Форум » Добро пожаловать! » Инва-движение в России (из истории) » Ответить

Инва-движение в России (из истории)

Яблонька: Эта тема посвящена истории инва-движения в России, точнее, в СССР и, в частности, моей [more](Каменевой Ольги Владимировны) [/more] роли в этом движении. С одной стороны, надо ведь поскромничать и не хвалить саму себя, но если я буду молчать, как люди узнают, что было? Я расскажу о товариществе взаимопомощи инвалидов "Искра" (1979-1989), которое было создано мной и которым я руководила в течении 10 лет. Не знаю, смогу ли я объективно определить роль нашей организации в истории инва-движения России, но я расскажу то, что помню. В следующем посте я помещаю "Краткую историю инва-движения в России", написанную Львом Николаевичем Индолевым. Можно будет увидеть, какое место в этой истории отводит автор товариществу "Искра", которое он почему-то называет "содружеством".

Ответов - 47, стр: 1 2 3 All

Яблонька: Lerika пишет: ...несмотря на то, что ими интересовалось КГБ, продолжали делать свое дело. ..нужно иметь огромное мужество, веру в свои силы, в свое дело... Если почитать "Историю" Льва Индолева, дело было одно - нужно было создать ОИ и все тут. А как только ОИ создано, то получается, что главное дело уже сделано. И поэтому - "слава Загвоздиной" - руководителю "Прометея" (кыштымский авторитет) и Лилии Вахтиной (которая тоже из "Прометея") и без которой не было бы создано Московское ОИ (московский авторитет). Или я как-то не так читаю "Историю" Индолева? Я не против того, чтобы прославляли этих женщин и прославляли за это. Но сам подход Льва Николаевича Индолева к "Истории инва-движения в России" всегда вызывал у меня недоумение - неужели в самом деле все так и "упирается" сначала в создание ОИ, а потом - в его существование? Я как не понимала такого подхода "старших товарищей" в годы своей юности, так и продолжаю не понимать до сих пор. Когда же я говорила о своем непонимании, то встречала ответное удивление:"Ну, как можно не понимать?" Я расстраивалась, замыкалась, но продолжала делать то, что мне понятно. И продолжаю это делать до сих пор. Вот что для меня по-настоящему тяжело - такое отношение "старших товарищей", а не визиты КГБ или правозащитников. Но я понимаю, что если к Загвоздиной приходили из КГБ, то для нее это было очень тяжело и страшно. Как я уже говорила, мне повезло гораздо больше, чем Тамаре Загвоздиной - и с диагнозом, и по обстоятельствам. Да, наверное, и с характером тоже. Ведь за ней мама ухаживает, и вдруг - бабах! - визит из КГБ. Разумеется, если бы я была в тех обстоятельствах, что и Загвоздина, я бы, наверное, тоже "испугалась". Наташа! Ну, что такого особенно плохого было в этих визитах ко мне из КГБ? Меня никуда не увозили, в застенках не мучили. Придут, наговорят всякой ерунды, голова только после них болела. А так - ничего страшного. Одного моего друга-москвича (он без инвалидности) за общение со мной однажды приглашали в КГБ, он сходил, вернулся - улыбается. "Да ладно, Оль, ничего страшного!" А к инвалидам из КГБ сами "товарищи" приходили и приезжали. Все-таки 80-е годы - это не 30-е. Хотя, как говорили, и как я вчера перечитала, кого-то и по психушкам "определяли". Но нам никто ничем не угрожал. Меня вот лично пытались убедить, что Фефелов и Киселев - "нехорошие люди". Больше ничего Так что ничего героического я не сделала. Прославлять меня, по-моему, не за что. Честно говоря, удивляюсь - могли ведь и к руководству дома инвалидов насчет меня обратиться, а когда после (уже в квартиру) приходили, то в ДЭЗ или куда-то еще. Нет... Почему-то в этом плане все было предельно тихо и без эксцессов. А вот когда ОИ начало свою работу... Ужас. И милицию на меня натравили, и соседей, и ДЭЗ... Это они (ОИ) так пытались мне помочь установить пандус в подъезде. В общем, по сравнению просто с жизнью в доме инвалидов, просто с общением со "старшими товарищами-инвалидами" и с самим ОИ - воспоминания о том, как я в юности общалась сначала с правозащитниками, потом с КГБ - это, и в самом деле, ничего страшного. Lerika пишет: Я вообще их побаиваюсь, если честно. У каждого - свои неприятности в жизни. Мне лично ни правозащитники, ни кгбисты ничего плохого не сделали. Из правозащитников я общалась и продолжаю общаться со Светланой Хохловой. Сейчас отношение к правозащитникам стало совсем другое. Например, информация про Валерия Фефелова висит на сайте клуба "Контакты-1": http://www.contacts-1.ru/lyudisbezgranitchnym/valerijandreevitchfe/

Яблонька: Lerika пишет: ...мне интересно, как проистекало в основном общение участников "Искры"? То есть, просто переписывались? А какие темы по переписке обсуждали? Насчет обучения, работы, отстаивания своих прав? Или просто было и общение по интересам? Просто интересно, как в советское время действовала организация инвалидов... Наташа, не могу ничем особо похвастаться. Товарищество "Искра" очень сильно отличалось от Инициативной группы правозащитников и даже от товарищества "Прометей" и от клуба "Корчагинец". Они боролись за создание ОИ. Мы - нет. Я подключилась к этой борьбе (конкретно за создание Московского ОИ) совершенно отдельным образом - не в качестве руководителя "Искры", а в качестве москвички-колясочницы. К тому времени я уже вышла из дома инвалидов, жила в квартире. Это было в конце 80-х. В самом деле, по квартирам собирались, обсуждали. Меня тоже приглашали... А "Искра" в то время была уже в стадии сформированных групп - встречи московской искровской группы "Надежда" проходили сами по себе - для "культурного" общения, а вовсе не для обсуждения правозащитных проблем. Товарищество "Искра" не ставило перед собой правозащитных задач, да и клуб "Крылья" тоже. Вот только прошлым летом в "Крыльях" появился проект "Доступная среда" (благодаря Мухе). А в "Искре" даже и речи не было ни про пандусы, ни про коляски... Про жизнь инвалидов на Западе - только мельком (правозащитники приносили журналы западные - так я узнала про инва-спорт, приносили каталоги фирмы "Майра" - так я узнала, сколько бывает приспособлений для инвалидов). После создания МГОИ искровская группа "Надежда" распалась. Но к тому времени я познакомилась и подружилась с организацией "Милосердие" (это тоже конец 80-х), пыталась при них (точнее, "на стыке" сотрудничества "Милосердия" и Дома пионеров на Ватковском пер) создать нечто вроде клуба "Крылья" - не получилось. Тогда начался наш театр, была создана литературная студия, прошла выставка работ художников-инвалидов. Я пыталась при Московском ОИ создать литературную студию. но не встретила поддержки у руководства. Впоследствии организация "Милосердие" переоформилось в "Десницу мира". Литературную студию, которую я создала при "Деснице мира", возглавила Наталья Рябинина (которую я пригласила, а она меня потом оттуда "выжила"). Наталья Рябинина назвала литстудию "Друза" и остается ее бессменным руководителем уже много лет. А какие темы по переписке обсуждали? Даже не знаю, как ответить на этот вопрос Подумаю... На всякий случай напомню, что это была организация, пусть даже и заочная. Организация, имеющая свою структуру. Вся организация была разделена на регионы, у каждой региональной группы был свой руководитель - группорг, свое название. При организации существовал литературный клуб "Данко", у которого тоже был свой руководитель. Пытались мы при "Искре" и другие клубы создавать, но сейчас что-то даже и не припомню, какие у "Искры" еще были клубы, кроме литературного. Шахматный был не при "Искре", но помню, что некоторые искровцы любили играть в шахматы по переписке. Помню, мы однажды лотерею провели - с призами. Лотерею проводила Татьяна Зубкова из Рязанской области, но ей многие помогали Общение в письмах шло и на искровские темы и на личные тоже. Порой эти темы переплетались между собой... Я попрошу Ирину из Твери, чтобы она написала воспоминания об "Искре" со своих позиций - про региональную группу, которую она возглавляла и про общение с искровцами. Потом помещу здесь ее рассказ. Мб, Ирина свяжется с Людмилой Чирковой, которая живет в Татарстане. Людмила возглавляла искровскую группу "Луч". Мб, она тоже напишет свои воспоминания. Я с Людой давно не общаюсь (из-за личного). Группоргом она была очень хорошим Другая отличная группорг - Тамара Щиборук (Волынь, западная Украина). Когда я поступила в МГУ, я передала руководство "Искрой" Тамаре. Тамара потом жаловалась, что со стороны казалось легко, а реально возглавлять группу намного проще, чем "Искру" в целом. Тамару мы все очень любили, до сих пор горюем, что потеряли ее (умерла от рака). Как раз Тамара предрекала, что когда-нибудь мы все будем общаться при помощи компьютера.

Яблонька: Лев Индолев пишет: . Руководители этих организаций были влекомы главным принципом: "Помочь тем, кому труднее, чем мне". Их названия говорят о многом: "Корчагинец", "Прометей", "Искра", "Феникс". Вот что меня неизменно удивляет - это когда всех "чешут под одну гребенку" В данном случае Лев Николаевич взял за основу девиз клуба "Корчагинец" и экстраполировал на все перечисленные им организации. Мб, это и правильно? Мб, так и надо писать "Историю" Все-таки я решила взять на себя смелость и внести коррективы. У "Искры" девиза как такового не было. Конечно, само собой вспоминалось "Из искры возгорится пламя!", но мы же первые и посмеивались над этим предполагаемым девизом, а когда постепенно переосмыслили слова "искра" и "искренность", то уже из-за этого одного не захотели менять название организации. Девиза не было, но был Устав. Вот в клубе "Крылья" у нас как раз все наоборот - Устава нет, а девиз есть. И вот в Уставе "Искры" как раз и было написано наше "кредо" (которое в свое время отметила и высоко оценила друг "Искры" художница Людмила Киселева) - http://krilja.forum24.ru/?1-10-0-00000019-000-0-0#005 "Искровец должен помнить, что он не одинок". Кстати, я не знаю, были ли Уставы у товарищества "Прометей" и у клуба "Корчагинец". По-моему. у "Корчагинца" была "Памятка" (у клуба "Крылья" тоже, кстати, есть "Памятка"), а вот относительно "Прометея" ни про Устав, ни про "Памятку" я ничего не слышала. Честно скажу, девиз клуба "Корчагинец" мне совершенно не нравился. Он меня даже возмущал впаданием в грех сравнения. Где критерий, чтобы определить, кому труднее, чем тебе? И в чем именно "труднее"? Я не люблю всякие малопонятные фразы, а уж тем более, когда эти фразы превращают в девиз Девиз товарищества "Искра", надеюсь, мы сейчас воплощаем в проекте клуба "Крылья" "Хорошая компания". Так сказать, осуществляем идейную преемственность. Более точно девиз клуба "Корчагинец" звучал так:"Когда тебе трудно, найди того, кому еще труднее, чем тебе и помоги ему". Лев Индолев пишет: Родоначальники этих товариществ были искренними романтиками, бескорыстными и мужественными людьми, хотя для некоторых из них написать строчку письма было великим трудом. Во-первых, из 4-х перечисленных организаций товариществами назывались два, так как "Корчагинец" называл себя "клубом". Что же касается "Феникса", то, насколько я вспоминаю, это вообще не заочная организация, это питерская организация - очная городская. Впрочем, может быть, был какой-то заочный "Феникс" в 80-х, но я не в курсе. Я даже не знаю, кто его возглавлял. Спасибо за добрые слова в наш адрес! ...были искренними романтиками, бескорыстными и мужественными людьми Просто бальзам на мои раны! Дело в том, что у каждого свои "мозоли" Для меня неизменно огорчительно пренебрежение со стороны "старших товарищей"- инвалидов, а тут вдруг доброе слово... Значит, не так уж плохо относятся (относились) Но вслед за радостью - опять омрачение - почему речь только о "родоначальниках" (странный термин, кстати) Что бы я могла сделать в "Искре", если бы "бескорыстным мужественным романтиком" была бы я одна? Да ничего ровным счетом! Вспоминаются слова ТиВи - одного из моих Учителей-наставников: http://krilja.forum24.ru/?1-18-0-00000005-000-0-0#002 "Каждый человек - боевая единица. Каждый человек нам дорог". И к чему опять и опять это странное акцентирование? ...хотя для некоторых из них написать строчку письма было великим трудом. Некоторые - это кто? Загвоздина и Буркова?... Ну, тогда мы - я (руководитель "Искры") и неизвестный мне руководитель неведомого "Феникса" - отпадаем. Угу. Давайте решим, кому легче "писать письма", кому труднее. И в связи с этим "распределим славу". Вот из-за такого "подхода" к теме мне было безмерно трудно сотрудничать с "историком" инва-движения Львом Николаевичем Индолевым. Вот как он начнет в таком духе что-то говорить или писать, у меня просто руки опускаются и пропадает желание что-то ему говорить, доказывать и рассказывать. КГБ отдыхает Мало того, что такой подход обесценивает труд тех, кто физически мог писать (можно подумать, будто бы в "Искре" не было людей с больными руками...Были, разумеется!.. И среди группоргов в том числе)... Дело в том, что такой подход обесценивает создание и саму работу этих организаций, сводя все якобы к "писанию писем".


Яблонька: Лев Индолев пишет: Но именно с писем все и начиналось, а часто ими и заканчивалось. Друзья по переписке видели друг друга лишь на фотографиях. Принижение и обесценивание продолжается.... Я не говорю, что таким подходом Лев Индолев принижает и обесценивает только "Искру". Ведь он ведет речь обо всех 4-х упоминаемых им заочных организациях. Но я, как организатор и руководитель "Искры", болезненно воспринимаю такие комментарии, так как вижу очень большую разницу между тем, что было реально и пренебержительной оценкой со стороны "историка", для которого ценно только то, что четко и прямо вело к созданию ОИ. И вот наконец-то 20 лет назад ОИ создали. Ура? У кого-то может быть "миллион" друзей по переписке, но это еще не будет организацией (даже если человек назовет свою переписку (свой круг заочного общения "организацией", как это сделала Вера Рябкова из г.Горького). Я пыталась на примере Веры Рябковой объяснить "товарищу Индолеву" и другим "старшим товарищам", что "организация" Веры Рябковой и реальные организации ("Прометей", "Искра", "Корчагинец") - это далеко не одно и то же. Безуспешно Наверное, не умею объяснять очевидное! Лев Индолев пишет: Писали они не только друг другу, но и в поисках помощи и справедливости на съезды партии, в правительство и министерства. Мб, я как-то не так читаю? Но когда я читаю, получается, что если "друг другу", то ну, да, мол, понятно - "изливают друг другу тоску и одиночество", жалко "убогих, никому-не-нужных-морально-незрелых-инфантильных", а вот если дозрели до "правозащитной деятельности" и начали писать "в поисках помощи и справедливости" "на съезды партии, в правительство и министерства" - то это да, "молодцы, дозрели" - особенно, если повели борьбу за то, чтобы государство "им создало" ОИ, дабы "они" срочно стали счастливы. С моей точки зрения, "просто жесть" Еще раз скажу - задача товарищества "Искра" была взаимопомощь, а не жалобы в адрес государства и не требования в адрес государства. То есть "Искра" и по времени и по сути была чем-то средним между "Прометеем" и "Корчагинцем". Если в "Прометее" (и по названию - товарищество взаимопомощи, и по тому, как Индолев описывает, что там происходило) акцент был на взаимопомощь (общение как средство для взаимопомощи)... Если в "Корчагинце" акцент был на общение как таковое (поэтому клуб, а не товарищество), хотя и помощь рассматривалась где-то рядом с общением, но не взаимная... То "Искра" представляла из себя нечто среднее: "хорошо, если мы чем-то поможем друг другу, но и просто пообщаться тоже может быть важно и интересно". Да, именно так - поможем друг другу, а не сядем и дружно напишем письмо "в органы" с просьбой или с требованием, чтобы "они" нам дали или сделали то-то, то-то и то-то. И это на фоне пренебрежения:"Да чем вы, инвалиды, можете помочь друг другу? И что вообще вы, инвалиды, можете знать о жизни?" http://krilja.forum24.ru/?1-12-0-00000023-000-0-0-1243357437

Яблонька: Лев Индолев пишет: ...именно с писем все и начиналось... Что значит "с писем все и начиналось"? Я что - написала по всем адресам, которые мне прислала Вера Рябкова, в надежде в каждом из корреспондентов найти личного друга, который меня бы "спас" от тоски и одиночества? Разумеется, вовсе нет. Я написала им всем с целью понять - как это может быть такое, что заочно существует какая-то "организация инвалидов"? Как именно работает эта организация? Что она представляет из себя? К сожалению, ни сама "руководитель" этой "организации", ни "члены" этой "организации" объяснить мне не смогли ровным счетом ничего. Все они просто переписывались с Верой. Никак не могу вспомнить, были ли они знакомы между собой. Ни с кем из них переписки у меня не сохранилось, кроме Вали Сучковой. Но Валя Сучкова - это отдельная "песня". Про Валю, может быть, когда-нибудь нам расскажет Таня Сухоева (ник Яна). Или мы с Таней расскажем вместе. Валя - единственная, кто потом вошел в "Искру" из всех адресатов Веры Рябковой. Что делала Валя в "Искре" - сказать трудно... Мб, потихоньку "проедала всем мозг", мб, можно сказать как-то иначе, но предложение со стороны "восхищенной публики" перенести ударение в ее фамилии на первый слог поступило явно не случайно Лев Индолев пишет: ...именно с писем все и начиналось, а часто ими и заканчивалось. К ситуации с "Искрой" такой комментарий ну, просто "ни в какие ворота". Как я уже описала - ну, типа да, "с писем началось", но закончилось совершенно не "письмами", а тем, что из 20 человек осталась одна Валя Сучкова, а остальные члены "Искры" появились как-то иначе и опять же "письмописание" самоцелью, разумеется не было ни в начале создания "Искры", ни "в серединке", ни в итоге. То есть практически - никогда. Итак, очень многое, что было в реальности, Лев Николаевич Индолев (невольно) исказил, а многого просто не заметил или не посчитал хоть сколько-то достойным своего "высокого внимания". Все это, вероятно, потому, что такова была (и есть) его система ценностей, в которую, судя по всему, не входило и не входит (в качестве чего-то ценного) - хоть какая-либо инва-структура, если это не ВОИ.

Яблонька: Лев Индолев пишет: Писали они не только друг другу, но и в поисках помощи и справедливости на съезды партии, в правительство и министерства. Этим направлением своей работы "неформалы" были сопряжены с правозащитниками, и порой их трудно разграничить. Слава Богу, что этой фразой хотя бы косвенно что-то иное, что делали эти заочные организации (кроме писания жалоб и требований в адрес правительства) называется "другими направлениями работы", а не "ерундой на постном масле". Уже хорошо! И хорошо, что нас тут назвали "неформалами". Что же касается работы правозащитников в плане "злиться, плакаться, ругаться и требовать", так я изначально это свое непонимание излагала Валерию Фефелову, что, мол, я понимаю, что "у каждого что-то свое в голове и на душе", у Вас, мол, вот такое, но, мол, неужели Вы не понимаете, к чему в итоге Вас приведет это Ваше "скалолазание" геройское? Ну, мол, и чего Вы хотите всем этим достичь? У меня как была такая позиция в юности, так она и не изменилась. Я что-то так и не увидела ничего, что могло бы эту мою позицию по отношению к тем правозащитникам - поколебать. Другое дело - современные правозащитницы - Светлана Хохлова и Екатерина Ким. Вот к ним по взглядам и убеждениям я гораздо ближе, чем к Валерию Фефелову и Юрию Киселеву. В частности, поэтому я как-то не заметила, что же мне "бояться" КГБ, если при встречах с Валерием и при беседах я чаще всего или молчала или спорила. И довольно-таки мало с чем могла согласиться Правда, кгбисты вели себя не самым лучшим образом - пытались меня убедить, какие "аморальные люди" Фефелов, Зайцева и Юрий Иванович Киселев. Но ровным счетом ничего, что я бы могла посчитать "аморальным", кгбисты мне ни разу не сказали, так что с ними я, разумеется, тоже не соглашалась. Приходили, "голову морочили", потом у меня от них голова болела совершенно реально, а так... ничего особенного. Никто из КГБ меня, слава Богу, не бил и не обижал. Лев Индолев пишет: ..некоторые начинали как лояльные к власти "неформалы", а отчаявшись, переходили в убежденные борцы. Разница между ними, пожалуй, была в одном: первые не писали коллективных писем, которые властями рассматривались как протест, вторые же, перейдя запретную грань, ничего не боялись. Ну, вот мне интересно, кем считает Лев Индолев правозащитниц Светлану Хохлову и Екатерину Ким - лояльными к власти "неформалами" или "убежденными борцами"? По-моему, они "два в одном", поэтому именно их я и считаю "настоящими" старшими товарищами, с которых нам (лидерам) и нужно брать пример. Вот только бы успеть как можно больше чему-то дельному у них научиться, пока и они рядом с нами и пока мы сами еще "в силе" в каком-то смысле. Потому что у людей с инвалидностью здоровье слабое "по определению", так что... не упустить бы все возможное Вот читаешь "Историю" Льва Индолева и думаешь - кого он называет "лояльными к власти"? Тех, кто не писал коллективных писем. Потому что, мол, боялся. А вот "Искра" не писала этих самых "коллективных писем", так как мы просто не видели в этом смысла. ...вторые же, перейдя запретную грань, ничего не боялись. Ой, да ладно... Это кто же такие были, которые "ничего не боялись"? Таких людей не бывает, которые "ничего не боятся" ..отчаявшись, переходили в убежденные борцы. А вот это как раз и напрасно. Никогда не надо терять надежду на лучшее. Только тогда ты и будешь по-настоящему "убежденным борцом". Например, таким, как Светлана Хохлова или Екатерина Ким.

Lerika: Яблонька Извиняюсь, что так долго не отвечала в эту тему. Но.. вот ирония судьбы... как только я заговорила тут про КГБ, так у меня сразу вырубился интернет Причем, полетело все так конкретно, что до сих пор наладить не могут (сейчас я через мобильник вышла). Ну, как вот тут не поверить в Большого Брата? Ну, это все шутки, конечно. И чтобы завершить тему про КГБ... Вы знаете, почитав Ваши мысли насчет визитов людей из спецслужб, я, пожалуй, даже соглашусь... Потому что окидывая взглядом свою жизнь, вспоминая, что я пережила... так вот, я прекрасно понимаю, что люди, которые причинили мне зло, люди, которые заставили меня разочароваться в жизни, - они были отнюдь не из КГБ! Это я могу на сто процентов утверждать. (Уж скорее даже можно предположить, что они из ЦРУ были ). Так что, тут действительно какая-то комплексная проблема... Ну, собственно, сейчас я опять могу начать рассуждать про нашу страну, поэтому лучше даже не буду начинать :) Вообще, я с огромным интересом прочитала то, что Вы рассказали. Я этого всего практически и не знала. Значит, как я понимаю, в основном стремлением "старших товарищей" было создать ОИ... Вот, кстати, ОИ уже двадцать лет, как создано, и я лично не вижу никаких результатов ее деятельности. На мой личный взгляд, в идеале было бы лучше, если бы создавалось и развивалось много различных организаций инвалидов на местах. Вот приблизительно такие, как Клуб "Крылья". Просто их должно было бы быть намного больше, чем есть на сегодняшний момент. При каждом ЦСО - в идеале. Вот это был бы наилучший путь развития инва-движения в России. А ВОИ, которая существует уже два десятка лет... Может быть, я, конечно, не в курсе дела и не имею права судить. Но мне кажется, что своих функций, своего предназначения она не выполняет. Так что, я согласна с тем, что создание одной единственной ОИ - это далеко не самоцель.

Яблонька: Lerika пишет: Ну, как вот тут не поверить в Большого Брата? Тогда бы интернет сначала вырубился у меня. Я же первая о нем заговорила Lerika пишет: ...люди, которые причинили мне зло, люди, которые заставили меня разочароваться в жизни, - они были отнюдь не из КГБ! Да, я как бы и так знала, что от КГБ не надо ждать чего-то хорошего. Но в то же время (по неосведомленности) я тогда очень мало знала про 37-й год, поэтому не боялась достаточно сильно. Все же, оглядываясь назад, удивляюсь, что они просто проводили со мной беседы. Никак не пытались "давить" на меня через третьих лиц. В отличие, например, от некоторых моих родственников, которые ходили к директору дома инвалидов, призывая его (ее) получше следить за моими гостями. То ли тетя боялась моей беременности, то ли чего еще - я не поняла. Получается, что "товарищи" из КГБ больше верили в мой высокий "моральный облик", чем моя родная тетя. Вы, мол, не общайтесь с Фефеловым и Киселевым, они Вас "плохому научат". Не знаю, ходили ли "товарищи" к руководству дома инвалидов, но, как ни странно, до "недопускания" в гости Фефелова и его супруги дело не дошло Lerika пишет: Вообще, я с огромным интересом прочитала то, что Вы рассказали. Я этого всего практически и не знала. Спасибо за поддержку!

Яблонька: Lerika пишет: я согласна с тем, что создание одной единственной ОИ - это далеко не самоцель. Спасибо, что Вы так считаете! Рада, что встретила единомышленника в Вашем прекрасном лице Действительно, пусть будет много разных ОИ, а не одно, которое (якобы) заменит все и всех. Насколько я понимаю, ВОИ очень против того, что существуют какие-то еще ОИ. И разве что постепенно начинает с этим смиряться. Например, показательно, что в ОИ "Останкино" театру "Крылья" так и не дали место для репетиций. Впрочем, его не дали и в ЦСО "Останкино". Благодаря поддержке Оли Ермилиной (она сотрудник ЦСО "Марьина роща"), благодаря ее протекции и благодаря демократическому настрою директора ЦСО "Марьина роща", нашему театру полтора года назад предоставили место для репетиций. http://krilja.forum24.ru/?1-16-0-00000006-000-0-1-1244800918 И только через год (полгода назад) у нас появилась вторая площадка для репетиций - в ЦСО "Останкино". http://krilja.forum24.ru/?1-16-0-00000013-000-0-0-1244644756 Что же касается ОИ "Останкино", то они наконец-то выразили согласие посмотреть результат наших репетиций - чтобы мы им что-то показали. Вот осенью надеемся там выступить. Хотя как-то боязно, тк нет особой надежды на поддержку, скорее ждем негатив. И согласились они нас принять в качестве выступающих благодаря поддержке Алены Крупиной, которая с трудом наладила с ними общение, преодолев их негативное отношение (она руководит организацией "Помощь инвалидам", но МГОИ, как обычно настроено "обиженно" - зачем нужно еще какое-то ОИ, если они сами уже есть?). Вот и получается, что государство-то не против существования разных ОИ, а иначе, к примеру, "Помощь инвалидам" (при которой создан клуб "Крылья") не получила бы юрид.статуса. А вот районное ОИ (местное отделение МГОИ) настроено настороженно. И, как я уже говорила, никоим образом МГОИ не поддержало создание Литстудии, о необходимости создания которой я говорила еще до создания МГОИ, во времена Инициативной группы. Речь идет про Инициативную группу по созданию МГОИ (во главе с Лилией Вахтиной), а не про Инициативную группу правозащитников во главе с Юрием Ивановичем Киселевым, от которого Инициативная группа (по созданию МГОИ) активно отмежевалась, выступив против него в прессе - с чего (столь бесславно, на мой взгляд) и начало свое существование МГОИ. Тогда мне Антонина Бастрыкина сказала:"Оля, сначала помещение, потом - все остальное!" И вот помещение для МГОИ на ул. Бахрушина существует уже 20 лет (там выкупают талоны на соцтакси), а место для встреч Литстудии предоставило опять же ЦСО (на Ярославке). Точнее, Площадка при Ярославском ЦСО, которая имеет окружной статус, но к нам на встречи Литстудии приезжают люди из разных Округов Москвы. Это, конечно, не очень удобно, но ... что поделать! Дело не в том, что я "обижаюсь" на МГОИ. Я удивляюсь и пытаюсь понять их настрой. Ну, хорошо. Мой настрой на литературу и театр они не поддерживают. А что поддерживают?

Яблонька: Кстати, первое письмо от руководителя клуба "Корчагинец" Ольги Бурковой было вполне искреннее, но оно меня так шокировало, что я потом так и не смогла толком наладить "дружбу и сотрудничество" на уровне руководителей (я тогда руководиля "Искрой"). Узнав из статьи в "Комсомольской правде" о существовании "Искры", Ольга Буркова мне написала:"Как жаль, что вы существуете! Я-то надеялась, что, кроме "Корчагинца" нет и не будет ничего подобного!" Вот так - с места в карьер - мне было объявлено о совершенно непонятной для меня конкуренции. Ну, и в дальнейшем Ольга Буркова последовательно и ревниво вела политику конкуренции клуба "Корчагинец" с товариществом "Искра". Не помню, как прекратилась наша с ней недолгая переписка... Но когда кто-то из искровцев вступал параллельно в "Корчагинец", я, разумеется, не была против. Вот только, например, я считала заочный литклуб "Данко", созданный при "Искре", совместным, а "Корчагинец" объявлял его чисто своим. Но пытаться договориться о чем-то с Ольгой Бурковой было бесполезно - не тот случай. Литературный клуб "Данко" я считала совместным, так как его руководитель - Светлана Кузнецова состояла одновременно в "Искре" и в "Корчагинце". Клуб долго существовал и был хорошо развит - не хуже, чем сама "Искра". По-своему Ольга Буркова проявляла ко мне интерес. Например, Марина Цветкова (одна из искровских группоргов, которую я долгое время считала своей близкой подругой и которая иногда приезжала ко мне из Тверской области в Москву в гости) дружила по переписке с Ольгой Бурковой. Однажды Марина мне со смехом рассказала:"Похоже, Оля Буркова считает меня специалистом по тебе!" - "Как это - специалистом?" - "Да не столько о чем-то еще общаемся, сколько она меня о тебе расспрашивает - о твоих увлечениях, настроениях и так далее..." - "Н-да, странно... Могла бы и мне написать, спросить у меня" - "Да вот и я об этом!.." Вот такой, к примеру, был в те годы эпизод. Кстати, я не жалею, что "Искра" была именно "товариществом", но когда я стала создавать новую организацию (клуб "Крылья"), я ни минуты не сомневалась, что это должен быть именно клуб, а не товарищество. Впрочем, я сначала думала о литературном клубе, но получилось шире. Lerika пишет: ...ОИ уже двадцать лет, как создано, и я лично не вижу никаких результатов ее деятельности. А Вы состоите в местном, районном отделении МГОИ? И уточните, пожалуйста, что Вас интересует - деятельность или результаты? Вот, к примеру, останкинское ОИ деятельностью театра "Крылья" совершенно не интересуется, а на результат посмотреть и "оценить" согласилось У них там какие-то мероприятия проводятся (в которых я не принимала никогда участия) - вот обещают включить наше выступление в какое-то свое мероприятие

Яблонька: Наташа, мне показалось, что Вы не посчитали особо значимым "общение по интересам". А ведь оно привело к существованию довольно сильной организации - в виде литературного клуба "Данко". По-моему, это не просто "общение по интересам между собой по переписке", хотя, разумеется, общение шло по переписке, "между собой" (а между кем еще?) и "по интересам" (а разве лучше "без интереса"?). Почему это противопоставляется "более ценной" правозащитной деятельности - я как раньше не понимала, так и сейчас не могу понять. Что именно "надо" было делать вместо общения по интересам, вместо создания клубов по интересам? В чем должна была заключаться "правозащитная деятельность" и зачем она была нужна? Наташа, если Вы это понимаете, объясните мне, пожалуйста. Ну, ладно, Лев Индолев и другие "старшие товарищи". Все, что не вело впрямую к созданию официальной ОИ, не имело ценности в их глазах. Как, по-моему, не имеет и сейчас ценности в глазах руководства ОИ все, что не является самой ОИ. И при этом малопонятно, что из себя представляет ныне существующее ОИ. Для знакомства с Уставом этой организации приглашают к себе:"Приходите - дадим почитать". Так что, Наташа, пока тепло, можете посетить ближайшую к Вам ОИ и почитать там Устав. Мб, поймете, что они из себя представляют Лев Индолев пишет: “Прометей” издавал свой рукописный журнал “Огонек”. В "Искре" тоже выходил журнал - "Вестник". И Литклуб "Данко" выпускал свой журнал - "Родник". Я была в редколлегии как "Вестника", так и "Родника". В "Корчагинце" тоже были свои издания. Прометеевский "Огонек" я, по-моему, так ни разу и не видела, а какие-то корчагинские издания видеть мне доводилось, но, поскольку изначально позиция у Ольги Бурковой оказалась негативная, "Искра" с теми изданиями не сотрудничала. А издания (журнальчики) у корчагинцев были хорошие, приятные. Так что общение в этих заочных организациях шло не только через письма, но и через журналы. В "Искре" группорги выпускали свои издания, которые носили названия их групп - "Луч", "Оптимист", "Колосок"... Вот только москвичи, насколько помню, не выпускали своего журнала. Как бы считалось, что общаются по телефону. Вообще с московской искровской группой все было не так, как с другими группами. По сути искровцы-москвичи способствовали развалу "Искры" - вероятно, им "Искра" не была нужна. Тогда непонятно, зачем вступали В общем, насчет искровцев-москвичей - отдельная история. Их было довольно много - около 20 человек, но народ был недружный. Тоже, конечно, заочное общение, но... с москвичами, разумеется, не по переписке, а по телефону. Лев Индолев написал коротко - рукописный журнал. Про прометеевский "Огонек" ничего не знаю, могу только догадываться... Искровский журнал "Вестник" (как и данковский "Родник") размножался при помощи печатной машинки. Вступительные анкеты и Устав "Искры" размножали таким же способом. Редактирование журнала (и сбор материалов) осуществлялся тоже по переписке. Распространение по принципу "Прочитал - перешли другому". Конечно, желательно было, чтобы прочитавший написал отзыв, который потом публиковался в следующем номере журнала. Так что, Наташа, работы вокруг этого всего вполне хватало и не сказать, чтобы это была "всего навсего" переписка между собой. Хотя, конечно, и между собой переписывались, обсуждали значимые для нас вопросы - о личной жизни, о взглядах... Что-то вроде того, что сейчас обсуждают в чатах и на форумах.

Lerika: Яблонька пишет: Получается, что "товарищи" из КГБ больше верили в мой высокий "моральный облик", чем моя родная тетя Вы знаете, у меня такие же ощущения в целом... Хоть я не общалась с представителями этой организации и никакого желания общаться не испытываю И тем не менее, я тоже могу констатировать, что очень меня разочаровали в жизни мои родственники и знакомые. Которые к КГБ не имели и не имеют ровным счетом никакого отношения. Вот парадокс ведь тоже своеобразный Какой-то смысл в этом есть, надо сказать... Все в этом мире неоднозначно.. Зло оборачивается Добро, Добро оборачивается Злом, и подчас не отличишь одно от другого. Яблонька пишет: А Вы состоите в местном, районном отделении МГОИ? И уточните, пожалуйста, что Вас интересует - деятельность или результаты? Нет, не состою ни в каком МГОИ. Я как-то изначально скептически отношусь к отделениям ВОИ - сама не знаю, почему. Чего-то меня даже туда особо не тянет. Ну, можно подумать на эту тему, конечно... И деятельность, и результаты все же интересуют... Не могу сказать, что первично. Только я не вижу ни результатов деятельности МГОИ, ни самой деятельности :) Я тогда уж больше вижу деятельность Клуба "Крылья" О которой можно узнать хотя бы в интернете. Как я поняла, создание инва-организаций снизу наталкивается на противодействие со стороны МГОИ. То есть, не особо они это одобряют? А вот интересно, почему.. Чем обоснована такая их позиция? Они боятся конкуренции что ли? Но, о какой конкуренции тут, собственно, можно говорить... Такое ощущение, что создание гражданского общества у нас тормозится по всем направлениям. Яблонька пишет: Что именно "надо" было делать вместо общения по интересам, вместо создания клубов по интересам? В чем должна была заключаться "правозащитная деятельность" и зачем она была нужна? Наташа, если Вы это понимаете, объясните мне, пожалуйста. Мне кажется важным и то, и другое. Правозащитная деятельность тоже важна. В чем должна заключаться такая деятельность? Да, хотя бы в том, что ОИ могло бы добиваться создания безбарьерной среды... то есть, более серьезно и пристально контролировать этот процесс. Я не знаю, насколько они сейчас этим занимаются... Но вот сейчас, например, "Перспектива" проводит акции в поддержку инклюзивного образования. Я себе правозащитную деятельность представляю именно так. А что касается общения по интересам... Это направление я тоже считаю крайне важным. Может быть, даже и важнее правозащитной работы :) Потому что общение с единомышленниками дает на самом деле такую огромную психологическую помощь... Которая даже сравнима в каком-то смысле с защитой прав и свобод :) Кстати, я не знаю, чтобы со мной стало, если бы на определенном этапе жизни у меня не появился бы интернет. Он помог мне просто нереально. Например, когда я общалась на тех же форумах, обсуждая фильмы, книги, - и главное, общалась с людьми, которые меня понимали, мне этого уже было достаточно для счастья... И я вот склонна думать, что, может быть, даже общение по интересам первично. Может быть, с таких клубов, организаций, объединений вырастет постепенно гражданское общество... Яблонька пишет: Искровский журнал "Вестник" (как и данковский "Родник") размножался при помощи печатной машинки А вот мне интересно, что приблизительно публиковалось в этом журнале? Какие статьи? По тематике инвалидности именно? Или просто на самые разные темы? А по объему журнал был большой?

Яблонька: Lerika пишет: Какие статьи? По тематике инвалидности именно? Насчет инвалидности - разве что перепечатки из официальных изданий... Насколько помню, в "Искре" вышло всего два номера журнала "Вестник", ни один не сохранился... В в литературном клубе "Данко" вышло даже не помню, сколько номеров журнала "Родник". Мб, что-то из материалов "Родника" смогу раскопать в архивах, тогда покажу Но поскольку "Родник" был журналом литературного направления, то там тем более ничего особо "инвалидного" в темах не было Когда уже не было товарищества "Искра" и литературного клуба "Данко" ("Вестник" уже давным-давно не выходил, а "Родник" тоже перестал выпускаться) я активно сотрудничала с инва-газетой "Подснежник" и инва-журналом "Радуга". Это были изначально корчагинские издания, но постепенно акцент на клубе "Корчагинец" из этих изданий "выветрился" - они просто превратились в довольно-таки интересные примеры инва-прессы. Оба издания - "Подснежник" и "Радуга" выходили в Ленинградской области, а "Радуга" даже имела отражение и частично сохранилась в интернете. http://disability.h1.ru/rainbow/about.shtml http://disability.h1.ru/rainbow/arch.shtml Честно скажу - "Радуга" - гораздо интереснее, чем был наш "Вестник". Но "Вестник" - это было вообще первое, что мы пытались делать И, безусловно, исторически это очень интересное и достойное уважения издание, но... следы его обнаружить вряд ли уже получится... Однако сравнить "Радугу" можно именно с "Вестником", а не с "Родником", так как "Радуга" - издание не чисто литературного клуба, как "Родник". И мне очень хотелось поддержать "Радугу", я для нее старалась много писать и что-то придумывать, но мое сотрудничество и само существование "Радуги" прекратилось из-за интриг в еще существовавшем тогда "Корчагинце". Если я была главным редактором "Вестника", а в "Роднике" нас было трое в редколлегии, и главное редакторство мы осуществляли "по очереди", то в "Радуге" я была просто одним из активных корреспондентов и консультантов для редколлегии. В редколлегии была семейная пара Михайловых - Светлана и Иван. А так же им помогала Елена Кандалинская - молодая женщина без инвалидности. Вот ее стихи у нас на форуме "Крылья" (ник Елены - Сова): http://krilja.forum24.ru/?1-5-0-00000038-000-0-0-1222946679 В "Радугу" я пыталась вложить то, что мне не удалось (по разным причинам) вложить в "Вестник" Так что по моим выступлениям в "Радуге", Наташа, можно судить, какой мне бы хотелось видеть инва-прессу, инва-журнал. Надо отдать должное главному редактору журнала "Радуга" Светлане Михайловой - она мне давала полную свободу действий - возможность делать для этого журнала буквально все, что я бы пожелала Кстати, "Корчагинец" проявил гораздо более высокую жизнеспособность, чем "Прометей" и "Искра". Если эти две заочные организации просуществовали лет по 10, то "Корчагинец" существовал примерно 20 лет, а газета "Подснежник", которую сначала выпускал "Корчагинец", затем стал выпускать инва-клуб "Раута". Вот одна из причин, почему "Крылья" не товарищество, а именно клуб - опыт показал мне, что клуб - жизнеспособнее. Во всяком случае, для тех целей, ради которых я прилагала и продолжаю прилагать усилия Принять участие в работе над "Радугой" меня пригласила Татьяна Сухоева (ник в инете и на форуме "Крылья", в частности, - Яна). Она же мне и прислала один из номеров этого издания (я тогда еще училась в МГУ, аспирантуру я закончила в октябре 2001). Я написала главному редактору... И оставалась с "Радугой", пока она не погасла.

Яблонька: Вот, к примеру, содержание "Радуги" №5 (февраль. 2000): Слово редактора Вы нам писали Гость номера Беседы о вечном Я вам пишу Мозаика Здравствуйте доктор Встреча с прекрасным Многое, конечно, зависит от главного редактора... В моем журнале, думаю, не было бы ни 4-го, ни 7-го разделов. А 8-й раздел уж точно не имел бы такого названия. И в то же время в рубрике "Мозаика" я бы постаралась отразить жизнь инвалидов в России и за рубежом, а не гороскопы и мистические свойства камней. Сейчас у меня нет в планах издавать какой-либо журнал, так как у клуба "Крылья" есть форум. Идет работа по созданию сайта. Но сотрудничать с инва-прессой, конечно, хотелось бы. Однако, увы!.. Вот пример неудачной попытки такого сотрудничества: http://krilja.forum24.ru/?1-2-20-00000008-000-0-0-1230461124 Кстати, если говорить о диагнозе, то у Светланы Михайловой, главного редактора "Радуги" - тяжелая форма миопатии, что послужило одной из причин прекращения выпуска журнала. Тамара Щиборук, которая активно помогала выпускать журнал "Родник" (печатала на машинке), передвигалась только на коляске и тоже имела диагноз "миопатия". При этом она была группоргом искровской группы "Колосок" (у каждой группы выходил свой информационный бюллетень - тоже на печатной машинке), а когда я поступила в МГУ, Тамара взяла на себя руководство "Искрой" в целом. Это я к тому, что не только Тамара Загвоздина "героическая и бескорыстная". Таких людей было немало... Но в отличие от Льва Индолева я бы не стала делать акцент на диагнозе. Я бы сделала акцент на идее самореализации, на желание дарить людям сердечное тепло, внимание и участие. К примеру, вот такая характерная фраза из "Слова редактора": К сожалению из звена Люды Лопской ответов не было, поэтому как бы я этого не хотела, но ее звено журнал получать не будет… То есть журнал, который я (и, наверное, не только я) воспринимали как просто инва-прессу, главным редакторм воспринимался все еще как корчагинское издание (в то время "Корчагинец существовал уже лет 20 или уже не существовал - сказать трудно, но ВОИ к тому времени существовало уже лет 10). Термин "звено" - корчагинский. В "Искре" говорили "группа". Вот еще цитата из этого номера журнала "Радуга": У меня большая просьба ко всем авторам стихотворений. Пишите каждое стихотворение на отдельнх листках бумаги и по-возможности разборчиво. Для удобства корректировки и печати. Как я говорила в самом начале журнала, стихи будут выходит отдельным приложением «В ГОСТЯХ У МУЗЫ». Это приложение, насколько помню, так и не начало выходить, но просматривается та же тенденция - в искровском журнале "Вестник" стихи сначала были только частью журнала, а потом стал выходить журнал "Родник", полностью посвященный литературе. Как и в журнале "Вестник", не обошлось без перепечаток из официальных изданий: Беседы о вечном. Материал «Что такаое карма?» о взгляде современного ученого Евгения Файдыша нам прислала Очирова Валентина из Калмыкии. Печатаем в сокращенном варианте.

Яблонька: А вот содержание "Радуги" №7 за 2000 год: Вы нам писали Наши поздравления Читальный зал Я вам пишу Журнал открывается моим отзывом на февральский номер: Добрый день, Света! Наташа Барткова переслала мне «РАДУГУ» почитать №5. Очень благодарна Вам, что включили меня в список читателей «РАДУГИ»! Непонятно, правда, почему «РАДУГА» названа журналом. Воспринимается как газета…(Вопрос риторический. А чем отличается газета от журнала? Объемом? Ну к примеру, есть газеты размером с большую книгу и, аналогично, журналы в два-три листа. Слово газета произошло от итальянского «газетта», это была в то время самая маленькая денежная единица. Так что вопрос остается открытым…Прим. Ред.) Хорошо, что открывается Ваше издание цитатой. Это – интересно. К тому же (на сей раз), как это ни печально, перекликается с финалом. Вношу предложение – регулярно (по возможности) публиковать репродукции художественных работ членов художественного клуба – как ныне живущих, так и ушедших не так давно в мир иной (ведь искусство – вечно). (Вообще-то ,эта работа худ.кружка. Рубрика «Встреча с прекрасным» задумывалась не как узколинейное направление. В ней читатель будет знакомиться «не только с клубовцами», но и вообще с людьми творческими. Поэтому журнал и называется журналом, а не газетой. Чтобы расширять кругозор читателя. Прим. Ред.). Очень оживляет первую страничку фото очаровательной светской дамы. Жаль, что фото – без подписи. Конечно, возникает предположение, что это фото главного редактора «РАДУГИ», но все же мучают тяжелые сомнения – а вдруг это просто рекламное фото из какого-нибудь модного журнала? Или, может быть тонкий намек на то, чтобы устроить в «РАДУГЕ» конкурс красоты (по фото)? Если можно, пишите, пожалуйста, впредь подписи под фотографиями. (Оля Вы не новичок в журналистике, и наверное знаете, что когда открывается сезон журнала, газеты и т.п. под заголовком «Слово редактора» обычно и печатают самого редактора, а не Клаудию Шиффер или Арнольда Шварцнеггера. Печатается фото для того, чтобы читатель зримо видел с кем он общается. А подписи под фотографиями всегда печатались в журнале. Вы наверное не совсем внимательно просматривали номера журнала. Оля, я не совсем поняла, а Вы что предлагаете провести конкурс красоты по фото, или же это был едкий женский укол?…. Прим. Ред.). Да, забыла написать в начале письма (извините за перескок), что хотелось бы узнать подробнее – что это за художественный клуб, в котором состояла художница Ира Васильева? (В одном из номеров, тогда еще газеты «Подснежник» Татьяна Сухоева рассказывала о всех кружках, которые существуют при клубе «Корчагинец», конечно мы вернемся и к теме худкружка снова, а пока я могу дать Вам адрес редактора художественного клуба Татьяны Корионовой и Вы напрямую с ней свяжетесь: 624480 Свердловская область, г. Карпинск а/я 61 Корионовой Татьяне. Прим. Ред.). Я не ответила на анкету «РАДУГИ», но журнал мне все же прислали. Большое спасибо! Конечно, я хочу быть внештатным корреспондентом журнала и участвовать в его создании по мере сил и здоровья. Могу и вырезки присылать из газет и журналов. Вот только не знаю – не ведаю, что именно может заинтересовать редакцию. Посылаю две страницы из газеты – выбирайте сами!.. Если вас что-то заинтересует, я смогу определить (для себя), какие у вас вкусы… Чтобы потом знать, что присылать… (Я думаю, что лучше, в начале просто почитать «РАДУГУ», проникнуться ее духом, и тогда вы легко и просто поймете тематику журнала, его вкусы и настроения… Прим. Ред.). Очень заинтересовал меня отзыв Бартковой Наташи. Но вот почему Достоевский стал «А», если его звали Федором Михайловичем? Наверное, опять опечатка, как и с Фейербахом… Интересная рубрика «Беседы о вечном». Я подготовила для этой рубрики материал о русском религиозном философе Владимире Соловьеве, так же, о его философии. Пошлю этот материал Вале Очировой. Если она его примет, то перепечатаю, а пока что написала от руки. В рубрике «Беседы о вечном» мне понравилась мысль, что нужно принимать ответственность за свое поведение – на себя. Но в тоже время я не согласна, что если думать, что ты «наказан», то непременно возникнет желание «наброситься с проклятиями» на того, кто «наказал». Вот в христианстве считается, что «кого Бог любит, того наказывает»… Еще мне понравилась мысль, что не нужно завидовать богатым (во всяком случае так я поняла рассуждения ученого на тему богатства). Но у меня противоположная проблема – завидуют мне. Например, за то, что я живу в Москве. И я не знаю, как мне относиться к моим завистникам, как реагировать на зависть. Я в растерянности… Можно ли поставить эту проблему на обсуждение в «РАДУГЕ»? Если нельзя, я в обиде не буду – нельзя так нельзя. На «нет», как говориться, и суда нет… (Это действительная острая проблема для москвичей, но не для Россиян. Есть такая поговорка: Я не знаю как у вас в Москве, а у нас в России… Прим. Ред.) Мне кажется, не стоит публиковать материалы о драгоценных камнях, потому что все равно ни у кого из нас нет средств на их приобретение. (В древности камни не носили как украшения, а во многих странах использовали как лекарства, и по-моему это просто интересно. Но это лично мое мнение. Прим. Ред.). Но если вы это не опубликуете, я в обиде не буду. К тому же, что значит мнение одного читателя? Как говорят в народе, «Береза – не угроза: где стоит, там и шумит». Наверное, это нормально, что какие-то материалы журнала интересны одному читателю, какие-то – другому. (Принцип журнала учитывать каждое мнение читателя, пускай оно и будет в единичном числе. Только после прочтения вашего отзыва-критики, я не могла понять, а что интересует Вас, Оля? Поделитесь этим с читателями…). На последней странице мне понравилась опечатка «невры». «Рыбы берегут невры и сон». Постараюсь брать с них пример. Вообще приятно повеселиться, но в номере 5 «Радуги» как-то не хватает юмора. Вместо юмора – опечатки. Наверное , по принципу – «каждую ошибку принимаю за улыбку». Сразу видно по этой цитате, что вы новичок в читательском клубе нашего журнала. Вы знаете какой штат делает самую скромную газету? Я уже не говорю о журнале… Если нет, то постарайтесь узнать. «РАДУГА» печатается в маленькой квартирке, на наши с мужем пенсии. И конечно, огромное спасибо, тем читателям, которые это понимают и ценят. Когда верстка номера готова, я лежу порой неделями от такой проделанной работы…. Журнал, - мой ребенок, мой друг и помощник. Было бы прекрасно найти в Сосновом Бору (там, где я живу) корректора, но за бесплатно сейчас никто не будет работать. Может быть в начале, но потом… К сожалению, такой горький опыт у меня уже был. Прим. Ред. Света, прилагаю стихи своих друзей в надежде, что они вам понравятся и вы их опубликуете. Хотелось бы и ваши стихи увидеть среди прочих. Цитаты из Богата – это хорошо, но ваши стихи (по-моему) лучше. (Спасибо. Прим. Ред.) Ольга Каменева, г. Москва Мой отзыв сопровождается комментариями главного редактора журнала - Светланы Михайловой. Вот одна из ее реплик: Вообще-то ,эта работа худ.кружка. Из чего можно сделать вывод, что клуб "Корчагинец" еще существует, что при клубе есть "художественный кружок" и что в этом кружке ведется какая-то работа. В общем, как обычно, сведения о деятельности инва-клубов приходится выуживать по крупицам... Как можно видеть, адрес руководителя корчагинского художественного клуба я получила ни больше, ни меньше как в комментариях к моему отзыву - на страницах журнала: ...я могу дать Вам адрес редактора художественного клуба Татьяны Корионовой и Вы напрямую с ней свяжетесь: 624480 Свердловская область, г. Карпинск а/я 61 Корионовой Татьяне Я написала тогда Татьяне, но безуспешно - она мне не ответила. Но и адрес такой интересный - а/я. О... Вот она!.. Я ее нашла в интернете! И ее "художественный кружок" - КСХ - Заочный инвалидный Кружок Самодеятельного Художника (КСХ) Очень интересный термин - "самодеятельный художник". Почему бы не сказать - "художники-любители"? http://uralmagnit.ru/Almanah/davaite_pozn_2.htm Вот как появился этот кружок: Из-за того, что о нём написали, я узнала о заочном инвалидном клубе «Корчагинец», который сначала назывался просто «Клуб друзей по переписке». Вот в этом клубе заочном и появился «Кружок самодеятельного художника». И было это в году 1985. Мы теперь даже знаем - когда, в каком году Дальше - еще интереснее: Началась новая жизнь! Руководитель нашего кружка находилась в Казахстанском селе Воронцовка (позднее переименовали в посёлок Жарык). Наша неутомимая и обязательная Клара Шарипова, хоть и была ослаблена болезнью миопатией (мышечной дистрофией) и не ходячей, но регулярно пересылала нам всякие материалы для членов КСХ (которые двигаются с помощью почты по цепочке от человека к человеку), организовывала выставки наших рисунков, живописи, рукоделий. В Воронцовке, при содействии совхоза тамошнего, открыли зал для постоянных наших выставок. Мы увидели открытие этого зала в большом фотоальбоме и на слайдах, которые тоже пересылали друг другу. Тогда можно было пересылать свободно бандероли, посылки. Мы делали рукотворный журнал под названием «Наша палитра». Редактором, собирателем, оформителем первым была Юлия Зисман из г.Челябинска. Конечно, номера журнала выпускались в единичных экземплярах. Но какие же они были живые, эмоциональные! В последствии мы их раздарили членам кружка, и один номер достался мне. Но получилось так, что Юля уехала с родителями жить в Израиль, и связь с ней потерялась. ...количество человек в кружке до 25! Количество членов КСХ всё время менялось – входили, уходили люди, но костяк оставался: Голобурда Ольга из Выборга, Кравчук Надежда из г. Попасная (Украина), не инвалид Середина Людмила из Ростова-на-Дону, я – Татьяна Корионова. С Людочкой Серединой (многодетной мамой, крановщицей по профессии) я была знакома по переписке - общались с ней и по литературному клубу "Данко", и просто о личной жизни. Она считалась в "Искре", но как-то так особо "Искрой" не интересовалась. Потом я узнала, что Людмила вступила еще и в клуб "Корчагинец". Поскольку мы продолжали с ней личную переписку и общение по литературному клубу, я постепенно "по умолчанию" стала считать ее в Литклубе "Данко" и в "Корчагинце", а не в "Искре". Но Людмила ни разу не упоминала мне про КСХ, так что для меня новость, что она, оказывается, была активисткой художественного кружка клуба "Корчагинец". Я даже не знала, что Людмила - рисует или хоть как-то интересуется художественным творчеством После Зисман Юлии редактором журнала была Валентина Мезенцева, и журнал «Наша палитра» уменьшился в размерах для облегчения пересылки по почте. Валя придумала печатать листы общения (для более быстрого прохождения информации и обмену мнениями, так как посылки шли долго), которые в последствии назвали «Перспектива». Печатали на обычной машинке, а иногда и писали, оформляя первую страницу рисунком. Когда умерла Валя, «Перспективу» печатала Суслова Елена из Владимирской области пос. Мстера, знаменитого своими росписями шкатулок. Лена их тоже чудесно и тонко расписывала. После Елены «Перспективу» взялась печатать я. Вся информация шла ко мне. Пытались продолжать выпускать журнал, но многим пересылки почтовые стали не по карману. Ограничились только листами общения «Перспективой», мини-альбомчиками с нашими рисунками на определённую тему и различной информацией о выставках, художниках, репродукциями картин их, размер которых входит в обычный конверт. А "Подснежников" в заочном "Корчагинце", похоже, было два - один для детей (журнал), другой - для взрослых (газета): Мы раньше участвовали в различных выставках, шефствовали над детьми, ограниченных возможностей, делая им мини-журнальчики «Подснежник» и другие, иллюстрируя самодельные книжечки и переписываясь лично с детьми домашними и из Болховского (Орловской области) детского дома инвалидов. Поскольку мир тесен, то про Болховский детский дом инвалидов я, конечно, знаю. Более того, я знаю Федю Сударчикова с его 9-ти лет. Он крестник моей тверской подруги Ирины, активистки-искорки. Федя неоднократно гостил у меня, сейчас он живет в Питере в доме инвалидов. Каждый год летом на свой день рождения он приезжает в гости к своей крестной маме Ирине. Думаю, приедет и в этом году. Мы с Федей иногда продолжаем поддерживать общение, но, разумеется, я ни разу не слышала от него про КСХ, а то бы знала Незаметно все дела КСХ перешли ко мне. Получилось так, что я стала вести наш Кружок Самодеятельного Художника. Но нас уже не так много – 10 человек, и из них только двое с Украины. Мы по-прежнему рисуем маленькие рисунки конвертного размера. Выставки устраиваем уже очень редко. С появлениями компьютеров, связь становится надёжнее. Печатаю теперь «Перспективу» красочную, с рисунками, фотографиями. Чтобы не терялись рисунки при почтовой пересылке, делаю копии их. Мы рисуем. Но, главное, мы дружим, поддерживаем друг друга. Если будет интересно читателям, то мы покажем вам своё творчество, и вы поближе узнаете нас.

Яблонька: И весьма загадочно - про издание журнала "в маленькой квартирке" на пенсионные средства: «РАДУГА» печатается в маленькой квартирке, на наши с мужем пенсии. И конечно, огромное спасибо, тем читателям, которые это понимают и ценят. Когда верстка номера готова, я лежу порой неделями от такой проделанной работы…. Журнал, - мой ребенок, мой друг и помощник. Было бы прекрасно найти в Сосновом Бору (там, где я живу) корректора, но за бесплатно сейчас никто не будет работать. В №6, который до меня не добрался... вот ссылка на этот номер (интересно, что была опубликована история 2-х летней давности): http://disability.h1.ru/rainbow/a-06.shtml ... была опубликована история любви одной женщины с инвалидностью. Так что, как видите, что-то конкретно на инва-темы в этих журналах тоже было (из отзыва Татьяны Захаровой): Первое, что возникает в душе после прочтения писем Галины Власовой, - это острая жалость к этой больной и одинокой женщине, а второе – меня удивляет ее наивность, и доверчивость… Как будто ей лет 15, и она не знает еще, нашей сегодняшней жизни! Я считаю, что сестра правильно поступила не разрешив прописать в доме ее друга Пашу, которого она знает только лишь по письмам, и с которым мечтает жить… Как я уже говорила, в этой самиздатовской инва-прессе, как и в переписке, можно увидеть элементы общения на форуме - нечто похожее на форум Дисабилити: "Знакомы заочно, хотим пожениться, родственники против - что скажите?" А в рубрике "Я вам пишу" находила отражение даже политика: Недавно у нас проходили выборы президента. Некоторые надеются, что теперь хоть немножко улучшиться экономическое положение, некоторые уже ни во что не верят. Цены повышаются почти ежедневно, средней зарплаты еле хватает чтобы как-то пропитаться. Недавно в Вильнюсе пикетировали студенты, так как были отменены льготы на транспорт, повышена плата за общежитие. Стипендии хватает на две недели, и то если покупать только самые необходимые продукты.

Яблонька: А вот содержание "Радуги" №11 (2000 г): Слово редактора Вы нам писали Есть мнение В гостях у музы Ветер странствий Встреча с прекрасным Встречи Лирика Читальный зал И отзыв моей подруги Елены Волох (ветерана нашего театра), журналистки, чья статья была любезно опубликована в №7: Получила «Радугу» №8, спасибо, а незадолго до этого прочла №7. Очень рада, что вы напечатали мою статью и уже есть отклики. Хотелось бы тоже высказаться по этим двум номерам (другие я не читала). В целом журнал мне нравится. Он ставит серьезные проблемы и гораздо содержательнее газеты «Подснежник», с которой мне тоже довелось познакомиться. И все же, мне кажется, журнал можно сделать лучше, полезнее, интереснее. Попробую объяснить свои мысли. Мне кажется, что многие темы не соответствуют проблематике «Радуги». В ее подзаголовке значится: «Информационный журнал для инвалидов». Причем же тут животные, искусство? Ведь многое из этого можно найти в других изданиях. А вот о наших насущных жизненных проблемах мало пишут даже в официальной инвапрессе. Не лучше ли посвятить драгоценные страницы «Радуги» тем непростым вопросам, с которыми мы постоянно сталкиваемся. По-моему, важнее помочь людям приспособиться в нашем жестоком мире, чем разводить антимонии о «хвостатых-усатых», НЛО, музах и прочей дребедени. Тем более, мы не специалисты в этих областях, а платить за интервью со знатоками журнал не может. Вот в №7 идет обсуждение письма Галины Власовой. Я не читала ее письмо, но по откликам догадалась, о чем там речь. Правильно пишут читатели, что инвалиды часто наивны, доверчивы, как дети, и этим пользуются люди недобросовестные. А почему инвалиды такие? Да потому что в жизни не участвуют, а потом оказываются беззащитными перед «ударами судьбы»… Беда эта не только самих инвалидов, но и их родных, всего нашего общества, создавшего такую систему. Конечно, ни один журнал не в силах эту систему разрушить. Можно лишь поговорить о наших проблемах, поделиться опытом, чтобы читатели задумались, извлекли для себя что-то полезное, попытались бы изменить хоть немного себя, свою жизнь. Рубрика «Беседы о вечном», по-моему, здесь не нужна. Зачем? Взрослые люди выбирают сами, какому Богу поклоняться, а разговор о вере слишком большой и серьезный для такого небольшого журнала. В рубрике «Читальный зал», мне кажется, следует говорить не просто о любимых книгах, а о тех, где рассказывается о судьбах инвалидов. Вот в №7 в рубрике «Я вам пишу» на странице 11 сказано о книге, посвященной человеку, который сохранил духовную независимость будучи тяжелым инвалидом и зависимым физически. Тут есть чему поучиться (многие ли из нас это могут?). А сколько мыслей вызывают такие шедевры, как «Нетерпение сердца» С. Цвейга, «Страницы любви» Э. Золя, «Человек, который смеется» В. Гюго и др. А книги наших современников, вроде «Записок из параллельного мира» Н. Титовой! Все это надо как-то рекомендовать или обсуждать в журнале, чтобы читатели сделали какие-то выводы для себя. Можно писать о разных трудных ситуациях в жизни инвалидов и предлагать подумать, как бы мы поступили на месте автора письма. Можно даже провести своего рода конкурс на самый оригинальный и остроумный выход из трудного положения. Такие психологические игры были бы нам полезны. Хороший вопрос задала Татьяна Захарова в №8: Действительно ли мужчины, в том числе и инвалиды, видят только «оболочку» женщины, а душа их не волнует? Думаю, что это не так, но я не мужчина, пусть они сами ответят Тане. Приятно, что вы поздравляете с днем рождения, печатаете чудесные стихи и теплые отзывы. Все это согревает душу. Мне понравились слова Татьяны Сухоевой о зависти. Действительно, это мелкое и нехорошее чувство, оно говорит о нелюбви к себе, так как завистник не видит, чем он сам мог бы гордиться, и травит себя чужими успехами. Есть, правда, «белая» зависть, которая помогает развитию души, но чаще мы сталкиваемся с иным чувством, угнетающим и «объект» и «субъект». Ну вот, такие мои мысли. Письмо Елены Волох, г. Москва Мужчины тоже читали "Радугу": Я возмущен мнением! Мнением Юрия Гордеева из Брянской области, у которого в мозгу занозой сидит статья Е. Волох. Нет, ну что он на даму так кидается? Ладно бы чужие соринки замечал, а то ведь свои бревна не видит! Честно говоря, не читал я статью, вокруг которой такие страсти взбурлили, но ведь в его письме есть все те недостатки, которые он подчеркнул. Как можно на одной странице говорить, что «все относительно», и тут же с безапелляционной категоричностью давать определения понятиям, над которыми человечество бьется на протяжении всего своего существования?! Дмитрий Кучеров, г. Москва Кстати, Дмитрий оказал неоценимую услугу журналу "Радуга", опубликовав его на своем личном, довольно красивом и интересном сайте. Вот только этот сайт, к сожалению, не всегда открывается Судя по публикации отзыва корчагинской звеньевой Людмилы Лопской, журнал она все-таки стала получать (в список рассылки включили ее адрес): С большим интересом прочитала все рубрики. И не могло не задеть письмо Танечки Захаровой. Скажу в двух словах, что таких «белых ворон», как Таня, среди нас много. И мы все сидим и ждем, когда полюбят нас прежде всего за душу. Но у мужчин свои взгляды на это, и не у всех они одинаковые, такие как у Танюшиного знакомого. Поэтому не надо отчаиваться, надо просто надеяться и верить. Ведь создаются пары и много пар, и на чем-то они основываются… И в нашем клубе пары есть, вот и пусть они поделятся с нами, какая красота их свела вместе, душевная или внешняя? А может, все взаимосвязано? И в заключение хочу еще раз поблагодарить всех за интересные рубрики, а тебя, Света, за журнал в целом. Всего доброго! Людмила Лопская, Новгородская обл., село Варзуга. А вот интересный, информативный отзыв Татьяны Сухоевой: Спасибо за «Радугу» №10. Она в виде книжечки: так намного красивее, чем было, и удобнее, я поставила скрепочки, стало еще лучше. Объем в 12 листов вполне нам подходит: я подогнула листы сбоку, так журнал хорошо вмещается в длинный конверт. Вес, правда, превышает 20гр., но марок доклеивать надо немного: на 15-20 коп. Один раз приобрести рублей на 10 – не на один год хватит, чтобы доклеивать! Спасибо Наталии Бартковой за добрые слова в мой адрес и в адрес рубрики «Читальный зал», которую я веду! Спасибо ей за труд, который она приложила – прислала столько интересных материалов, такое большое письмо – отзыв! Так держать, Наташа! Сухоева Татьяна, Башкирия, село Мишкино.

Яблонька: А вот содержание последнего номера "Радуги" (во всяком случае, последнего из размещенных в инете), это №16 (2002): Слово редактора Письмо Валентины Сучковой Параллели Ситуация Читальный зал Я вам пишу Взгляд Как быть? Лирика Православная страничка http://disability.h1.ru/rainbow/a-16.shtml Насколько помню, потом еще были номера "Радуги". Из-за некоторых моментов я и Светлана (главный редактор) не сошлись во мнениях. А именно: почему-то было уделено внимание корчагинским выборам местного руководителя (регионального, но четко я не знаю, какая структура была в "Корчагинце"). Во время этих выборов происходили не очень красивые вещи, которые я посоветовала Светлане на страницах "Радуги" не отражать. Но в душе Светланы в то время все бурлило и кипело в адрес художницы Ольги Голобурды из Выборга - я даже не очень помню, "за" или "против" того, чтобы Ольгу выбрали в председатели, выступала Светлана Михайлова. Я помню только, что после моего письма с советом не освещать все эти "приятности-неприятности" вокруг выборов в "Корчагинце" в журнале "Радуга" (а если и освещать, то как можно более аккуратно), мне раздался телефонный звонок. Светлана, не пожалев денег на 40 минут "беседы", орала и орала на меня в трубку. Я, замерев от неожиданности, слушала, пытаясь понять, что же это такое происходит. "Ор" имел целью сообщить мне, что больше я не являюсь читателем и корреспондентом журнала "Радуга", так как где-то как-то в чем-то что-то сказанное мною на тему корчагинских выборов и Ольги Голобурды ей, то есть Светлане Михайловой, не понравилось. "Прооравшись", главный редактор "Радуги" шлепнула трубку, а я так и осталась в непонятках - ждать, что будет дальше. А дальше ничего не было. Журнал "Радуга", насколько я поняла, выходить перестал, а наша переписка со Светланой Михайловой (по бумажной почте) прекратилась. Правда, в феврале прошлого года Светлана Михайлова появилась на форуме Дисабилити, пробыла там м-ца два, опять случился скандал. Потом она появилась на форуме клуба "Крылья". Дело опять закончилось скандалом. Ну, вот с тех пор пока что все и тихо Про художницу Ольгу Голобурда в интернете: http://www.goldenpelikan.ru/laureats-laureat_id=53 http://www.rtr.spb.ru/vesti/vesti_2005/news_detail_v.asp?id=2848 Кстати, когда я решила поискать в инете репродукции художественных работ Ольги Голобурда (мне особенно запомнилась одна ее работа - девушка в инвалидной коляске)... рисунков я, увы, не нашла, но с удивлением обнаружила, что клуб "Корчагинец" еще существует. Более того - живет и процветает. Во всяком случае, Ольга Голобурда руководит клубом под тем же названием - "Корчагинец", только это уже не заочный "всесоюзный" клуб, а городской - в г. Выборге Ленингардской области. Так что идея клуба оказалась весьма и весьма жизнеспособной. http://www.spilka.kiev.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=178 Материал достаточно свежий - от 16 мая этого, 2009 года. Как выяснилось, занимается Ольга и ее клуб весьма и весьма серьезными и дельными вещами (что при этом делает местное ОИ, за создание которого боролся тот же заочный "Корчагинец" во главе с Ольгой Бурковой - остается "за кадром"): Ольга Голобурда подчеркнула, что отдельные проблемы помогают решать отдельные депутаты. Например, за последнее время уже нескольким инвалидам-колясочникам облегчили выезд из парадных, построив необходимые пандусы, а для одной женщины сделали удобный въезд в душевую. Но при этом вся инициатива идет только снизу. А вот как Ольга Голобурда ведет работу своего клуба с точки зрения финансирования: Вопрос передвижения (да и вообще коммуникации) очень важен для многих инвалидов. Поэтому еще в прошлом году Ольга Голобурда поставила его перед чиновниками. Тогда на эти цели в помощь клубу выделили 20 тысяч рублей. В нынешнем сумму пообещали удвоить. Эта информация меня заинтересовала... Если мне удастся выйти на связь с Ольгой, я бы предложила ей обмен опытом работы между нашими клубами А для того, чтобы приобрести «социальное такси», то есть специально оборудованный микроавтобус для выборгских инвалидов и престарелых, где-то изыскали еще два миллиона. Инициатива оформлена и завизирована городским мэром в соответствующих документах. На календаре вторая декада мая, но нет пока ни такси, ни обещанных денег. А лето на носу, и «корчагинцы» уже настроены на поездки в Ломоносов, на пикник в Подборовье или, как минимум, в Монрепо, на концерт или на выставку, пускай даже в Выборге. Вот так все интересно и загадочно: имеет ли выборгский клуб "Корчагинец" юридический статус? Сотрудничает ли с местным ОИ? Надо будет мне попробовать связаться с Ольгой Голобурда. Вот, пожалуйста: государство на равных поддерживает активистов как местного клуба "Корчагинец", так и местного ОИ: http://www.vbgregion.ru/portal_mo/news/default.htm?id=10198674@cmsArticle В итоге финны, с которыми выборгский клуб сотрудничает ... пообещали ей организовать выставку творческих работ участников клуба или встречу с подобной общественной организацией, а также выразили намерение встретиться с администрацией города и поделиться опытом работы. Здорово! Ольга Антоновна - молодец!

Яблонька: По перым строчкам "Радуги" №16 видно, что Светлана Михайлова, главный редактор "Радуги", уже не столько смотрит на свой журнал как на корчагинский, сколько выражает надежду на создание некоего нового "клуба", состоящего из читателей "Радуги": Здравствуй дорогой читатель! Наверное, это знаменательно, что «Радуга» вновь начинает выходить, - весной, когда все возрождается к жизни, торжествует и поет гимн Любви! Но не смотря на то, что у «Радуги» были такие затяжные каникулы, ее редакторская жизнь не прекращалась и шла своим чередом. Да, журнал временно не выпускался, но его старые номера читали, и не только. По «невидимым дорожкам» «Радуга» находила новых и новых читателей, корреспондентов, а значит наш дружеский клуб увеличился. На основе отзыва на "Радугу" от моей тверской подруги Ирины (бывшей активной искорки, которую я подключила и к "Радуге"), Светлана Михайлова пишет: Совершенно справедливо, что читатели и авторы поддержат «Радугу» не только откликами и творчеством, но и деньгами. Нести расходы только издателям было бы неправильно, ведь не себе на зарплату просят Светлана и Иван эти деньги. Речь идет только о том, чтобы окупить издание. А при благоприятных финансовых возможностях кто-то, - хоть изредка мог бы посылать супругам Михайловым конверты и бумагу. Ведь нынче обычный двоенный листок из ученической тетради стоит уже около 17 копеек… А вот объяснения длительного перерыва в выходе журнала: В том году у «Радуги» случилась беда, в компьютер попал вирус, который уничтожил все файлы журнала и не только, а потом из-за бедственных причин в интернете пропала наша страничка. Потери невосполнимые, но самое обидное то, что пропал замечательный рисунок с обложки. Далее идет речь о судьбе Валентины Сучковой. Цитаты приводить не буду, так как надеюсь, что Таня Сухоева напишет о Валентине отдельную статью, которая будет опубликована и на "Крыльях", и на Дисабилити. Очень жаль, что "Радуга" прекратила свое существование! Вокруг нее как раз начала собираться очень интересная компания. Вот. например, отзыв на журнал бывшей руководительницы литературного клуба "Данко" Светланы Кузнецовой, которая, пожалуй, первая из читателей журнала "Радуга" затронула тему "Инвалиды на Западе": Хочется добавить несколько слов к теме «инвалид на улице». Я хоть и, «колясочница», дома летом не сижу: вот уже 19 лет, как я гуляю по родному городу. И что удивительно: ну, никак обыватели не могут привыкнуть к подобному зрелищу – оборачиваются, застывают на месте, спотыкаются. Я думала, что тому причиной: моя «неземная красота», жалость, невиданный вид транспорта под названием «инвалидная коляска»? Есть глаза, излучающие холодное презрение, типа: «Как эта не ходячая особь имеет еще смелость появляться на улице?» Основная же причина, по-моему, в обычном бескультурье, в других странах на инвалидов так не пялятся, ибо последние там явление обычное. Тем не менее и на Западе не все так идеально, как нам кажется. В мае 2001 года человек 30 инвалидов нашего города ездили на экскурсию в Троице-Сергиеву Лавру. Там было очень много иностранцев. И несколько человек из одной делегации начали обсуждать мое положение по английски, не осознавая, конечно, что я очень хорошо понимаю этот язык. Ничего особенного в их словах не было, но мне было не очень приятно – вот и хваленая культура за пределами «сермяжной России»! Светлана Кузнецова, Коломна. Кстати о диагнозах. У Светланы Кузнецовой тоже тяжелая форма миопатии, и при этом она много лет бессменно вела работу по руководству литературным клубом "Данко" и вместе со мной выпускала журнал "Родник" (был у "Родника" еще третий редактор мужского пола - так мы предохраняли журнал от перекосов в женскую точку зрения). Главными редакторами мы со Светой Кузнецовой были по очереди. А вот инва-журнал "Поле надежды", о существовании которого я узнала из журнала "Радуга", а потом я не раз держала реально в руках это своеобразное печатное издание братьев Ильиных и иже с ними: http://www.polenadegdy.ru/index.html

Яблонька: Lerika пишет: ...я опять могу начать рассуждать про нашу страну Я в общем и целом рассуждать про страну не умею. Судя по тому, как люди из КГБ обижали Фефелова и его соратников, то, конечно, ничего хорошего. Это дело политическое, а я, к сожалению, плоховато разбираюсь в политике И не очень разбираюсь, что такое правозащитная деятельность и зачем она нужна. Просто сужу по результатам. Если деятельность приводит к неприятностям, то мне непонятно, зачем это было нужно. А если, например, так, как Светлана Хохлова действует, то я вижу положительный результат. Что касается властей и их отношения к инвалидным обществам, то я, когда читала про клуб Голобурды, поняла, что государство относится одинаково хорошо к различным активистам - хоть из Общества инвалидов, хоть из клубов. К правозащитнице Светлане Хохловой государство тоже хорошо относится. Зачем входить в конфронтацию с государством - как это делал Валерий Фефелов, я так и не поняла. Лев Индолев объяснил, что Фефелов так себя вел от отчаяния. Но отчаиваься - это же не плюс челвоеку, а минус Я Валерия не осуждаю (это его жизнь, он себе сам такую выбрал), просто грущу и удивляюсь Вот уехал он в другую страну. Но и там не успокоился - тоже вошел в конфронтацию с государством - теперь уже с Германией.



полная версия страницы