Форум » Живопись, рисунки, компьютерная графика » Художественная композиция » Ответить

Художественная композиция

Ольга: Мне встретилась интересная статья в феминистическом журнале - автор - современный питерский дизайнер Инна (Гринчель) Рассохина - об отличиях женского и мужского творческого начала. Полностью статью мне впечатать трудно, но какие-то фрагменты я впечатаю, так как хотелось бы поделиться и узнать, что думают другие форумчане. Статья - мощная. Пробудила во мне интерес к личности автора. Думаю, автор тоже мощная. Пока что процитирую другую статью Инны Рассохиной (то, что нашла в инете). Здесь тоже про композицию: click here [quote]В первую очередь уместно обозначить символическую связь между произведением и моделью мира, опосредованно воспроизводимой художником в тех работах, где определяющим фактором является не социальный заказ, а творческое самовыражение... Творец, работая, вступает в самое непосредственное взаимодействие со своим произведением, формует, сгибает, окунает в различные растворы, наносит изображения с помощью карандаша или печатной доски, помещает его под пресс или на сушильную сетку. Тактильность всех этих процессов очевидна. Разница между мужским и женским подходами проявляется в первую очередь на уровне телесного восприятия материала. Бумага может служить пассивным фоном для любого изображения, уходя из присутствия в тень. Женские работы, как воплощение подхода, условно обозначаемого здесь в качестве интуитивно-фактурного, становятся и воплощением природного, спонтанного начала в творчестве. Еще Зиммель отмечал, что женщина смогла в гораздо большей степени, чем мужчина, сохранить цельность, единство личности, говорил о целесообразности развития специфически женской культуры, как альтернативе мужской. Характерной чертой женских произведений является большая сила эмоционального воздействия всего произведения, обращение скорее к чувственному, не рациональному пласту восприятия, подкорковым структурам, звучащим в такт заданным художником ритмом. Проявлением этого часто оказывается обращение к образам из мира природы, не копирование, а вольное преобразование, выведение в другой, крупный масштаб биологической органики с повышенным вниманием к шершавой, тактильно выразительной поверхности. Обращение к образам или фрагментам живой природы и частое использование мифологического слоя в названиях (Великая Мать, Две птицы, Вакуум, Большая Спираль) помещает зрителя в мир сакрального, художница выступает в роли шамана, посредника между зрителем и творимым заново авторским мифом. Телесность становится средством художественного воздействия — работы максимально приближены, провоцируя зрителя вступить в телесный контакт, игру, потрогать на ощупь, качнуть, приподнять и т. д. эта тенденция проявляется в создании многими женщинами-авторами композиций «без начала и конца»,которые можно рассматривать как дальнейшее укрупнение отдельного элемента фактуры до составляющего ритмическое произведение самостоятельного объекта. Таких композиций среди женских работ особенно много. Повышенное внимание к ритму, равномерному порядку однородных элементов, не эволюция, а пульсация становится основной темой женского дизайна. В целом женские работы характеризуются некоторой аморфностью композиционного решения — повторяющаяся структура, биологический трансформированный объем, расширяющийся объект без границ, декорированная растениями, изображениями или фотографиями фактурная плоскость, нагромождение «милых вещиц» со смыслом. Можно отметить также некоторую перегруженность подробностями, чрезмерную деталировку и дробность в ряде работ. Работы дизайнеров-мужчин соотносятся с аналитически-рациональным началом в творчестве. Они выполнены по плану, вычерчены, просчитаны и построены, как дом. Образ машины, строительной конструкции или орудия наиболее характерен. При возникновении структуры и ритмического ряда налицо принцип эволюции элементов. Композиция имеет начало и конец, демонстрируя не ход процесса, а конкретное изменение. Если женщина собирает и сберегает, то мужчина динамично изменяет, используя технологические инновации и множество вспомогательных приспособлений. Женщина в создании образа апеллирует к мифу, мужчина — к технике. Структура подобных мужских композиций —предельно ясная, геометрическая, фактура ей подчинена или отсутствует вовсе. Частый используемый прием — маскировка материала изготовления с помощью краски, эмали. Взгляд на произведения дизайнеров исходя из гендерной обусловленности авторов является спорным и предположительно может открыть дискуссию по этому поводу. Но тенденция, существующая на протяжении веков, когда «высокое искусство» было исключительно мужской сферой деятельности, а женской областью было «низкое» — рукоделие, ремесла, народное прикладное искусство, проявляется в современном дизайне, как нам кажется, в полной мере. [/quote]

Ответов - 0



полная версия страницы