Форум » Добро пожаловать! » Инва-движение в России (из истории) » Ответить

Инва-движение в России (из истории)

Яблонька: Эта тема посвящена истории инва-движения в России, точнее, в СССР и, в частности, моей [more](Каменевой Ольги Владимировны) [/more] роли в этом движении. С одной стороны, надо ведь поскромничать и не хвалить саму себя, но если я буду молчать, как люди узнают, что было? Я расскажу о товариществе взаимопомощи инвалидов "Искра" (1979-1989), которое было создано мной и которым я руководила в течении 10 лет. Не знаю, смогу ли я объективно определить роль нашей организации в истории инва-движения России, но я расскажу то, что помню. В следующем посте я помещаю "Краткую историю инва-движения в России", написанную Львом Николаевичем Индолевым. Можно будет увидеть, какое место в этой истории отводит автор товариществу "Искра", которое он почему-то называет "содружеством".

Ответов - 47, стр: 1 2 3 All

Яблонька: Краткая история движения инвалидов в России Каждая история имеет свою предысторию. К последней следует отнести многовековую "эру милосердия" (термин братьев Вайнеров) и благотворительности, когда бедняки, сироты и увечные были объектом заботы государства, церкви и богобоязненного народа. Начать хотя бы с первых киевских князей, которые поучали любить ближних и делать в их пользу дарения. Правда, такие добрые дела нередко уживались с невероятной жестокостью тех же правителей не только по отношению к врагам, но и к своим ближним. Уже при царе Федоре Алексеевиче (старшем брате будущего Петра Первого) в 1682 г. в Москве возникли две богадельни, к концу века их стало около десяти, а к 1718 г. при Петре уже 90 с 400 "призреваемыми". В их числе знаменитая Матросская Тишина на Яузе. Екатерина Великая в 1775 г. учредила приказы общественного призрения (прообразы комитетов соцзащиты), но и частые лица при этом поощрялись за устройство благотворительных заведений. Затем возникло Ведомство учреждений императрицы Марии, а ее сын Александр 1 основал Императорское человеколюбивое общество.Тогда же графом Шереметевым был построен Странноприимный дом с больницей для сирых и убогих (ныне знаменитый Институт скорой помощи им. Склифосовского). Также при Александре 1, не получив ожидаемой поддержки на родине у Наполеона, в Петербург приехал доктор Гаюи, радениями которого здесь был основан первый в России институт для слепых. Это было до Отечественной войны 1812 года, а годом позже после ее завершения в столице благодаря издателю П. Пезаровиусу появилась газета "Русский инвалид", уделявшая внимание прежде всего ветеранам и издававшаяся вплоть до Октябрьской революции. В Крымской, Русско-Турецкой и Русско-Японской войнах стали возникать общины сестер милосердия. У истоков первой из них Крестовоздвиженской стояли великая княгиня Елена Павловна и знаменитый хирург Пирогов. Впоследствие многие из них перешли к Обществу Красного Креста. В 80-ых годах помещица Анна Адлер устроила типографию для слепых, в которой в 1885 г. была напечатана шрифтом Брайля первая книга на русском языке. К началу ХХ века в России уже существовало несколько десятков школ для слепых, тогда же родился журнал "Слепец". Еще раз подчеркнем: Все, что до тех пор делалось для инвалидов, происходило по замыслам и на средства государственных мужей и общественных деятелей, а не самих инвалидов. К ним инициатива перешла позже. Принято считать, что в качестве первых обществ инвалидов в 1925 и в 1926 гг. возникли ВОС и ВОГ. Однако еще в декабре 1921 г. на базе уже существовавших в конце Гражданской войны артелей инвалидов постановлением СНК РСФСР было основано ВИКО (Всероссийское производственно-потребительское объединение инвалидов), задачи и структура которого существенно повлияли на образование и развитие ВОС и ВОГ. Главной его задачей было трудоустройство инвалидов путем расширения сети собственных артелей и цехов для надомников, а также строительство детских садов, санаториев, профессиональных школ и спортсооружений. Всероссийский союз кооперации инвалидов, в который в 1939 г. было переименовано ВИКО, стал, например, одним из учредителем спортивного общества "Спартак". Структура ВИКО предшествовала современной структуре ВОИ. Все вопросы решались демократическим путем (было время НЭПа), и правом голоса обладали только инвалиды. Интересно, что Всекоопинсоюз курировался Правительством РСФСР и поэтому имел более высокий статус по сравнению с ВОС и ВОГ, которые находились "под опекой" Минсобеса. Кстати, в довоенные годы государство захотело прибрать к рукам небольшие предприятия Общества слепых, но их удалось отстоять, Это было,пожалуй, первым испытанием в борьбе инвалидов за свои права. Что удалось слепым, позже не удалось другим инвалидам, в основном опорникам. К концу 50-ых годов промкооперация инвалидов объединяла более 4200 артелей с числом работников 219 тысяч человек. Что же произошло со всем этим хозяйством? В 1956 г. партия и правительство приняли постановление, по которому большое число предприятий отходило к государственной промышленности, а в 1960 г. артели были ликвидированы полностью. Это сказалось на росте безработицы, на падении материального и душевного состояния людей - ведь государство забрало также более ста школ, 18 санаториев, 41 дом отдыха и др. Самая мощная и влиятельная организация инвалидов была разгромлена. Партия во главе с Хрущевым решила, что эпохе строительства коммунизма должна соответствовать только государственная собственность. Бороться с этим произволом инвалидам в те годы было не по силам. Так был нанесен сильнейший удар по инвалидному движения в России. Как ни удивительно, в отличие от инвалидов-опорников производство Общества слепых в эти годы не только устояло, но и наоборот самостоятельная деятельность его расцвела. Важную роль в этом сыграла сеть УПП (учебно-производственных предприятий). Итак, в послевоенные 50-ые - 60-ые годы никаких инвалидных организаций, кроме ВОС и ВОГ, в России не существовало. Комитет ветеранов ВОВ во главе с культовым инвалидом героем Алексеем Маресьевым имел в основном пропагандистское значение и был одним из рупоров советской идеологии, в это же время рядовых ветеранов-калек, потерявших руки и ноги на полях сражений, везли умирать подальше от людских глаз, например, в бывший монастырь на остров Валаам. И все же робкое движение инвалидов-опорников в послевоенные годы начало возрождаться. Во времена начала хрущевской оттепели колясочник Виктор Голубев, получивший пулевое ранение в позвоночник, высказал идею об объединении опорников в общество, подобное ВОС и ВОГ, но развить ее инвалиду не дали и перевели его в более отдаленный интернат. В 1955 г. на Старой площади перед зданием ЦК КПСС состоялся немногочисленный пикет инвалидов войны на мотоколясках, выдвигавших скромные экономические требования, но его организатором был не ветеран, а 24-летний инвалид с детства ампутант- колясочник Юрий Киселев. Здесь как раз уместно отметить особую роль в объединении и борьбе за права именно инвалидов с детства. Ведь взрослые инвалиды войны все же имели некоторые льготы и не хотели ими рисковать, тогда как инвалиды с детства относились к наиболее ущемленной категории и терять им было нечего. Юноши и девушки послевоенных лет, несмотря на инвалидность, оставались романтиками и комсомольцами. Многие из них воспитывались и получали образование в спецбольницах и школах-интернатах с относительно свободным режимом. Там возникали крепкие дружеские связи и общие взгляды на жизнь. Но выходя из-под опеки заботливых воспитателей и врачей, они сталкивались с тяжким бытом и со своей невостребовательностью. Получить работу или продолжить образование могли лишь немногие, остальным ничего не оставалось, как бороться за свои права. Одни шли официальным путем, другие с него "сбивались" и переходили в разряд борцов с режимом - "антисоветчиков". Но и те и другие были крайне тяжелыми инвалидами 1 группы, с трудом передвигавшимися в колясках или даже ползком. Таким был, например, Геннадий Гуськов, пациент Воронежского дома-интерната, атаковавший письмом Хрущева в 1964 г. Заразившись мечтой лежачего больного кинодраматурга Николая Улыбина, Геннадий в этом письме высказал мысль об обществе инвалидов, основанном на производительном труде людей, для которых создаются особые жилищно-производственные комплексы. "Создание Всесоюзного общества инвалидов, подобного обществам слепых и глухих, позволит решить многие проблемы реабилитации, а также снизить остроту дефицита трудовых ресурсов в стране," - писал он позже. Ячейку такого общества Гуськов сумел "сколотить" из своих единомышленников в Воронеже. За свои принципы он бился с чиновниками всех уровней, подвергаясь репрессиям и издевательствам, более 10 лет, и в декабре 1976 г вышло Постановление Совмина СССР, в котором предписывалось в нескольких республиках "в порядке эксперимента" создать именно то, чего добивался Гуськов. Но до дела оно доведено не было. По-другому действовали Юрий Киселев и его друзья. В 1965 г. Киселев решил повторить демонстрацию на Старой площади, но с участием молодых инвалидов, однако его поддержали единицы. Так он понял, что "домашними" методами ничего не получится - надо выходить на западные средства массовой информации, в частности на "вражеские" радиостанции "Свобода" и "Голос Америки". Он знакомится с другими правозащитниками, лидером которых был академик Андрей Сахаров. В 1978 г. Киселев вместе со своими единомышленниками такими же колясочниками Валерием Фефеловым, Файзуллой Хусаиновым, Николаем Мурахтановым и др. создает инициативную группу по защите прав инвалидов в СССР, которая начала действовать в рамках Хельсинкского соглашения по правам человека. В первом обращении русских инвалидов к правительствам стран-участниц говорилось: "Многолетняя борьба за организацию в СССР инвалидного общества выявила полную бесполезность прямого обращения к официальным органам... письма оставались без ответа, а в худшем случае - это кончалось угрозами, даже репрессиями. .. Мы обращаемся с просьбой потребовать от советского правительства соблюдения прав инвалидов и улучшения их социального обеспечения. Мы обращаемся ко всем инвалидам в СССР с призывом вспомнить о своем человеческом достоинстве, объединяться в инициативные группы взаимопомощи и активно бороться за создание своего общества ". Это было за 10 лет до образования ВОИ. Одновременно с правозащитным движением, а скорее, даже раньше , с начала 70-ых годов, в разных регионах России возникают и действуют неформальные объединения тяжелых инвалидов. Руководители этих организаций были влекомы главным принципом: "Помочь тем, кому труднее, чем мне". Их названия говорят о многом: "Корчагинец", "Прометей", "Искра", "Феникс". Родоначальники этих товариществ были искренними романтиками, бескорыстными и мужественными людьми, хотя для некоторых из них написать строчку письма было великим трудом. Но именно с писем все и начиналось, а часто ими и заканчивалось. Друзья по переписке видели друг друга лишь на фотографиях. Писали они не только друг другу, но и в поисках помощи и справедливости на съезды партии, в правительство и министерства. Этим направлением своей работы "неформалы" были сопряжены с правозащитниками, и порой их трудно разграничить, К тому же некоторые начинали как лояльные к власти "неформалы", а отчаявшись, переходили в убежденные борцы. Разница между ними, пожалуй, была в одном: первые не писали коллективных писем, которые властями рассматривались как протест, вторые же, перейдя запретную грань, ничего не боялись. Товарищество по переписке “Прометей” появилось в 1971 г. благодаря энтузиазму Тамары Загвоздиной, больной миопатией из г. Кыштыма. Оно охватывало Урал, Москву, Ленинград, Украину, Белоруссию, Казахстан и другие республики. По мысли Тамары, товарищество было первой ступенью консолидации, после чего предполагалась его регистрация в качестве настоящего общества инвалидов. По мнению одного из активных членов Геннадия Головатого, в товариществе состояло до 100 инвалидов. Они обменивались книгами, статьями, дефицитными лекарствами, помогали устраиваться на работу, хлопотали о выделении квартиры или установке телефона для своих членов. Существовала касса взаимопомощи, причем траты денег из нее обсуждались также в письмах. “Прометей” издавал свой рукописный журнал “Огонек”. В результате такого общения возникала и более глубокая привязанность. Так Владимир Кириллов из г. Горького нашел жену Валентину именно по переписке. Сам Владимир вместе с Вячеславом Карякиным объединили в начале 70-ых годов в двух районах Горького группу инвалидов-опорников, стремящихся оформиться в независимое общество. Их активная деятельность продолжалась до начала 80-ых годов. Близкое по духу “Прометею” содружество “Искра” в конце 70-ых годов родилось в Москве. Его инициатором была девушка-спинальница из интерната Ольга Каменева. Из сугубо личных писем интернатских инвалидов постепенно выкристаллизовывались общие проблемы, среди которых особенно острые - трудоустройство и учеба. У искровцев были также свой журнал и сборники стихов. В Ленинграде движение инвалидов приняло форму спортивно-оздоровительных клубов “Ортспорт” (1982 г.) и “Феникс” (1983 г.), которые возглавляли Леонид Забелин, Анатолий Ушал и Геннадий Федоров. По замыслу Федорова, сверхзадачей клуба “Феникс” было создание общества инвалидов-опорников, а его основой должен быть центр по трудоустройству. Основателем движения “Корчагинец”в 1981 г. была Ольга Буркова из г. Свердловска. Через 5-6 лет в его рядах было более 800 человек, входивших в 15 местных организаций, в их числе наиболее многочисленных: Московской, Ленинградской, Свердловской, Тульской и Псковской. Движение охватывало не только опорников, в нем были и незрячие, и инвалиды с заболеваниями внутренних органов, но в активе работали наиболее тяжелые - лежачие больные и колясочники. В “Корчагинце” были клубы по интересам, в том числе дискуссионный клуб “Зеркало”, выходил рукописный журнал “Факел” и детские журналы “Солнышко” и “Подснежник”. Так же, как члены “Прометея”, корчагинцы писали письма “в верха.” Уже в 1985 г. Ольга Буркова обратилась от центрального совета товарищества в Госкомтруд СССР с просьбой рассмотреть вопрос о создании общества инвалидов, но получила ответ: “Нецелесообразно”. На повторное письмо в Минсобес в конце 1987 г. был получен более обнадеживающий ответ: "Такое общество будет создаваться". Шел третий год горбачевской перестройки. "Прометей", "Искра", "Корчагинец", "Феникс" и другие мало отличались друг от друга по задачам и методам. Рождались они в разных городах отчасти потому, что сначала не знали друг о друге. Объединяло их то, что за скромной конкретной работой, обращенной к каждому человеку, была видна и сверхзадача - образование легального общероссийского или общесоюзного общества инвалидов. Это было их мечтой и надеждой. Мечта о своем обществе не покидала инициативных людей с тяжелыми увечьями и в годы перестройки. Почувствовав демократические перемены в стране, несколько москвичек вспомнили о попытках создания городской организации 20-летней давности и о своем участии в "Прометее". Лилия Вахтина, Антонина Бастрыкина, Нина Тупицына подключили к этой затее Николая Чигаренцева. Весной 1987 г. они стали собираться на квартирах и агитировать по телефону своих знакомых. Так сформировалась инициативная группа молодых инвалидов, обсуждавшая проект устава городского общества опорников. На адрес Вахтиной посыпались сотни писем с заявлениями. Летом 1987 г. проект устава попал в Моссовет, но там чиновниками всеми силами стали противиться самодеятельной инициативе инвалидов. Но те духом не пали и обратились за помощью прессы. Передовые газетчики и тележурналисты поддержали ребят, и 21 октября около 200 инвалидов впервые собрались в Доме Культуры ВОС для участия в телепрограмме "Прожектор перестройки" и потребовали от косного Министерства соцобеспечения не противодействовать им.. Властям пришлось отступить, и 22 мая 1988 г. состоялась учредительная конференция Московского городского общества инвалидов (опорников) МГОИ. Председателем правления был избран Н. Чигаренцев. Так борьба московских инвалидов за свои права и свое общество закончилась победой. Почти одновременно с москвичами ее праздновали инвалиды г. Пушкина Ленинградской области, которым также удалось зарегистрировать свою организацию. Еще в марте 1987 г. московский "корчагинец" Юрий Мисюрев с группой инвалидов безуспешно пытался убедить руководство Министерства в необходимости создания всероссийского общества инвалидов, а уже в конце того же года в партийных и советских бюрократических верхах поняли, что сдержать инициативу дальше будет все труднее и пора перехватывать ее в свои руки. Совет Министров РСФСР принял решение (вернее сказать, "решился") о создании ВОИ. 2 февраля 1988 г. об этом вышло Постановление ЦК КПСС. На местах началась подготовка по образованию региональных и местных оргкомитетов и первичных организаций, которой руководили органы соцобеспечения. Тем временем очень бурно проходило обсуждение устава, причем главные разногласия касались структуры, членства и руководства ВОИ. В результате был принят проект, во многом копировавший уставы ВОС и ВОГ и допускавший членство инвалидов всех категорий, а не только опорников. 16 августа 1988 г. с участием 170 делегатов состоялась Учредительная конференция ВОИ, а не следующий день были избраны его руководящие органы. Председателем центрального правления неожиданно стал ставленник ЦК КПСС и министерства бывший кадровик Госкомспорта Герой Советского Союза инвалид Финской войны Ш группы 75-летний Алексей Дерюгин. Лишь спустя 3 года на 1 съезде ВОИ его сменил молодой и энергичный спинальник Александр Ломакин.. Хотя большинство членов Президиума составляли инвалиды-опорники, среди них оказалось только 2 инвалида 1 группы и ни одного колясочника.В 1998 г. ВОИ отметило свое десятилетие. Оно стало мощной и разветвленной организацией с 2,5 миллионами членов и 25 тысячами "первичек". С ВОИ считаются в самых высоких властных структурах. При его участии был разработан и в 1995 г. принят Закон о социальной защите инвалидов в РФ. В собственность ВОИ находится около 2000 предприятий, на которых работает 23 тысячи инвалидов. Цель организации и ее работа сводится к всесторонней реабилитации своих членов. В ее рамках в разных городах возникли оздоровительные, диагностические, реабилитационные, социально-трудовые, культурно-досуговые центры и спортивные клубы . Часть из них направлена на работу с детьми-инвалидами. Под эгидой ВОИ проведено 3 фестиваля творчества, возникла сеть периодических изданий и издательских центров. В 1993 г. ВОИ стало членом Международной организации инвалидов и ее Европейской региональной организации. Установлены связи и разработаны двусторонние программы со многими национальными инвалидными организациями всего мира. Вместе с тем приходится признать, что не во всех региональных и местных организациях их руководители (особенно, если они не инвалиды-опорники) обращают достаточное внимание на тяжело увечных людей, лежачих больных и колясочников. Также часто выпадают из сферы влияния такие специфические категории больных, как больные диабетом, стомированные онкобольные, больные с ампутацией гортани, перенесшие трансплантацию сердца и др. Поэтому они создают свои общественные организации по типу того, как это делается в других странах, где отсутствует единая инвалидная организация с "пирамидальной" структурой управления. Самостоятельно группируются также родители детей-инвалидов. Во многих городах неудовлетворенные невниманием инициативные инвалиды-колясочники создают свои замкнутые общества и клубы. Одни с самого начала не признали ВОИ, посчитав его за бюрократическую организацию, другие вышли из-под его опеки, третьи благоразумно остались в его рамках. Так появились "Инватур" и "Пандус" в Нижнем Новгороде, "Танюша" в Твери, "Десница" в Самаре, КлИО в Тольятти, фонд "Преодоление" в Улан-Удэ, и др. Они добиваются от властей удаления архитектурных барьеров, возможности посещать театры и другие общественные и культурные учреждения, решения транспортных проблем, создают юридические службы и воспитывают своих членов в духе самоуважения и личного достоинства, а окружающих в равноправном отношении к себе. Борьба за права инвалидов в России, в особенности в ее регионах далеко не завершена, она продолжается. Лев Николаевич Индолев http://www.perspektiva-inva.ru/print.php?262

Яблонька: В 1979 году, когда товарищество "Искра" было только что создано, оно называлось - "товарищество взаимопомощи молодых инвалидов". Почему именно "товарищество"? Наверное, тут сказалось и советское воспитание, и пример старших товарищей, тк эта организация была создана по примеру "товарищества взаимопомощи инвалидов" "Прометей", которое тоже существовало по переписке. Разумеется, по обычной бумажной почте - общение при помощи комьютера тогда еще не было развито. Для меня в те годы ключевым было слово "взаимопомощь". Назвать же организацию "клуб взаимомопомщи" или "содружество взаимопомощи" как-то не приходило в голову... Да ведь то, что создали старшие, называлось именно "товарищество взаимопомощи" - хотелось чему-то у них научиться, перенять опыт... хотелось создать что-то нужное, серьезное Поскольку организация существовала приблизительно 10 лет, то постепенно она перестала называться "товариществом взаимопомощи молодых инвалидов" - слово "молодые" - "выпало" из названия Товарищество взаимопомощи инвалидов "Прометей" было создано Тамарой Владимировной Загвоздиной, она же это товарищество и возглавляла. Жила Т.В. Загвоздина в городе Кыштым Челябинской области. Вот что пишет про эту женщину Лев Индолев в книге "Жить в коляске" (глава 20): click here Тамара Загвоздина родилась в 1936 г. Она успешно закончила среднюю школу, поступила в местное медицинское училище на фельдшерское отделение, перешла на второй последний курс, но тут случилась беда, вернее, две беды – общенародная и ее личная. В середине 50-ых годов под Челябинском на заводе "Маяк" произошел взрыв ядерного котла, который унес жизни и здоровье тысяч людей. Да и кто их тогда считал! Спустя месяц на Урале был разгул эпидемии гриппа, которая не обошла стороной и Тамару. Все это вызвало резкое обострение прогрессивной мышечной дистрофии. Учебу пришлось бросить. Девушка, снедаемая одиночеством и тоской, стала сотрудничать с газетой "Кыштымский рабочий". Она писала заметки о прочитанных книгах, об интересных судьбах. В это время завязываются знакомства по переписке с людьми из разных городов и весей. Итогом этих контактов было создание товарищества "Прометей". Сфера его деятельности охватывала не только Урал, но и Москву, Ленинград, Украину, Белоруссию, Казахстан и другие республики. У Тамары появились единомышленники и последователи.... ...Члены товарищества платили взносы от 1 рубля до 12 рублей в год, обменивались книгами, статьями, выкройками, пособиями по вязанию, да и просто добрыми советами; покупали дефицитные лекарства в больших городах и отправляли их "в глубинку", помогали трудоустройству, даже "выбивали" квартиры и телефоны... ....По мысли Т. В. Загвоздиной, "Прометей" был первым этапом объединения, за ним предполагалась регистрация его в качестве настоящего общества инвалидов. Уже тогда "прометейцы" на свой страх и риск писали письма на имя Л. Брежнева и А. Косыгина с обоснованием пользы от консолидации этих людей: у одних – крепкие руки, у других – светлые головы. Тамара Загвоздина предостерегала от коллективных писем, – тогда они расценивались как вызов властям и политическая крамола... ...Конечно, никакой политикой "Прометей" не занимался. Т. Загвоздиной интересовались "компетентные органы", письма "Прометея" прочитывались, но так как в них не содержалось ничего запретного, на деятельность товарищества смотрели сквозь пальцы: пусть, мол, калеки общаются втихую. Одна из корреспонденток Льва Индолева пишет ему ...о таких, как Тамара Загвоздина (...): "Они были людьми, жестоко битыми судьбою, но искренне желавшими изменить безрадостную "инвалидскую" жизнь не только для себя, но больше для других. Они взваливали на себя непосильный груз, многого не могли, но все равно пытались что-то делать. Делали чистыми руками, с добрым сердцем, не имея в виду ни окладов, ни карьеры. Хорошо, что они были. Слава первым!" А первой из первых была, повторяю, Тамара Загвоздина. "Прометей", ее детище, проработал около 10-15 лет, пока у Тамары доставало сил. До 1994 г. она еще могла сидеть и ездить по комнате в коляске. После смерти мамы она сама ни сесть, ни встать уже не была в состоянии. То, что Тамара Загвоздина была 36 года рождения (практически в возрасте моих родителей) и что "Прометей" существовал 8 лет (до появления "Искры") я узнала толком только сейчас. А тогда было туманное представление о таинственных "старших товарищах", которые "очень давно" создали свое "товарищество по переписке". И что они "ого-го" какие и мне до них, как ло Луны пешком... Думаю, такое отношение "старших товарищей" к "Искре" и к ее руководителю заметно и до сей поры - в краткой истории инва-движения России, написанной как раз одним из этих самых "старших товарищей". Судя по рассказу Льва Николаевича Индолева, "Искра" появилась примерно на половине срока существования и работы "Прометея". Но когда я начинала работу в "Искре", я слышала только о том, "как все было хорошо раньше" и "ох, уж эта современная молодежь! никуда-то она не годится!.. да разве им можно что-то доверять?.. нет, мы-то могли, а эти?.. у нас все было здорово!.. а вот у вас, скорей всего, ничего не получится!.." Вот в такой атмосфере отношения "старших товарищей" начинала свою работу "Искра". Это отношение вызывало тогда большое удивление, подавленное настроение, но и желание хоть как-то, хоть чуть приподнять "покров тайны", чтобы научиться, "взять пример", стать хоть чуть похожими на таких замечательных, прекрасных и "недостижимых в своем совершенстве" новаторов и первопроходцев инвалидного движения. Честно скажу - "взять в пример" удалось только название и факт существования по переписке. Все остальное оказалось настолько тайно и зашифрованно, что больше никакого "обмена опытом" за все годы так и не произошло Я совершенно согласна, что Тамара Владимировна Загвоздина и ее организация "Прометей" была "первой из первых", но, надеюсь, не будет излишне нескромным сказать, что и мой труд по созданию и руководству товариществом "Искра" достоин тех же самых слов - с той только разницей, что я готова прославлять Тамару Загвоздину, но не вижу особых оснований для самопрославления. Я ей благодарна за то, что она невольно подарила мне идею взаимопомощи инвалидов - подарила просто названием возглавляемой ею организации. И за это ей - большое спасибо! Я могу только сказать, что было все примерно то же самое - те же более, чем 10 лет существования организации, примерно такое же начало, примерно такое же течение... Вот только мне до сих пор грустно, что если "пальма первенства" (по времени создания) отдана не "Искре" (что справедливо и соответствует реальности), то в остальных отношениях я справедливости как-то не вижу. Или я просто не умела и не умею добиваться справедливости? Наверное, не умею Поэтому я буду просто рассказывать что и как было. "Обмен опытом", которого я жаждала тогда, так и не случился. Мне остается только теперь, когда уже нет ни "Искры", ни "Прометея", осмыслять, что было общего и какие были различия между этими двумя организациями. Может быть, "обмен опытом" и не мог бы помочь? Трудно сказать, помогло бы или нет то, чего так и не случилось... Но отсутствие поддержки со стороны "старших товарищей" из "Прометея", их негативное отношение к "Искре" и ко мне лично огорчает до сих пор. Думаю, было бы неплохо понять, почему их отношение оказалось именно таким. Но годы идут, а понимание почему-то не приходит. И я решила хотя бы о "непонятном", но... рассказать. Ведь мы собираемся делать сайт клуба "Крылья". Примечание через полгода: Уже сделали! click here И нам нужно определиться с местом нашего клуба в истории инва-движения России.

Яблонька: Лев Индолев пишет: Тамара Загвоздина родилась в 1936 г. Она успешно закончила среднюю школу, поступила в местное медицинское училище на фельдшерское отделение, перешла на второй последний курс, но тут случилась беда, вернее, две беды – общенародная и ее личная. В середине 50-ых годов под Челябинском на заводе "Маяк" произошел взрыв ядерного котла, который унес жизни и здоровье тысяч людей. Да и кто их тогда считал! Спустя месяц на Урале был разгул эпидемии гриппа, которая не обошла стороной и Тамару. Все это вызвало резкое обострение прогрессивной мышечной дистрофии. Учебу пришлось бросить. Расскажу о себе и о том, как была создана "Искра". Если Тамара Загвоздина получила инвалидность примерно в 20 лет (так я поняла из рассказа Льва Индолева), то я - в 10.5. Получение мною инвалидности не сопровождалось социальными катастрофами и массовыми эпидемиями, что, быть может, в итоге отразилось на моем отношении к жизни, к инвалидности и к созданию организации. То есть мое отношение ко всему этому гораздо более легкое, я бы сказала - экзистенциальное: ну, случилось и случилось - живем дальше. А вот как дальше жить? Вот в чем вопрос. В 16 лет волею судьбы и обстоятельств я оказалась в доме инвалидов, где мне выдали первую в моей жизни инвалидную коляску. Но, конечно, в 1971 году, в год создания "Прометея", меня в доме инвалидов еще не было И то, что Тамара Владимировна Загвоздина создала "Прометей", когда ей было 36 лет, а я, Ольга Каменева, когда мне было 18 лет, тоже, я думаю, не могло не сказаться на самих организациях. То есть, когда я попыталась вступить с ней в переписку "для обмена опытом", мне было 18-19 лет, а ей было за 40. К тому времени, как мне дали адрес Тамары Владимировны, Загвоздина была уже основательно запугана со стороны КГБ , и, как мне потом удалось узнать, мой почерк ей показался похожим на почерк Валерия Фефелова, поэтому товарищество "Искра" было ее воспринято как нечто такое, где присутствует "рука Фефелова". Я же была безмерно удивлена таким ее ответом на мое письмо, в котором я писала, что создаю организацию по ее примеру и просила поделиться опытом, а в ответ получила письмо с отказом от переписки. Мотив отказа:"Что-то мне Ваш почерк не нравится". Про КГБ и Валерия Фефелова и запуганность Загвоздиной я узнала, разумеется, много позже, а тогда, получив письмо, просто очень расстроилась и удивилась - как это так? - глубоко уважаемые "старшие товарищи" отказываются помогать и проявляют негатив... и все из-за чего?.. и что у меня "не так" с почерком? Шли годы, но незыблимый авторитет Тамары Владимировны Загвоздиной так и лег тяжелой тенью на "Искру" и ее руководителя - уже через ее московских адептов - бывших прометеевцев - Лилию Вахтину, Антонину Бастрыкину и затем через их молодого товарища - Николая Чигаренцева. Мол, неизвестно, что там "не так" с этой Ольгой Каменевой и ее "Искрой", но раз Загвоздиной Ольга Каменева и "Искра" чем-то не понравились, то это "неспроста"... Вот так "сходство почерка" повлияло на судьбу целой организации, а в чем-то и на судьбу ее организатора и руководителя. Видела я потом почерк Валерия Фефелова - честно признаться, особого сходства в наших почерках я не заметила. Но почерк у Валерия был удивительно красивый


Яблонька: Лев Индолев пишет: ...резкое обострение прогрессивной мышечной дистрофии. Учебу пришлось бросить. Мне, конечно, повезло гораздо больше, чем Тамаре Загвоздиной - и с диагнозом, и вообще. В дом инвалидов я попала после окончания 8 классов. Мои родственники рассудили, что инвалиду больше и не надо. Я начала хлопотать о продолжении образования. Закончила 10 (11) классов, курсы иностранных языков, курсы вышивания. А через 8 лет после окончания школы поступила в Университет имени М.В. Ломоносова. На вечернее (очное) отделение. Закончила филологический факультет и аспирантуру. Сдала кандминимум на "хорошо" и "отлично". Успешно выступала на конференциях, опубликовала 5 научных работ. Диссертацию пыталась написать, но... не получилось. Это я к тому, что, может быть, это и правильно - писать о человеке как о жертве болезни и обстоятельств, но все же мне грустно и удивительно - неужели только так и можно рассказать о Тамаре Загвоздиной?.. Может быть, такое описание соответствует ее мироощущению, но мне всегда хотелось что-то узнать о ней как о руководителе "Прометея", но эта информация была и остается "зашифрованной". С юности я тоже только и слышала о Тамаре Загвоздиной, какая она прекрасная и какая она несчастная - то есть общие фразы, которые ни в коем случае нельзя было брать под сомнение. Ну, хорошо, я верю... Но ведь это "старший товарищ", на которого мне предлагали смотреть "снизу верх"... Чем мы (все остальные) "хуже" и чем Тамара Владимировна Загвоздина "лучше", понять мне так и не удалось. Лев Индолев пишет: Девушка, снедаемая одиночеством и тоской, стала сотрудничать с газетой "Кыштымский рабочий". Она писала заметки о прочитанных книгах, об интересных судьбах. В это время завязываются знакомства по переписке с людьми из разных городов и весей. Итогом этих контактов было создание товарищества "Прометей". Сфера его деятельности охватывала не только Урал, но и Москву, Ленинград, Украину, Белоруссию, Казахстан и другие республики. У Тамары появились единомышленники и последователи.... Не знаю, как Тамара Владимировна Загвоздина восприняла рассказ о себе и о создании товарищества "Прометей" - в таком ключе, но мне бы очень не хотелось, чтобы обо мне и о создании товарищества "Искра" было рассказано именно так. Получается, что товарищество взаимопомощи инвалидов "Прометей" было создано "от тоски и одиночества". А в чем "единомыслие"? "Появились последователи" - за чем именно следовали? Что такое делалось? Как мне это было непонятно в годы моей юности, так и остается непонятным теперь. Но характерно, что "Искра" возникла примерно по той же схеме. Только я писала не в газету, как Т.В. Загвоздина, а на радио. Может быть, и можно сказать, что я слушала радио "от тоски и одиночества" Но, как правильно сказал в свое время мой муж Андрей Желудов - "От тоски и одиночества спиваются, а я делом занят". Итак, я стала писать письма на радио и постепенно у меня появились знакомые по переписке. И вот однажды одна знакомая по переписке (Вера Рябкова из г.Горького) стала мне писать, что у нее не просто переписка, у нее "организация инвалидов по переписке". Меня это заинтересовало, я стала расспрашивать, что это такое. Я и представить себе не могла, как такое может быть: организация, существующая по переписке. Вера отвечала, что письма пишет не она сама, что пишут ее помощники под диктовку, так как у нее больные руки, сама писать она не может никак. И что ее организация поэтому разваливается. Я спросила, чем я могу ей помочь. Вера прислала мне около 20 адресов - членов своей организации и попросила, чтобы я взяла на себя все, а то, мол, все разваливается. Я написала всем, у всех спросила, что это за организация такая. Все как один ответили одно и то же: да, Вера им тоже писала, что у нее есть какая-то организация, но они так и не поняли, о чем речь. Они просто переписывались с Верой. После чего я впервые подумала:"А не создать ли мне организацию людей с инвалидностью по переписке?" Но кроме слов - "Инвалидам нужно объединяться", Вера не рассказала мне про свою "организацию" ровным счетом ничего. Лев Индолев в своей книге упоминает и про нашу "Искру": Вслед за "Прометеем" начали возникать другие независимые заочные общества инвалидов: "Корчагинец", "Искра", "Феникс". Порядок возникновения, правда, был не совсем такой: сначала возникла "Искра", потом "Корчагинец". Про "Феникс" я мало что могу сказать, но попозже расскажу то, что знаю, а "Корчагинец", возглавляемый Ольгой Бурковой, называл себя "клубом", а не "товариществом". Но тоже существовал заочно - так же, как и наша "Искра".

Яблонька: Лев Индолев пишет: ...Члены товарищества платили взносы от 1 рубля до 12 рублей в год, обменивались книгами, статьями, выкройками, пособиями по вязанию, да и просто добрыми советами; покупали дефицитные лекарства в больших городах и отправляли их "в глубинку", помогали трудоустройству, даже "выбивали" квартиры и телефоны... По примеру товарищества "Прометей" я решила, что в "Искре" тоже должны быть членские взносы и "касса взаимопомощи", но, как выяснилось впоследствии, в "Искре" идея кассы взаимопомощи себя не оправдала. Что касается обмена книгами, тем более статьями, да и просто добрыми советами - это получалось в "Искре" как бы само собой - этому нас не учил никто. Вот лекарства покупали редко, с трудоустройством за 10 лет помогли только двум людям, но однажды купили и отвезли "в глубинку" одной девушке телевизор. Повторяю, что этому мы не у "Прометея" научились - в этом мы с ним просто совпали. Получилась же такая форма работы как бы сама собой. Выкройками и пособиями по вязанию,может быть, кто-то из искровцев и обменивался, точно не знаю. Зато мы активно обменивались стихами и рисунками. А через 2-3 года существования при товариществе "Искра" возник литературный клуб "Данко" . Что же касается того, чтобы добиться для кого-то квартиры или телефона - такого рода успехами "Искра" похвастаться не может. Этого не было. Но о том, что все это было в "Прометее", я узнала уже много после - именно из книги Льва Николаевича Индолева, то есть тогда, когда товарищество "Искра" тоже прекратило свою деятельность. Лев Индолев пишет: По мнению одного из активных членов Геннадия Головатого, в товариществе состояло до 100 инвалидов. Это про "Прометей". В "Искре" тоже было немногим больше 100 человек (кто-то уходил, кто-то приходил, но в целом количество держалось около 100 - я день я писала в среднем три письма, так что иначе я бы не смогла отвечать людям даже раз в м-ц). Отношение ко мне и к "Искре" прометеевца Генадия Головатого в корне отличалось от отношения остальных прометеевцев. Геннадий Алексеевич был единственным настоящим старшим товарищем во всех смыслах каждого из этих трех слов. Мне вспоминается песня, которую я еще в детстве слышала по радио: Дари огонь, как Прометей! И для людей ты не жалей Огня души своей! Эти слова я бы с уверенностью сказала про Геннадия Алексеевича Головатого: click here

Lerika: Яблонька пишет: Загвоздина была уже основательно запугана со стороны КГБ То есть даже создание организаций инвалидов не приветствовалось, как я понимаю... Но это же, в принципе, безобидно было для власти...

Яблонька: Лев Индолев пишет: ....По мысли Т. В. Загвоздиной, "Прометей" был первым этапом объединения, за ним предполагалась регистрация его в качестве настоящего общества инвалидов. Льву Николаевичу, конечно, виднее, какие мысли были у Т.В. Загвоздиной, но за себя-то я точно знаю - я никогда не думала и не мечтала, что товарищество взаимопомощи инвалидов "Искра" когда-нибудь будет "зарегистрировано" и что таким образом будет создано Всероссийское Общество Инвалидов (ВОИ). Разговоры среди искровцев, конечно, ходили, что, мол, хороошо, если бы Общество Инвалидов было создано. Но все мы прекрасно понимали, что "Искра" - это "Искра", ВОИ - это ВОИ. И что "Искра" когда-то перестанет существовать, а ВОИ когда-нибудь будет создано. Так и произошло! Правда, нам казалось, что ВОИ в СССР будет создано еще очень нескоро. Как мы тогда говорили, "в 21 веке". И уж, разумеется, мы не считали себя и нашу "Искру" - чем-то "ненастоящим", а ВОИ - чем-то таким далеким, идеальным и "пределом мечтаний инвалида". Вовсе нет! Мы дорожили нашей организацией и нашими отношениями Мы любили пошутить, что слова "искра" и "искренность" - однокоренные. А мечтали мы ... о компьютерах, которые у нас появятся "в 21 веке" и которые помогут нам дружить, общаться и узнавать еще больше нового и интересного, а так же предоставят нам такие возможности, о которых мы сейчас даже и не догадываемся. Надо сказать, что наши мечты сбылись (хотя не все искровцы дожили до появления у них компьютеров), а что касается ВОИ - наше не слишком восторженное отношение к этой идее тоже оправдалось. Хотя, например, Таня Сухоева (ник в инете - Яна) в итоге возглавила местное ОИ - кто бы из нас мог в те годы об этом даже подумать? Что верно, то верно - "старшие товарищи" мечтали, горели и боролись за создание ВОИ, а мы, конечно, не возражали, но пытались добиться от "старших товарищей", а чего, собственно, такого они хотят и добиваются? Зачем нужно это самое ВОИ, чем станет благодаря ему лучше жизнь людей с инвалидностью? "Старшие товарищи" удивлялись, что же тут такого непонятного? Ведь это будет официальное общество! Ну, мол, типа ВОС и ВОГ. В ответ я интересовалась: "Ну, хорошо, пусть будет, я не против. Но чем же лучше живется в России незрячим и глухим людям, чем опорникам? Чему вы предлагаете позавидовать, к чему стремиться?" В ответ я слышала, какие мы такие-сякие "инфантильные". Мол, "надо добиваться создания ВОИ - это самое главное, а вы какой-то ерундой занимаетесь - стихи, рисунки". Мол, непатриотично. Я пыталась понять:"А что патриотично?" И мне принесли для изучения три варианта Устава будущего ВОИ, а потом приносили новые, доработанные варианты этих Уставов. Я честно пыталась понять, что к чему и с грустью наблюдала, как три "старшие товарища" до хрипоты доказывали друг другу, чей Устав лучше, по какому именно Уставу должно быть создано и начать работу Всероссийское ОИ.

Яблонька: Лев Индолев пишет: ...Уже тогда "прометейцы" на свой страх и риск писали письма на имя Л. Брежнева и А. Косыгина с обоснованием пользы от консолидации этих людей: у одних – крепкие руки, у других – светлые головы. Тамара Загвоздина предостерегала от коллективных писем, – тогда они расценивались как вызов властям и политическая крамола... То есть получается, что письма писались коллективные - от имени товарищества "Прометей", но при этом руководитель "Прометея" предостерегала прометеевцев от написания коллективных писем... Н-да... Как же все загадочно! Lerika пишет: То есть даже создание организаций инвалидов не приветствовалось, как я понимаю... Но это же, в принципе, безобидно было для власти... Наташа! Спасибо за интерес к теме! Я, конечно, не могу точно сказать, приходили ли к Загвоздиной из КГБ и тем более я не знаю, сколько раз и о чем вели беседы. Но ко мне как к руководителю "Искры" приходили и не раз. Приходили и к другим искровцам, из-за чего некоторые искровцы отошли от товарищества, прекратили переписку. Поэтому я и думаю, что наверняка приходили и к Т.В.Загвоздиной, и не только к ней, но и к другим прометеевцам. Мб, как раз кгбэшники и восстановили Тамару Владимировну Загвоздину против меня и против товарищества "Искра" - как знать? После создания МГОИ и прекращения деятельности "Искры" КГБ оставило меня в покое. Я отошла от руководства, когда поступила в Университет. Передала работу активу. Работа продолжалась еще года полтора-два и постепенно завяла. Не то, чтобы без меня завяла. Один из мотивов был - "Конверты подорожали, извините". Лев Индолев пишет: ...Конечно, никакой политикой "Прометей" не занимался. Т. Загвоздиной интересовались "компетентные органы", письма "Прометея" прочитывались, но так как в них не содержалось ничего запретного, на деятельность товарищества смотрели сквозь пальцы: пусть, мол, калеки общаются втихую. Вот ведь и Индолев пишет, что "компетентные органы" "интересовались" Загвоздиной. Разумеется, искровские письма тоже не всегда доходили, а если доходили, то вскрытые и часто без Устава товарищества. Устав кгбэшники изымали довольно часто - а мы его рассылали для ознакомления новым искровцам. Нередко искровские активисты получали письма:"Письмо пришло вскрытым и без Устава "Искры". Пришлите, пожалуйста, Устав еще раз". Лев Индолев пишет: "Прометей", ее детище, проработал около 10-15 лет, пока у Тамары доставало сил. С "Искрой" все было, конечно, не так печально. деятельность прекратилась, когда существование заочной организации, существующей по переписке, пожалуй, исчерпало себя. Конечно, не для всех... Многие (примерно каждый пятый) писали, сожалели, что "Искра" погасла. Но я, хоть и разделяла это сожаление, понимала, что на то она и искра, чтобы погаснуть. Всему свое время. Я верила, что со временем будет создано что-то еще (хотя и не знала, что именно).

Lerika: Яблонька пишет: После создания МГОИ и прекращения деятельности "Искры" КГБ оставило меня в покое А сейчас не беспокоят они никак? Я вот не могу понять... У меня тупой вопрос возникает :) Что их не устраивало? Создание таких организаций, как формирование гражданского общества? Я плохо понимаю, как организации инвалидов могли повредить советской власти... Хотя это, может быть, сейчас так кажется.. с высоты прожитых свободных лет, так сказать :)

Lerika: Яблонька А эта организация "Искра" была только заочной? То есть ее участники никак не общались в реале? Тем более, тогда не понимаю, что так напрягало "компетентные органы"...

Яблонька: Lerika пишет: А сейчас не беспокоят они никак? Могу только еще раз сказать - с тех пор, как я в МГУ поступила и деятельность "Искры" начала потихоньку угасать, никто из КГБ больше ко мне не приходил. По времени это совпало с созданием МГОИ, так что чем вызвано "угасание интереса" ко мне и к "Искре" - не знаю... Мб, времена переменились... Мне сказали, что в скором времени после этого КГБ переформировалось в ФСБ - в каком году произошло переформирование и чем было вызвано - не знаю, не интересовалась Lerika пишет: Что их не устраивало? КГБ не устраивало мое знакомство и общение с инвалидами-правозащитниками. Конкретно - с Валерием Фефеловым и его супругой - Ольгой Зайцевой. А до Загвоздиной, вероятно, каким-то образом эхо донесло сей факт (или сами кгбисты что-то ей сказали). Валерий Фефелов о себе: ...родившийся в России и проживший в ней 33 года... Надо же... А мне он казался старше Наверное, потому, что общались мы с Валерием и его супругой в годы моей юности. Надо же... И в Германии ему покоя нет - в России КГБ устраивали обыски, в Германии - немецкие "криминалисты" http://www.zavtra.ru/cgi/veil/data/zavtra/00/332/66.html Про В.Фефелова: ...КГБ провел у него пять обысков. http://www.pchela.ru/podshiv/18/ck.htm Сразу скажу - у меня и у искровцев - ни одного. С нами только беседы проводили Lerika пишет: Что их не устраивало? Создание таких организаций, как формирование гражданского общества?.. Мб, здесь ответ? Из статьи неизвестного мне Вячеслава Долинина "Инвалиды против ЦК КПСС" (статья из журнала "Пчела" - 1999 год): Всякую попытку создания независимых ассоциаций власть пыталась пресечь. Молчание общества - залог прочности тоталитарного режима. Однако в 70-е годы стало очевидно, что КПСС и КГБ теряют контроль над общественными процессами. В это время создаются первые независимые профсоюзы, творческие объединения, правозащитные группы и т. д. Неконтролируемые властью процессы затронули и наиболее бесправные социальные слои, в том числе и инвалидов. В мае 1978 года была сформирована Инициативная группа защиты прав инвалидов в СССР (ИГ). Ее создателями были Юрий Киселев из Москвы, Валерий Фефелов из Юрьева-Польского и Файзулла Хусаинов из Чистополя. Я была лично знакома и общалась с Юрием Ивановичем Киселевым и с Валерием Фефеловым. С Файзуллой Хусаиновым я знакома не была ( не общались ни разу). Но Валерий с Ольгой не раз приезжали в дом инвалидов, где я в то время жила, и мы общались достаточно долго и подробно. Раза два ко мне приезжал Юрий Иванович Киселев, но в здание не заезжал (он колясочник) - я выезжала к нему на улицу. С ним мы общались не очень долго.

Яблонька: Учитывая, что Инициативная группа правозащитников была создана в 1978 году, а "Искра" - в 1979-м, Т.В. Загвоздина вполне могла сделать ошибочный вывод, что "Искра" создана примерно с теми же целями, что и это микрообъединение правозащитников. Ну, а то, что она считала Валерия Фефелова "тайным руководителем" "Искры", то чего только порой людям с перепугу не померещится Юрий Киселев родился в 1932 году. В 1945 он попал под трамвай и лишился обеих ног. Несмотря на увечье, окончил Строгановское художественное училище. В борьбу за права инвалидов Киселев включился еще в 1956 году, когда было распущено объединение инвалидных артелей Всекоопинсоюз. Тогда инвалиды Москвы провели демонстрацию протеста против роспуска Всекоопинсоюза. На Старую площадь к зданию ЦК КПСС выехали 30 человек в колясках. Власти не решились разгонять демонстрантов. С пятью делегатами от инвалидов чиновники из ЦК провели переговоры. Среди участников переговоров был и Юрий Киселев. Советские СМИ эту демонстрацию "не заметили". Выступление инвалидов на Старой площади было первой несанкционированной демонстрацией граждан, выдвинувших социально-экономические требования, в послесталинском Советском Союзе. Валерий Фефелов родился в 1949 году. Работая киномехаником, окончил вечернюю школу. В 1966 стал электромонтером в Сельэнерго. Отработал всего восемь месяцев - при падении с опоры линии электропередач получил травму позвоночника, и с тех пор передвигался в инвалидной коляске. Эту коляску Фефелов получил только после того, как написал заявление в Политбюро ЦК с отказом от советского гражданства. Отказ он мотивировал нарушением своих конституционных прав. Поскольку Валерий прожил в России 33 года, делаю вывод, что эмигрировал он в 1982 году. Он пытался со мной переписываться, но переписка у нас с ним не сложилась (по разным причинам). Тем не менее, КГБ продолжало меня периодически "навещать" (к счастью, не слишком часто). Наташа! А может быть, Загвоздина испугалась вот этого: Ссылаясь на полную бесполезность, а то и опасность обращения в официальные органы, эта группа через радиостанции "Свобода" и "Голос Америки" обратилась к мировому сообществу с просьбой потребовать от советского правительства соблюдения прав инвалидов и улучшения их социального обеспечения. Они призвали инвалидов страны вспомнить о своем человеческом достоинстве, объединиться в инициативные группы взаимопомощи и активно бороться за создание своего общества. Но я назвала "Искру" товариществом взаимопомощи, разумеется не по призыву западных "голосов", а все-таки именно потому, что там назывался загвоздинский "Прометей".

Яблонька: В апреле 1980 года Фефелов был предостережен по Указу ПВС от 25 декабря 1972 об ответственности за антисоветскую деятельность. Любопытно, что текст этого Указа до сих пор не обнародован. Его жену, медсестру Ольгу Зайцеву, также входившую в ИГ, шантажировали сотрудники КГБ. Помимо "кнута" (угрозы увольнения с работы, лишения материнства и т. д.), КГБ прибегал и к "прянику" - обещанию выделить новую квартиру в обмен на прекращение правозащитной деятельности. В мае 1982 во время очередного обыска Фефелов отказался отдать сотрудникам КГБ пишущую машинку. Машинку отняли у него силой. Тогда же против Фефелова было возбуждено дело по ст. 191 УК РСФСР (Сопротивление представителю власти). Под угрозой ареста Фефелов с супругой в октябре 1982 года эмигрировали. Оказавшись в эмиграции, Фефелов продолжил активную деятельность. Он сотрудничал с правозащитными организациями, участвовал в международных конференциях, посвященных правам человека. У Ольги Зайцевой было 2 сына от первого брака. Чем правозащитная деятельность отличается от антисоветсткой, я не понимала тогда и не понимаю до сих пор. Чего опасалась Загвоздина, в общем-то понятно. Хотя из искровцев, к счастью, никто не пострадал. Подвергались репрессиям и те, кто формально не входил в ИГ, но оказывал ей поддержку. Так, инвалид детства Николай Павлов из Белгородской области, в 70-е уже отсидевший срок по политическому обвинению, в 1981 был снова арестован и приговорен к пяти годам лагерей по ст. 70 УК (Антисоветская агитация и пропаганда). Инвалид ВОВ из Новосибирска Василий Первушин, подписавший ряд документов ИГ, в 1983 был арестован и направлен на принудительное "лечение" в спецпсихбольницу в Алма-Ату. В годы сталинского правления, в отличие от тысяч других инвалидов войны, Первушин избежал насильственного выдворения на остров Валаам, но в психбольницы из-за политических убеждений его помещали неоднократно. Окончательно Первушина освободили в январе 1988 года. Преследования активистов движения за права инвалидов были частью репрессивной политики правящего режима, ужесточившейся в начале 80-х. Подавляя оппозицию, власти надеялись избежать опасных для себя политических последствий общего кризиса коммунистической системы. С Н.Павловым и В.Первушиным я знакома не была. Общих знакомых у нас с ними тоже не было. Во всяком случае, В.Фефелов и Ольга Зайцева про этих людей мне не рассказывали ничего. Требование Инициативной группы мне казалось странным: Главной задачей Инициативной группы является содействие в создании Всесоюзного общества инвалидов, т. к. мы считаем, в создавшемся положении только сами инвалиды могут отстаивать свои права, не передоверяя это никаким равнодушным опекунам типа Министерства социального обеспечения и т. п. Когда я интересовалась, как они себе представляют, что ВОИ, являясь официальной организацией (то есть, по моим представлением, кругом зависимой от государства) будет отстаивать права инвалидов, "старшие товарищи" отвечали:"Вот увидишь! Главное, чтобы было создано ВОИ - и все будет хорошо! Вообще - у инвалидов будет все!" Я, конечно, не отвечала, что они "наивные" ("наивной девушкой из дома инвалидов" называли меня обычно большинство "старших товарищей", а я не возражала, полагая, что им видней), я просто очень удивлялась и почему-то настроение у меня портилось http://www.pchela.ru/podshiv/18/ck.htm

Яблонька: Lerika пишет: Я плохо понимаю, как организации инвалидов могли повредить советской власти... Инициативная группа правозащитников выпускала бюллютени, в которых описывала конкретные случаи нарушения прав человека. Информация шла на Запад, в Европу. Общение правозащитников с руководителями инва-организаций (теоретически) делало возможным доступ к "секретной" информации о нарушении прав людей с инвалидностью в СССР. Но практически в этих изданиях ни разу не был упомянут никто из искровцев. Что же касается меня, то дом инвалидов, в котором я жила и в котором Ольга и Валерий бывали лично, упомянут был, но без подробностей и без упоминания обо мне и о семейной паре колясочников, которые меня с Валерием и Ольгой и познакомили. Вот упоминание Валерия про дом инвалидов, в котором я жила: Читающий эти строки, если будете в Москве, зайдите в дом инвалидов на ул. Лосиноостровская, д. 27. Поинтересуйтесь жизнью его обитателей. Этот дом инвалидов находится в столице СССР и считается показательным. Но даже там вы почувствуете атмосферу заброшенности, царящую во всех подобных заведениях. http://forum.mer-maids.com/cms_view_article.php?aid=119 Далее Валерий рассказывает про Бориса Москаля - не помню, состоял ли он в "Искре", но я с ним общалась по переписке достаточно долго. И вообще-то его имя было Борислав.

Яблонька: Lerika пишет: А эта организация "Искра" была только заочной? То есть ее участники никак не общались в реале? Тем более, тогда не понимаю, что так напрягало "компетентные органы"... Наташа! Организация была заочной, но общение между людьми, которые познакомились по переписке, вполне могло переходить и переходило в очное. От фото к общению по телефону и к звуковым письмам (на магнитофоне). А те, кто мог и хотел, конечно, встречались. Почему бы и нет? С одной искоркой из Твери мы поддерживаем общение до сих пор. Постепенно сложилась структура организации, о чем почему-то не упоминается в "Истории" Льва Индолева, хотя, по-моему, это важно. Я не знаю, был ли структурирован "Прометей", но "Искра" была разделена на региональные группы. У каждой группы был свой руководитель - группорг. Например, Ирина (та самая искорка из Твери) руководила группой (до нее этой же группой руководила Марина из Тверской области). У каждой группы было свое название. Насколько помню, группа с центром в Твери называлась "Солнышко". Была и московская группа, которая называлась "Надежда". Московской группой руководила Галина Лебедева. Как это ни печально, Галочки давно уже нет среди живых. Наташа, а Вы считаете, это принципиально (для КГБ) - было общение очное или только заочное? Они в беседах со мной на этом акцент не делали

Яблонька: Лев Индолев пишет: Одновременно с правозащитным движением, а скорее, даже раньше , с начала 70-ых годов, в разных регионах России возникают и действуют неформальные объединения тяжелых инвалидов. Если говорить о начале 70-х годов, то это говорить о "Прометее". Если говорить о правозащитном движении, то Инициативная группа была создана в 1978-м году, а в 1982-м Фефелов эмигрировал, так что я уже даже не знаю, продолжали ли они существовать как группа или с той поры вели правозащитную работу уже сами по себе. "Искра" возникла в 1979-м году и просуществовала приблизительно 10 лет. Когда возник "Корчагинец", точно не помню, но, по-моему, в начале 80-х. Он называл себя "клубом", но был структурирован примерно так же, как "Искра" - по регионам. Я не знаю, почему Индолев делает такой акцент на "тяжести" инвалидов и совсем не упоминает людей без инвалидности, которые принимали участие в деятелньости "Искры" точно, в деятельности "Корчагинца" - наверное (я не знаю наверняка, но почему би и нет? Ведь в "Искре" такие люди были). Относительно "Прометея" - Лев Индолев делает особый акцент на тяжелом состоянии здоровья и весьма нелегкой судьбе руководителя, а потом как-то вскользь дает понять, что тяжелобольных было много. Может быть, и много, но не ведь не все. К тому же людям свойственно быть разными Например, та же Лилия Вахтина (колясочница из Москвы), о которой Лев Индолев пишет как о члене товарищества "Прометей", была замужем. Ее муж был тоже с инвалидностью. Я могу ошибаться, но у меня сложилось впечатление, что Московская организация инвалидов (МГОИ) было создано во многом благодаря Лилии Вахтиной. В 80-х годах я познакомилась с москвичкой-колясочницей Светланой Хохловой - знакомство произошло в Крыму, в спинальном санатории. Светлана оказалась тем редким человеком из числа "старших товарищей", кто отнесся с пониманием и уважением. Светлана, узнав, что я создала клуб "Крылья", присоединилась и к нам. Ник на форуме "Крылья" - Васса.

soave: Яблонька пишет: Была и московская группа, которая называлась "Надежда". Московской группой руководила Галина Лебедева. Оля, а вы руководили всеми этими группами в разных городах?

Lerika: Яблонька пишет: Наташа, а Вы считаете, это принципиально (для КГБ) - было общение очное или только заочное? Ой, я даже не знаю.. Я вообще плохо понимаю логику всяких разведслужб, если честно Но меня просто по-прежнему поражает (хотя уже пора привыкнуть, наверное), насколько пристальным был контроль за частной жизнью советских граждан. Вместо того, чтобы помогать развиваться гражданскому обществу, они давили его на корню. Неудивительно, что мы никак не можем и теперь избавиться от последствий этого. Но с другой стороны, по сравнению с тем, что было, прогресс, конечно, огромный. Хотя бы такого контроля нет, - и это уже хорошо. Вообще, вот эта информация, которую Вы тут выкладываете, кажется мне крайне важной. Оказывается движение за права инвалидов в России тоже имеет свою историю. Я это знала весьма смутно. Мне кажется, это очень важно знать всем. А то новое поколение мало что понимает... К сожалению, люди не анализируют, не размышляют... Они воспринимают, как должное, весь тот набор свобод, которые мы имеем на данный момент. Они не понимают, что эти свободы приобретаются в ходе борьбы людей за свои права. И что зачастую эти свободы оплачены ценой человеческих страданий... Лично мне кажется очень важным доносить эту простую истину до как можно большего количества людей. А то, такое ощущение создается, что современная молодежь этого совсем не понимает... Да, еще, конечно, госпропаганда делает свое дело. В общем, все это печально И тем не менее, еще раз спасибо за такую важную информацию. И еще мне интересно, как проистекало в основном общение участников "Искры"? То есть, просто переписывались? А какие темы по переписке обсуждали? Насчет обучения, работы, отстаивания своих прав? Или просто было и общение по интересам? Просто интересно, как в советское время действовала организация инвалидов...

Яблонька: soave пишет: Оля, а вы руководили всеми этими группами в разных городах? Я руководила "Искрой" в целом, группами руководили группорги. Но это были не группы в разных городах, это были заочные региональные группы. Но да, руководство шло по принципу "демократического централизма" - группорги писали мне отчеты, я была в курсе всего. Этим товарищество "Искра" отличалось от клуба "Корчагинец", в котором было в 8 раз больше народа и не было четкой информации, что, где, когда. Lerika пишет: Вообще, вот эта информация, которую Вы тут выкладываете, кажется мне крайне важной. Наташа! Спасибо за внимание и поддержку! Я все как-то не решалась вносить коррективы в то, что написал такой авторитет, как Лев Индолев (у которого лично я и наша "Искра" не очень-то в авторитете, впрочем, как и у большинства "старших товарищей"), но в какой-то момент я подумала - "Если я не напишу правду об "Искре", кто же напишет?" По-моему, больше некому...

Lerika: Яблонька Кстати, еще хотела бы добавить... Я вообще их побаиваюсь, если честно. Поэтому у меня вызывают восхищение люди, которые несмотря на то, что ими интересовалось КГБ, продолжали делать свое дело. Мне кажется, для этого нужно иметь огромное мужество, веру в свои силы, в свое дело... Очень много внутренних сил нужно иметь, и не у каждого они есть. Поэтому такие люди, - те, что приближали создание гражданского общества в России (да еще в условиях тоталитарного режима), - они достойны уважения.



полная версия страницы