивают. Света, с нетерпением будем ждать вашего с Ириной рассказа о посещении музея!

Яблонька: Убрать. Убрать все головы! С глаз моих долой Остальное можно оставить Хотя эта голова, вроде, ничего... Мне Таню (Яну) напоминает. Но Таня мне больше нравится. Вспоминаю чудесную фотку, где Таня с младшим племянником

Яблонька: Вот если бы Шилов нарисовал инвалида на коляске - вот было бы круто! Света! Оставьте там мое пожелание в книге отзывов - можете даже мой номер мобильника внизу приписать - я готова нести ответственность за это предложение Все-таки Год инвалида в Москве.



полная версия страницы