Форум » Живопись, рисунки, компьютерная графика » Тулуз-Лотрек. Выставка и судьба » Ответить

Тулуз-Лотрек. Выставка и судьба

dispoussr: Тулуз-Лотрек Парижские удовольствия Графика Выставка открыта с 19 февраля по 11 мая 2008 по адресу: Москва, Лаврушинский, 12, Инженерный корпус, 3-й этаж. Выставка произведений знаменитого художника Анри де Тулуз-Лотрека (1864–1901) – одно из главных событий текущего выставочного сезона Третьяковской галереи. Она посвящена одной стороне его творчества – графике и открывает московской публике Лотрека как выдающегося литографа, ведущую фигуру в истории этого вида гравюры, мастера, определившего пути становления европейского плаката XX века. Выставка продолжает ряд проектов, организованных музеем совместно с французскими партнерами, и предваряет обширную культурную программу грядущего года России во Франции и Франции в России. Выставка в Третьяковской галерее представляет наиболее плодотворный период творчества художника – с 1890 по 1900 год. Это время, когда Тулуз-Лотрек уже сложился как художник-летописец блестящих и тайных сторон жизни Парижа – столицы искусств, развлечений и удовольствий, когда оттачивалось мастерство Лотрека – уникального литографа. Художник был своим в среде богемы и маргиналов, хотя, родившись в фамильном замке в Альби, Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа, сын графа Альфонса и графини Адели, должен был вращаться в высших слоях общества. Фатальные обстоятельства появления на свет от супругов-кузенов и травмы сделали его инвалидом и лишили возможности вести образ жизни, предназначенный ему от рождения. Уже в отрочестве отдушиной для Лотрека стали занятия рисунком и живописью. Его отец и дядя, художники-любители, способствовали увлечению Анри, предоставили возможность брать уроки у художника-анималиста Рене Пренсто, который поддержал Лотрека и дал рекомендации для последующего обучения в студии портретиста Л.Бонна. С 1882 года Лотрек посещал мастерскую академического живописца Ф.Кормона, где познакомился с Ван Гогом. В эти годы он ненадолго увлекся импрессионизмом, приятельствовал с художниками пост-импрессионистами, с Полем Гогеном. В 1884 году Лотрек обосновался на Монмартре в доме по соседству с мастерской Эдгара Дега, чьи работы оказали значительное влияние на молодого живописца. С конца 1880-х годов Лотрек – завсегдатай кабаре, баров, цирков, кафешантанов, театров, публичных домов – создавал антологию ночной жизни Монмартра, запечатлевая ее главных действующих лиц – певцов, танцовщиц, антрепренеров. Он внимательно исследовал эту жизнь и как участник, и как сторонний наблюдатель. Друг и издатель Лотрека Таде Натансон сравнивал его с ловчей птицей: «Лотрек все время наблюдает, его лапка готова тут же выхватить нужное» – выразительные жесты, позы, силуэты, создавая тем самым характерные и острые образы. Выставка организована Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ Федеральным агентством по культуре и кинематографии Государственной Третьяковской галереей Библиотекой Национального института истории искусства, коллекцией Жака Дусе, Париж, Франция при участии Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина Фонда Пьера Джанадды, Швейцария По материалам сайта Государственной Третьяковской галереи Ссылка: http://www.tretyakovgallery.ru/russian/events/2008/0218/index-post.shtml Насколько мне известно, при посещении Выставки, можно посмотреть документальный фильм о Лотреке. А после 10 марта будет демонстрироваться художественный фильм на русском языке.

Ответов - 21, стр: 1 2 All

Julia: dispoussr Большое спасибо за полезную и нужную информацию!

Julia: Биография Тулуза Лотрека Граф ТУЛУЗ-ЛОТРЕК Анри Мари Раймон де (1864-1901) - французский живописец, один из ярчайших представителей постимпрессионизма. Родился в старинной дворянской семье. В детстве, дважды упав с лошади, сломал обе ноги и на всю жизнь остался калекой. Этот физический недостаток наложил отпечаток на дальнейшую жизнь художника. Интерес к рисованию пробудился под влиянием художника Р.Пренсето. Учился у Л.Бонна (1883) и Ф.Кормона (1884- 1885). Большое влияние на формирование его творческой манеры оказало искусство Э.Дега и японской гравюры. Ранние работы художника, на которых изображены в основном его близкие друзья и родственники ("Графиня Тулу-Лотрек за завтраком в Мальроме", 1883; "Графиня Адель де Тулуз-Лотрек", 1887 - обе в Музее Тулуз-Лотрека, Альби), написаны с использованием импрессионистической техники, но стремление мастера максимально правдиво, иногда даже беспощадно, передать индивидуальную характеристику каждой своей модели говорит о принципиально новом понимании им образа человека ("Молодая женщина, сидящая за столом", 1889, Собрание Ван Гога, Ларен; "Прачка", 1889, Собрание Дортю, Париж). "Прачка" В дальнейшем А. де Тулуз-Лотрек совершенствует способы и методы передачи психологического состояния моделей, сохраняя при этом интерес к воспроизведению их неповторимого облика ("В кафе", 1891, Музей изящных искусств, Бостон; "Ла Гулю, входящая в Мулен-Руж", 1891-1892, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Сатирический взгляд художника на мир театра, ночных кафе, артистической богемы Парижа и опустившихся завсегдатаев притонов находит свое выражение в гротесковом преувеличении, которым он пользуется при написании таких картин, как "Танец в Мулен-Руж" (1890, частное собрание), "Занятия Валентена с новыми девушками в Мулен-Руж" (1889-1890, Художественный музей, Филадельфия) и др. . "Мавританский танец" "Кабаре "Японский диван" Для современников А. де Тулуз-Лотрек был прежде всего мастером психологического портрета и создателем театральных афиш. "Амбассадор" Все его портреты можно условно разделить на две группы: в первой модель как бы противопоставлена зрителю и смотрит ему в прямо в глаза ("Жюстин Дьель", 1889, Музей Орсэ, Париж; "Портрет месье Буало", ок. 1893, Кливлендский музей искусств), во второй она представлена в привычной для себя обстановке, отражающей ее повседневные занятия, профессию или привычки ("Гостиная в Шато де Мальроме", 1886-1887; "Дезире Дио (Чтение газеты в саду)", 1890 - обе в музее Тулуз-Лотрека, Альби; "Портрет Мадам де Гортцикофф, 1893, частная коллекция). Для того чтобы все внимание зрителя было сконцентрировано на внутреннем мире его модели, он делает ее внешние черты менее резкими, расплывчатыми, использует абстрактный фон, а в более поздних картинах - пейзаж или некоторые предметы быта и обстановки, раскрывающие истинную сущность своих персонажей. . . "Портрет Луи Паскаля" "Больша ложа" "Сидящая клоунесса" Анри де Тулуз-Лотрек никогда не интересовался проблемой воздействия света на поверхность изображаемых предметов, но постепенно его палитра светлеет, а утонченное сочетание нескольких цветов, в основном зеленого и фиолетового, станет визитной карточкой большинства его работ. Анри де Тулуз-Лотрек никогда не приукрашивал свои модели, но в его даже самых "грубых" портретах всегда чувствуется симпатия художника, выраженная в сжатой форме несколькими энергичными мазками ("Туалет (Рыжеволосая)", 1889, Музей Орсэ, Париж; "Рю де Мулен", 1894, Национальная галерея искусств, Вашингтон). "Туалет" Анри де Тулуз-Лотрек внес большой вклад в становление жанра афиши, его творчество было высоко оценено его современниками. Всего за свою жизнь он нарисовал около 30 афиш ( "Джейн Авриль в Жарден де Пари", 1893; "Divan japonais", 1893 - обе в Музее Тулуз-Лотрека, Альби), в которых наиболее ярко выразился его великолепный талант рисовальщика. Художник блестяще владеет линией, заставляет ее прихотливо извиваться по контуру модели и по велению момента, создавая произведения, отличающиеся изысканной декоративностью. Особенную выразительность имеют большие одноцветные поля его картин. . . . "Жокеи" "Иветт Ломбер" "Японский диван" "Что говорит дождик" (По материалам Интернета)

Кенга: Юлечка, спасибо за интересный рассказ о творчество такого удивительного мастера!


Яблонька: Julia пишет: В детстве, дважды упав с лошади, сломал обе ноги и на всю жизнь остался калекой. Надо же. А я всю жизнь думала, что у него был полиомиелит.

Julia: Кенга пишет: спасибо за интересный рассказ о творчество такого удивительного мастера! Если уж рассказывать о художниках, то рассказывать интересно, с приложением картин и фактами из биографий. Не все ведь могут посетить выставку. Так почему бы не сделать маленький экскурс в мир того или иного художника здесь, у нас на форуме?! Я всегда готова поддержать темы о художниках - предлагайте, делитесь знаниями, восхищением, любовью.

Яблонька: Выставки| Февраль 29, 2008 Доброе утро, Анна! Вы, насколько я понимаю, посетили выставку Тулуз-Лотрека, которая проходит сейчас в Третьяковской галерее. Стоит идти? Я думаю, – это священная обязанность любого культурного человека, просто потому что подобную масштабную выставку такого художника, как Тулуз-Лотрек мы вряд ли опять скоро увидим. Около ста работ выставлено в трех больших залах инженерного корпуса Третьяковки. И потом, стоит только заглянуть в энциклопедию: Анри де Тулуз-Лотрек. Граф. Постимпрессионист. В 14 лет сломал обе ноги и навсегда остался калекой (из-за генетического заболевания ноги перестали расти – он стал карликом). ФРАГМЕНТ №1 Вдохновлялся искусством импрессионистов и японскими гравюрами. А мы все его знаем по изображениям проституток и жизни кабаре. Вёл беспутный образ жизни и умер на руках матери от паралича, вызванного последней стадией алкоголизма. По-моему уже захватывающе интересно. Сейчас вы видели как раз те картины, по которым Тулуз-Лотрека узнают во всем мире. На выставку в Третьяковку, которая называется совсем «по-лотрековски» «Парижские удовольствия» привезены в основном афиши, рисунки и литографии из знаменитой коллекции Жака Дусе. В основном, конечно, литографии. Самое начало масс-культуры. Самое начало – рекламы, промоушна, тиражирования. СИНХРОН Екатерина Селезнева, куратор выставки (16.17) Я знаю, что существует такое какое-то пренебрежительное отношение к литографии и такое ощущение, что «ну подумаешь что такое плакат, что такое гравюра – это тиражное графика, это промышленная уже продукция». В случае с Тулузом-Лотреком – это совершенно не так, потому что он достиг невероятных, невиданных высот в технике владения гравюрой. ФРАГМЕНТ №2 Выставка начинается с фотографий самого Лотрека и его натурщиц. Уже потом – перенесение этих образов на бумагу. Танцовщицы, клоунессы, певицы, проститутки. Лотрек знал о парижских удовольствиях всё. Недаром он вошел в историю, как один из самых неуёмных в своей сексуальности мужчин. Он месяцами жил в домах терпимости, где одним из двух любимых занятий у него было рисование. Он достиг совершенства в мастерстве репортажного рисовальщика, выхватывающего из жизни непостановочные кадры. Кстати, я узнала о той болезни, которая сделала Тулуз-Лотрека инвалидом. Это – пикно дизостоз – изменение структуры костной ткани. Дело в том, что родители Лотрека состояли в близком родстве – двоюродные брат и сестра. Но, возможно, не будь этой болезни – Лотрек не стал бы художником и не нарисовал бы афиши, которые имели бОльший успех, чем те, кто на них изображены.http://www.urmantseva.ru/?p=177 Пикнодизостоз - это карликовость полидистрофическая.

dispoussr: Однако очень, правда, хочется спросить: выставка понравилась кому-нибудь? Или свидетелей данного события не имеется?

Яблонька: Думаю, никто из наших не попал на выставку Костя! А как тебе самому творчество Лотрека? Что для тебя особенно интересно? Читал ли ты книгу о нем?

Яблонька: Жизнь Тулуз-Лотрека. Библиотека книг на Имхонет. Описание книги Анри Перрюшо – талантливый французский писатель, исследователь жизни и творчества художников-импрессионистов Сезана, Гогене, Ван Гога, Ренуара и др. Книга о Тулуз-Лотреке (1864-1901) – первое полное издание на русском языке. Это достоверный и богато документированный рассказ о короткой и драматической жизни художника. На фоне притворно-беспечного веселья Монмартра, парижской богемы автор показывает истинное лицо художника, его искания, муки, сомнения, рисует сложный и богатый мир его духовной жизни. Тяжело больной, обиженный судьбой, он предстает в книге как человек большой души. http://bookz.ru/authors/anri-perru6o/jizn_-tu_529.html Не нравится мне такое выражение как "обиженный судьбой". Сколько на свете людей с таким же диагнозом! А при этом в памяти людей Тулуз-Лотрек остался вовсе не потому, что у него были проблемы со здоровьем. А сколько людей с хорошим здоровьем! И что мы знаем, что мы помним о них и об их творчестве? Ну, ничего себе - "обиженный судьбой"... "С меня при цифре 37 всегда слетает хмель"... (с) Французский писатель Анри Перрюшо (1917—1967) — один из ярчайших мастеров жанра сравнительно редкого и трудного — документальной биографии художника. Беллетристическая живость сочетается в его романах с психологической проникновенностью, со способностью дать не только портрет незаурядной личности с ее человеческими достоинствами и слабостями, но и понять сущностные особенности творчества своего героя. Перу Перрюшо принадлежат книги о жизни Эдуара Мане, Поля Сезанна, Огюста Ренуара, Винсента Ван Гога и ряда других живописцев. Большая часть его книг издана и в СССР. Благодаря Перрюшо крупнейшие фигуры мирового искусства предстают во всей драматичности своих судеб, непростых связях со своим временем. Перрюшо практически воскрешает целую эпоху в истории французской культуры, отмеченную кипением страстей, непримиримой борьбой искусства официального и неофициального, а самое главное — великими творческими открытиями, оказавшими решающее влияние на художественный процесс не только конца прошлого, но и начала нынешнего века. Стремление Перрюшо к достоверности фактов, точности сведений делает его романизированные биографии поистине ценным источником для знакомства с эпохой и ее выдающимися деятелями. Драматический сюжет, лежащий в основе его биографий, строится на реальных событиях, описываемых порой на удивление детально, но и частные подробности опять-таки привлекают своей подлинностью. Правда, не всегда вызывает согласие авторская интерпретация искусства или отдельных произведений героев Перрюшо, хотя ему не откажешь в остроте глаза, в глубине анализа. И пожалуй, не всегда убедительны и даваемые Перрюшо психологические мотивации поступков художников. Может кого-то раздражать и чрезмерная сентиментальность, с которой он повествует об их злоключениях. Но не является ли это отголоском того искреннего чувства, с которым писатель вживался в мир художника? И может, такая эмоциональная избыточность еще более притягивает читателя к книгам Перрюшо и к тем великим мастерам, чьи образы воссозданы им столь полно и ярко? http://www.litportal.ru/?a=2178&lit=1

soave: Яблонька пишет: Не нравится мне такое выражение как "обиженный судьбой". Так это даже не Перрюшо слова, а автора аннотации к книге. Наверное ему тоже была свойственна "чрезмерная сентиментальность", являющаяся "следствием искреннего чувства, с которым он вживался в мир" своего героя, и проявляющаяся в тяге к нагнетанию эмоциональной остановки и всяким разным драматизациям. Да он может быть Гамлетом был!

Яблонька: soave пишет: Да он может быть Гамлетом был! По-моему, у автора аннотации не "гамлетизм". У него шаблонное мышление Стереотип общественного сознания. soave пишет: Так это даже не Перрюшо слова, а автора аннотации к книге. Да, и поскольку это аннотация, то это даже не мнение автора аннотации. Это попытка написать аннотацию "правильно и понятно для массового читателя". Но Вы, возможно, намекаете, что в Средние века было другое восприятие инвалидности. Тогда, наверное, даже и слова-то такого не было как "инвалид" (даже интересно, в каком веке и в связи с чем появилось это слово). И диагноз Тулуза-Лотрека в годы его жизни наверняка не существовал в том виде, в каком существует сейчас. Анри Перрюшо жил в 20 веке (1917—1967), я пока не знаю, в какие годы он написал о Лотреке и какие были представления об инвалидности во времена Перрюшо - во Франции. Но наверняка уже существовало слово "инвалид". А вот аннотацию-то в инете не так давно разместили. Пора бы уже начать соображать! пожалуй, не всегда убедительны и даваемые Перрюшо психологические мотивации поступков художников. Не знаю, можно ли как-то соотнести с понятием психологической мотивации и с представлениями о сентиментальности то, что Перрюшо именует Лотрека то калекой, то уродом

soave: Тулуз-Лотрек жил в 19м веке. А про Гамлета я пошутила, и конечно же я не знаю социотип автора аннотации. Но, по-моему, употребление выражений типа "обиженный судьбой" и тп говорит о склонности к нагнетанию и драматизации. Как и Перрюшо именует Лотрека то калекой, то уродом

Яблонька: soave пишет: Тулуз-Лотрек жил в 19м веке. А... Ну, да. Это Квазимодо и Колумб в 15-м. Да... Вот годы жизни Лотрека: 1864-1901. soave пишет: Перрюшо именует Лотрека то калекой, то уродом Не знаю, мб, Перрюшо и Гамлет по социотипу, но если в 15-м веке не было слов "инвалид", "инвалидность", то в 19-м какая необходимость была так на Лотрека обзываться? А уж в 21-м тем более - писать про "обиженного судьбой" знаменитого художника. Ну, прям так "судьбой весь обижен" - книга про него вышла на французском и переведена на русский. В серии ЖЗЛ. Другие авторы, о которых серия, тоже "обделенные судьбою", наверное, с точки зрения автора аннотации И может, такая эмоциональная избыточность еще более притягивает читателя к книгам Перрюшо и к тем великим мастерам, чьи образы воссозданы им столь полно и ярко? Явно Перрюшо не логик, но не все же этики эти его эмоции воспримут "на ура"

soave: Я согласна, что можно было бы выразиться повежливее. Просто для меня эти все выражния, "обиженный судьбой", и прочие, театрально так звучат, драматично. Я себе представляю, как автор при этом к небесам очи страдальчески возводит, и ручки заламывает от отчаяния из-за горестности судьбы несчастного обиженного всем и вся Лотрека. ))

Яблонька: Вот... Я нашла, откуда автор аннотации взял слова про "обиженного судьбой" Лотрека. Из "слова" Перрюшо "К читателю". http://lib.aldebaran.ru/author/perryusho_anri/perryusho_anri_zhizn_tuluzlotreka/perryusho_anri_zhizn_tuluzlotreka__1.html Обиженный судьбой калека был истинным артитократом духа, и многие, даже самые близкие ему люди не всегда догадывались о его мучительной ране. Ага. А потом появился Анри Перрюшо - все (якобы) понял, обо всем (якобы) догадался. И поведал миру Благодаря этому "слову" я узнала, что Лотрек какое-то время провел в психиатрической лечебнице. И я именно этим недугом склонна объяснять то, что он сам себя изображал в своих рисунках "более уродливым, чем был на самом деле". А вовсе не тем, что Лотрек "правильно и трезво" воспринимал свою инвалидность, как утверждает Анри Перрюшо, гордо объявляя, что он "глубоко проник в душу" героя своей книги Я немного начала читать... Книга написана живо. Автор и в самом деле очень старательно собирал материалы. Но мнения Перрюшо не только на тему инвалидности кажутся порой достаточно странными.

Яблонька: soave пишет: для меня эти все выражния, "обиженный судьбой", и прочие, театрально так звучат, драматично. Я себе представляю, как автор при этом к небесам очи страдальчески возводит, и ручки заламывает от отчаяния из-за горестности судьбы несчастного А я как-то вот все всерьез... Хотя когда прочла, как Анри Перрюшо истолковал попытки малыша Лотрека пить лошадиное пойло, меня озадачила уверенность - оказывается, Перрюшо не только душу "калеки" Лотрека "глубоко и правильно понял", но и признаки аристократизма той среды и эпохи. Ну, не просто так ребенок лошадиного пойла нахлебался, а с высоким аристократическим смыслом. Мб, я чего-то не понимаю в сентиментальности? Или в диете тех времен? Про то, что с рождения малыш был в уродстве замечен, - ни полслова. А если не с рождения, какой же из него "урод"? "Урод" - это ведь тот, у кого врожденное заболевание. Ибо таким уродился. Из словаря Ожегова: Урод -а, м. 1. Человек с физическим уродством. У. от рождения. 2. Человек, некрасивый до безобразия. 3. Человек с каки-ми-н. дурными, отрицательными свойствами. Нравственный у. || уменьш. уродец, -дца, х. (к 1 и 2 знач.). || ас. уродка, -и (к 1 и 2 знач.). Вот эта неоднозначность как-то все портит

soave: Замечательный отзыв на рассказ о питие лошадиного пойла. Пишите исчо! Мне вспомнилась история о том, как один небезызвесный святой в младенчестве отказывался по средам и пятницам от материнской груди, ибо скоромное. Наверное, на каждую выдающуюся личность найдется свой Перрюшо, знающий, что эта самая личность "должна" делать и чувствовать, и что для нее "правильно", и истрактует в нужном духе все ее поступки, а нет - так выдумает.

Яблонька: soave пишет: и истрактует в нужном духе "О!" - как сказал Волк, когда увидел Зайца. Валерия, аргументы в пользу аристократизма Лотрека имеются "исчо" ... В момент отъезда из замка он чуть было не расплакался, но ...аристократу - пусть даже он ребенок! - не пристало выставлять напоказ свое горе! Он лишь прижался к матери и, садясь в экипаж, сдавленным голосом спросил.... Н-да, стиль просто великолепный... Странно, что далее не последовало "сдавленным голосом спросил, возведя очи горЕ... "ПИсать здесь будем?" На предыдущей странице, кстати, малыш уже пописал в Божьем храме, ибо аристократ и все такое. "Недоросль" Фонвизина отдыхает Горе, понимаете ли, нельзя юному аристократу (графу тире виконту) выставлять напоказ, а кое-что еще (и кое-что другое, о чем не говорят, чему не учат в школе), оказывается, можно Ну, справедливости ради следует отметить, что факт - "Маленькое Сокровище полил церковные плиты" Перрюшо прокомментировал как "каприз и истерику", но при этом была старательно подчеркнута исключительная взаимная нежность и любовь малыша Лотрека и его "близких", в том числе "дорогой бонны". http://lib.aldebaran.ru/author/perryusho_anri/perryusho_anri_zhizn_tuluzlotreka/perryusho_anri_zhizn_tuluzlotreka__1.html

dispoussr: Нет, книгу о художнике не читал, к сожалению. С творчеством знаком поверхностно. Все остеогенезники считают его "своим". ВНИМАНИЕ: Смотрите на телеканале «Культура» премьеру французского художественного фильма «Лотрек» 22 декабря в 23:55. Анри де Тулуз-Лотрек был личностью в высшей степени примечательной. Одна из особенностей этого фильма заключается в том, что камера не прикована к сочным сценам жизни Мулен-Ружа. Жизнь художника, показанная без прикрас и без купюр, оказалась на удивление богатым материалом для кинематографистов. В центре внимания – взаимоотношения Лотрека с Сюзанной Валандон. Страсть и ревность, искусство и зависть… Подробнее здесь: http://www.tvkultura.ru/news.html?id=286166

Яблонька: Костя, привет! Завтра? По какому каналу?

dispoussr: Яблонька пишет: По какому каналу? Доброе время суток, Ольга! Канал Культура. Но - следите за местной телепрограммой. Например, Екатеринбург во вторник транслирует. (Или это - потому, что кино 2-серийное?)



полная версия страницы